kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок состязание «Особенности строения пищеварительной, дыхательной,выделительной, кровеносной систем многоклеточных животных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Обобщить, систематизировать знания учащихся о взаимосвязи строения и функций внутренних систем: пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной многоклеточных животных.

Задачи: Добиться систематизации знаний учащихся о взаимосвязи строения и функций внутренних систем; развивать умения сравнивать, размышлять, анализировать, обобщать, делать выводы; сопоставлять теоретические и практические учения, полученные на уроках; работать в группах; развивать внимание, аккуратность, наблюдательность, целеустремленность; воспитывать формирование диалетико-материалистического мировоззрения у учащихся на основе взаимосвязи строения и функций внутренних систем многоклеточных животных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок состязание «Особенности строения пищеварительной, дыхательной,выделительной, кровеносной систем многоклеточных животных» »





Урок состязание

«Особенности строения

пищеварительной, дыхательной,

выделительной, кровеносной

систем многоклеточных животных»





для 6 класса



















Кириллина Т.Н. СОШ №15 п.Карабас

Цель: Обобщить, систематизировать знания учащихся о взаимосвязи строения и функций внутренних систем: пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной многоклеточных животных.

Задачи: Добиться систематизации знаний учащихся о взаимосвязи строения и функций внутренних систем; развивать умения сравнивать, размышлять, анализировать, обобщать, делать выводы; сопоставлять теоретические и практические учения, полученные на уроках; работать в группах; развивать внимание, аккуратность, наблюдательность, целеустремленность; воспитывать формирование диалетико-материалистического мировоззрения у учащихся на основе взаимосвязи строения и функций внутренних систем многоклеточных животных.

Методы обучения: исследовательский, эвристический, обще-дидактический, наглядный, ученические дискуссии.

Формы урока: Групповая, коллективная.

Тип урока: Урок-состязание.

Оборудование: Таблицы «Внутреннее строение беспозвоночных животных», «Внутреннее строение позвоночных животных», кроссворд, карточки, лист с биологическим диктантом.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на уроке биологии и вы думаю меня тоже, поэтому наша совместная работа будет интересной, полезной и дружелюбной. Посмотрите друг на друга, какие вы сегодня радостные и подарите своему соседу улыбку. Ведь именно с улыбки начинается хорошее настроение и именно она является ключом к душе каждого человека, к пониманию друг друга. Улыбнись? А теперь настроимся на творческую работу и начнем урок.

На партах у вас лежит кружок с цифрами 1,2 на нем вы нарисуете ротик, где цифра 1, если у вас грустное настроение, значит, уголки рта опускаем вниз, если у вас хорошее настроение уголки рта поднимаем вверх. Поднимите, пожалуйста, ваш кружочек. А теперь отложите его, до конца нашего урока.

На предыдущих уроках мы с вами знакомились с внутренними системами многоклеточных животных, с их строением и функциями. Назовите, пожалуйста, изученные нами системы.

Цель нашего урока заключается в том, чтобы обобщить, систематизировать полученные знания о взаимосвязи строения и функций внутренних систем: пищеварительной, дыхательной, выделительной и кровеносной многоклеточных животных.



II. Обобщающее повторение.

Учитель: Наш урок, урок-состязание, где вы будете работать в группах, выполняя задания пяти этапов. В каждой группе имеется свой спикер, которого заранее выбрали, каждый будет проводить творческую работу выполнения заданий внутри группы. Кроме того у нас присутствует жюри, которое оценит ваши работы. Итак начинаем, наш первый этап называется «Биологический диктант».

I этап «Биологический диктант».

Учитель: Целью этого этапа является проверить ваши умения работать с глоссариями, т.е. с биологическими понятиями. Перед вами лежат 10 биологических понятий, необходимо дописать их значения. Чья группа первая закончит, спикер поднимает руку. За каждый правильный ответ 1 балл.

«Биологический диктант».

  1. Эктодерма – наружный слой.

  2. Энтодерма – внутренний слой.

  3. Зоб – расширенная часть пищевода.

  4. Дыхание – поглощение кислорода животными, использование его в окислительно-восстановительных процессах и выделение углекислого газа.

  5. Мантия – особая складка кожи у моллюсков.

  6. Трахеи – дыхательные трубочки.

  7. Двойное дыхание – газообмен, который происходит на вдохе и выдохе.

  8. Зеленые железы – орган выделения у ракообразных.

  9. Тромбоциты – нитки крови, участвующие в свёртывании кров.

  10. Замкнутая кровеносная система – кровь движется всё время по сосудам и с полостной жидкостью не смешивается.

Учитель: Молодцы с заданиями справились осталось только передать диктанты жюри, чтобы они проверили и подвели итог. А мы продолжаем наше состязание, а значит проводим второй этап «Проверка домашнего задания»

II этап «Проверка домашнего задания».

Учитель: Целью данного этапа является проверить, как группы подготовились на поставленные перед ними задания. У каждой группы было определенное исследовательское задание, которое они подготовили дома. Давайте прослушаем каждую группу.

1. Группа «Особенности строения пищеварительной системы гидры, дождевого червя, насекомых, птиц и млекопитающих".

Выступление 1 группы: в зависимости от уровня развития и образа жизни многоклеточных животных строение их пищеварительной системы различно. Чтобы просмотреть её постепенное усложнение, сравним несколько представителей животных.

Самая простая пищеварительная система – у кишечнополостных организмов, обитающих в водной среде, например, у гидры. Единственное отверстие – ротовое – связывает полость тела с наружной средой. В него пища поступает, из него же выводится не переваренные частицы. Железистые клетки выделяют в кишечную полость пищеварительный сок, жгутики пищеварительно-мускульных клеток подтягивают измельченную пищу. Пища частично переваривается в кишечной полости, дальнейшее пищеварение происходит в пищеварительных вакуолях. Питательные вещества передаются из клетки в клетку, обеспечивая весь организм гидры.

Пищеварительная система дождевого червя ещё сложнее. Она состоит

Из ротов полости, пищевода, зоба, желудка и кишечника. Под воздействием слюнных желез пища смягчается в зобе, переварив в желудке и кишечной полости.

Грызущие насекомые, например, майский жук, с помощью «зубов» нижней челюсти измельчает кусочки листа. Затем пища попадает через глотку в желудок, измельчается и перемешивается. Пища переваривается в кишечнике и всасывается.

Пищеварительная система птиц имеет более сложное строение. Зубов нет. Для схватывания добычи и её расчленения они используют клюв. У птиц, питающихся преимущественно зерном, пища проходит через зоб, здесь она смачивается, особыми выделениями. У насекомоядных птиц пища попадает через глотку и пищевод в желудок, который состоит из двух отделов: желудочного и мускулистого. В железистом выделяется пищеварительный сок, под воздействием которого пища размягчается. В мускулистом происходит перетирание пищи. Он имеет толстые мышечные стенки с крепким рогоподобным слоем, в нём пища перетирается. В результате пища, превращенная в кашицу, поступает в тонкий, а затем в толстый кишечник. Толстая кишка у птиц короткая. Она переходит в клоаку. Почти все млекопитающие имеют зубы трех видов: резцы, клыки и коренные зубы. Общая и отличительная черта – зубы имеют корни, которыми они укреплены в лунках челюстей. У многих грызунов растительноядных развиты резцы, а клыков нет, у хищных млекопитающих резцы слабые, но клыки мощные.

У млекопитающих пища изо рта поступает в глотку, затем в пищевод, желудок, а из него в кишечник. Во всех отделах пищеварительной системы на пищу действуют различные пищеварительные соки.

В ротовой полости пища смачивается слюной и измельчается. Здесь же начинается расщепление крахмала и сахара. Измельченная пища поступает через глотку и пищевод в желудок. У большинства млекопитающих желудочек однокамерный. У животных – многокамерный, преимущественно – четырехкамерный. Через пищевод пища попадает в рубец, где сбраживается. Из рубца – сетку или отрыгивается в ротовую полость, где вновь пережёвывается, проглатывается и попадает в книжку. Таким образом в книжку поступает вторично пережёванный корм. Здесь он окончательно перетирается и проходит в сычуг. Сычуг соответствует простому однокамерному желудку большинства млекопитающих. Частично переваренная пищевая кашица малыми порциями проходит в тонкую кишку, где продолжается пищеварение под влияние пищеварительных соков, желчи и ферментов поджелудочной железы. Слизистая оболочка тонкой кишки покрыта ворсинками, к которым подходят капилляры и лимфатические сосуды. Через них питательные вещества поступают в кровь и разносятся во все ткани организма. Не переваренная пища проходит в толстую кишку, где происходит интенсивное всасывание воды, а остальная пищевая масса уплотняется и выводится наружу через прямую кишку.

Вывод: Таким образом, у всех животных несмотря на различия в строении и расположении, функции органов пищеварения одинаковы. Особенности пищеварительной системы зависят от того, чем животные питаются.

Учитель: Спасибо ребятам 1 группы, давайте выслушаем 2 группу их тема: «Рассказать о строении дыхательной системы многоклеточных животных в следующей последовательности: гидра→дождевой червь → улитка → жук → рыба → лягушка→ птица → млекопитающие.

Выступление 2 группы: У гидры органы дыхания отсутствуют. Она поглощает кислород, растворенный в воде, поверхностью тела. углекислый газ из клеток наружного слоя выделяется непосредственно в воду, из клеток внутреннего слоя – в кишечную полость. Газообмен у гидры происходит в каждой клетке.

У каждого червя кислород проникает в тело через влажную слизистую кожу, попадает в кровеносную систему, а она доставляет его во все клетки ткани и органы. Образованный в клетках углекислый газ выводится через кожные покровы.

У садовой улитки под краем раковины помещается дыхательное отверстие. Изнутри к раковине прилегает особая складка кожи, которая называется мантией. Мантийная полость, расположенная между телом и мантией, служит улитке органом воздушного дыхания.

Жуки дышат с помощью трахей. По краю спинной стороны их тела на каждом членике видны мелкие отверстия – дыхальца. Через эти дыхальца воздух проходит в трахеи. Трахеи – это сеть разветвлённых трубочек, по которым воздух поступает во все внутренние органы, вплоть до конечностей. Когда сокращаются мышцы брюшка, воздух выводится наружу через дыхальца, а когда расслабляются, он засасывается внутрь. Таким образом кровь у жуков в дыхательном процессе не участвует.

Рабы непрерывно глотает воду. Вода из ротовой полости поступает через жаберные щели на жаберные тычинки. Здесь она очищается от песка и других примесей, а затем омывает лепестки и выходит наружу из-под жаберных крышек. Жаберные лепестки пронизаны мельчайшими кровеносными сосудами. Растворённый в воде кислород поступает в кровь. Из крови в воду выходит углекислый газ. Дальше кислород расходуется на получение энергии из питательных веществ.

Лягушка дышит лёгкими. В дыхании у неё участвует и кожа, так как лёгкие развиты слабо и не могут обеспечить газообмен на должном уровне. Лёгкие лягушки имеют вид продолговатых мешочков с тонкими эластичными стенками, в которых разветвляется множество капилляров. Воздух в лёгкие входит за счёт сокращения мышц дна ротовой полости. Когда дно ротовой полости опускается, создается пространство, куда через ноздри проникает воздух. При поднятии дна ротовой полости и соприкосновении его с нёбом ноздри закрываются и воздух через гортань проталкивается в лёгких. Здесь происходит газообмен: кислород воздуха проникает в капилляры, а углекислый газ переходит из крови в воздух, который затем выводится наружу. Через кожу лягушки могут дышать и в воде и на суше. Кожа у неё тонкая и всегда влажная. Она хорошо пропускает кислород, растворений в воде.

У птиц имеются хорошо развитые плотные губчатые лёгкие, которые пронизаны сильно ветвящимися бронхами и густой сетью капилляров. Некоторые ветви бронхов за пределами лёгких, расширяясь между различными внутренними органами, образуют воздушные мешки. Общий объём воздушных мешков в 10 раз больше, чем объём легких. Это уменьшает плотность тела, защищает организм от перегрева во время полёта. Воздушные мешки также участвуют в дыхании.

Лёгкие млекопитающих густо пронизаны бронхами, на концах которых имеются лёгочные пузырьки, оплетённые сетью капилляров. Это обеспечивает активное поглощение кислорода из выдыхаемого воздуха. При вдохе сокращаются межрёберные мышцы и диафрагма, вследствие чего увеличивается объём грудной клетки. Рёбра поднимаются при вдохе и опускаются при выдохе, объем грудной клетки уменьшается.

Вывод: Итак, строение дыхательной системы многоклеточных животных постепенно усложняется в зависимости от уровня их развития и среды обитания: у гидры, червей газообмен происходит через покровы тела; жуки дышат атмосферным воздухом с помощью дыхательных трубочек – трахей; у улитки функцию лёгких исполняет видоизменённая мантийная полость; рыбы – дышат жабрами, лягушки, птицы, млекопитающие дышат с помощью лёгких.

Учитель: Спасибо ребятам 2 группы, приглашаем 3 группу их задание: «Сравнить выделительные системы: дождевого червя, улитки, паука, рыбы, птиц».

Выступление 3 группы: Вредные вещества пребывают в организме в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Они выводятся специализированными органами, которые называются органами выделения.

У дождевого червя органами выделения являются воронка с пучком ресничек и трубочка. Трубочка от воронки проходит в соседний членик и через него – наружу.

У улитки органом выделения являются почки, находящиеся в мантийной полости. Они похожи по строению на органы червей, но более усложнены.

Основными органами выделения у паука являются мальпигиевы сосуды. Это слепые выросты кишечника в виде трубчатых канальцев на границе средней и задней кишок.

Органы выделения всех позвоночных очень схожи. Это почки и мочеточники. Моча из почек по двум мочеточникам поступает в мочевой пузырь. Но у различных видов животных имеются некоторые особенности. Так у птиц нет мочевого пузыря. Образовавшаяся моча из почек по мочеточникам оттекает у них прямо в клоаку и выводится наружу. Отсутствие мочевого пузыря облегчает вес птиц, что немаловажно при полете.

Вывод: таким образом, выделение – это важный характерный для живых организмов процесс, хотя органы выделения у различных животных различны, но функции их одинаковы, и заключаются в отфильтровывании, сборе и выведении из организма вредных веществ.

Учитель: Спасибо ребятам за выступление и продолжает 4 группа с заданием: «Обсудить изученный материал о строении и функции кровеносной системы у беспозвоночных, земноводных, птиц, млекопитающих».

Выступление 4группы: Кровеносная система дождевого червя образована спинным и брюшным кровеносными сосудами, соединёнными между собой кольцевыми сосудами в каждом членике. От спинного и брюшного кровеносных сосудов отходят мелкие кровеносные сосуды – капилляры, пронизывающие кожу, органы выделения, пищеварения, нервной системы и другие внутренние органы червя.

Движение крови происходит благодаря сокращению и расслаблению стенок пяти более крупных кольцевых сосудов передней части тела, выполняющих роль сердец. Кровь движется всё время по сосудам и с полостной жидкостью не смешивается. Такую кровеносную систему называют замкнутой.

У улиток, раков, пауков и насекомых – незамкнутая кровеносная система: кровь из сердца выталкивается в сосуды, затем – в мелкую сеть капилляров, а по ним поступает в полость тела. она смешивается с жидкостью полости и омывает все органы, затем через специальные отверстия заканчивается в сердце.

У большинства моллюсков сердце хорошо развито и состоит из желудочка и предсердий (1-4). У раков, пауков и насекомых сердце – это часть спинного сосуда. Оно разделено на капилляры, боковые стенки которых пронизаны отверстиями, через них в сердце засасывается в кровь.

Сердце земноводных состоит из трёх камер: желудочка и двух предсердий. Кровь от всех органы собирается в вены и поступает в правое предсердие. В этой крови содержится много углекислого газа. В левое предсердие поступает кровь из лёгких, насыщенная кислородом. При сокращении предсердий кровь выталкивается в желудочек. Здесь она частично смешивается. Из желудочка по крупной артерии кровь поступает ко всем органам и отдает кислород и питательные вещества. Обратно венозная кровь насыщенная углекислым газом, возвращается в правое предсердие.

У земноводных – два круга кровообращения: малый круг кровообращения – от сердца к органам дыхания и обратно к сердцу (артериальная кровь); большой круг кровообращения – от сердца (смешанная кровь) по артериям ко всем органам и обратно к сердцу (венозная кровь). И только к головному мозгу течёт артериальная кровь. Сердце птиц и млекопитающих – четырёхкамерное. Желудочек имеет полную перегородку, которая делит сердце на две половины, в результате чего их кровь не смешивается. К органам поступает богатая кислородом артериальная кровь, а к лёгким – венозная.

Выводы: Таким образом, различают 2 типа кровеносной системы. У животных с незамкнутой кровеносной системой (моллюски, пауки, раки, насекомые и др.) кровь вступает в соприкосновение со всеми тканями тела. В замкнутой кровеносной системе (все позвоночные, дождевые черви и др.) кровь всё время движется по сосудам. Кровеносная система имеется у всех многоклеточных животных, строение её различно у разных типов животных и усложняется по мере их развития.

Учитель: Спасибо ребята за выступление. Мы заслушали выступление всех групп и насколько вы справились с заданиями, оценит наше жюри.

Итак, ребята время пришло для проведения третьего этапа «Вопросы друг другу».

III этап «Вопросы друг другу».

Целью этого этапа является проверить ваши умения работать с учебником.

Задание: каждая группа должна составить по своему домашнему заданию другим группам по одному вопросу.

Выполнение задания:

Учащиеся 1 группы: Какие общие черты характерны для пищеварительной системы многоклеточных животных?

Учащиеся 2 группы: Что общего в процессе дыхания многоклеточных животных? Ответ обоснуйте.

Учащиеся 3 группы: В чём сходство и отличие выделительной системы беспозвоночных и позвоночных.

Учащиеся 4 группы: Какая кровеносная система называется замкнутой? Какова её особенность?

Подведение итогов.

Учитель: Молодцы, ребята, сейчас жюри подведет итоги.

Учитель: Урок-состязание продолжается и мы с вами подошли к четвёртому этапу, который называется «Кроссворд».

IV этап «Кроссворд».

Целью этого этапа является не только проверить ваши умения и знания, но и способность быстроты мышления. Вам даётся 5 минут.

Выполнение задания:

















Учитель: Все группы справились с четвёртым этапом. Отдаём кроссворды жюри для подведения итогов. Следующий этап заключительный называется «Что здесь лишнее?»

V этап «Что здесь лишнее?».

Учитель: Перед вами карточки, посмотрите на них. Целью данного этапа является проверить знания о внутренних органах принадлежащих к определённой системе. Вот вам задание: Определить какой орган здесь лишний.



































Учитель: Слушаем спикеров группы о выполненном задании.

Жюри объявит результат.

III. Итог.

Учитель: О строении и функции каких внутренних систем мы сегодня говорили? Одинаковы ли у животных органы одной системы? А одинаковую ли функцию они выполняют? К какому выводу мы пришли?

Вывод: Хотя органы у различных видов животных отличаются, функции их одинаковы. Пищеварительная система выполняет функцию пищеварения. Дыхательная система – функцию газообмена. Выделительная система функцию выделения. Кровеносная система – функцию кровообращения. Характерны ли эти процессы для неживой природы?

IV. Комментарий оценок.

V. Рефлексия: Какой этап урока был интересен для вас? А теперь я хочу посмотреть изменилось или нет ваше настроение в течение урока. Возьмите свой кружочек и на обратной стороне нарисуйте ротик


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кириллина Татьяна Николаевна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173665


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства