Хлеб, раствор йода, инструктивные карточки, тесты и т.д.
Время | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Стадия «Вызова» |
1-2 мин | Создание коллаборативной среды | Приветствие учащихся. Психологический настрой (подготовка класса к сотрудничеству). Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Пожелание соседу справа | Пишут пожелание |
| Деление на группы | Геометрические фигурки: треугольник, круг, квадрат | Рассаживаются по группам |
7 мин | Проверка домашнего задания. | Тест. 4-0 – «2» Поменяйтесь тетрадями, проверьте тест вашего одноклассника. Поставьте оценку в оценочный лист. На какие вопросы возникли затруднения? Обсудите эти вопросы в парах. | Ученики каждый индивидуально выполняют тест. |
5 мин | Выявление темы урока «Горячий стул» Подведение к теме урока | Беседа с учащимися. Учитель обращает внимание учащихся на необычную форму урока - урок-исследование, в ходе которого учащиеся будут выступать в роли исследователей. Вызвать одного ученика к доске. На доске записано слово, связанное с темой урока. Группа должна объяснить с помощью ассоциации данное слово, но не называть его вслух, а участник на стуле угадать.Слюна, зубы, язык, зубная щетка «Сегодня на завтрак вы ели бутерброд с колбасой и пили чай с лимоном» Когда вы слушаете эту фразу, у вас непроизвольно начинает выделяться слюна. Любой прием пищи начинается с попадания ее в ротовую полость. Что будет происходить с ней дальше? (Выслушиваю ответы учащихся). как вы думаете ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сегодня на уроке мы узнаем, что происходит с пищей в ротовой полости | Предлагают свои ассоциации Выявляют новую тему урока: «Пищеварение в полости рта» |
| Выявление цели урока | В начале урока задается проблемный вопрос: А пока начнем с завтрака… Ученикам предлагается провести дегустацию кусочка черного ржаного хлеба и ответить на вопросы: 1.«Почему после механической обработки и смачивания пищевого комка слюной хлеб приобретает сладковатый привкус? Что происходит с пищей в ротовой полости? Совместно с учащимися ставит цели урока: - Исследовать и уметь разъяснять особенности процессов пищеварения в ротовой полости. | Записывают тему урока в тетрадях. Учащиеся пытаются решить проблемную ситуацию. Высказывают свое мнение. Выявляют цели урока. |
Стадия «Осмысления» |
5 мин | «Удивительное путешествие агента под кодовым названием «Бородинский» | Задание 1. Выбрать из предложенного текста «Удивительное путешествие агента под кодовым названием «Бородинский» слова, под которыми подразумевается какой-то биологический термин, связанный с процессом пищеварения. Из путешествий Макса и Молли ... Внезапно Макса, Молли и их кота Бактера озарила невыносимо яркая вспышка. Они услышали удар грома и вокруг сомкнулся непроницаемый мрак. Они провалились в безмолвную бездну, планировали, кувыркались. В смоляной темноте близнецы хлопнулись на мокрый комковатый матрац, который немного спружинил. Кругом было тихо... – А мокро тут! – сказала Молли. Вдруг "потолок" и "пол" сомкнулись с чудовищным стуком и началось землетрясение, а "матрац", на котором они сидели, приподнялся, прогнулся, и они соскользнули в глубину. Там их бросило через водопад, как они ни цеплялись за осклизлые стены. Они соскальзывали все ниже... – Держись! – крикнул Макс. – Нас глотают! В это время прямо под собой они увидели довольно широкий уступ, спрыгнули, уцепились за него и с ужасом наблюдали, как струя водопада катится над ними в бездонную черную пропасть. Внезапно уступ откинулся вверх и прижал их к стене. – По-моему, этот уступ – что-то вроде крышки туннеля,– задумчиво сказала Молли... Какие органы относятся к органам пищеварения в ротовой полости? | Работают в группе. Находят основные биологические термины в тексте. Ответы: «комковатый матрац» – язык «потолок» и «пол» – верхняя и нижняя челюсть «землетрясение» – жевание «водопад», «струя водопада» – слюна «осклизлые стены» – слизистая оболочка «широкий уступ» – глотка |
10 мин | Исследовательская работа Защита постера | Учитель знакомит учащихся с планом урока: В ходе групповой исследовательской работы (работа с учебником, дополнительным материалом): 1. Изучить строение зуба. 2. Составить зубную формулу. 3. Гигиена полости рта (план записан на доске). Задание 2. Учитель выдаёт задание группам, инструктирует и координирует их работу. Определяет форму работы и конечный результат – форму отчёта групп перед классом. Сначала каждый работает индивидуально, затем в группе. | Обсуждают в группе, рисуют постер, готовят выступление. Каждая группа защищает свой потер. Ученики внимательно выслушивают выступления групп и одновременно записывают основное в тетрадях, задают вопросы. |
2 мин | Физминутка | «Веселая зарядка» | |
9 мин | Закрепление (лабораторная работа) | Задание 3. Ребята, теперь каждый из вас выступит в роли экспериментатора, выполняя лабораторную работу «Действие ферментов слюны на крахмал». После завершения лабораторной работы, каждая группа озвучит полученные результаты, т.е. вывод, в котором должен быть отражен ответ на проблемный вопрос, который звучал в начале урока. «Почему после механической обработки и смачивания пищевого комка слюной хлеб приобретает сладковатый привкус? Что происходит с пищей в ротовой полости?» | Учащиеся выполняют лабораторную работу сначала каждый индивидуально, затем в группе обсуждают полученные результаты и делают вывод. |
Рефлексия. |
2 мин | Оценивание работы групп | Оценивание вклада отдельного ученика при групповой работе (приложение) | Эксперты с каждой группы оценивают работу каждого учащегося с комментариями |
2 мин | Формативное оценивание урока | «Дерево моих пожеланий» | Пишут свои пожелания |
1 мин | Домашнее задание (на доске) | Изучить п.46 Синквейн Индивидуальное: Составить памятку:«Правила ухода за зубами» | Запись домашнего задания в дневниках |