kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок природоведения в 5 классе по теме:" Строение цветковых растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить учащихся с органами цветковых растений; развивать способности к наблюдению и умение делать выводы из увиденного, быстро отвечать на вопросы, использовать при освоении нового материала полученные ранее знания; воспитывать интерес к биологии и бережное отношение к природе.

Оборудование: презентации « Строение цветковых растений», «Самые, самые» под  музыку Чайковского «Вальс цветов» и « Строение цветка», живые цветы, цветы в горшочках,  гербарий, рабочий лист, видеофрагмент «Путешествие вглубь листа»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок природоведения в 5 классе по теме:" Строение цветковых растений"»

Урок природоведения в 5 классе

Учитель биологии МКОУ «СОШ №1»

Степанова Е.В.

Тема урока: Строение цветковых растений.

Цель: ознакомить учащихся с органами цветковых растений; развивать способности к наблюдению и умение делать выводы из увиденного, быстро отвечать на вопросы, использовать при освоении нового материала полученные ранее знания; воспитывать интерес к биологии и бережное отношение к природе.

Оборудование: презентации « Строение цветковых растений», «Самые, самые» под музыку Чайковского «Вальс цветов» и « Строение цветка», живые цветы, цветы в горшочках, гербарий, рабочий лист, видеофрагмент «Путешествие вглубь листа»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие

Вот прозвенел звонок

И нас позвал он на урок

Сядьте ровно, не крутитесь

Я расскажу вам, дети,

О новой интересной теме.

Успеем на уроке многое узнать

И свои знания показать.

На свете нет ничего дороже мысли.

Думать – самая трудная работа: вот, поэтому, этим занимаются немногие.

Ребята, сегодня нам предстоит искать ответы на простые и сложные вопросы.

В качестве девиза к уроку предлагаю вам слова древнеримского поэта Горация: «Решись быть мудрым». (Слайд)

У каждого из вас есть возможность: получить новые знания, принять участие в эксперименте, оценить свою работу.

Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока можно сидя. Работать мы будем с рабочими листами, которые находятся у вас на столах у каждого.

Дидактическая игра «Три подсказки».

Ребята, вам нужно догадаться, о чём пойдёт речь на уроке, используя подсказки.

Подсказка

  1. Среди этих организмов встречаются хищники.

  2. Среди них есть гиганты и карлики.

  3. Они могут жить до 5000 тыс. лет.

  4. Самых маленьких можно увидеть только под микроскопом, а самые большие весят до 5000 тыс. тонн.

  5. Если бы эти организмы вдруг исчезли с лица Земли, то вскоре на ней истощились бы все запасы кислорода.



Правильно – это растения, живые организмы.



Задание: Пользуясь схемой на слайде, расскажите о строении организмов.

На слайде : клетка, ткань, лист, растение



УЧЕНИК: Живые организмы состоят из клеток, клетки, сходные по строению образуют ткани, ткани образуют органы. Орган- это часть животного или растительного организма, который имеет определённое строение и выполняет определённые функции.

Учитель. Послушайте стихотворение.

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землею корешок, но не может жить на свете

Без него любой цветок!

Учитель: Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?

(Ученики высказывают свои соображения.)

Учитель. Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно? Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана? Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепкие. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать. А ведь корней у каждого растения очень много и они идут далеко вглубь и вширь. (СЛАЙД)

При прорастании семени первым делом развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.(СЛАЙД)

Все корни одного растения образуют корневую систему (учитель укрепляет на магнитной доске таблички с новыми терминами).

Различают три вида корней: главные, придаточные, боковые. (СЛАЙД) (Учащиеся в рабочих листах выполняют схему корневая система)



Учитель. Как бы не бушевала буря, корневая система держит растение как якорь.

А ещё какую роль играют корни?

Ученик: А еще корень ищет в почве и доставляет растению необходимые вещества.

Учитель: У верблюжьей колючки в пустыне корни уходят на глубину до 15 метров, достигая грунтовых вод. Но рекорд глубины принадлежит корням вяза- 110 метров.

Учитель:Какова же роль корней в жизни растений?

Ученик. Корни закрепляют растение в почве, снабжают его водой и минеральными солями, проникая на большую глубину.

Учитель.

Природа любит загадывать загадки (держу в руках зелёный лист растения, потом ставлю в воду).

Вот обычный зелёный лист растения.

Учитель: 400 лет учёные изучают процессы в нём происходящие (указать на лист рукой) , и до сих пор не всё окончательно ясно. Ни один растительный орган не испытывал на себе человеческой несправедливости в такой степени, в какой испытывал это лист. Человек упорно отказывался видеть в нём прямую пользу. Что такое корень, каково его значение, известно ещё со времён Аристотеля. Листья называли по – разному: «дети солнца», «покорившие солнце», «утеха взора». Лист продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда. Их обрывали, и растение погибало.

ВИДЕОФРАГМЕНТ (СЛАЙД )

Теперь предлагаю вам совершить путешествие в страну Зелёного листа. Прошу вас закрыть глаза и представить, что вы стали очень маленькими, меньше булавочной головки. Открываем глаза и в добрый путь.

Учитель.

Что образуется в листе, благодаря свету, воде, углекислому газу?

Дети. Органические вещества.



Учитель.

Название явлений или процессов обычно образуется от греческих или латинских слов.

Что означает слово «фото» (проверим по словарю) – свет, а слово «синтезис» - означает соединение.

Как же назовём процесс образования органических соединений в листе растения, благодаря свету?

Дети.

Фотосинтез.



Учитель. Лист – это «волшебная фабрика», где под действием света происходят чудеса, которым бы могли позавидовать средневековые алхимики.

Считается, что эту функцию зелёного листа обнаружил английский учёный Джозеф Пристли в конце 18 века, большой вклад внёс русский учёный К.А. Тимирязев, который говорил о том, что, если самому лучшему повару дать сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросить, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры, он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется, совершенно фантастическим человеку беспрепятственно совершается в зелёных листьях растений.

Учитель:

« Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», - говорил замечательный человек Ганс Христиан Андерсен, кто это такой? – Великий сказочник.

И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты.

Цветы – одно из самых прекрасных созданий природы. Мы радуемся, глядя на роскошные розы и лилии, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежные благоухающие ландыши. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота! (СЛАЙД)

Кроме листьев на стебле находится цветок.

«Самый, самый».

Дети рассказывают о рекордсменах- цветах с использованием презентации.

- Самый большой цветок на земле это Раффлезия Арнольди в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг, а его запах напоминает запах…(гниющего мяса)

- А у орхидеи цветок цветет от 45-50 дней…

- У лотоса амазонского цветок цветет полчаса.

- Самый красивый цветок считается у кактуса « Царица ночи» цветет два часа, но запах прекрасней не бывает…

- В 150 лет 1 раз цветет пуйя раймондии, обитатель Анд, и потом погибает.

- А какое растение побывало в космосе и цвело там? Арабидопсис.


Вывод: очень интересные факты нашли дети. Молодцы.

Физкультминутка

- Ребята представьте, что вы в яблоневом саду, давайте дружно встанем и попробуем сорвать и угоститься яблочком с дерева.

Вот так яблоко (встали)

Оно (руки в сторону)

Соку сладкого полно (руки на пояс)

Руку протяните (протянули руки вперед)

Яблоко сорвите (руки вверх)

Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать (подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко (встали)

Оно (руки в сторону)

Соку сладкого полно(руки на пояс)


- Садитесь, отдохнули? Давайте продолжим нашу работу.

В цветке различают одни и те же части.(СЛАЙД)

Работа с учебником стр. 159 «Строение цветка»

Почему цветок такой красивый и нужна ли ему красота?

Учащиеся отвечают, что красота нужна для того, что бы ею любовался человек, что на красивом цветке всегда много насекомых.

Уч-ль: я вам даю всем памятку, что обозначает каждый цветок, запомните и сохраните, а то вдруг подарите любимой девушке желтый цветок и не поймете, почему она сердится.

Памятка

Белая роза - ваша красота обворожительна.

Желтая роза – намек на разлуку.

Красная роза – я пылко люблю.

Ноготки – я ревную.

Тюльпан – у меня истинная любовь.

Фиалка – вы скромны.

Василек – я вам верю.

Ирис – вы непостоянны.

Ландыш – будем счастливы.

Незабудка – не забывайте меня.

Нарцисс – у вас есть соперница.

Маргаритка – вы красивы.

Анютины глазки – я думаю только о вас.

Лилия – вы чисты.

Ромашка – прощай.

Гвоздика – большая любовь.

Колокольчик и синие цветы – вы мужественны.


Таким образом, мы с вами изучили строение еще одного органа растений.

Это цветок.

Всю жизнь цветы не оставляют нас,

Красивые наследники природы.

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят.

Они нам продлевают радость встреч,

Откладывают время расставанья,

Мы души и цветы должны беречь

От хищных рук, от зла и прозябанья.

УЧИТЕЛЬ:

Перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания? (слайд)

1.Это орган растения, который ему жизненно необходим.

2.Этот орган появляется в определённый период жизни растения.

3.С помощью него растения могут распространяться по Земле.

Свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем маленький побег.

В качестве домашнего задания учащимся было предложено принести из дома различные семена и продукты, изготовленные из семян. Дети рассказывают, какие семена они принесли, где их используют.

Манная (пшеница)

Ячневая (ячмень); перловая (ячмень);

«Геркулес » (овёс);

Толокно (овёс);

Пшено (просо).

Учитель: семена важная часть растений. Семена многих растений употребляются в пищу (фасоль, горох, пшеница, кукуруза). Часть семян обладает лекарственными свойствами – кукурузные рыльца выводят камни из почек, семена тыквы помогают при глистных инвазиях, семена моркови – мочегонное средство, семена льна используются в парфюмерии для завивки.

С помощью семян происходит размножение растений. Таким образом, семена играют важную роль в жизни растений, животных и человека.

Слушая следующее четверостишие определите, какие условия необходимы для прорастания семян?

О чем мечтают зерна
Пшеничные в земле?
О дождичках проворных,
О солнце и тепле?

Чем является солнце для семян: источником света или тепла? О каких условиях, необходимых для прорастания семян не упоминается в этом четверостишии?

(ответ: живой зародыш, воздух)

Опыт «Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян» (Рассказ ученицы)

Я проводила опыт в домашних условиях.

Тема опыта «Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян»

Цель опыта: выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян.

  1. Я взяла 4 стакана и в каждый поместила по 10 семян гороха.

  2. В первом стакане семена оставила сухими. Во второй налила немного воды так, чтобы семена касались воды и следила, чтобы вода не высохла. Поставила стакан в тёплое место. Третий стакан наполнила прокипячённой остуженной водой так, чтобы семена оказались под водой. Закрыла стакан блюдцем.

В четвёртый стакан прилила воды так же, как во второй, и поставила его в холодильник.

  1. Наблюдала, что происходит с семенами в каждом стакане.

  1. В первой баночке сухие семена ничуть не изменились. А что же в остальных баночках?

  2. Во второй банке.

Семена проросли. Кожица на них лопнула, и из каждого семени показался небольшой белый корешок.

  1. А вот в третьей, где семена были полностью покрыты водой...

Ох, какой неприятный запах! Семена начали гнить, потемнели, и вода стала мутной. Что же произошло?

Сухим семенам не хватало влаги,

А полностью погруженным в воду не хватало воздуха.



Вывод: Для прорастания семян необходимы тепло, вода и воздух, так как зародыш внутри семени живой и ему необходимы все эти условия.

Большое количество русских пословиц и поговорок посвящено семенам и посеву. Я предлагаю вспомнить их. Идет работа в группах. Каждой группе выдаются карточки с пословицами, разрезанные пополам. Из этих половинок нужно собрать три пословицы.

Лучше голодай

но добрым семенем засевай

От дурного семени

не жди доброго племени

Днем раньше посеешь

неделей раньше пожнешь

Хорошие семена -

залог высокого урожая

Посеешь крупным зерном,

будешь с хлебом

Зяблые семена

всегда поздно всходят



- Ребята скажите, что образуется на месте цветка после отцветания растений?


- Значит нам предстоит ответить на три основные вопроса урока (слайд) Что? Какие? Зачем?

- И первым перед нами стоит вопрос ЧТО? (слайд) У меня в корзинке что-то лежит. Скажите что это такое? Это все плоды или нет?

(ученики высказываются, размышляют)

- А давайте, чтобы развеять наши сомнения заглянем во внутрь всех этих предметов (разрезать предметы). Какую разницу вы видите?

- Итак, что такое плод?

Правильно, молодцы! (Слайд )


Запишите себе в рабочий лист, что такое плод.

Плод – важнейший орган размножения цветковых растений.

- Ответили на вопрос ЧТО?

- Какой вопрос будет следующим?

- Правильно! Как вы думаете, какие бывают плоды? Посмотрите на экран (слайд ). Сравните плоды нарисованные на картинке слева и на картинке справа? В чем их отличие?

- Верно, молодцы! Плоды бывают сухие и сочные. (слайд) Давайте приведем примеры растений, у которых образуются сухие плоды.

- А теперь подумайте, у каких растений образуются сочные плоды?

- А можно сказать, что плоды отличаются друг от друга наличием количества семян внутри?

- Сравните плод сливы и плод помидора? В чем разница? (слайд) Так вот, оказывается, что в зависимости от наличия количества семян внутри плода есть односемянные и многосемянные плоды. Если у плода одно семя – это односемянной плод, Если два и более, то – это многосемянной плод. Найдите в своих рабочих листах после вопроса КАКИЕ? Схему, о том какие плоды бывают, и заполните ее.

- Последний вопрос урока, который мы ставили пред собой – ЗАЧЕМ? Кто скажет, зачем нужны плоды?

Главное значение плода – это формирование, защита и распространение семени. (слайд) А также плоды принимают в пищу люди и животные. Запишите это в свои рабочие листы.




Ребята, обратите своё внимание на доску. Берёзка что-то загрустила. Давайте её развеселим! Вы читаете свой синквейн и бежите к доске, что бы подарить берёзке свой листочек-жетон.

Итог урока: Какие же открытия мы сделали сегодня на уроке?

Сегодня мы с вами познакомились с особенностями строения цветковых растений, я думаю, что для себя вы узнали много нового и интересного. Выставление оценок.

Д/З: подготовить сообщение « Легенды о цветах», выучить П.38 учебника.

Рефлексия:

  • Что нового сегодня узнали?

  • Чему удивились?

  • Что заставило задуматься?





























































































Составить синквейн с терминами: семя, лист, корень



Семена.



Легкие, маленькие.



Летают, падают, плавают.



Семена могут оказаться далеко от родительского растения.



Расселение!



Семена.



Пушистые, легкие.



Подхватываются, кружатся, несутся.



Семена одуванчиков далеко улетают от родителей с помощью ветра.



Путешественники!



Семена.



Большие и маленькие.



Путешествуют, расселяются, прорастают.



Семена не всегда попадают в благоприятные условия в конце пути.



Гибель.





Цветок.

цветок

яркий, крупный

пахнет, привлекает, опыляют

Есть у цветущих растений

растение



Цветок

цветок

нежный, ароматный

дарит, влечет, побуждает

свои чувства раскрыть помогает

любовь



Корень

корень

вегетативный, подземный

закрепляет, обеспечивает, проводит

корни бывают разные

орган растений

Синквейн на тему Корень

корень

главный, боковой

укрепляет, поглощает, проводит

Подземная часть растения

орган растения

Синквейн на тему Плод

плод

вкусный сочный

размножается растет развивается

орган размножения покрытосеменных растений

фрукт

Лист Лист

Зелёный, красивый

Сложный, простой

Желтеет, опадает, видоизменяется, испаряет

засыхает Растёт,

Он поглощает солнечные лучи Лист – это многофункциональный орган

Помощник Помощник

Лист Лист

Простой, сложный Полезный, нужный

Накапливает, испаряет, помогает Защищает, кормит, украшает

Лист помогает питаться растению Лист – неотъемлемая часть дерева

Помощник Дыхание



Рефлексия



- на уроке мне больше всего запомнилось...



- Меня удивило то, что...



- После урока я расскажу своим друзьям о...



- Ещё мне хотелось бы узнать...



- Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...



- Лучше всех на уроке работал...



Ребята, обратите своё внимание на доску. Берёзка что-то загрустила. Давайте её развеселим! Вы читаете свой синквейн и бежите к доске, что бы подарить берёзке свой листочек-жетон.



Закончить сегодняшний урок, я хотела бы, такими словами: человек должен бережно и внимательно относиться к растениям, которые его окружают и в природе, и в саду, и дома. Можно получить большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни одного цветка или листа, если следовать словам мудрого азербайджанского поэта Самеда Вургуна:





Давай пройдемся медленно по лугу,



И «Здравствуй!» скажем каждому цветку.



Я должен над цветами наклониться



Не для того, чтоб рвать или срезать,



А чтоб увидеть добрые их лица



И доброе лицо им показать.



Раунд VI. "Музыкальная шкатулка”



Ребята, много песен, в словах которых встречаются названия многих цветков. Давайте вспомним слова из этих песен и пропоём их (2-4 строчки). Начинает раунд команда, заработавшая наибольшее количество баллов, и по мере уменьшения… Если команда не знает песни, консультант поднимает красную карточку и команда не принимает дальнейшее участие в этом раунде. (Миллион (3 раза) алых роз…; Ромашки спрятались, поникли лютики…; Жёлтые тюльпаны – вестники разлуки…; Лаванда, горная лаванда…).

Раунд VII. "Сюрприз”



Кто первым угадает, что лежит в берестяном туеске, тот заработает 10 баллов. Неверно ответившая команда лишается дальнейшего права на ответ.



В берестяном туеске находится нечто… В природе нет естественного продукта, более богатого витамином С, чем этот плод. Это плоды жизни! Они защищают от болезней, придают силу, повышают работоспособность. Настой этих плодов давали раненым. Маслом плодов лечили раны. От цинги натирали дёсны и зубы мякотью. Так что же в этом туеске? Растение, на котором созревают эти плоды, относится к кустарникам, стебли его имеют острые шипы и сложные листья. Цветки, на месте которых появляются эти плоды, являются одиночными и имеют розовую окраску.



Так что же в туеске? (Плоды шиповника.)

Рефлексия



На кафедре стоят 3 баночки с надписями: "Было легко и интересно”, "Было трудно и интересно”, "Было трудно и неинтересно”. При выходе из класса, обучающиеся кладут жетончик в баночку с той надписью, которая соответствует их оценке урока.

1

14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
урок природоведения в 5 классе по теме:" Строение цветковых растений"

Автор: Степанова Елена Владимировна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 250883


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства