Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии на тему "Строение органов выделения. Мочеобразование"»
Тема: Строение органов выделения. Мочеобразование.
Цель: достичь учащимися знания анатомо-морфологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выделения из организма человека.
Задачи:
Образовательные— раскрыть особенности внешнего строения и локализации почек в организме; установить взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией.
Воспитательные— воспитывать сознательное отношение к своему здоровью, соблюдение правил личной гигиены.
Развивающие—развитие общебиологических понятий о своевременном выделении из организма продуктов обмена веществ. Развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся.
Оборудование: таблица «Эволюция органов выделения», разборная модель почки, фрагменты из видеофильмов «Строение и работа почек», «О вреде алкоголя и наркомании»
Тип урока: Сообщение и формирование новых знаний.
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение темы.
Актуализация знаний о выделительной системе хордовых животных, ее эволюции.
Органы выделения.
Строение мочевыделительной системы.
Органы, участвующие в выведении продуктов распада: кожа, органы дыхания, мочевыделительная система.
Самостоятельная работа с текстом учебника «Строение почек».
Заполнение таблицы «Органы, выделяющие конечные продукты обмена из организма».
Название органов
Вещества, удаляемые из организма
Почки
Органы дыхания
Кожа
Нефрон— структурная и функциональная единица почки (беседа с элементами рассказа по итогам самостоятельной и практической работы с использованием таблиц, мулежей-моделей)
Почему почки называют биологическим фильтром?
Образование мочи (рассказ учителя с демонстрацией видеофильма «Органы выделения». Беседа по изученной теме)
Различия между первичной, вторичной мочой и плазмой крови.
Основные принципы работы почек:
а) фильтрация плазмы крови в полость капсул и канальцев нефронов;
б) разделение веществ: обратное всасывание в кровь нужных организму веществ; выведение вредных веществ жизнедеятельности со вторичной мочой.
10) Роль мочеточников, регуляция их деятельности
11) В ходе обсуждения формируются основные функции почек:
а) выделительная (удаляется избыток воды, органических и неорганических веществ; продукты азотистого обмена);
б) защитная (обеспечивают выведение из организма токсических веществ, образовавшихся в процессе обмена веществ);
в) участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды организма.
Общие выводы по уроку.
Основная функция нефрона—мочеобразование.
Процесс образования мочи происходит в два этапа, который осуществляется за счет трех последовательных процессов: утрафильтрация, канальцевой реабсорбцией и секреции.
Регуляция работы почек осуществляется нейрогуморальными процессами.
Основыными функциями почек являются:
а) поддержание постоянства внутренней среды организма;
б) участие в регуляции артериального давления;
в) стимулирование образования эритроцитов в красном костном мозге;
г) образование биологически активных веществ.
III. Обобщение и систематизация знаний.
Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения.
Стихотворение
Объяснения к нему
Они как два больших боба
На связках закрепились, ' У позвоночного столба Уютно разместились
Почки расположены по обе стороны позвоночника
Имеют бобовидную форму
Фильтруют почки нашу кровь С невиданным упрямством, Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство.
Почка – биологический фильтр
Выводит вредные и лишние вещества, тем самым обеспечивает сохранение постоянства внутренней среды организма
Нефрон содержит капсулы, Канальцы и клубочки. Нефронов целый миллион Содержат наши почки.
Нефрон – структурно – функциональная единица почки
Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм,
А что он удаляет.
Кровь фильтруется через капсулу нефрона, полезные вещества возвращаются в кровь, а вредные собираются во вторичной моче
Мы смолоду должны учесть
Что нам всего дороже:
Беречь должны не только честь,
Но наши почки тоже.
Почки – главный орган выделительной системы. Если они не будут выполнять свои функции, то в организме накопятся продукты распада. Это приведет к самоотравлению и гибели организма.
IV. Домашнее задание. Изучить параграф, ответить на вопросы.
Индивидуальное задание: подготовить сообщения о заболеваниях почек и в целом мочевыделительной системы.