Урок-исследование по биологии в 8 классе. Тема "Витамины"
Урок-исследование по биологии в 8 классе. Тема "Витамины"
Цель урока: Расширить представление учащихся о жизненно важном компоненте для организма- витамине
Задачи урока:
Образовательная: Выяснить природу витаминов, их биологическую роль в организме человека. Способы профилактики авитаминозов, сохранения витаминов в продуктах.
Развивающая: Расширить представления учащихся о процессах, происходящих в организме человека, роли витаминов в сохранении здоровья. Развитие монологической речи учащихся, способности решать проблемные ситуации.
Воспитывающая: Воспитание бережного отношения к своему здоровью
Коррекционная: Развивать умение самостоятельно работать с учебником и предъявляемыми пособиями, слушать мнение своих одноклассников, приходить к согласию при решении проблемных вопросов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по биологии в 8 классе. Тема "Витамины" »
Урок-исследование в 8 классе по биологии. Тема урока «Витамины»
Цель урока: Расширить представление учащихся о жизненно важном компоненте для организма- витамине
Задачи урока:
Образовательная: Выяснить природу витаминов, их биологическую роль в организме человека. Способы профилактики авитаминозов, сохранения витаминов в продуктах.
Развивающая: Расширить представления учащихся о процессах, происходящих в организме человека, роли витаминов в сохранении здоровья. Развитие монологической речи учащихся, способности решать проблемные ситуации.
Воспитывающая: Воспитание бережного отношения к своему здоровью
Коррекционная: Развивать умение самостоятельно работать с учебником и предъявляемыми пособиями, слушать мнение своих одноклассников, приходить к согласию при решении проблемных вопросов.
Методы:
Словесный:Рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа, чтение текстов слайдов и учебника, работа с таблицами.
Наглядный: Работа со слайдами на интерактивной доске, картинками, опорным плакатом.
Исследовательский : самостоятельная работа . Тест «Есть ли у вас Авитаминоз»
Частично-поисковый:Нахождение ответов на предлагаемые проблемные ситуации, работа по заполнению плаката.
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска, презентация «Витамины -это жизнь» , натуральные объекты овощей , фруктов ,семян; картинки овощей, фруктов и пищевых продуктов, таблички на парты команд (Витамины А, В,С, D), , плакат с изображением человека, знаки витаминов разным цветом для каждой команды, магнитофон, CD- диск с мелодиями.
1.Назовите питательные вещества, необходимые человеку. (Белки, жиры, углеводы).
2.Какова суточная потребность в белках, жирах и углеводах у людей, не связанных с физическим трудом? (Белки 109 г, жиры-104г, углеводы-433г.).
3. В чем сущность обмена веществ?
4.Какие вещества расщепляют белки, жиры и углеводы?
4. Как называются вещества, ускоряющие процесс обмена веществ?
5. Какие вещества, кроме белков, жиров и углеводов нужны нашему организму? (Минеральные соли, вода, витамины?).
Учитель: (Использование презентации) В 1880 году русский учёный Лунин экспериментально установил, что в пищевых продуктах имеются неизвестные факторы питания, необходимые для жизни. Он обнаружил, что белые мыши, получавшие цельное молоко, росли хорошо и были здоровы, но погибали, если их кормили смесью из основных составных частей молока: белка – казеина, жира, молочного сахара, солей и воды. Оказалось, что кроме этих веществ человеку необходимы какие то вещества- позже оказалось, что это витамины .
(Запишем в тетради тему урока «ВИТАМИНЫ»)
Совместно с учащимися формулируем задачи урока:
-Понять, что такое витамины?
-Узнать, где находятся витамины?
-Понять, какое значение имеют витамины для организма человека и почему?
-Узнать, как сохранить витамины?
Стадия «Вызов».
Весна- это первое солнце, робкое тепло, капель, пение птиц. А ещё это- авитаминоз, который накрывает вас после зимней темноты и стужи. Если вовремя не принять меры, возможны проблемы со здоровьем. Поэтому самое время начать пить витамины . Но прежде – узнайте все самое важное о витаминах и авитаминозе. В жизни всегда пригодится. (учащиеся заранее подготовили сообщения о различных группах витаминов) Какие ассоциации вызывает у вас слово «Витамины»?
В конце урока вы должны ответить на вопрос, который записан на доске: "Человек может прожить без витаминов?!"
Стадия «Осмысление». (Выступление учащегося, заранее подготовившего сообщение) Витаминами называют органические вещества ,поступающие с пищей, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности. За редким исключением витамины не вырабатываются в организме человека, а синтезируются растениями и животными, которые служат ему пищей. Термин « витамины» в 1912 году предложил польский учёный Функ. При недостатке того или иного витамина активность соответствующего фермента снижается. Реакции, которые они катализируют, замедляются или прекращаются полностью. Обмен веществ нарушается, развивается болезнь. Недостаток витаминов ведёт к особому нарушению обмена веществ – гиповитаминозу. Избыток витамина влечет не менее опасное заболевание – гипервитаминоз. В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы – В1, В12. (записи в тетрадях) К чему ведёт нехватка витаминов? А избыток? (Самостоятельная работа с учебником) (заслушиваются ответы)
Работа в группах. На доске вывешиваются названия витаминов: А, В, С, Д. Каждой группе выдаются конверты с карточками, на которых записаны симптомы гиповитаминоза и продукты, в которых содержатся витамины. Ученики должны правильно выбрать необходимый текст и вывесить на доске под витамином, а потом зачитать ответы.
1 группа. «Витамин А» Из §38 выберите правильный ответ. 1. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга. 2. При недостатке этого витамина неправильно формируется скелет, искривляются кости ног, возникает рахит. 3. При недостатке этого витамина кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, возникает « куриная слепота». 4. Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в квашеной капусте. 5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах. 6. Витамин содержится в печени трески, в сливочном масле.
2 группа. «Витамин В1» Из §38 выберите правильный ответ. 1. При недостатке этого витамина неправильно формируется скелет, искривляются кости ног, возникает рахит. 2. При недостатке этого витамина человек быстро утомляется, становится нервным, раздражительным, у него может возникнуть болезнь «бери-бери». 3. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга. 4.Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в квашеной капусте. 5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах. 6. Витамин содержится в рыбьем жире, морской рыбе.
3 группа. «Витамин С» Из §38 выберите правильный ответ. 1.При недостатке этого витамина кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, возникает « куриная слепота». 2. При недостатке этого витамина человек быстро утомляется, становится нервным, раздражительным, у него может возникнуть болезнь «бери-бери» 3. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга. 4.Витамин содержится в печени трески, в сливочном масле. 5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах. 6. Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в квашеной капусте.
4 группа «Витамин Д» Из §38 выберите правильный ответ. 1. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга. 2. При недостатке этого витамина человек быстро утомляется, становится нервным, раздражительным, у него может возникнуть болезнь «бери-бери» 3.При недостатке этого витамина неправильно формируется скелет, искривляются кости ног, возникает рахит. 4.Витамин содержится в печени трески, в сливочном масле. 5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах. 6. Витамин содержится в рыбьем жире, морской рыбе.
Вопрос группам:Где могут содержаться витамины, необходимые нашему организму?
( Беседа с учащимися о нахождении витаминов в продуктах питания растительного и животного происхождения, о водорастворимых витаминах ( витамины группы В и РР) и витаминах, растворимых в жирах (витамины А, D, Е, К).
Дополнение учителя о витаминах К, РР, Е. (Использование презентации. Таблица на слайде).
Загадки командам.
1)Рыбий жир всегда полезный, хоть противный, надо пить.
Витамин там есть: поможет от рахита защитить. (ВитаминD).
Он в наружной части злаков, хоть он там неодинаков.
Очень важно, спозаранку съесть за завтраком овсянку. (Витамин В).
3) Где нам витамин найти, чтобы видеть и расти?
В моркови, печени, желтке он есть.
В общем, все не перечесть. (Витамин А).
4) О каком витамине идет речь?.
Этот витамин едим со щами и с плодами, овощами,
Он в капусте и шпинате, он в шиповнике, томате.
Поищите на земле: он в салате, щавеле.
Лук, чеснок, редиска, брюква. И укроп, петрушка, клюква.
И лимон, и апельсин. В них во всех его едим. (Витамин С).
Физминутка.
Точим, точим, точим нож!
Будет очень он хорош!
Будем резать винегрет,
Будет вкусным наш обед!
Мы здоровье все поправим
Витаминами заправим.
Витамины А,В,С-
Есть в капусте, огурце.
В каше тоже витамины
Нам они необходимы.
Кушать будем то, что нужно
«Будь здоров!» -мы крикнем дружно!
Стадия «Рефлексия»
Мы с вами сегодня узнали много интересного и полезного о витаминах. Теперь вы знаете какие витамины содержат продукты питания, как предупредить авитаминоз и гиповитаминоз. Но часто мы не замечаем нехватку витаминов в нашем организме. Давайте проведем исследование и выясним состояние вашего драгоценного организма ответив на вопросы теста «Есть ли у вас авитаминоз» (при наличии интернета в классе можно пройти психологический онлайн-тест http://www.banktestov.ru/test/?id=9084
Индивидуальная самостоятельная работа- исследование «Есть ли у вас Авитаминоз»
Пройти психологический тест .(Использование презентации)
1.Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
А – да Б- нет
2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да Б – нет
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года.
А – да Б – нет
4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А – да Б – нет
5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А – да Б – нет
6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
А – да Б – нет
7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да Б – нет
8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
А – да Б – нет
9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?
А – да Б – нет
10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?
А – да Б – нет
Результаты теста.
За каждый ответ «А - Да » - 1 балл,
За каждый ответ «Б - Нет » - 0 баллов
0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.
1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.
3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.
6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.
9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни.
Учитель: Подсчитайте количество баллов. Сделайте вывод.
А сейчас наступила пора проверить , что вы усвоили на уроке:
Выберите один правильный ответ (использование компьютера. Онлайн-тест)
В каком веке открыли витамины?*
выберите правильный вариант .
17
18
19
Какая болезнь была широко распространена в Японии и Индонезии?*
напишите правильный ответ.
Сколько разновидностей витаминов известно сейчас?*
выбрать из списка.
Что означает слово "витамин"?*
напишите правильный ответ.
Какой витамин является жирорастворяющим?*
второе название "витамин солнца"
D
B
C
A
У какого витамина второе название "биотин"*
напишите правильный ответ.
Влияют ли витамины на здоровье человека?*
1
2
3
4
5
влияют
не влияют
Игра. Блиц-опрос( « Да» или «Нет»). , кто быстрее ответит.
1.Витамины – биологически активные вещества, они способствуют обмену веществ в организме.
2. Люди употребляют витамины в большом количестве, и это правильно.
3.Недостаток одного витамина не приводит к сбоям в работе нашего организма, не может вызвать тяжелую болезнь.
4.В организме человека витамины не образуются или образуются в очень небольших количествах.
5.Основным источником витаминов являются растения.
6.Витамины способствуют образованию ферментов.
7.Овощи для варки нужно класть не в кипящую, а в холодную воду.
8.Витамины разрушаются при контакте с кислородом.
Подведение итогов урока.
Демонстрируется слайд с задачами урока.
Вопрос классу: Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Обоснуйте : "Человек может прожить без витаминов?!"
Витамины – биологически активные вещества, способствующие образованию ферментов в организме человека. Они находятся в растительной, а так же в животной пище. Для нашего организма нужно очень небольшое количество витаминов в сутки. Если витаминов в организме слишком мало - это гиповитаминоз, слишком много –гипервитаминоз, если почти нет- авитаминоз. Такое содержание витаминов может привести к болезни или смерти человека. Нужно знать, как сохранить витамины в продуктах, чтобы они приносили пользу нашему организму.
Определяется команда- победитель. Выставляются отметки отвечавшим ученикам.
Задание на дом.Прочитать параграф 38, ответить на вопросы в конце параграфа. Посмотреть дома продукты и ответить на вопрос: «Какие витамины вы получаете с продуктами в вашем доме? Дайте советы родителям, как правильно хранить и готовить пищу, чтобы сохранить витамины в продуктах?».