kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-игра по биологии "Земноводные и пресмыкающие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра проводится после прохождения тем земноводные и пресмыкающиеся как обобщающий урок.Игра организована  по типу известной теле-игры "Своя игра".Первый этап отбор игроков.Классу предлагается блиц-турнир. Далее проходит викторина. В игре несколько раундов: кот в мешке,  аукцион. В заключении игры подводятся итоги и выставляются оценки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по биологии "Земноводные и пресмыкающие" »

Обобщающий урок «Земноводные и пресмыкающиеся»

(урок-игра) 7 класс.

Цель урока:

Активизация познавательной деятельности с учетом типа личности обучаемого, углубление межпредметных связей.

Задачи:

  • Сформировать и углубить знания о представителях животного мира

  • Развить навыки индивидуальной и коллективной работы

  • Закрепить умения анализировать, систематизировать, обобщать материал, полученный в процессе обучения

  • Совершенствовать навыки работы с терминами, биологическими понятиями, определениями.

Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация на диске или флешкарте, жетоны с очками.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент – 2 мин.

  2. Пояснение правил игры – 2 мин.

  3. Блиц - турнир – 2 мин.

  4. 1 раунд. Объекты ихтиологии, потомки стегоцефала, родственники динозавров. – 10 мин.

  5. 2 раунд. Лягушки, ящерицы, черепахи, змеи, крокодилы. – 10 мин.

  6. 3 раунд. Ученые, законы, определения, эксперименты. – 5 мин.

  7. 4 раунд. Термины. – 5 мин.

  8. Подведение итогов урока.

Правила игры:

Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра».

1 этап – отбор игроков. Классу предлагается блиц - турнир ( может проводится в виде тестового задания или в виде фронтального опроса). Или загадки:

А) Бугорками на спине отпугнет любого. Но животное полезно, не найдешь такого!

(жаба-амфибия).

Б) На себе ношу я дом, от врагов я прячусь в нем. (черепаха - рептилия).

В) По реке плывет бревно, ох, и злющее оно; кто б на встречу не поплыл, всех – проглотит. (крокодил – рептилия).

Г) Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар и мушка.

(лягушка-амфибия)

Д) бегает среди камней, не угонишься за ней. Ухватился за хвост – ах, удрала, а хвост в руках оставила (ящерица – рептилия).

Е) Лежит веревка, шипит плутовка. Брать ее опасно – укусит. Ясно? (змея – рептилия).

Правила викторины

В викторине принимают участие три команды, которые, пользуясь приведённой выше схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость (можно провести игру на личное первенство).

Право ответа принадлежит команде (игроку), первой поднявшей руку. В случае верного ответа на счёт команды (игрока) поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда (игрок) получает право выбора следующего вопроса. Если команда (игрок) дала (-ёт) неправильный ответ, то с её (его) счёта снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам (игрокам).

В игре встречаются следующие подраунды:

“Кот в мешке”. Вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой команде (другому игроку);

“аукцион”. Стоимость вопроса этого подраунда может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда (игрок). Соперники могут “выкупить” право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде (игроку). Если одна из команд (один из игроков) идёт ва-банк, то есть ставит на кон всю имеющуюся на их (его) счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них на счету больше. В случае игры ва-банк при неправильном ответе на счету команды (игрока) остаётся ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету команды (игрока) удваивается.

1 раунд.

Объекты ихтиологии:

10 очков.- Какую промысловую рыбу можно считать одомашненной? (Одомашненной рыбой, можно считать карпа. Он был получен путём одомашнивания дикого сазана. К настоящему времени выведены следующие породы карпа: чешуйчатый, зеркальный (с крупными чешуями), голый (почти без чешуй). Карп отличается от сазана не только высоким качеством мяса и скороспелостью, но и поведением: карпы менее пугливы и осторожны)

20 очков. Скелет у них пожизненно остаётся хрящевым. Кожа покрыта своеобразной чешуёй, напоминающей по строению зубы, покрытые эмалью. Жаберных крышек нет, жаберные щели открыты наружу самостоятельными отверстиями. Парные плавники расположены горизонтально, хвостовой плавник имеет две непарные лопасти, из которых верхняя – более крупная. Плавательного пузыря нет. Назовите класс и его характерных представителей. (Класс Хрящевые рыбы. Акулы и скаты)

50 очков. Проходные рыбы: осётр, белуга, лосось, некоторые сельди и др. – для метания икры (нереста) поднимаются из морей в реки. А какая рыба для размножения идёт из рек в море? (Угорь. Эта рыба для размножения направляется из рек Европы, а западную часть Атлантического океана – район Бермудских островов (Саргассово море). Интересно отметить, что личинка угря совсем не похожа на взрослую рыбу. Поэтому до конца 19 столетия, когда были выяснены подробности жизни и размножения европейского угря, его личинку считали за особый вид рыбы, и даже выделяли в отдельный род – лептоцефал)

100 очков. Известен случай, когда рыба прожила 267 лет. Она была выловлена в Германии близ Хейльбронна в 1947 году и весила 143 кг, длина её тела – 5 м 80 см. Рыба данного вида часто встречается в водоёмах нашего района. (Щука)

Потомки стегоцефала

10 баллов. Большую тёплую часть года он проводит в стоячих водоёмах и питается в значительной мере личинками комаров. О ком идёт речь? (Обыкновенный тритон)

20 баллов. Как – то весной школьники сообщили мне, что видели синих лягушек. Что это – шутка или, правда? (Да, это правда. Весной, в период размножения, самцы остромордой лягушки, находясь в воде, приобретают своеобразный брачный наряд – красивую лазурно-голубую окраску. Множество таких лягушек, скопившихся на мелководье, представляет занимательное и эффективное зрелище. Извлечённые из воды, лягушки теряют эту окраску)

50 баллов «Кот в мешке». В каком произведении известного русского писателя упоминаются опыты на лягушках (И.С. Тургенев. «Отцы и дети».)

100 баллов. Какое наше земноводное обитает в пустынях? Это земноводное встречается не только в обычных условиях Европейской части России, но характерно также и для типичного пустынного ландшафта Средней Азии, поселяясь вблизи постоянных или пересыхающих водоёмов, в том числе и солоноватых. Это земноводное лучше всех остальных наших земноводных приспособлено к сухому климату. (Зелёная жаба)

Родственники динозавров

10 баллов. Оба его глаза в своих движениях независимы друг от друга. Один может смотреть вверх, а другой в это же время – вниз, или вбок, или быстро вращаться, что позволяет, не сходя с места, следить за жертвой. У А.П. Чехова есть рассказ с таким же названием, несмотря на то, что именно это животное не является его героем. О ком идёт речь? (Хамелеон)

20 баллов. Ядовитый плевок летит метров пять. Во рту яд смешивается со слюной. В минуту опасности они выбрасывают эту ядовитую смесь через своё жало – раздвоенный язык. Обитают в тропической Африке. (Кобры – снайперы)

50 баллов. Один вид обитает в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии, другой – в умеренном поясе: лесах и лесостепи. Они довольно длинны, по земле двигаются, извиваясь. Их часто принимают за ядовитых змей и безжалостно уничтожают, хотя они безвредны и даже полезны, т. к. питаются улитками, насекомыми, грызунами. О ком идёт речь? (Это безногие ящерицы – желтопузики и веретеницы)

100 баллов. Сюрприз.

2 раунд.

ЛЯГУШКИ

100 баллов. Какие особенности строения тела есть у земноводных и отсутствуют у рыб? (Легкие, второй круг кровообращения, трехкамерное сердце, суставные конечности, веки, среднее ухо.)

200 баллов. Лягушка – саламандра – тритон – варан. (Четвертый лишний)

500 баллов «Аукцион». Лягушки не могут обходиться без воды, но иногда подолгу живут на суше. Как им это удается? (Лягушки запасают воду под кожей и в мочевом пузыре. На суше вода испаряется через кожу лягушки, но ее потери восполняются за счет этих «цистерн».) Почему лягушка не может жить без воды? (Кожа лягушки пропускает воду как в ее тело, так и из него. В сухих условиях влага из организма быстро теряется, ее запас необходимо постоянно пополнять. Легкие лягушки развиты слабо, для нее очень важен газообмен через кожу, возможный только тогда, когда кожа влажная.)



ЯЩЕРИЦЫ.

100 баллов. В отличие от многих видов ящериц с чувствительной (тонкой) кожей, у гребенчатого …………. кожа плотнее, однако нужно быть внимательным, так как эти ящерицы теряют хвост, который больше не отрастает ( геккон).

200 баллов. Это огромное, сильное существо, способное убить оленя, свинью, обезьяну, используя когти и сильные ноги. Его зубы позволяют отрывать куски от добычи. Он зачастую объедается до такой степени, что только через несколько дней может отползти с места пиршества. Комодский варан. В начале ХХ века на малых Зондских островах был открыт новый вид варана, который получил название от острова Комодо. Это крупнейшая ящерица из существующих ныне; ее длина достигает 4м, окраска серо-черная.

500 баллов. Эта ящерица – быстро бегает, высоко прыгает и хорошо лазает по веткам. Занесена в Красную книгу (прыткая ящерица).

ЧЕРЕПАХИ.

100 баллов. Форма панциря черепах зависит от способа существования вида. У этих черепах панцирь тоньше, поэтому они самые быстроходные рептилии (морские).

200 баллов. «Кот в мешке». Эта черепаха – самая крупная из всех морских черепах. Ее панцирь покрыт кожистой оболочкой, а не роговыми пластинками, как у других видов (кожистая черепаха).

500 баллов. Эта черепаха, происходит из Новой Гвинеи. Она обитает исключительно в воде и использует длинную и подвижную шею для ловли маленьких рыбок и головастиков (змеиношейная).

ЗМЕИ.

100 баллов. Род змей семейства гадюк. Длина до 80 см. Чешуи по бокам туловища с зубчатыми ребрышками, которые при свертывании змеи в кольца издают характерный шуршащий звук. 5 видов в пустынях Сев. Африки, Юго-Зап., Юж. и Ср. Азии. Ядовиты, укус может быть смертелен для животных и человека (песчаные Эфы).

200 баллов. Ядовитая змея семейства гадюк. Длина до 1,6 м. В Сев. Африке и Юго-Зап. Азии, а также в Закавказье, на юге Казахстана и в Ср. Азии. Укус может быть смертелен для человека. Яд используют в медицине. Подвид, обитающий на островах Эгейского м., - в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) (гюрза).

500 баллов. Род змей семейства удавов. Длина до 11,4 м (обычно 5-6 м). 4 вида, в тропиках Юж. Америки, по берегам рек, озер и болот. Хорошо плавают и ныряют. Питаются различными позвоночными, нападают и на домашних животных; для человека не опасны. Яйцеживородящие (анаконда).

КРОКОДИЛЫ.

100 баллов. «Сюрприз» Его длина — до 6,6 м. Ест рыбу, схватывая ее с помощью резкого бокового движения головы. Иногда ловит птиц, мелких млекопитающих. (Крокодил гавиал — близкий родственник динозавров).

200 баллов. Этот вид крокодилов распространен в Центральной и Южной Америке. Молодые питаются главным образом водными насекомыми; взрослые нападают на любую добычу, с которой могут справиться. Основная пища состоит из крупных водяных улиток, пресноводных крабов и рыбы (кайманы).

500 баллов. Что такое «крокодиловы слезы»? (Это выделение избытка солей.)

3 раунд.

Ученые – 500. Говорил, что каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам своими глазами может каждую весну видеть чудо – повторение выхода позвоночных на сушу. Этим чудом он считал превращение головастика во взрослое земноводное. Назовите ученого, которому принадлежит данное высказывание. (Жоффруа Сент-Илер .

Законы фольклора – 300 «Сидит Матрёна на мокрена, не говорит — ещё терпима, а как речь начнёт, всех досада возьмёт» (лягушка).

Определения – 200 . Дайте определение Серпентарий (змеепитомник).

Эксперименты – 500. Исправь ошибки художника. (Земноводное: голова жабы, туловище и задние конечности травяной лягушки, передние лапы квакши, окраска тела озерной лягушки, хвост тритона.

Пресмыкающееся: голова черепахи, туловище ящерицы, лапы крокодила, хвост гремучей змеи, окраска гадюки)

Рисунки – 100. Такой дорожный знак установлен на автостраде в Швейцарии. Почему?

Заключительный раунд. Исправьте ошибки в предложенных терминах

  • Гемофродиты

  • Чещуйчатые

  • Галовастики

  • Аллегатер

  • Пресмыкающие

  • Веритеница

  • Регинирация

Правильные ответы

  • Гермофродиты

  • Чешуйчатые

  • Головастики

  • Аллигатор

  • Пресмыкающиеся

  • Веретенница

  • Регенерация

Учащиеся выбирают тему и определенные очки, по гиперссылке открывается вопрос, право ответа имеет ученик первым поднявший руку. В течение игры предлагается вопрос-аукцион, вопрос «кот в мешке» подразумевающий передачу права ответа одному из соперников, сюрприз-подсказка, когда игроки могут получить подсказку одноклассников.

Для того, чтобы в течение всей игры были заняты все учащиеся, а не только игроки, каждый последний вопрос раунда предлагается классу, если игроки ошибаются, право ответа также переходит учащимся не занятым в игре, а игроки теряют баллы.

В 3 раунде игрокам предлагается вспомнить определения, биологические законы, поучаствовать в эксперименте. Правила игры сохраняются.

В заключительном раунде учащимся предлагается работа с терминами. Одновременно с игроками эту работу выполняют все ученики. Детям предлагается исправить ошибки в терминах.

По окончании игры поводятся итоги: подсчитываются очки и выставляются оценки.

На своем опыте я убедилась, ИКТ необходимый вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми необходимый опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые знания, навыки, меняется в положительную сторону климат на уроке, формируется стойкий интерес к предмету. Повышается качество обучения учащихся, расширяется их кругозор, способность применять полученные знания в повседневной деятельности.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок-игра по биологии "Земноводные и пресмыкающие"

Автор: Ефимова Галина Петровна

Дата: 15.09.2015

Номер свидетельства: 230942


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства