Цель:
- Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Строение и функции листа».
- Развивать умение сравнивать, логическое мышление, творческие способности. Развивать познавательный интерес.
- Способствовать воспитанию у учащихся коллективизма, чувства взаимопомощи и самооценки. Продолжить экологическое воспитание бережного отношения к зеленым растениям.
Задачи:
- Проверить знание основных терминов по теме «Лист».
- Обобщить знания о взаимосвязи строения и функции листа.
- Закрепить навыки определения типа листа по внешним признакам и типов листорасположения.
- Продолжить формирование навыков работы с гербарными материалами.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Развивать коммуникативные навыки и навыки работы в группе.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
«Обобщение – это, вероятно, самый легкий и самый очевидный путь расширения знаний», - сказал один из великих людей.
Методы обучения: репродуктивные (работа с терминами), частично-поисковый (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами).
Оборудование:
- мультимедийная установка для демонстрации презентации, комнатные растения, таблицы, диски Кирилл и Мифодий, дидактический материал,литература.
Подготовительная работа: класс делится на две команды, готовит приветствие, название команды и девиз.
К уроку мы выбрали общий девиз: «Кто мало знает, для того и этого много. Кто много знает, тому и этого мало».
Ход игры
- Организационный момент.
Дети, я рад вас видеть, сядьте красиво, улыбнитесь друг другу, чтобы сегодня на уроке царило взаимопонимание, любовь к тому, кто рядом, подарите во время общения тепло своей души, пожелайте добра и успехов.
Ребята, сегодня у нас обобщающий урок – урок соревнование - урок игра. С каждым ответом дерево вашей команды будет зеленеть от распускающихся листочков. На чьём дереве будет больше листочков, та команда и победит. Кто больше листочков (они могут быть подписаны) повесит, получит «5». В конце урока команды поставят каждому оценку. За каждый правильный ответ команды получают по 1 зеленному листку.
Знакомство учеников с темой и целью игры, ее правилами.
На экране появляется первый слайд с изображением листовой мозаики (рис. 1), дети с помощью педагога формулируют тему игры. По щелчку мыши тема появляется на слайде.
Команды представляют свое название и девиз, приветствуют команду соперников.
К уроку мы выбрали общий девиз: «Кто мало знает, для того и этого много. Кто много знает, тому и этого мало».
II. Выполнение игровых заданий.
1.Конкурс «Разминка»
Для каждой команды на экран выводится 5 определений терминов по теме «Лист» и 8 предполагаемых ответов к ним, среди которых есть неверные (рисунок 2). Учащимся необходимо выбрать правильные ответы. Если команда затрудняется с ответом, соперники могут ответить на вопрос и заработать дополнительный балл.
Задания первой команде
1. Место прикрепления листа к стеблю - …
2. Расширенная часть листа - …
3. Часть сложного листа - …
4. Лист, не имеющий черешка - …
5. Пучки проводящих сосудов листа - …
Варианты ответов: жилка, листочек, листик, черешковый, узел, листовая пластинка, сидячий, междоузлие.
Задания второй команде:
1. Угол между листом и находящимся выше междоузлиями - …
2. Узкая стеблевидная часть листа - …
3. Парные придатки основания листа - …
4. Лист, у которого на одном черешке одна листовая пластинка - …
5. Способ расположения жилок на листе - …
Варианты ответов: прилистники, черешок, узел, пазуха листа, простой, сложный, черешковый, жилкование.
2.Конкурс «Головоломка» от1 до 20
3.Конкурс «Гербарий»
Командам предлагается набор растений, по которым каждая команда должна определить растения с простыми и сложными листьями. На экране изображены фотографии этих же растений (рисунок 4). Проверка ответов: по щелчку мыши на экране остаются только фотографии растений со сложными листьями.
4.Конкурс «Загадки» На экране по очереди появляются изображения растений. Команды должны назвать растение и объяснить, чем интересен лист этого растения. Задание выполняется на скорость. Баллы получает команда, быстрее ответившая на вопрос.
Растения:
- Виктория регия (самый большой лист).
- Венерина мухоловка ( лист выполняет функцию ловчего аппарата).
Тяну зеленые ладошки,
От солнца лучики по крошке
Я собираю день – деньской,
Труд выполняя важный свой.
Кто или что является героем этого стихотворения?
Что за зеленые ладошки тянут растения к солнцу?
О какой важной работе намекает растение из стихотворения?
5.Конкурс «Мозаика»
Определить тип видоизменения листа данного растения.
Растения:
- Росянка (ловчий аппарат).
- Барбарис (колючки).
- Непентес (ловчий аппарат).
- Алоэ (запасающий лист).
6.Конкурс «Кроссворд».
Учащимся предлагается решить кроссворд. Заполненный кроссворд сдается на проверку учителю. Можно организовать самопроверку или взаимопроверку. На слайде появляется сначала сетка кроссворда, которая при проверке заполняется верными ответами (рисунок 6). В результате по горизонтали появляется слово «Молодцы» - благодарность учителя ученикам за хорошую работу на уроке.
Вопросы к кроссворду:
- Тип листорасположения элодеи (мутовчатое)
- Отсутствует у сидячих листьев (черешок)
- Вегетативный орган растений, главная функция которого фотосинтез (лист)
- Способ расположения жилок на листе (жилкование)
- Тип жилкования листа у подорожника (дуговое)
- Аппарат, с помощью которого в листе осуществляется процесс дыхания и газообмена (устьице)
- Лист у рябины (сложный).
Рисунок 5
Физкультминутка «Листопад»
Листья осенние тихо кружатся -кружатся на цыпочках, руки в стороны
Листья нам под ноги ложатся -приседают
И под ногами шуршат, шелестят -движения руками вправо - влево
Будто опять закружиться хотят -поднимаются кружатся.
7.Конкурс «Практика». (Из книги А.Е.Богоявленской «Активные формы и методы обучения биологии»)
1к. Юннаты проделали такой опыт: поместили в сосуд с водой аквариумное растение элодею, закрыли его воронкой, а на её конец осторожно надели пробирку, наполненную водой. При этом пробирку зажали указательным пальцем, опустили её наполовину в воду и только тогда убрали палец с пробирки. Сосуд поставили на освещённое окно. На другой день в пробирке воды не оказалось, а был какой-то газ. Ответьте на вопросы:
1.Для чего юннаты заполняли пробирку водой и, опуская её на воронку, зажимали пальцем?
2.Почему сосуд с растением они поставили на освещённое окно?
3.Почему вода из пробирки вылилась?
4.Какой газ оказался в пробирке и как это доказать?
2к. При объяснении процесса образования крахмала в листьях на свету учитель демонстрировал опыт и его результаты.
Он взял 4 листа: 1- пеларгонии, которая стояла на окне, 2 - пеларгонии, которая стояла два дня в тёмном шкафу, 3 – хлорофитума пестролистного,
4-колеуса. Все листья он опустил в горячую воду, а затем на несколько минут в горячий спирт. Листья промыл водой и положил в расправленном виде на тарелку. Подействовал на них слабым раствором йода.
Ответьте на вопросы:
1.Почему учитель, перед тем как облить все листья раствором йода, обработал их кипящей водой и горячим спиртом?
2.Как выглядели все 4 листа, какой цвет преобладал на первом, втором, третьем и четвёртом, почему; были ли белые полосы или пятна на листьях и на каких?
3.Чем объясняется разная окраска листьев?
8.Конкурс «Подготовка к ЕГЭ» работа с тестами.
9.Конкурс «За грибами» работа на тестере.
10.Конкурс «Живой объект» по одному участнику от команды (охарактеризовать растение) письменно.
11Конкурс «Собери по полочкам» работа с программой.
Рефлексия. 12.Конкурс «Пазл» работа с программой.
А сейчас ребята я хочу вернуться к девизу нашего урока «Кто мало знает, для того и этого много. Кто много знает, тому и этого мало». Я надеюсь, что знаний у вас стало больше, но на этом вы не остановитесь.
Я думаю, что вы будете подниматься все выше и выше к вершинам знаний. А сейчас я хотел, что бы вы сами оценили уровень своих знаний после этого урока. Оцените свою работу, работу группы, учителя. Для этого поднимаем руки. Кто доволен работой – поднимает обе руки, был не активным – одну руку, ни чего не знал, работал плохо – двумя руками держится за голову.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашняя работа.
Урок заканчиваю стихотворением
Когда на сердце неспокойно станет
Когда не в силах совладать с собою
Побудь в лесу на солнечной поляне
И все печали снимет как рукой.