Урок "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"
Урок "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"
Цель: Сформировать у обучающихся общеучебные умения и навыки, используя материал урока.
Задачи: Сформировать основные знания и умения сохранения биологического разнообразия и охраны птиц, защиты окружающей среды.
Личностные: научить устанавливать связи между целью и ее мотивом, сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы. Интеллектуальные умения (доказывать, рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы). Эстетического отношения к живым объектам.
Регулятивные: определение цели работы, плана ее реализации, осуществление контроля усвоения материала.
Познавательные: составлять таблицы, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи между строением и образом жизни, искать биологическую информацию в разных источниках, нахождение в тексте основных частей, преобразовывать информацию, строить логическое рассуждение.
Коммуникативные: вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию. Умение работать в группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"»
Тема урока:
Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.
Цель: Сформировать у обучающихся общеучебные умения и навыки, используя материал урока.
Задачи: Сформировать основные знания и умения сохранения биологического разнообразия и охраны птиц, защиты окружающей среды.
Личностные: научить устанавливать связи между целью и ее мотивом, сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы. Интеллектуальные умения (доказывать, рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы). Эстетического отношения к живым объектам.
Регулятивные: определение цели работы, плана ее реализации, осуществление контроля усвоения материала.
Познавательные: составлять таблицы, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи между строением и образом жизни, искать биологическую информацию в разных источниках, нахождение в тексте основных частей, преобразовывать информацию, строить логическое рассуждение.
Коммуникативные: вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию. Умение работать в группе.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Мы продолжаем с вами знакомство с Классом Птиц. Но в начале урока давайте вспомним, какие особенности можно выделить во внешнем и внутреннем строении этих животных, связанные с полетом?
(фронтальный опрос)
Сегодня мы продолжаем изучение этих животных.
3. Постановка проблемы. Создание проблемной ситуации.
Сейчас на улице весна, время года, когда в жизни человека, животных и растений происходят перемены. Влияют ли эти перемены на жизнедеятельность птиц (да!). Как?
В течение календарного года происходят сезонные явления. Будут ли они влиять на поведение птиц?
Давайте попробуем установить последовательность данных явлений характерных для большинства птиц.
(Детям предлагается восстановить порядок событий: подготовка к размножению, размножение, гнездостроение, насиживание, послегнездовой период, миграции)
Предлагается послушать стихотворение Жуковского:
Где же ты, птичка?
Где, ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поешь ты
Песню свою.
(В стихотворении есть биологическая ошибка, которую дети должны найти после изучения темы.)
4. Целеполагание
А теперь попробуем подробно узнать о каждом из периодов в жизни птиц.
5. Планирование
Для этого делимся на группы. Каждая группа выполняет задания, выданные на карточках. На работу выделяется 10 минут, по окончанию работы происходит обмен информацией.
1 группа.
Задание: Выявить поведение птиц в период размножения (работа с учебником и раздаточным материалом).
(Предполагаемые ответы обучающихся: Происходит образование пар, токование, турнирные соревнования самцов, яркое оперение. Некоторые образуют пары на один сезон, а есть пары, образующиеся на всю жизнь)
2 группа.
Дети заполняют таблицу «Разновидности гнёзд» Заполняют таблицу с помощью учебника и раздаточного материала.
(Предполагаемые ответы обучающихся:
Гнездо должно быть теплым, незаметным, определенной формы. Насиживание- это период откладывания первого яйца и вылупление последнего.)
3 группа
Для описания послегнездового периода дети работают с учебником и дополнительным материалом.
(Предполагаемые ответы учащихся:
Этот этап связан со сменой оперения. Перья снашиваются и выцветают, особенно маховые и рулевые (снижение летательной способности, ухудшение теплоизоляции).
Значение (смена старого пера, терморегуляция, приобретение сезонной окраски).
В послегнездовое время птицы кочуют- перемещение на небольшие расстояния в поисках корма. Многие к осени кочуют в южном направлении и к осени переходят в дальние миграции.
4 группа.
Пользуясь текстом учебника, обучающиеся составляют схему «Сезонные миграции» с пояснением и примерами.
(Предполагаемые ответы обучающихся:
Оседлые (миграций не совершают), кочующие ( удаляются на сотни километров), перелетные (удаление за тысячи километров от пределов гнездового ареала)
5. Рефлексия.
Возвращение к стихотворению Жуковского.
Домашнее задание.
Параграф 47 (в учебнике), сообщение по теме происхождение птиц.