ГБПОУ «Дятьковский индустриальный техникум»
Специальность: «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»
Методика проведения урока
по гидрологии
тема урока: «Ледники»
Разработал преподаватель: Осипова Ю.А.
2015
Тема урока: «Ледники»
Цель урока:
Ознакомить студентов с причинами образования ледников. Сформировать представление о снеговой линии, типах ледников, их движении, питании и влиянии на окружающую среду. Развивать познавательные способности студентов. Научить вычислять высоту снеговой линии.
Оборудование:
Карточки – задания для опроса и закрепления материала, презентация, физическая карта мира.
План урока:
Контроль знаний (25 мин).
Изучение нового материала (45мин).
Закрепление (19 мин).
Домашнее задание (1мин).
Ход урока
Преподаватель здоровается со студентами, отмечает в журнале отсутствующих.
Контроль знаний
- К сегодняшнему уроку вы должны были повторить тему «Реки». Сейчас мы проведём тестовый контроль. Закройте тетради, возьмите листочки, подпишите свою фамилию и номер варианта. Вам необходимо в течение 10 минут выполнить задания теста.
Через 10 минут студенты сдают свои работы.
На доске – слайд с вопросами:
Болота, их образование.
Классификация болот.
Гидрологический режим болот.
Последствия осушения болот, их значение.
- Посмотрите на доску. Сейчас мы проведём устный опрос по этим вопросам. В это время 2 студента будут работать по карточкам. Пока я раздам карточки, подумайте, как вы ответите на вопросы.
Преподаватель раздаёт карточки – задания. Затем вызывает к доске студента, который отвечает на первый вопрос.
Студенты исправляют и дополняют его ответ, если необходимо.
- Задайте дополнительный вопрос по терминам.
Студенты задают вопрос, вызванный к доске отвечает.
Преподаватель оценивает ответ и комментирует оценку.
Таким же образом студенты отвечают на 2, 3 и 4 вопросы.
Опрос закончен, студенты, выполнявшие задания по карточкам, сдают их.
Постановка темы и целей урока
- Мы продолжаем изучать воды суши. Какие воды суши вы уже знаете? (Реки, озёра, водохранилища, болота).
- Тема сегодняшнего урока: «Ледники».
На доске – слайд с темой урока и целью.
- Откройте тетради и запишите тему урока.
Преподаватель называет цель урока.
Изучение нового материала
- Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы.
На доске – слайд с вопросами:
Ледники, их распространение на земном шаре. Образование ледников.
Понятие о снеговой линии.
Питание ледников.
Типы ледников.
Движение и работа ледников.
Значение ледников
Преподаватель их читает.
- Запишите в тетрадь первый вопрос: «Ледники, их распространение на земном шаре. Образование ледников».
На доске – слайд.
- Ледником или глетчером называется естественное скопление фирна и льда, обладающее постоянным собственным движением, расположенное на суше и образованное путём накопления и преобразования твёрдых атмосферных осадков.
- Перепишите определение в тетрадь.
- Скажите, лёд на реке, айсберги в океане – это ледник или нет? (Нет, этот лёд не на суше, поэтому это не ледник).
На доске – слайд.
- Посмотрите на рисунок. Снег постепенно уплотняется под тяжестью новых порций твёрдых осадков и превращается сначала в фирн, а затем – в лёд.
- Снег, фирн и фирновый лёд – это всё лёд, только с разным содержанием воздуха. Фирн – это «прошлогодний», старый снег. Фирн отличается от привычного снега большей плотностью. Дальнейшее его уплотнение приводит к образованию льда.
- Запишите это в тетрадь.
На доске – слайд с картой распространения ледников на Земле.
Преподаватель поясняет схему.
- Площадь современного оледенения на планете составляет 16,25 млн. км или 10,9% поверхности суши. Самые большие по площади – ледяные покровы о.Гренландия и материка Антарктида. Обширные горные ледники расположены в Гималаях, на Памире, Тянь-Шане, в Альпах, на Кавказе и т.д.
Во время объяснения преподаватель показывает области распространения ледников на карте мира.
- Давайте разберёмся, как образуются ледники и какие для этого необходимы условия.
- Там, где выпавшие за зиму осадки превышают объём весенне-летнего снеготаяния, происходит накопление снега. Снежный покров постепенно утолщается, его нижние слои подвергаются всё более сильному давлению, в них повторно просачивается, а затем замерзает талая вода. В итоге снег превращается сначала в фирн, а затем в лёд. Свойство льда – срастаться в одну глыбу.
Ледники могут существовать только в условиях достаточно сильных снегопадов и низких температур.
На доске – слайд.
- Посмотрите на схему. В приполярных районах и высокогорьях, для которых характерен холодный климат, снега выпадает больше, чем может растаять или испариться, поэтому образуются ледники.
- Перечертите схему в тетрадь.
- Запишите в тетрадь второй вопрос: «Понятие о снеговой линии».
- Если взять участок поверхности земли на равнине и рассмотреть процессы, происходящие в цикле зима – лето, то нетрудно заметить, что осадки, выпавшие на поверхность зимой в твёрдом виде, полностью растают к началу лета. С поднятием в горы количество осадков, выпадающих в твёрдом виде, будет больше, температура воздуха ниже и потребуется больше солнечной энергии и времени, чтобы этот снег растаял. Чем выше местность над уровнем моря, тем больше проявляется такая закономерность. И наверняка на земной поверхности мы можем найти высоту над уровнем моря с таким сочетанием климатических факторов, где количество выпавших за зиму твёрдых осадков будет равно количеству осадков, израсходованных на таяние и испарение за тёплый период года. Это линия нулевого баланса, или снеговая линия – линия, выше которой не происходит таяние льдов.
На доске – слайд.
- Посмотрите на рисунок. Вот снеговая линия. Выше неё расположена область накопления ледника, а ниже – область расхода или язык ледника. (Во время объяснения преподаватель показывает всё это на рисунке).
- Зарисуйте в тетрадь горную вершину, обозначьте на ней и подпишите снеговую линию. Подпишите на рисунке область накопления ледника и область расхода (язык).
- Запишите в тетрадь определение снеговой линии.
- Чем выше мы будем подниматься в горы, тем будет холоднее. До какой температуры мы должны подняться, чтобы снег не таял? (До 0 градусов).
- Т.е. температура в районе снеговой линии равна 0 градусов Цельсия.
- На какой высоте она будет? (Затрудняются ответить)
- Запишите в тетрадь и выделите закономерность: «С поднятием на 1 км температура падает на 6 градусов».
На доске – слайд с закономерностью.
- Итак, для того, чтобы определить высоту снеговой линии, необходимо знать летнюю температуру внизу, т.к. зимой с самого подножья будет снег, а летом он растает.
На доске – слайд с задачей.
- Определите, на какой высоте расположена снеговая линия, если температура у подножья горы равна 18 градусов. (3 км).
На доске – слайд: «Зависимость высоты снеговой линии от географической широты».
- Посмотрите на рисунок. Здесь показана высота снеговой линии на различных широтах от экватора к полюсам. Какой можно сделать вывод?
Вывод: при движении от экватора к полюсам высота снеговой линии в горах снижается.
- Запишите вывод в тетрадь.
На доске – слайд.
Источниками питания ледников являются:
твёрдые атмосферные осадки;
«нарастающие» осадки – иней, изморозь;
лавины (снежные обвалы) с горных вершин и склонов, обрамляющих фирновый бассейн;
«наложенный лёд», т.е. талые воды сезонного снега, которые, попадая внутрь ледника и соприкасаясь с холодным льдом, вновь замерзают и образуют лёд;
метелевый перенос, т.е. перенос ветром снега на поверхность ледника со смежных горных склонов.
- Перепишите их в тетрадь.
На доске – слайд-заставка с фотографией ледника.
- Запишите в тетрадь четвёртый вопрос: «Типы ледников».
- Откройте учебники на странице 119. Прочитайте вопрос «Типы ледников» и выпишите их в тетрадь с примерами.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
На доске – слайд.
Типы ледников в зависимости от особенностей рельефа:
Покровные или материковые (Антарктида, Гренландия, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и др.):
а) ледниковые купола
б) ледниковые щиты
в) выводные ледники
г) шельфовые ледники
Горные (Гималаи, Тянь-Шань, Памир, Альпы, Кавказ и др.)
а) ледники горных вершин
б) ледники склонов
в) долинные ледники
- Проверьте себя и исправьте ошибки.
- Переходим к изучению пятого вопроса: «Движение и работа ледников». Запишите его в тетрадь.
На доске – слайд.
Движение ледников – это перемещение (всегда в одном направлении) масс льда. Благодаря пластичности лёд оказывается текучим и под действием силы тяжести и давления медленно перемещается.
- Запишите определение в тетрадь.
- Обычно скорости движения ледников незначительны (от нескольких сантиметров в сутки или метров в год). Наибольшая скорость движения свойственна краевым частям мощных покровных ледников Антарктиды и Гренландии и крупным горным ледникам.
- Временное ускорение движения ледника называют подвижкой ледника.
- Запишите определение.
На доске – слайд.
- Движущиеся (даже медленно) ледники производят огромную эрозионную, транспортирующую и рельефоформирующую работу. Движущийся лёд «полирует» скалы, переносит большие массы обломочного материала, включая огромные валуны, «выпахивает» долины.
Работа ледников:
эрозионная («полировка» скал);
транспортирующая (перенос камней);
рельефоформирующая («выпахивание» долин).
- Перепишите виды работы ледников в тетрадь.
На доске – слайд «Айсберг».
- Результатом движения материкового льда являются айсберги.
Айсберг – это глыба льда, отколовшаяся от покровного ледника и плывущая в океане. Айсберги, образующиеся у берегов Антарктиды и Гренландии, могут достигать гигантских размеров. 90 % объёма айсберга расположено под водой, поэтому айсберги очень опасны для судоходства.
Запомните: Айсберг ледником не является, т.к. он расположен не на суше.
- Перепишите определение айсберга в тетрадь.
На доске – слайд-заставка с фотографией ледника.
- Переходим к изучению шестого вопроса: «Значение ледников». Запишите его в тетрадь.
Выступает студент с докладом.
Преподаватель оценивает его ответ.
На доске – слайд.
Значение ледников
Ледники содержат 95% всех запасов пресных вод на земной поверхности.
Ледники – источники питания многих горных рек (Амударья, Сырдарья, Инд, Ганг и др.).
Ледники – регуляторы стока рек, что благоприятно для хозяйственной деятельности человека.
- Перепишите значение ледников в тетрадь.
Закрепление материала
Кроссворд
- Итак, мы изучили тему «Ледники». Закройте тетради. Давайте разгадаем кроссворд.
На доске – слайд с вопросами кроссворда и пустыми клетками.
Преподаватель читает вопрос, студенты отвечают, преподаватель щёлкает мышью и на доске появляется слайд с заполненной строкой кроссворда и следующим вопросом. Таким образом разгадывают весь кроссворд.
На доске – слайд – заставка с фотографией ледника.
Работа в парах
- Поработаем в парах. Возьмите листочки (1 на двоих), подпишите свои фамилии. Выполните задания теста.
Студенты выполняют.
- Проверьте.
На доске – слайд с ответами.
- У кого все ответы были правильными? (Поднимают руку). Сдайте листочки. На следующем уроке вы получите дополнительный балл.
Фронтальный опрос
Возможно ли образование ледников в нашей местности?
(Нет. Только если изменится климат и рельеф).
Что должно измениться, чтобы в нашей местности появились ледники?
(Должно стать холодно или вырасти горы).
Может ли из снега, который лежит у нас зимой на земле, образоваться ледник?
(Если лето не наступит).
Задание на закрепление
Составьте задачу на определение высоты снеговой линии (с ответом).
Студенты составляют, затем несколько человек читают свои задачи, а группа их решает.
Работа по карточкам
Преподаватель раздаёт студентам карточки.
- Посмотрите на эту карточку. На ней изображены горные вершины А и Б со снеговыми линиями. Что вы можете сказать о расположении этих вершин по отношению к экватору и полюсам?
(А – ближе к экватору; Б – ближе к полюсам).
- Но кроме низкой температуры, что ещё нужно для образования льда?
(Вода).
- А представьте, что эти горы находятся на одной широте.
(А – в районах с низким количеством осадков; Б – в районах с высоким количеством осадков).
- Общеизвестно, что на западных склонах Кавказа снеговая линия опускается ниже, чем на восточных. Объясните данный факт.
(На западных склонах выпадает больше осадков).
После фронтального опроса преподаватель выставляет оценки за работу на уроке.
5. Домашнее задание
На доске – слайд с домашним заданием.
Преподаватель его поясняет, студенты записывают.
- Вы сегодня хорошо поработали. Урок окончен. До свидания.