kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-дискуссия "Перспективы развития, социально-этические проблемы молекулярной генетики и генной инженерии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить перспективы развития молекулярной генетики и генной инженерии, активизировать познавательную деятельность учащихся, сформировать  умение самообразования.

Задачи урока:

Обобщающая: обобщить знания о методах молекулярной генетики и генной инженерии, современных достижениях данных наук;

Развивающая: развить коммуникабельность, умение аргументировано представить и защитить свою точку зрения;

Воспитательная: воспитывать уважение к позиции оппонента, умение находить компромиссы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Определение терминов»

Основные понятия дискуссии


Молекулярная генетикараздел генетики и молекулярной биологии, изучающий материальные основы процессов передачи, реализации и изменения генетической информации, а также способа её хранения.


Генная инженерия – область молекулярной генетики, основанная на использовании гибридных ДНК.


Трансгеноз, трансгенез — искусственный перенос чужеродных фрагментов ДНК (генов) в зародышевые клетки животных или в недифференцированные клетки растений с последующим получением из них нового организма (трансгенный организм) с заданными свойствами.


Трансгенный организм — генетически модифицированный организм, который содержит в своем геноме трансген (чужеродный фрагмент ДНК).


Генетически модифицированный организм (ГМО) — живой организм, генетическая составляющая которого при помощи методов генной инженерии была искусственно изменена.

Стволовые клетки  — недифференцированные (незрелые) клетки, имеющиеся во всех многоклеточных организмах.


Клонированием называют биотехнологические методы, используемые для искусственного получения клонов организмов, клеток или молекул.


Группа генетически идентичных организмов или клеток — клон.

Просмотр содержимого документа
«Правила дискуссии_»





1. Прежде чем сказать, тщательно продумайте то, о чем будете говорить.

2. По возможности кратко и ясно изложите свою точку зрения.

3. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».

4. Приводите точные, бесспорные факты.

5. Умейте выслушать другого, уважайте его позицию.

Просмотр содержимого документа
«Урок-дискуссия_11 класс»

Урок-дискуссия на тему:

Перспективы развития, социально-этические проблемы

молекулярной генетики и генной инженерии

11-й класс


Удачкина Наталья Геннадиевна,

учитель биологии Долинненской ОШ


Цель урока: изучить перспективы развития молекулярной генетики и генной инженерии, активизировать познавательную деятельность учащихся, сформировать умение самообразования.

Задачи урока:

Обобщающая: обобщить знания о методах молекулярной генетики и генной инженерии, современных достижениях данных наук;

Развивающая: развить коммуникабельность, умение аргументировано представить и защитить свою точку зрения;

Воспитательная: воспитывать уважение к позиции оппонента, умение находить компромиссы.

Оборудование:

  • компьютер;

  • презентация по теме «Достижения молекулярной генетики и генной инженерии»;

  • презентации учащихся;

  • афоризмы;

  • правила ведения дискуссии.

Примечание к уроку.

Урок проводится в форме «урок-дискуссия». Заранее (за 2 недели до проведения урока) учащиеся разбиваются на 2 группы – сторонников и противников методов генной инженерии и молекулярной биологии. Затем они получают соответствующие темы, по которым готовятся в течение двух недель. Учащимся было предложено 3 темы:

  • Препараты из трансгенных животных.

  • ГМО.

  • Терапевтическое клонирование.

Каждая группа учащихся готовит несколько слайдов презентации по своей теме.

В ходе урока каждая группа представляет и защищает свое мнение, учащиеся других групп задают вопросы, предлагают свои аргументы против данной позиции, а учащиеся отвечающей группы предлагают контраргументы и т.д. Таким образом, на уроке учащимся представляется возможность дискутировать друг с другом, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, соглашаться или не соглашаться с аргументами противников.

Такие уроки способствуют развитию творческих способностей учащихся, умению работать в группе, умению коллективного и индивидуального обсуждения проблемы, способствуют развитию самостоятельности, способности вести научный спор, отстаивая свою точку зрения. Также такие уроки учат ребят уважительно относиться друг к другу, к точке зрения оппонента.

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

Ребята! Сегодня мы с вами проведем необычный урок – урок в форме дискуссии.

- объявление темы урока.

Прежде, чем мы начнем проводить нашу дискуссию, давайте определимся с основными понятиями темы.

- определение основных понятий темы: молекулярная биология, генная инженерия, трансгенез, трансгенный организм, ГМО, стволовые клетки, клонирование, клон.

2. Правила ведения дискуссии.

3. Вступительное слово учителя.

Бурное развитие науки и техники во многих странах мира когда-то позволило осуществить трансплантацию многих органов человека и манипуляции с его генотипом, что породило множество дискуссий среди философов, политиков, этиков, естествоиспытателей и юристов по поводу тех ограничений, которые должны существовать в области использования новых возможностей, открывающихся перед человечеством.

Давайте обзорно рассмотрим достижения современной молекулярной генетики и генной инженерии (презентация учителя).

Наряду с успехами генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии, возникали и трудности. Возникали как неизбежность и часто не имели однозначного решения. В одном ряду с этими трудностями находилась и проблема генной инженерии человека. Ее можно трактовать так:

1. Допустимо ли, с точки зрения моральных норм, хирургическое вмешательство в генотип человека?

2. Существуют ли, с точки зрения специалистов, какие-либо инструментальные, технологические пределы возможностей в этих направлениях?

3. Каких можно ожидать в этой связи социальных последствий, и может ли, в принципе, цивилизация развиваться далее без таких технологий?

4. Существуют ли здесь какие-то этические проблемы? Можно ли противостоять предполагаемым опасностям?

4. Дискуссия.

5. Подведение итогов дискуссии.

Выслушав обе стороны, можно сделать следующие выводы:

  • В современном мире получили развитие исследования в области получения организмов с заданными признаками, а также медицинское клонирование органов и тканей человека.

  • Отношение общества к достижениям молекулярной генетики и генной инженерии неоднозначное: существуют как сторонники, так и противники вмешательства в природу живых организмов, и, в частности, человека.

  • Обе стороны имеют веские доводы «за» и «против» развития и перспектив генетики, но от любой науки всё же стоит брать что-то полезное. В нашем случае хотелось бы сказать: применять и развивать генетику нужно, но пользоваться её «благами» следует осторожно и в разумных пределах.

6. Заключительное слово учителя.

7. Выставление оценок.

Просмотр содержимого презентации
«Vred_GMO_na_organizm_cheloveka»

Вред ГМО на организм человека Подготовил Меметов Сервин 11 класс

Вред ГМО на организм человека

Подготовил

Меметов Сервин

11 класс

Что такое ГМО?

Что такое ГМО?

  • Начнём с того, что найдём определение ГМО. Что означают эти буквы? Итак, генетически модифицированным организмом, как правило, называют организм, генный код которого претерпел изменения путём введения в него гена чужеродного организма. Современная генетика уже давно преодолела межвидовые барьеры и для неё не составляет труда скрестить ген растения с геном бактерии или животного.
Здесь необходим специальный и высокоточный лабораторный анализ. А, полагаться на специальную маркировку на продуктах, о том, что они содержат ГМО, к сожалению, могут не все. Только в некоторых странах мира законодательством предусмотрена обязательная маркировка таких ГМО содержащих продуктов, это страны члены Евросоюза, Япония, Россия. Для остальных жителей нашей планеты остаётся незавидная участь – догадываться о том, чей ген был добавлен в генную картину продукта, который они употребляют в пищу и дают своим детям.

Здесь необходим специальный и высокоточный лабораторный анализ. А, полагаться на специальную маркировку на продуктах, о том, что они содержат ГМО, к сожалению, могут не все. Только в некоторых странах мира законодательством предусмотрена обязательная маркировка таких ГМО содержащих продуктов, это страны члены Евросоюза, Япония, Россия. Для остальных жителей нашей планеты остаётся незавидная участь – догадываться о том, чей ген был добавлен в генную картину продукта, который они употребляют в пищу и дают своим детям.

Первый и самый главный минус заключается в том, что без специального оборудования мы не можем узнать, чей ген был добавлен в продукт. Визуально очень сложно отличить ГМО продукты от обыкновенных продуктов.. 

Первый и самый главный минус заключается в том, что без специального оборудования мы не можем узнать, чей ген был добавлен в продукт. Визуально очень сложно отличить ГМО продукты от обыкновенных продуктов.. 

Во-вторых настораживает тот факт, что до конца не изучена безвредность таких ГМО продуктов. И, хотя официальных данных о том, что они могут причинить вред организму человека – нет, но, нет и официальных подтверждений пользы для человеческого здоровья генно-модифицированных организмов.

Во-вторых настораживает тот факт, что до конца не изучена безвредность таких ГМО продуктов. И, хотя официальных данных о том, что они могут причинить вред организму человека – нет, но, нет и официальных подтверждений пользы для человеческого здоровья генно-модифицированных организмов.

Поэтому, на сегодняшний день, наука предпочитает использовать по отношению к ГМО термин «потенциально опасный продукт». Не знаю, как вам, а меня такая потенциальная опасность совсем не радует. Это может означать только одно – контролировать такие изменения наука пока не в состоянии, как и предугадать, что они за собой повлекут, и, как, в конце концов, изменится генетический код самого человека.Но, неужели нельзя с максимальной точностью определить степень пользы и вреда ГМО, неужели, мы ещё «не доросли» до этого? Как ни парадоксально, но, имея возможность исследовать природу и последствия ГМО, наука предпочитает оставаться в тени, она как будто боится тех результатов, которые обнаружит. 

Поэтому, на сегодняшний день, наука предпочитает использовать по отношению к ГМО термин «потенциально опасный продукт». Не знаю, как вам, а меня такая потенциальная опасность совсем не радует. Это может означать только одно – контролировать такие изменения наука пока не в состоянии, как и предугадать, что они за собой повлекут, и, как, в конце концов, изменится генетический код самого человека.Но, неужели нельзя с максимальной точностью определить степень пользы и вреда ГМО, неужели, мы ещё «не доросли» до этого? Как ни парадоксально, но, имея возможность исследовать природу и последствия ГМО, наука предпочитает оставаться в тени, она как будто боится тех результатов, которые обнаружит. 

Действие ГМО продуктов на человека — основные 8   - в состав ГМО продуктов входит транс ген (инородный ген другого организма), учёные утверждают, что поскольку в процессе пищеварения, он не может скреститься с человеческим геном, поэтому и угрозы от него никакой не существует. Однако, внизу такой гипотезы, мелким шрифтом идёт приписка о том, что такие транс гены могут стать причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта, а также стать причиной серьёзных аллергических реакций

Действие ГМО продуктов на человека — основные 8

  - в состав ГМО продуктов входит транс ген (инородный ген другого организма), учёные утверждают, что поскольку в процессе пищеварения, он не может скреститься с человеческим геном, поэтому и угрозы от него никакой не существует. Однако, внизу такой гипотезы, мелким шрифтом идёт приписка о том, что такие транс гены могут стать причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта, а также стать причиной серьёзных аллергических реакций

продукты ГМО действуют на каждый человеческий организм по-разному. Для одного они действительно могут быть абсолютно нейтральными в вопросе вреда, а, для другого… Всё зависит от стойкости человеческого организма, индивидуальных особенностей и количества такой ГМО пищи. К тому же, для того, чтобы объективно оценить полную картину возможного вреда необходимо на протяжении пятидесяти лет питаться исключительно такой ГМО содержащей  пищей. Вряд ли какой любитель науки согласится предоставить себя в качестве объекта таких иследований
  • продукты ГМО действуют на каждый человеческий организм по-разному. Для одного они действительно могут быть абсолютно нейтральными в вопросе вреда, а, для другого… Всё зависит от стойкости человеческого организма, индивидуальных особенностей и количества такой ГМО пищи. К тому же, для того, чтобы объективно оценить полную картину возможного вреда необходимо на протяжении пятидесяти лет питаться исключительно такой ГМО содержащей  пищей. Вряд ли какой любитель науки согласится предоставить себя в качестве объекта таких иследований
мнение о том, что ГМО не причиняет нам большего вреда, чем ароматизаторы и консерванты, также имеет право на существование. Но, ведь это вовсе не означает, что если вреда не меньше, то на вопрос существования такого вреда необходимо закрывать глаза.
  • мнение о том, что ГМО не причиняет нам большего вреда, чем ароматизаторы и консерванты, также имеет право на существование. Но, ведь это вовсе не означает, что если вреда не меньше, то на вопрос существования такого вреда необходимо закрывать глаза.

Просмотр содержимого презентации
«Достижения молекулярной генетики и генной инженерии»

подготовила: учитель биологии Долинненской ОШ Удачкина Наталья Геннадиевна Достижения  молекулярной биологии  и генной инженерии

подготовила:

учитель биологии

Долинненской ОШ

Удачкина

Наталья Геннадиевна

Достижения молекулярной биологии и генной инженерии

В 1973 году американские исследователи Стэнли Коэн и Энли Чанг встроили бактериальную плазмиду в ДНК лягушки. Затем эту трансформированную плазмиду вернули в клетку бактерии, которая стала синтезировать белки лягушки, а также передавать лягушачью ДНК своим потомкам. Таким образом был найден метод, позволяющий встраивать чужеродные гены в геном определенного организма
  • В 1973 году американские исследователи Стэнли Коэн и Энли Чанг встроили бактериальную плазмиду в ДНК лягушки. Затем эту трансформированную плазмиду вернули в клетку бактерии, которая стала синтезировать белки лягушки, а также передавать лягушачью ДНК своим потомкам. Таким образом был найден метод, позволяющий встраивать чужеродные гены в геном определенного организма
Молекулярная генетика и генная инженерия на современном этапе находят широкое практическое применение в отраслях народного хозяйства, таких как микробиологическая, фармакологическая, пищевая промышленность и сельское хозяйство
  • Молекулярная генетика и генная инженерия на современном этапе находят широкое практическое применение в отраслях народного хозяйства, таких как микробиологическая, фармакологическая, пищевая промышленность и сельское хозяйство
Трансгенные животные Трансгенные козы дают уникальное молоко, заменяющее грудное молока человека Выведена порода свиней с геном «роста»

Трансгенные животные

Трансгенные козы дают

уникальное молоко,

заменяющее грудное

молока человека

Выведена порода свиней с геном «роста»

Трансгенные растения

Трансгенные растения

  • Томаты получили ген морозоустойчивости от арктической камбалы, жабы, черепахи.
  • Картофель получил ген бактерии, чей яд смертелен для колорадского жука.
  • Рис получил ген человека, отвечающий за состав женского молока, который делает злак более питательным.
Генетически модифицированные организмы (ГМО)  В научных целях  С помощью ГМО исследуются закономерности развития некоторых заболеваний (болезнь Альцгеймера, рак), процессы старения и регенерации, изучается функционирование нервной системы и т.п.  В медицинских целях  В 1982 г. впервые был зарегистрирован в качестве лекарства человеческий инсулин, получаемый с помощью генетически модифицированных бактерий.  Ведутся работы по созданию генетически модифицированных растений, продуцирующих компоненты вакцин и лекарств против опасных инфекций (чумы, ВИЧ).

Генетически модифицированные организмы (ГМО)

В научных целях

С помощью ГМО исследуются закономерности развития некоторых заболеваний (болезнь Альцгеймера, рак), процессы старения и регенерации, изучается функционирование нервной системы и т.п.

В медицинских целях

В 1982 г. впервые был зарегистрирован в качестве лекарства человеческий инсулин, получаемый с помощью генетически модифицированных бактерий.

Ведутся работы по созданию генетически модифицированных растений, продуцирующих компоненты вакцин и лекарств против опасных инфекций (чумы, ВИЧ).

Генетически модифицированные организмы (ГМО) В сельском хозяйстве  Создание новых сортов растений, устойчивых к неблагоприятным условиям среды и вредителям, обладающих лучшими ростовыми и вкусовыми качествами. Создаваемые новые породы животных отличаются ускоренным ростом и продуктивностью.  Другие направления использования  Разрабатываются генетически модифицированные бактерии, способные производить экологически чистое топливо.  В 2003 году на рынке появилась GloFish — первый генетически модифицированный организм, созданный с эстетическими целями: популярная аквариумная рыбка Данио рерио получила несколько ярких флуоресцентных цветов.  В 2009 году выходит в продажу ГМ-сорт розы «Applause» с цветами синего цвета.

Генетически модифицированные организмы (ГМО)

В сельском хозяйстве

Создание новых сортов растений, устойчивых к неблагоприятным условиям среды и вредителям, обладающих лучшими ростовыми и вкусовыми качествами. Создаваемые новые породы животных отличаются ускоренным ростом и продуктивностью.

Другие направления использования

Разрабатываются генетически модифицированные бактерии, способные производить экологически чистое топливо.

В 2003 году на рынке появилась GloFish — первый генетически модифицированный организм, созданный с эстетическими целями: популярная аквариумная рыбка Данио рерио получила несколько ярких флуоресцентных цветов.

В 2009 году выходит в продажу ГМ-сорт розы «Applause» с цветами синего цвета.

Терапевтическое клонирование Позволяет получать донорские органы на основе собственных стволовых клеток. Эти органы не будут отторгаться организмом.

Терапевтическое клонирование

Позволяет получать донорские органы на основе собственных стволовых клеток. Эти органы не будут отторгаться организмом.

Просмотр содержимого презентации
«Мартин»

Терапевтическое клонирование  человека

Терапевтическое клонирование человека

Понятие  Терапевтическое клонирование человека   — предполагает, что развитие эмбриона останавливается в течение 14 дней, а сам эмбрион используется как продукт для получения стволовых клеток. Законодатели многих стран опасаются, что легализация терапевтического клонирования приведёт к его переходу в репродуктивное. Однако в некоторых странах (США, Великобритания) терапевтическое клонирование разрешено.

Понятие

Терапевтическое клонирование человека   — предполагает, что развитие эмбриона останавливается в течение 14 дней, а сам эмбрион используется как продукт для получения стволовых клеток. Законодатели многих стран опасаются, что легализация терапевтического клонирования приведёт к его переходу в репродуктивное. Однако в некоторых странах (США, Великобритания) терапевтическое клонирование разрешено.

Механизм клонирования  В  терапевтическом клонировании используется процесс, известный как пересадка ядер соматических клеток, (замена ядра клетки, исследовательское клонирование и клонирование эмбриона), состоящий в изъятии яйцеклетки (ооцита) из которой было удалено ядро, и замена этого ядра ДНК другого организма. После многих митотических делений культуры (митозов культуры), данная клетка образует бластоцисту (раннюю стадию эмбриона состоящую из приблизительно 100 клеток) с ДНК почти идентичным первичному организму.

Механизм клонирования

В  терапевтическом клонировании используется процесс, известный как пересадка ядер соматических клеток, (замена ядра клетки, исследовательское клонирование и клонирование эмбриона), состоящий в изъятии яйцеклетки (ооцита) из которой было удалено ядро, и замена этого ядра ДНК другого организма. После многих митотических делений культуры (митозов культуры), данная клетка образует бластоцисту (раннюю стадию эмбриона состоящую из приблизительно 100 клеток) с ДНК почти идентичным первичному организму.

Применение  Стволовые клетки, полученные путем терапевтического клонирования, применяются для лечения многих заболеваний. Кроме этого, в настоящее время ряд методов с их использованием находятся на стадии разработки (лечение некоторых видов слепоты, повреждений спинного мозга, болезни Паркинсона и др.) Также нельзя не сказать, что клонирование еще недостаточно развито, а в будущем, благодаря клонированию, практически любой орган можно будет заменить

Применение

Стволовые клетки, полученные путем терапевтического клонирования, применяются для лечения многих заболеваний. Кроме этого, в настоящее время ряд методов с их использованием находятся на стадии разработки (лечение некоторых видов слепоты, повреждений спинного мозга, болезни Паркинсона и др.) Также нельзя не сказать, что клонирование еще недостаточно развито, а в будущем, благодаря клонированию, практически любой орган можно будет заменить


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Удачкина Наталья Геннадиевна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142537


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства