kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии по теме "Внешнее строение лтста".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 6 классе по теме "Внешнее строение листа" построен с учетом элементов  технологии развития критического мышления. На уроке предусмотрены такие виды работы, как чтение с остановками,мозговой штурм,тонкие и толстые вопросы, кластер и синквейн. Предусмотрена практическая и лабораторная работы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии по теме "Внешнее строение лтста". »

Хуторенко Т.Н,

учитель МБОУ Процико-Березовская оош







Тема урока:  «Внешнее строение листа».

Цель: Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления с внешним строением листа.

Задачи:

Образовательные:

сформировать понятия, связанные с морфологией листа, изучить особенности внешнего строения листа, жилкование листьев, разнообразие листьев, положение на стебле, значение листа в жизни растений.

Дидактические:

создать условия для усвоения нового учебного материала на уровне общих представлений по основополагающим понятиям темы, используя технологию развития критического мышления.

 Развивающие:

Развитие критического мышления, развитие мотивации к изучению нового материала, развитие навыков работы с текстом и составлением структурно- логической схемы, творческих и аналитических способностей.

 Воспитывающие:

 Ответственность за качество собственного образования, привитие культуры умственного труда, умение эффективно работать совместно с другими людьми.


Тип урока: формирование знаний

Вид:  урок с использованием технологии критического мышления

Методы: 1. Основы методики критического мышления включает три стадии:

- Стадия вызова

- Стадия осмысления

- Стадия размышления

2. Частично-поисковый, иллюстративно- объяснительный

Форма организации: фронтальная, групповая

Приемы:

  •  сравнения

  • обобщения

  • установления причинно-следственных связей.

 Средства обучения: 1. Информационные

  • Учебник

  • Презентация

2. Визуально-наглядные

                натуральный раздаточный материал  «Типы корневых систем»

                 «Сложные и простые листья»

                 «Жилкование листьев»

                 «Классификация покрытосеменных растений»

     Коллекция (в конвертах под №) «Жилкование листьев» (натуральный раздаточный материал, собранный на осенней экскурсии с учениками)

3. Технические

  • Мультимедийная установка

  • Интерактивная доска


 Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны знать:

      Функции листа

      Из каких частей состоит лист;

      Отличия черешковых и сидячих листьев;

      Признаки простых и сложных листьев;

      Особенности сетчатого, дугового и параллельного жилкования.

Учащиеся должны уметь:

           Различать сидячие и черешковые листья;

           Находить на листе листовую пластинку и черешок;

           Определять виды сложных листьев;

           Называть и определять признаки однодольных и двудольных растений.


Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

I этап Организация

урока


-приветствие учителя:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас и наших гостей сегодня на уроке. Давайте поприветствуем друг друга словами:

Здравствуй, друг!

Я - пришёл,

Ты мне рад?

Хорошо!!!

Садитесь…

приветствуют учителя и друг друга


1 мин















II этап

Стадия вызова












































































III этап

Стадия «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ)





























































































  1. Сегодня нас ждёт удивительное общение с природой и плодотворная деятельность. Будьте внимательны, активны на уроке и вы добьётесь успеха! Вперёд, друзья!


2.Повторение.-

А)Индивид .работа. Задание «Верно- неверно».

Б)У доски. Биологический диктант.

В)Рисунок на доске.

Изобразите строение побега и подпишите его основные части.


- Что такое побег?

- Что такое стебель?

- Что такое почка?

- Какие виды почек вам известны?

- Чем отличается генеративная почка от вегетативной?





Г)Третий лишний.


Происходит актуализация имеющихся знаний по теме.















Приём мозгового штурма, который активизирует внимание всех учеников.

На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, самостоятельно определяют цели познавательной деятельности на данном уроке.








Приложение 1.








































Работа с коллекцией







Стадия осмысления даёт возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание.






Составляем кластер по параграфу







Презентация












Используются приёмы: чтение текста , школьники одновременно делают пометки на полях учебника (простым карандашом).

Работа с коллекцией.


















Ученики выделяют на интерактивной доске штампами верные ответы.


Ответы детей:


- по способу расположения жилок на листе;


- пучки проводящей и механической ткани;


- минеральные вещества и воду вверх, органические вещества вниз;


- образует скелет листа;


-жилкование перистое и пальчатое, параллельное и дуговое.





- Двудольных



- Однодольных


- Корневые системы: стержневая и мочковатая.


5 мин





























1 мин





5 мин











2 мин









2 мин







3 мин









2 мин







1 мин








2 мин





3 мин
























3 мин










2 мин





2 мин





3 мин





Среди понятий, изученных на прошлом уроке, исключите «3 лишнее»:

Главный узел очерёдное

Боковой чехлик междоузлие

Побег пазуха листа супротивное









3.- А какие типы листорасположения вы знаете?

Очередное – Это как?

Супротивное – Это как?

Мутовчатое – Это как?

- Соедините названия растений с типом расположения листьев на стебле. Удостоверимся в этом на практике (показываю детям натуральные объекты яблони, розы, гвоздики, клёна, сирени)


- Мы говорим с вами о положении листа на стебле, а что вы знаете о самом листе?


Загадка: «Из почек появляются, весною распускаются, летом шелестят, осенью летят».

Как вы думаете, о чем мы можем узнать о листе из загадки?



- Я не сомневаюсь в том, что вы хотите знать больше. А что хотите знать?


2.-Теперь запишем тему урока. Откроем тетради, сегодня 25 декабря2., тема урока «Внешнее строение листа»



3. Работа с текстом

- Открываем учебники на странице 105, § 23 .Посмотрите, на какие смысловые блоки разбит параграф.


Лист форма листа-простые и сложные-жилкование


4. Мы знаем, что корень – это якорь, насос и кладовая. А какую работу выполняет лист? (Ответы учащихся) Чтобы проверить правильность наших предположений обратимся к учебнику – стр.105. Записываем в тетрадь 1 вывод: лист – это часть побега, которая - образует органические вещества; - участвует в газообмене; - испаряет влагу.



5. – Прочитайте пункт»Форма листа».

Карандашом отметьте основные части.

Зарисуйте лист и подпишите его основные части.

- Проверим, всё ли верно назвали.

- О чём не сказали? (лист черешковый, сидячий)


Задание. Найдите соответствия.


листовая пластинка часть, которой лист

прикрепляется к стеблю.

черешок проводящие пучки листа

жилки расширенная часть листа

основание листа стеблевидная часть листа


6.- А на какие группы по внешнему строению можно разделить листья? (по количеству пластинок)

- Что значит простой лист?

- Что значит сложный?


7.- А теперь закрепим наши знания. Кто выделит простые листья, кто – сидячии, а кто – сложные?


8. – А по какому ещё признаку листья можно разделить на 2 группы? (по способу расположения жилок на листе).


- А что такое жилки?




-Что проводят?





-В чём сущность механической ткани?


- Как жилки могут располагаться на листовых пластинах?




- Перистое и пальчатое жилкование характерно для листьев растений класса__________________ .


- Параллельное и дуговое для растений класса _______.


- А какие признаки класса Двудольных и класса Однодольных мы сегодня вспоминали?




IV стадия

Стадия размышления (рефлексия)

- Подведём итог всему сказанному и выстроим структурно-логическую схему (даю комментарий).


-А теперь применим свои знания на практике: лабораторная работа «Внешнее строение листа».

- У вас на столах в лоточках лежат листья известных вам цветковых растений ( 1 вариант – земляника, роза, лилейник, смородина, дуб, клевер. 2 вариант – малина, шиповник, осока, клён, одуванчик, каштан). Рассмотрите их, определите тип жилкования и вид листьев. Занесите данные в таблицу.

- За выполненные лабораторные работы вы получите оценки.




Дети выполняют лабораторную работу самостоятельно и сдают на проверку.

Приложение 2.

2 мин.






5 мин.

Анализ и оценка итогов работы

- Кто закончил работу, думает над составлением синквейна. . Пожалуйста составьте синквейн, исходя из того, что вы узнали о функциях, внешнем строении листа .



После представления синквейна детьми, учитель предлагает свое размышление-импровизацию по теме «Лист»:


Листья бывают разные…

Желтые, зеленые, красные,

Перистые, округлые, овальные.

С зубчиками и цельнокрайние.

А могут быть простыми и сложными,

Сидячими и черешковыми.

А в прочем не важно какими…

Ведь растения питается ими.

В листьях фотосинтез идет,

А он органические вещества для жизни дает!

Ты понапрасну, дружок, лист не рви!

А лучше внешнее строение его учи!

Ребята, а почему в этих размышлениях я призываю вас не рвать понапрасну листья?


Есть ли у вас вопросы по данной теме?


Рассказ с ошибками.

Прослушайте рассказ. Найдите биологические ошибки.



- Подведём итог нашего урока. Что же нового мы узнали сегодня? Рефлексия.


1 Я узнал для себя нового-----

2. Мне понравилось----

3. Мне было особенно интересно узнать что ---.

4. Мне было скучно------



-Молодцы! Отмечаю работу на уроке следующих учащихся ……

Дети составляют короткие стишки, используя и выделяя основные понятия данной темы.
























Дети дают ответы на поставленный вопрос.

2 мин.

Домашнее задание

&23 ст.105-108,


Творческое задание – 1.составить коллаж из осенних листьев.

2.подготовить сообщение «В мире интересного. Листья.»

Дети записывают домашнее задание в дневник.

1 мин.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок биологии по теме "Внешнее строение лтста".

Автор: Хуторенко Татьяна Николаевна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198509


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства