kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Закон независимого наследования признаков Г.Менделя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Изучить теоретические основы закона независимого наследования признаков Г. Менделя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Закон независимого наследования признаков Г.Менделя»



Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Г.Менделя

Цель урока: Изучить теоретические основы закона независимого наследования признаков Г. Менделя

Задачи:

  • Образовательные: изучить механизм дигибридного скрещивания как метод изучения наследственности ,объяснить цитологические основы дигибридного скрещивания

  • Развивающие: продолжить формирование умений пользоваться генетической терминологией, символикой, записывать схему скрещивания и решетку Пеннета

  • Воспитательные: Способствовать развитию у учащихся умения правильно строить ответы, работать у доски, умения вести диалог и работать в парах, фронтально и индивидуально, осуществлять адекватный выбор задания по своим возможностям в ситуации выбора.

Тип урока: урок-исследование

Форма проведения: индивидуальная

Методы: исследовательская работа, практикум по решению задач

Оборудование: Мультимединый проектор, цор модуль «Дигибридное скрещивание», презентация , текст задач .

План урока: (слайд 1)

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Физкультминутка

  5. Первичное закрепление знаний

  6. Применение приобретенных знаний (работа по группам)

  7. Рефлексия

  8. Домашнее задание :

а)1 задача обязательно для всех.

б) 2 по желанию

в) Помоги консультанту. (творческое задание)



Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята ,садитесь.

Начнем урок с добрых пожеланий друг другу.

Я желаю вам сегодня добра.

Вы желаете мне сегодня…(добра).

Мы желаем друг другу добра!

Если кому –то будет трудно, мы тебе поможем!

2.Актуализация знаний (слайд 2)

Мой друг, путешествую я по удивительной стране, которая получила своё название от маленького участка ДНК, несущей наследственную информацию ___...(ген)__________ и называется эта страна …(генетика). Открыл эту страну очень интересный человек, которого не признали соотечественники это __...(Грегор Мендель)__. Они не поняли его, потому что для её изучения он пользовался совсем не принятыми тогда методами, которые в своей основе были связаны с математикой. А живут там очень маленькие дочки-клетки, которые образовались при делении, называющимся мейозом. После созревания они меняют свое название и становятся половыми клетками ___...(гаметами)___. Но это ещё не всё, они совсем не могут жить в таком виде и быстро начинают искать себе вторую половину, сливаются и становятся очень важной клеткой – дамой _...(зиготой)____, которая содержит в себе __...(двойной)___ набор хромосом. И если вглядеться в эту даму, то можно заметить, что она особенно интересна при образовании у нее потомства, они похожи на одного из родителей, и такой признак называется __...(доминантным)_____, а другой признак родителей исчезает и называется _...(рецессивным)____.Но чтобы все это узнать, мои друзья, вам придется очень хорошо познакомиться с обитателями, их жизненном укладе, и тогда можно будет их отличить по внешним признакам _...(фенотипу)___, но оказалось, за кажущимися сходными внешними и внутренними признаками, они могут отличаться различной комбинацией генов, что у них называется ____...(генотипом)___.

Проанализируй информацию(слайд 3)
ДАНО

1. Гетерозиготный темноволосый 
отец и мать- блондинка. 

2. F1 от скрещиваний длинноносых 
и коротконосых муравьедов получали 
только коротконосые. 

3. Все потомство доброй собаки 
Герды было добрым в нескольких поколениях. 

4. В потомстве кота Василия и пяти черных кошек 
были черные и серые котята, причем 
серых было в три раза больше. 

5. Белая окраска шерсти кроликов 
определяется рецессивным геном. 

Следовательно: 
1.Доминирует ген……, 
а рецессивный……. 
2. Доминирует ген……, 
а рецессивный……. 
3.Доминирует ген……, 
рецессивный……,а Грета была ……..по 
данному признаку. 
4. Доминирует ген……., 
рецессивный…….,а кот Василий был ……..по данному признаку. 
5. Белые кролики……..по этому признаку. 


Задача 2. (слайд 4) 

У человека косолапость доминирует над нормальным строением стопы. От брака двух родителей, обладающих дефектом стопы, родился ребенок с нормальным строением стопы. Определите генотипы родителей и вероятность рождения следующего ребенка в этой семье без аномалий

3. Изучение нового материала. Сегодня на уроке мы продолжим изучение закономерностей наследования признаков. Прежде чем приступить к работе ,послушайте легенду: Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: "Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?" Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил: "Площадь большого круга - это познанное мною, а площадь малого круга - познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне этих кругов, - это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений". Чтобы устранить ваши сомнения при решении генетических задач, я предлагаю вам побыть исследователями и раскрыть механизм и закономерности дигибридного скрещивания.

Тема урока:

Дигибридное скрещивание.

(Слайд 5) .Имя нашего урока: Трудное сделать легким, легкое привычным, а привычное приятным.

Цель нашего урока: (Слайд 7)

Изучить теоретические основы дигибридного скрещивания Г.Менделя (модуль теоретический материал Дигибридное скрещивание 1-3 страницы)

(Слайд 8)

  • доминантные признаки - желтый цвет, гладкая форма горошин

  • родительские организмы - гомозиготны, гибриды первого поколения- дигерозиготны

  • в первом поколении проявляется первый закон Г.Менделя " Закон единообразия"

(слайд 9)

Для того, чтобы выяснить несут ли в себе гибриды первого поколения рецессивные признаки проведем анализирующие скрещивание. Скрестил гибриды первого поколения с гомозиготным организмом, несущим две пары рецессивных признаков. Запишем схему анализирующего скрещивания (ученик работает у доски)

по фенотипу расщепление в соотношении 1:1:1:1

по генотипу

  • 1 дигетерозиготный АаВв

  • 1 гетерозиготный Аавв

  • 1 гетерозиготный ааВв

  • 1 гомозиготный ааввв

Вывод: Анализирующее скрещивание показало, что гибриды первого поколения несут в себе рецессивные признаки)

(слайд 10,11)

Проведем второй опыт, скрестим гибриды первого поколения друг с другом (работают самостоятельно). Проблема как записать гаметы, и формулы гибридов (формула, решетка Пеннета

Посчитайте соотношение для каждой пары альтернативных признаков, какую закономерность вы наблюдаете?

Вывод: дигибридное скрещивание - это два моногибридных скрещивания, идущих независимо друг от друга.

(Слайд 12).

На основании проведенного опыта сформулируйте закон для дигибридного скрещивания.

(Слайд 13).

Какие цитологические закономерности лежат в основе дигибридного скрещивания?

(слайд 14)

Вывод: Изучаемые признаки должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом, именно случайное расположение пар гомологичных хромосом на экваторе в метафазе1 и последующие разделение в анафазу 1,2 ведет к разнообразию сочетания аллелей признаков в гаметах.

Запомни!!!! (слайд 15)

Одним из условий верного решения задачи является правильное определение всех возможных гамет, которые образуют родительские особи. Это возможно только при четком понимании Правила чистоты гамет. Так как генотип родителей содержит две пары аллельных генов, в гамете должно содержаться два гена: по одному из каждой пары признаков.

Дигетерозигота- т.е гетерозиготы по двум признакам. Гетерозиготы всегда образуют четное количество сортов гамет, равное 2n, где n- число «гетеро-» пар аллельных генов

4.Физкультминутка

5.Первичное закрепление знаний. Фронтальная работа

(слайд 16,17)У кошек черный цвет доминирует над белым, а короткая шерсть над длинной. Какую долю составляют черные коротшерстные котики, в потомстве особей дигетерозиготных по обоим признакам?

6. Применение приобретенных знаний

Задачи (Слайд 18,19)

Работа в парах.

1.Семья ставит вопрос так- Будет ли у них здоровый ребенок? Так как отец страдает глухотой, зрение нормальное, у жены катаракта, слух нормальный. Генетики доказали, что глухота и катаракта рецессивные признаки. Какова вероятность рождения здорового ребенка в этой семье?

2.У кошек добрый нрав преобладает над злым. Ген пушистости рецессивен. Какое потомство F1 и F2 можно ожидать от скрещивания двух гомозигот (доброй гладкой кошки и злого пушистого кота).

А- добрый а- злой

В -гладкий в- пушистый

♀ ААВВ х ♂ аавв

F1-? F2-?

7.Рефлексия

-урок дал мне для жизни…

-мне захотелось…

-я понял, что…

-я научился…

-теперь я смогу…

- поставь себе оценку по 10 бальной системе за урок.

8. Домашнее задание (текст задач)

1.У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку?

2.При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?

(Слайд 20)(творческое)

3. Представьте себе, что вы – научный консультант небольшой фирмы "Коктейл", что в буквальном переводе с английского означает "петушиный хвост". Фирма разводит экзотические породы петухов ради хвостовых перьев, которые охотно закупают владельцы шляпных магазинов во всем мире. Длина перьев определяется геном А (А? – длинные, аа – короткие), цвет – геном В (В? – черные, вв - красные). Гены не сцеплены. На ферме много разных петухов со всеми возможными генотипами, данные о которых занесены в компьютер. В будущем году ожидается повышенный спрос на шляпки с длинными черными и узкими перьями. Какие скрещивания нужно провести, чтобы получить в потомстве максимальное количество птиц с модными перьями?

Если у кого - то из вас данная тема вызвала любопытство, есть надежда, что оно перерастет в творческую любознательность и, может быть, поможет вам выбрать будущую профессию.

Урок окончен. Спасибо. До свидания

9






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Закон независимого наследования признаков Г.Менделя

Автор: Тявина Галина Давыдовна

Дата: 10.04.2015

Номер свидетельства: 200044


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства