kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Беззубка и мидии. Место их обитания. Особенности их строения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беззубка и мидия. Место их обитания. Особенности строения.»

 

Цель урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков.

Задачи:

– обучения: ознакомить учащихся с характеристикой класса Двустворчатые моллюски, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.

– воспитания: формировать нравственные ценности у учащихся; бережное отношение к природе, в частности, к животным;

– развития: развивать у учащихся умение сравнивать, различать и характеризовать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски на основе заполнения таблицы; продолжить формирование грамотной речи при использовании научных терминов; совершенствовать познавательные умения учащихся через использование когнитивных операций (сравнение, синтез, обобщение).

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, рассказ, объяснение, демонстрация, беседа, работа с учебником.

 

Средства обучения: таблица «Класс Брюхоногие моллюски», набор раковин моллюсков.

 

Основные новые понятия: «двустворчатая раковина», «биссус», «сифоны», « мускулы-замыкатели».

Ход урока:

 

 

1. Организационный момент (2 мин)

– Взаимное приветствие учащихся и учителя.

 

2. Актуализация знаний (10 мин)

На прошлом уроке мы изучали тему: «Класс Брюхоногие моллюски». Сейчас мы повторим изученный материал:

1. Рассказать: Класс Брюхоногие моллюски: среда обитания, внешнее строение, пищеварительная система.

2. Класс Брюхоногие моллюски: дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная системы.

3. Класс Брюхоногие моллюски: органы чувств, развитие, роль в природе и значение для человека.

3. Изучение нового материала (26 мин)

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим следующий Класс – Класс Двустворчатые моллюски.

Откройте тетради и запишите число и тему урока: «Класс Двустворчатые моллюски».

 

 

Раздача раковин моллюсков.

Класс Двустворчатые моллюски насчитывает приблизительно 20 тысяч видов.

Представителей, которых мы сегодня с вами рассмотрим – это Беззубка и мидия.

Среда обитания: моря, пруды, озёра, реки.

Внешнее строение: туловище, нога. В отличии от брюхоногих, у двустворчатых отсутствует голова. Тело двусторонне симметричное. Раковина состоит из двух створок, которые скреплены биссусом.

Давайте запишем в тетрадях:

Биссус – это прочные белковые нити, с помощью которых моллюск прикрепляется к камням.

Тонкие листки мантии, свешиваясь с боков тела, прилегают к раковине, как подкладка одежды. Между ними расположена мантийная полость, в которой лежат пластинчатые жабры и нога. Нога двустворчатых имеет вид киля или клина (отсюда одно из названий класса -- киленогие) и служит в основном для рытья песка или ила. Ползают они очень медленно, а иные стали сидячими. У таких нога редуцируется, как у мидий, или исчезает совсем, как у устриц.

Пищеварительная система: Т. к. отсутствует голова, то  исчезают слюнные железы, радула, глотка (у Брюхоногих они имеются). Т.о. отделы пищеварительной системы: ротовое отверстие, пищевод, желудок, кишка, анальное отверстие. Двустворчатые моллюски питаются, как губки, профильтровывая через мантийную полость воду. Эпителий стенок мантийной полости и жабр слагается ресничными клетками. Согласованные удары ресничек создают ток воды. Свежая вода с пищевыми частицами вроде микроскопических водорослей поступает через вводной сифон, образованный лепестками мантии, совершает по мантийной полости круг и выводится через выводной сифон.

Давайте запишем: сифоны – это трубки на заднем конце тела моллюска, образованные мантией.

В это время она отдает кислород, насыщается углекислым газом, а пищевые частицы, предварительно склеенные слизью, поступают, захваченные ротовыми лопастями, в ротовое отверстие. Устрица средних размеров пропускает за 1 ч через свою мантийную полость до 10 л воды. Размножаясь во множестве, ракушки становятся мощным фактором очистки водоемов.

Дыхательная система: пластинчатые жабры, снабжённые капиллярами.

Кровеносная система: также как и у брюхоногих  незамкнутая. У нее любопытная особенность: сердце, состоящее из желудочка и двух предсердий, как бы наложено на кишечник.

Органы выделения: парные почки

Нервная система: три пары ганглиев (нервных узлов)

Органы чувств: химические органы чувств, органы равновесия, глаза, органы осязания.

Размножение: раздельнополые животные. Оплодотворение внутреннее – в мантийной полости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала (7 мин).

Заполнеиие таблицы: «Сравнительная характеристика брюхоногих и двустворчатых моллюсков»

Сравниваемые признаки

Классы

Брюхоногие

Двустворчатые

Симметрия тела

Ассиметричны

Двусторонне-симметричны

Части тела

Голова, нога, туловище

Туловище, нога

Раковина

Спирально закрученная

Две створки

Пищеварительная система

Рот, глотка, радула, пищевод, желудок, печень, слюнные железы, кишка, анальное отверстие.

Рот, пищевод, желудок, печень, кишка, анальное отверстие.

Органы дыхания

Лёгкие

Пластинчатые жабры

Кровеносная система

Незамкнутая, 1 предсердие, 1 желудочек.

Незамкнутая, 2 предсердия, 1 желудочек.

Выделительная система

Левая почка

Парные почки

Нервная система

Разбросанно-узлового типа. Перекрёст между нервными узлами.

3 пары нервных узлов - ганглиев

Рассказ

Рассказ

Рассказ

Размножение

Гермафродиты. Личинка парусник. Оплодотворение внутреннее, перекрёстное.

Раздельнополые.Личинка парусник. Оплодотворение внутренне- в мантийной полости

 

5. Домашнее задание (2 мин).

На дом повторить  § 41, составить презентацию по моллюскам. Запишите задание в дневники.

6. Подведение итогов (1 мин).

Итак, на этом уроке мы изучили с вами новый класс моллюсков – Класс Двустворчатые моллюски. Рассмотрели среду обитания, изучили системы органов, образ жизни, размножение. Урок окончен. Всем спасибо за работу. До свидания!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок "Беззубка и мидии. Место их обитания. Особенности их строения" »


Урок биологи

Дата:

Класс:

Тема: « Беззубка и мидия. Место их обитания. Особенности строения.»


Цель урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков.

Задачи:

обучения: ознакомить учащихся с характеристикой класса Двустворчатые моллюски, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.

воспитания: формировать нравственные ценности у учащихся; бережное отношение к природе, в частности, к животным;

развития: развивать у учащихся умение сравнивать, различать и характеризовать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски на основе заполнения таблицы; продолжить формирование грамотной речи при использовании научных терминов; совершенствовать познавательные умения учащихся через использование когнитивных операций (сравнение, синтез, обобщение).


Тип урока: комбинированный.


Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, рассказ, объяснение, демонстрация, беседа, работа с учебником.


Средства обучения: таблица «Класс Брюхоногие моллюски», набор раковин моллюсков.


Основные новые понятия: «двустворчатая раковина», «биссус», «сифоны», « мускулы-замыкатели».

Ход урока:



1. Организационный момент (2 мин)

– Взаимное приветствие учащихся и учителя.


2. Актуализация знаний (10 мин)

На прошлом уроке мы изучали тему: «Класс Брюхоногие моллюски». Сейчас мы повторим изученный материал:

1. Рассказать: Класс Брюхоногие моллюски: среда обитания, внешнее строение, пищеварительная система.

2. Класс Брюхоногие моллюски: дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная системы.

3. Класс Брюхоногие моллюски: органы чувств, развитие, роль в природе и значение для человека.

3. Изучение нового материала (26 мин)

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим следующий Класс – Класс Двустворчатые моллюски.

Откройте тетради и запишите число и тему урока: «Класс Двустворчатые моллюски».



Раздача раковин моллюсков.

Класс Двустворчатые моллюски насчитывает приблизительно 20 тысяч видов.

Представителей, которых мы сегодня с вами рассмотрим – это Беззубка и мидия.

Среда обитания: моря, пруды, озёра, реки.

Внешнее строение: туловище, нога. В отличии от брюхоногих, у двустворчатых отсутствует голова. Тело двусторонне симметричное. Раковина состоит из двух створок, которые скреплены биссусом.

Давайте запишем в тетрадях:

Биссус – это прочные белковые нити, с помощью которых моллюск прикрепляется к камням.

Тонкие листки мантии, свешиваясь с боков тела, прилегают к раковине, как подкладка одежды. Между ними расположена мантийная полость, в которой лежат пластинчатые жабры и нога. Нога двустворчатых имеет вид киля или клина (отсюда одно из названий класса -- киленогие) и служит в основном для рытья песка или ила. Ползают они очень медленно, а иные стали сидячими. У таких нога редуцируется, как у мидий, или исчезает совсем, как у устриц.

Пищеварительная система: Т. к. отсутствует голова, то исчезают слюнные железы, радула, глотка (у Брюхоногих они имеются). Т.о. отделы пищеварительной системы: ротовое отверстие, пищевод, желудок, кишка, анальное отверстие. Двустворчатые моллюски питаются, как губки, профильтровывая через мантийную полость воду. Эпителий стенок мантийной полости и жабр слагается ресничными клетками. Согласованные удары ресничек создают ток воды. Свежая вода с пищевыми частицами вроде микроскопических водорослей поступает через вводной сифон, образованный лепестками мантии, совершает по мантийной полости круг и выводится через выводной сифон.

Давайте запишем: сифоны – это трубки на заднем конце тела моллюска, образованные мантией.

В это время она отдает кислород, насыщается углекислым газом, а пищевые частицы, предварительно склеенные слизью, поступают, захваченные ротовыми лопастями, в ротовое отверстие. Устрица средних размеров пропускает за 1 ч через свою мантийную полость до 10 л воды. Размножаясь во множестве, ракушки становятся мощным фактором очистки водоемов.

Дыхательная система: пластинчатые жабры, снабжённые капиллярами.

Кровеносная система: также как и у брюхоногих незамкнутая. У нее любопытная особенность: сердце, состоящее из желудочка и двух предсердий, как бы наложено на кишечник.

Органы выделения: парные почки

Нервная система: три пары ганглиев (нервных узлов)

Органы чувств: химические органы чувств, органы равновесия, глаза, органы осязания.

Размножение: раздельнополые животные. Оплодотворение внутреннее – в мантийной полости.










Закрепление изученного материала (7 мин).

Заполнеиие таблицы: «Сравнительная характеристика брюхоногих и двустворчатых моллюсков»

Сравниваемые признаки

Классы

Брюхоногие

Двустворчатые

Симметрия тела

Ассиметричны

Двусторонне-симметричны

Части тела

Голова, нога, туловище

Туловище, нога

Раковина

Спирально закрученная

Две створки

Пищеварительная система

Рот, глотка, радула, пищевод, желудок, печень, слюнные железы, кишка, анальное отверстие.

Рот, пищевод, желудок, печень, кишка, анальное отверстие.

Органы дыхания

Лёгкие

Пластинчатые жабры

Кровеносная система

Незамкнутая, 1 предсердие, 1 желудочек.

Незамкнутая, 2 предсердия, 1 желудочек.

Выделительная система

Левая почка

Парные почки

Нервная система

Разбросанно-узлового типа. Перекрёст между нервными узлами.

3 пары нервных узлов - ганглиев

Рассказ

Рассказ

Рассказ

Размножение

Гермафродиты. Личинка парусник. Оплодотворение внутреннее, перекрёстное.

Раздельнополые.Личинка парусник. Оплодотворение внутренне- в мантийной полости


5. Домашнее задание (2 мин).

На дом повторить § 41, составить презентацию по моллюскам. Запишите задание в дневники.

6. Подведение итогов (1 мин).

Итак, на этом уроке мы изучили с вами новый класс моллюсков – Класс Двустворчатые моллюски. Рассмотрели среду обитания, изучили системы органов, образ жизни, размножение. Урок окончен. Всем спасибо за работу. До свидания!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
урок "Беззубка и мидии. Место их обитания. Особенности их строения"

Автор: Перегородиева Татьяна Васильевна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161488

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Презентация к уроку "Класс Двустворчатые. Места их обитания. Особенности строения. Передвижение." "
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiia-k-uroku-klass-dvustvorchatyie-miesta-ikh-obitaniia-osobiennosti-stroieniia-pieriedvizhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "155219"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421251842"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока на тему Двустворчатые моллюски: беззубка и мидия"
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dvustvorchatyie-molliuski-biezzubka-i-midiia"
    ["file_id"] => string(6) "256071"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448039180"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства