Учебный модуль «Органы чувств, их значение» курс биологии 8 класс
Учебный модуль «Органы чувств, их значение» курс биологии 8 класс
Деятельностный подход в обучении направлен на развитие способности учащихся выполнять ту или иную деятельности действия). В связи с этим перед учителем стоит очень важная задача: спланировать и построить урок так, чтобы не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформулировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. (работать в результате у школьников были сформированы умения самостоятельно получать и контролировать качество полученного продукта).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебный модуль «Органы чувств, их значение» курс биологии 8 класс»
Учебный модуль по курсу «Биология» 8 класс
Тема: «Органы чувств»
Количество часов (5 ч)
Структура модуля
Структура
модуля
Содержание
Кол-во часов
Примечание
Вводная
1. Органы чувств, их значение (лекция)
1 ч
Диалогическая
2. Закрепление. Строение и функция глаза, (лаб.раб №3)
1 ч
лаб. раб №3
3. Закрепление. Орган слуха, (лаб.раб №4) Орган вкуса, обаяния, осязания.
1 ч
лаб.раб №4
4. Урок обобщения: игра брейн-ринг.
1 ч
Итоговая
5. Тестирование. Зачет.
1 ч
В результате изучения темы учащиеся должны:
Называть органы чувств человека, части слухового, зрительного анализаторов, находить их на рисунках и таблицах.
Раскрывать особенности анализаторов, их роли в восприятии раздражений окружающей среды и в их различении.
Характеризовать гигиену органов слуха и зрения, роль органов равновесия, мышечного чувства осязания, обоняния и вкуса.
Урок №1
Тема: “Органы чувств, их значение”
Цель:
Обучающие: раскрыть содержание понятия анализатор; сформировать знания о функциях и строении анализаторов, раскрыть взаимодействие анализаторов, роль ощущений и восприятие в жизни человека, в значении окружающего мира.
Развивающие: продолжить формирование навыков и умений работать с текстом учебника, проводить самонаблюдения и делать выводы на основе полученных результатов.
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, акцентировать роль слухового и зрительного анализаторов как средства общения в нравственном становлении человека.
-
Оборудование: таблицы и презентации «Строение глаза», «Строение ухо»,
«Органы вкуса»
Форма урока: лекция.
1.Организационный момент
2.Знакомство с содержанием и структурой модуля.
3.Изучение новой темы
Лекция « Органы чувств и их значение»
План лекции
Органы чувств — анализаторы
строение анализаторов
Зрительный анализатор
Слуховой анализатор
Строение органа равновесия
Органы обаяния, вкуса, осязания.
Взаимодействие анализаторов
Первичное закрепление.
Мозговой штурм.
Зрительные рецепторы -
Назовите вспомогательные органы глаза
Сколько оболочек имеет глазное яблоко?
Что такое желтое пятно?
Слепое пятно?
Какие нарушения зрения вы знаете?
Слуховые косточки
В какой части уха расположен орган равновесия?
Что такое осязание?
Разгадывание кроссворда ( групповая работа)
Кроссворд « Органы чувств» (приложение 1)
IV. Закрепление изученного материала
Работа в группе. Разгадайте кроссворд
Кроссворд «Органы чувств»
По горизонтали:
Одно из внешних чувств человека и животного, органом которого является глаз.
Совокупность чувствительных образований и отделов нервной системы, обеспечивающих восприятие и анализ раздражителей, действующих на организм.
Оптический прибор для коррекции зрения.
Наружный покров тела, в котором располагаются осязательные рецепторы.
Фоторецептор, обладающий очень высокой чувствительностью к свету и поэтому использующийся при сумеречном зрении.
Точка пересечения преломленных лучей после прохождения через оптическую систему глаза.
Подвижная кожная складка, закрывающая глазное яблоко.
Одно из внешних чувств человека, органом которого служит слизистая оболочка языка.
Провитамин А, превращающийся в организме в витамин А (репсинол), который участвует в образовании зрительных пигментов.
Место («пятно») на сетчатке, где берет начало зрительный нерв.
Внутренняя оболочка глазного яблока.
По вертикали:
1
2
3
4
5
7
8
9
19
16
10
11
12
14
15
17
18
Органы слуха, содержащие рецепторы, реагирующие на звуковые волны.
Передняя часть сосудистой оболочки глаза, в которой находятся клетки, содержащие пигмент и определяющие цвет глаз. ,
Прозрачная наружная оболочка глаза.
Вещество, придающее окраску.
Чувствительное образование, воспринимающее раздражения и преобразующее их в нервные возбуждения.
Студенистое, прозрачное вещество (тело), заполняющее все пространство внутри глазного яблока.
Орган зрения.
Способность ощущать запахи.
Подведение итогов.
Д/з параграф 20,21,22
Урок 2
Тема: закрепление «Строение и функции глаза".
Цель: детально изучить строение глаза, функции, формировать навыки выделения главного из текста, соблюдать правила гигиены зрения.
Оборудование: таблица, карточки, цветные карандаши, презентация « Причины нарушения зрения»
Орг. Момент
Актуализация знаний.
а) каким образом мы получаем информацию об окружающем мире?
б) что такое анализатор?
в) из каких частей состоит анализатор?
Закрепление:
Самостоятльная работа
I.Работа с учебником, прочитать текст стр. 63-65.
1.Заполнить таблицу « Строение и функции органа зрения»
Придатки и части глаза
Строение
Функции
Вспомогательная система
1
2
3
Оболочки глаза
1
2
3
Оптическая часть
1
2
3
4
5
Световоспринимающая часть
2. Ответить на вопросы:
Назвать все глазные оболочки.
Что такое адаптация?
Что такое аккомодация?
Найти слепое пятно и желтое пятно — в чем состоит их различие?
Назвать все вспомогательные органы глаза.
Рецепторы глаза.
II.Выполнить лабораторную работу №3
а) Сделать рисунок «Строение глаза». Подписать все составные части.
7. Место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света:
А. Белое пятно 1
В. Темная область
Б. Желтое пятно
Г. Слепое пятно
8. Колбочек у человека в среднем насчитывается:
А. 50-70 млн
В. 1,5-2 млн
Б. 120-125 млн
Г. 6-7 млн
9. Особое вещество пурпурного цвета
- зрительный пурпур, содержащийся в
наружных члениках палочек, называется:
А. Родопсин
В. Йодопсин
Б. Опсин
Г. Ретинен
Подведение итогов. Д /з.
Урок 3
Закрепление «Орган слуха»
Цель: Сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового анализатора, рассмотреть строение уха (наружного, среднего и внутреннего); дать понятие о причинах заболеваний слухового анализатора и правилах гигиены слуха.
Оборудование: модель уха, таблица «Слуховой анализатор», презентация
Ход урока
Организационный момент
Закрепление
Самостоятельная работа
Прочитать текст «Строение органа слуха» стр. 69 — 71 учебник 8 класс «Биология».
Выберите правильное выражение:
а) Орган слуха расположен в височной кости и состоит из наружного, среднего, внутреннего.
б) Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода.
в) Наружное ухо улавливает и проводит звуковые волны.
г) Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.
д) Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.
е) Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.
е) слуховые косточки — это рецепторы слухового анализатора.
ж) Полость внутреннего уха заполнено воздухом.
з) Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.
и) Слуховые косточки- это рецепторы слухового анализатора.
Й) Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.
К)Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.
Л)В слуховом анализаторе различают раздела наружное ,среднее и внутреннее ухо.
Выполните лаб. Работу №4.
а) Нарисуйте рис. «Строение уха»
б) Проверьте остроту слуха.
4. а) Прочитать текст « Гигиена слуха»
б) Заполнить таблицу «Предупреждение нарушение слуха»
Правила гигиены слуха
Обоснование правил
Подведение итогов. Д/з
Урок №4
Тема « Брейн-ринг»
Цель: Обобщить и систематизировать знания об органах чувств, их значении в жизни человека.
Тип урока: учебная игра
Оборудование: жетончики, карточки с вопросами, кубик с цифрами на ребре от 1 до 6.
I.Организационный момент
II. Учебная игра «Брейн — ринг»
30 вопроса на карточках по очереди каждый игрок выбирает себе вопрос. За каждый правильный ответ дается 1 жетон, по количеству жетонов оценивается игрок. Если не может ответить игрок, помогает другой отвечает и зарабатывает жетон.
Вопросы:
Что такое анализатор?
Слуховые косточки
Зрительные рецепторы
Слуховые рецепторы
Заболевание уха
Нарушение зрения
Что такое
Оптический прибор для коррекции зрения
Оболочки глаза?
Где находятся слепое и желтое пятно
В каком отделе головного мозга находится зрительный центр?
12.Объясните смысл предложения:
«В темноте все кошки серые»
13.Из каких частей состоит зрительный анализатор?
14.Что служит границей между наружным и средним ухом 15.Что находится во внутреннем ухе?
Из чего состоит наружное ухо?
Вещество придающее окраску глаза.
Способность ощущать запахи
Внутренняя оболочка глаза
Глазное яблоко заполнено...
21 .Г игиена зрения
Гигиена слуха
Подвижная кожная складка, закрывающая глазное яблоко.
Как происходит передача звуковых колебаний из окружающей среды к слуховым рецепторам.
Из каких частей состоит зрительный анализатор? Почему для нормальной работы любого анализатора необходима сохранность всех его частей?
Охарактеризуйте орган обоняния человека ( функция, местоположение рецепторов, что является раздражителем).
Как происходит передача звуковых колебаний из окружающей среды к слуховым рецепторам? Почему вредно читать в движущемся транспорте?
Почему нельзя одновременно хорошо видеть предметы разной удаленности от глаз?
Какие причины чаще всего оказывают вредное влияние на наш слух и как нужно предотвращать эти вредные воздействия?
Как человек ощущает положение своего тела в пространстве?
Подведение итогов
Урок – зачет №5
Тема «Органы чувств и их значение»
Цель: проверить знания учащихся по теме «Органы чувств...» строение органов чувств, проверить теоретические знания учащихся по теме: строение анализаторов , взаимосвязь всех анализаторов их роль в восприятии окружающей среды, знания гигиены органов слуха, зрения, вкуса и обоняния.
Оборудование: таблицы, «Орган слуха», «Орган зрения, орган вкуса, обоняния и осязания». Карточки, вопросы к зачету, тестовые задания
I.Организационный момент
II.Зачёт - вертушка по теме «Анализаторы».
Ш.Тестирование
План индивидуального профессионального развития педагога на 3-5 лет
1. Общие сведения.
Фамилия имя отчество: Нурканова Рабига Салимжановна, учитель биологии и химии;
Образовательное учреждение: Карасуская основная школа Жаркаинского района, Акмолинской области
Образование: высшее, АрПИ, 1986 г.;
Квалификационная категория: высшая, 2012 г..
Самообразовательная деятельность учителя осуществляется в
соответствии с Уставом школы. Работа по самообразованию является обязательной частью профессиональной деятельности в школе.
2. Личный перспективный план развития педагогического мастерства на период 2012-2016 гг .
Каждый день, в который вы не пополнили свое образование хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания ... считайте бесплодно и безвозвратно для
себя погибшим. (Н.С. Станиславский)
Тема: Применение деятельностных методов обучения инновационных технологий на уроках биологии , как средство формирования ключевых компетенции у учащихся.
Обоснование выбранной темы.
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качеств учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо- поисковой деятельности.
Работа над темой начата в 2013-2014 учебном году.
Предполагается закончить работу над темой в 2016 г.
Цель: введение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения, обеспечивающих полноценное образование, учитывающих способности, интересы учеников; обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя.
Задачи:
• Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения;
• Использование на уроках новых технологий и средств, включая ИКТ;
• Повышение своего методического уровня.
• В ходе реализации поставленных задач предстоит:
1. Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2. Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, информационные технологии, дифференциация обучения, технология системно-деятельностного подхода, игровые технологии.
Дифференцированный подход к обучению
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям
Дифференцированное обучение сводится к выявлению и развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.
Игровые технологии
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Чаще всего включаю педагогические игры на этапе повторение пройденного материала, на уроках обобщение пройденного материала, внеклассных мероприятиях.
Метод проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Суть его - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Информационные технологии
Информационные технологии тесно вошли в нашу жизнь. Не обойтись без них и на уроке, использовать их можно на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.
Деятельностный подход
Деятельностный подход в обучении направлен на развитие способности учащихся выполнять ту или иную деятельности действия). В связи с этим перед учителем стоит очень важная задача: спланировать и построить урок так, чтобы не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформулировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. (работать в результате у школьников были сформированы умения самостоятельно получать и контролировать качество полученного продукта).
Основные направления реализации плана самообразования:
1.Изучение психолого- педагогической литературы
Содержание
деятельности
Формы представления результатов работы
Где и когда заслушивается отчет о выполненной работе
Изучение методического пособия А.Г ина по активизации позн. Деят-ти уч-ся
Доклад « Активизация уч-ся на разных этапах урока»
Заседание МО
Изучение учебных пособии по ИКТ
Обзор учебных пособии по ИКТ
2.Разработка программно- методического обеспечения образовательного процесса
Составление дидактического материала по разделу «Растение»
Тестовые задания, итоговые контрольные задания по четвертям и полугодиям
В течение учебного года
Составление сборника биологических и терминологических диктантов
Размещение на сайте
Написание рекомендации по организации и проведению полевого опыта
Составление авторской программы по изучению разнообразия растений местности
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо- поисковой деятельности.
Работа над темой начата в 2013-2014 учебном году.
Предполагается закончить работу над темой в 2016 г.
Цель: введение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения, обеспечивающих полноценное образование, учитывающих способности, интересы учеников; обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя.
Задачи:
• Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения;
• Использование на уроках новых технологий и средств, включая ИКТ;
• Повышение своего методического уровня.
• В ходе реализации поставленных задач предстоит:
1. Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2. Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, информационные технологии, дифференциация обучения, технология системно-деятельностного подхода, игровые технологии.
Дифференцированный подход к обучению
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
З.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Ожидаемый результат.
1. Освоить проектную технологию;
2. Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку;
3. Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на сайте;
4. Разработать и провести открытые уроки;
5. Освоить программу Presi, для создания презентаций;
6. Периодически проводить анализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах на МО, педсоветах, поместить на сайте.