Тип урока - открытие нового знания |
Тема урока | Цветок – орган полового размножения. |
Цель урока | Создание условий для усвоения знаний о строении цветка, умения применять полученные знания при решении познавательных задач. |
Цель темы | Познакомить с особенностями строения цветка - как органа полового размножения растений. |
Основное содержание темы, термины и понятия | Строение цветка. Многообразие соцветий. Функция цветка. Цветок, тычинка, пестик. завязь, семязачаток, цветоложе, цветоножка, околоцветник, однодомные растения, двудомные растения, раздельнополые цветки, обоеполые цветки, соцветия. |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Ученик научится: - описывать строение цветка и называть его главные части; - раскрывать функциональные особенности частей цветка; - характеризовать биологическую роль цветка как генеративного органа. Получит возможность: - устанавливать связь строения основных частей цветка и их выполняемую функцию. | Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию. Регулятивные: умение самостоятельно определить цели и задачи своего обучения, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: анализировать текстовую и аудиовизуальную информацию; самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию при работе с текстом учебника, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободно ориентироваться и воспринимать текст параграфа. Работать с рисунками, схемами. Коммуникативные: овладеет способами взаимодействия с учителем и со сверстниками, планировать учебного сотрудничества, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения |
Задачи урока: | На основе анализа полученной информации научиться формулировать и решать познавательные задачи. Работать с текстовой информацией учебника, преобразовывать её в схемы, выделять части цветка и уметь формулировать определения понятий. На основе работы с текстом учебника и анимированной презентацией узнать о разнообразии органов цветка, установить логические связи между строением цветка и их функциями. |
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы |
Индивидуальная, парная, фронтальная | Учебник «Живой организм» 6 класс Издательство «Просвещение» Сферы стр. 82-83. Электронное приложение «Цветок – орган полового размножения» Электронный тренажер Презентация к уроку |
Мотивационно-целевой этап |
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы, способы | Показатели реального результата решения задачи |
1Мотивация к учебной деятельности учащихся. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение. | Подготовка класса к работе. Организация внимания. Самопроверка готовности к уроку. | | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии. | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. | Задание: Назовите изображенные органы растения и дайте определения понятиям. ( слайд №1-6) Назовите недостающий орган растения. (слайд №7) | Называют органы растения по изображениям представленные в презентации и дают им определения. Учащимся предлагается визуальный ряд органов растения: лист, корень, почки, стебель. | Прием «Ключевые термины» сопоставление представленных терминов, нахождение недостающего. | Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
|
3. Выявление места и причины затруднений. | Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить место и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний. | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Организует работу с навигатором учебника. Задание: Вспомните, какие органы называются вегетативными и генеративными. Распределите названные вами органы по предложенной схеме. (слайд №8) Подводит к теме урока. Предлагает обратиться к тексту учебника и найти определения термину - цветок. Почему цветок-орган полового размножения? | Вступают в учебный диалог. Определяют, что в списке недостаёт органа – цветок. В тексте учебника находят определения «цветок». Работа с рубрикой «Вы узнаете», ставят цели, формулируют учебную задачу. Заполняют схему «Органы размножения растений» По тексту учебника находят, какие органы относятся к генеративным и заполняют схему. Определяют тему урока «Цветок - орган полового размножения» (слайд №9) | Прием - работа с текстом учебника. «Прочитай и найди» Прием - используя текст учебника, заполнить схему. | Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
Процессуальный этап |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Предлагает самостоятельно познакомиться со строением цветка и выписать в тетрадь все части цветка. Предлагает, используя текст, дать определения выписанным терминам, используя рисунок, сформулировать определения недостающим терминам в учебнике. (Слайд №10) П очему цветок-орган-полового размножения? | Работают с текстом учебника, выписывают в тетрадь части цветка. Устно формулируют определения понятиям. Делают выводы. Отвечают на вопрос. | Прием «Ищем непонятное» Прием «Выделение опорных (ключевых слов) Прием «Корзина понятий» выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой проблеме урока. | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. |
5. Реализация построенного проекта. | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение. | Задание: Анимировать рисунок, подписать части цветка. Организует проверку задания в парах. Взаимопроверка. Недостающие части цветка записать. ( Слайд №11) | Просмотр анимированного рисунка, сличение, проверка по образцу. Обсуждение, вывод. | Используют задания на узнавание изученных объектов Прием- «Узнавание» | Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. |
6.Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешне речи. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Проверка знаний «Назовите части цветка» Самопроверка. (Слайд №12) Возврат к первому слайду. Открыть недостающее понятие. Околоцветник. (Слайд №13) Какие части цветка вами были не указаны? Почитайте в тексте учебника об околоцветнике. Каким он может быть? Заполните схему «Околоцветник» (Слайд №27-35) Проверка заполненной схемы. Задание: Напомните. Какие части в цветке главные? Почему они главные? (найти прикрепленные органы цветка: тычинка, пестик в разных местах кабинета,) дайте им определения. (Слайд №36) Всегда ли цветки в своем строении имеют пестики и тычинки? Как вы думаете, если цветки могут в своем строении иметь отдельно тычиночные цветки и пестичные, то, как называются растения по наличию этих цветков. Ответ найдите в учебнике (Слайд №37-39) | Записывают части цветка «Цифровой диктант». Самопроверка. Околоцветник. Читают текст параграфа. Заполняют схему. Отвечают на вопросы учителя: «Чем отличается простой околоцветник от двойного?» «Какую функцию выполняет чашечка и венчик?» Находят ответ в учебнике. Заполняют схему «Цветки» Заполняют схему «Виды растений», комментируют свои ответы. | Прием- «Узнавание» Прием- поиск предметов (вместо физминутки) на стенах кабинета расклеить органы цветка, среди них найти только органы полового размножения цветка (тычинка: тычиночная нить, пыльник; пестик: рыльце, столбик, завязь) | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
Рефлексивно-оценочный этап |
7.Контроль и самооценка знаний и способов действия Коррекция знаний и способов действий. | Проверка нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия. | Проверка «Цифровой диктант» (Слайд №13-26) С амопроверка. С амостоятельно прочитать «Соцветие» Составить схему, проверка. (Слайд №40-47) | Самопроверка . Проверяют по образцу правильность заполнения схемы. | Прием - заполни схему. Перевести информацию, содержащуюся в тексте, в схематическую форму (кластер). | Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
8. Включение в систему знаний повторение. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Мини-диктант в устной форме. Задает домашнее задание. (Слайд №48) Цветок состоит из…… Задание на дом. | Выполняют задание «Закончите начатое предложение» (Слайд №43) Подготовиться к словарному диктанту, прочитать параграф. На выбор 1. Подготовить презентацию о многообразии соцветий. 2. Составить кроссворд по теме «Строение цветка» с вопросами. | Прием- закончите начатое предложение. Прием «Цепочка» | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
9. Рефлексия деятельности | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | сегодня я узнал… мне было сложно понять… могу рассказать о… я понял, что… я не понял, что… теперь я могу… меня удивило… мне захотелось… теперь я знаю, что….(Слайд №49) | Осуществляют рефлексию | | |