kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Центральная нервная система.Головной и спинной мозг

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: углубить знания о строении и функциях спинного мозга; познакомить учащихся с общим планом строения головного мозга человека; со строением и функциями его отделов. Продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы, раскрывать причинно-следственные связи. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Центральная нервная система.Головной и спинной мозг»


Шилова Наталья Владимировна

Учитель биологии Филиала МОУ СОШ с.Поима Белинского района Пензенской области в с.Чернышево

















Тема урока: Центральная нервная система. Спинной и головной мозг



Класс 8































Конспект урока

Тема урока по учебно-тематическому плану:

Центральная нервная система. Спинной и головной мозг

Форма урока: изучение нового материала с опережающим обучением.

Методы урока: рассказ, беседа, элементы лекции, демонстрация презентации «Центральная нервная система. Спинной и головной мозг», сообщение учащихся.

Дидактическая цель: создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала средствами технологии КСО.

Цели по содержанию урока:

Образовательная - углубить знания о строении и функциях спинного мозга; познакомить учащихся с общим планом строения головного мозга человека, со строением и функциями его отделов.

Развивающая - продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы, раскрывать причинно-следственные связи.

Воспитательная - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и ученика в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Средства обучения: Компьютер, медиа-проектор, презентация по теме.

А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш « Биология. Человек.8-класс» (М.: Вентана-Граф, 2011). Маш Р.Д.,

Драгомилов А.Г. Биология: Человек: Рабочая тетрадь №2 для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., дораб.- М„: Вентана-Граф, 2011.

Дидактические материалы для организации самостоятельной работы учащихся (см. Приложение).

ЦОР электронное пособие лабораторный практикум, библиотека электронных наглядных пособий.


Этапы урока:

  1. Ориентировочно-мотивационный этап (5 мин.)

  2. Изучение нового материала (25 мин.)

  3. Физкультпауза (1 мин.)

  4. Закрепление знаний (10 мин.)

  5. Задание на дом (4 мин.)



Ход урока

І. Ориентировочно-мотивационный этап

Приветствуются учащиеся, предлагает школьникам занять свои места, проверить готовность рабочего места. Итак, приготовьтесь к уроку.

Посмотрите на доску.

тема сегодняшнего урока: Центральная нервная система. Спинной и головной мозг. (Слайд №1)

- Какова основная цель нашего урока? (Слайд №2)

ІІ. Изучение нового материала

(Слайд №3)Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур.

Регулирует деятельность всех систем организма и реакции на изменение условий внутренней и внешней среды.

(Слайд №4)Как у всех позвоночных, нервная система человека состоит из центральной и периферической частей. К центральной части относится головной мозг и спинной мозг, к периферической – нервы и нервные узлы.

Что относится к центральной, а что – к периферической нервной системе?

Зафиксируйте в тетради схему. (Слайд №5)

Строение центральной нервной системы (Слайд №6)

Спинной мозг. В сером веществе спинного мозга находятся центры многочисленных спинальных рефлексов, связанных с раздражением отдельных сегментов тела животного — кожи, мышц, внутренних органов.

Спинной мозг является также органом проведения нервных возбуждений от различных участков кожи к головному мозгу и обратно — от головного мозга к мышцам.

(Слайд №7)Головной мозг. Состоит из большого числа нейронов, связанных между собой синаптическими связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма.

Головной мозг состоит:

  • из мозжечка

  • из стволовой части

  • больших полушарий

Мозжечок (Слайд №8)

Мозжечок, связан проводящими путями со всеми другими отделами центральной нервной системы. Основная функция - координация движений, а также поддержание нормального тонуса мышц.

Продолговатый мозг (Слайд №9)

Примыкающий к нему так называемый варолиев мост содержат центры дыхательных, жевательных, глотательных движений, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, а также ряда защитных рефлексов — чихания, кашля, моргания, слезоотделения, сужения и расширения зрачков, элементарных защитных рефлексов.

Нейрон (Слайд №10)

Нейроны — это основные структурные и функциональные элементы в центральной и периферической нервной системе

Нейроны имеют различную форму и размеры, формируют отростки двух типов: аксоны и дендриты.

Болезни нервной системы (Слайд №11)

Арахноидит (Слайд №12)

Воспаление мягкой оболочки головного или спинного мозга с преимущественным поражением паутинной оболочки.

Заболевание развивается быстро с переходом в хроническую форму.

Причины:

  • Грипп

  • Ревматизм

  • Хронический тонзиллит

  • Отит

  • Черепно-мозговая травма

Лечение:

  • Необходимо устранить источник инфекции

  • Назначение антибиотиков в терапевтических дозах

  • Патогенетическая терапия

Обращаться нужно к неврологу.

Невроз (Слайд №13)

Это состояние, обусловленное в большинстве случаев длительными, тяжело переживаемыми стрессовыми ситуациями


  • Высокая чувствительность к стрессам

  • Плаксивость

  • Тревожность

  • Чувствительность к громким звукам

  • Расстройства сна

  • Потливость, сердцебиение

Причины:

  • Хронический стресс

  • Истощение нервной системы

  • Трудоголизм

  • Переутомление

  • Истощающие организм заболевания

Инсульт (Слайд №14)

Остро развивающееся нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся повреждением ткани мозга и расстройством его функций.

Причины:

  • Гипертоническая болезнь

  • Атеросклероз

  • Заболевания сердца

  • Эмоциональное или физическое перенапряжение

Лечение:

    • Полный покой

    • строгий постельный режим

    • мероприятия, направленные на устранение сердечно-сосудистых расстройств

    • предупреждение и устранение нарушений дыхания

    • улучшение кровоснабжения мозга и борьба с отёком мозга

Выбор методов лечения зависит от типа Инсульта!!!

Паралич (Слайд №15)

Отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и головного мозга, проводящих путей центральной или периферической нервной системы

Причины:

  • Воспалительные процессы

  • Травмы

  • Опухоли нервной системы

  • Нарушения кровообращения

Кто лечит заболевания нервной системы человека? (Слайд №16)

Невролог специализируется на диагностике и лечении недугов, поражающих нервную систему как центральную, так и периферическую

Профилактика заболеваний (Слайд №17)

  • Здоровый образ жизни

  • Рациональное питание

  • Здоровый, полноценный сон

  • Избегать нервных срывов

  • Получение положительных эмоций

Давайте сделаем вывод по нашему уроку:

Результат деятельности нервной системы – та или иная активность, в основе которой лежит сокращение или расслабление мышц либо секреция или прекращение секреции желез. Именно с работой мышц и желез связан любой способ нашего самовыражения. Поступающая сенсорная информация подвергается обработке, проходя последовательность центров, связанных длинными аксонами, которые образуют специфические проводящие пути.

ІV. Закрепление и применение знаний

Выполнить лабораторную работу и проанализировать ее результаты. Подготовиться к ответам на вопросы проблемного содержания по изученному материалу (см. Приложение 4). Обсуждение в парах общий план строения головного мозга и его функциональное значение.

V.Домашнее задание (Слайд №18)

§46

Записи в тетради по теме урока и выполнить одно из заданий.

Подготовить рассказ о передвижении нервного импульса по нервной системе.






























Литература:

А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш « Биология. Человек.8-класс» (М.: Вентана-Граф, 2011). Маш Р.Д.,

Драгомилов А.Г. Биология: Человек: Рабочая тетрадь №2 для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., дораб.- М„: Вентана-Граф, 2004.

Батуев А.С. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 1999.

Залесский М. Занимательная анатомия. – М.: Росмен, 2000.

Интернет ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E5%ED%F2%F0%E0%EB%FC%ED%E0%FF_%ED%E5%F0%E2%ED%E0%FF_%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E0

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%EB%EE%E2%ED%EE%E9_%EC%EE%E7%E3

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E8%ED%ED%EE%E9_%EC%EE%E7%E3

http://www.eurolab.ua/diseases/category/12/

Картинки

http://cs418830.userapi.com/v418830220/a64/DL6NZbcklVY.jpg

http://www.mmv.mdk.ksue.edu.ua/pages/lect/01/images/know.jpg

http://www.pro-fabric.ru/content/setup/pics/catalog/1111111116.jpg

http://pedpsi.ru/wp-content/uploads/2010/09/16-1024x716.jpg

http://mountain.kz/images/2010.jpg

http://www.vash-psiholog.info/images/b/image016.gif

http://balance-4.storage-4.vkurse2.verumnets.ru/public/43/4345092/e1/4-popup-low.jpg

http://www.krugosvet.ru/images/1000207_0629_032.gif

http://cs10460.userapi.com/u36888736/-14/x_658a6c73.jpg

http://cs301607.userapi.com/u144812761/-14/x_c9963fd4.jpg

http://concussioncure.webstarts.com/uploads/Conc2_825.png

http://cache.gawkerassets.com/assets/images/7/2010/07/340x_westnile.jpg

http://photos.demandstudios.com/getty/article/97/85/87677944_XS.jpg

http://women.itop.net/content/files/images/2012/6/2012-6-7-17-53-54-493-j237rsXAQc.jpg

http://samolecar.ru/wp-content/uploads/2012/07/bolezni-nervnoi-sistemy.jpg

http://cs5679.userapi.com/u142870341/138655871/x_b8a5974e.jpg

http://blog.lib.umn.edu/meriw007/psy_1001/Exercise.jpg

http://mpmo.ru/content/2011/03/%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B5-600x375.jpg



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Центральная нервная система.Головной и спинной мозг

Автор: Шилова Наталья Владимировна

Дата: 13.04.2015

Номер свидетельства: 201001


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства