Тема:Три среды обитания.Приспособленность организмов к разным средам обитания.
Цели:
Предметные:Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Познавательные:умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.
Личностные:Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.
Методы обучения:проблемный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: работа в группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап. Вступление-приветствие.
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа.
II. Актуализация знаний.
- Начнем с того, что повторим материал прошлых уроков.
Сыграем в игру “А правда ли это?”по теме «Разнообразие живого на Земле».
Если утверждение верно - поднимают маркер, если не верно – нет. За каждый неправильный ответ получают жетон. Нет жетонов – оценка «5», чем больше жетонов – тем ниже оценка.
1. Выделяют 8 царств в живой природе.-
2. Все живые существа имеют клеточное строение.+
3. Бактерии и простейшие многоклеточные организмы.-
4. Животные – самое разнообразное царство.+
5.Тела грибов, растений и животных построены из множества клеток. +
6.К беспозвоночным животным относятся черви, моллюски.
Программированная работа.Перед вами список различных организмов - растений животных, давайте из этого списка выберем:
I гр. Всех беспозвоночных животных
II гр. Всех позвоночных животных.
III гр. Всех растений.
Выбери:
1.ПАУК
2.РАК
3.СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ
4.МОРСКАЯ ЧЕРЕПАХА
5.ТИГР
6.ПАПОРОТНИК
7.ГУСЬ
8. БАБОЧКА-БЕЛЯНКА
9.ВОДОРОСЛИ
10.КРОКОДИЛ
11.ПИЯВКИ
12.ПОДСОЛНУХ
13.ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ
14.КРОТ
15.МОХ-СФАГНУМ
ОТВЕТЫ: беспозвоночные 1,2,8,11,13
позвоночные 4,5,7,10,14
растения 3,6,9,12,15(слайд 1)
Взаимоконтроль внутри группы «сосед-соседа» по слайду, один ученик работает с презентацией.(слайд 2)
III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний
-Мы видим, что на слайде встретились различные животные. В природе они не смогли собраться вместе. Как вы думаете почему?
Тема нашего урока «Среды обитания организмов».(слайд 3)Запись темы урока в тетрадь.
- Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?
– Как вы думаете, какие цели мы должны поставить сегодня на уроке?(слайд 4)
IV. Изучение нового материала.
-Что такое среда обитания? (это все условия живой и неживой природы, при которых существует организм и которые прямо или косвенно влияют на него).Запись определения в тетрадь.(слайд 5).
Работа у доски.
-А какие среды обитания могут быть? Посмотрите внимательно на рисунок и определите среду обитания (водная, почвенная, наземно-воздушная).(слайд6)
- Попробуем охарактеризовать каждую из этих сред.
- Но для начала назовите условия, без которых не могут существовать животные.
-На столах у вас лежат таблицы охарактеризуем первую среду обитания вместе, остальные две самостоятельно в группахс помощью текста учебника.
Условия жизни
Водная среда
Почвенная среда
Изменения температуры
Проверка на слайде 7
V. Первичное закрепление.
-Сейчас мы с вами решим, кто, где живёт, то есть разместим организмы в их среды обитания.
1 ученик работаету доски.
Остальные в группах со схемами.
Проблема: а в какую среду обитания мы разместим этих животных?
Оказывается, существует еще одна среда обитания – организменная. Как называют животных, которые живут, питаются, размножаются за счет других организмов? (Паразиты).