kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока:"Многообразие, значение и охрана земноводных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного урока составлена с учетом программы общеобразовательных школ, возрастных особенностей учащихся. Она может использоваться учителями биологии в качестве образца при подготовке открытых уроков.Цели урока:

Образовательные

  • продолжить формирование умений узнавать изученных земноводных,
  • обосновывать принадлежность к определенной систематической категории.

Развивающие

  • развитие познавательного интереса к предмету на основе выполнения творческих заданий с текстом: составлять планы, находить сведения для составления таблиц и др.развитие логического мышления, развитие умений навыков сравнения и анализа.

Воспитательные

  • привитие навыков коммуникативного общения,
  • способствовать развитию в ходе работы нравственных качеств учащихся,
  • воспитание бережного отношения к живому и любви к своему краю.
  • формирование экологического мышления, умения давать оценку места и роли земноводных в природе и жизни человека, распознавать системы органов птиц на таблицах, рисунках; выявлять  приспособленность организмов к среде обитания;
  • сравнивать животных основных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока:"Многообразие, значение и охрана земноводных" »

Акмолинская область

Зерендинский район

Викторовская средняя школа








Разработка урока биологии по теме:

«Многообразие, значение и охрана земноводных»

(7 класс).


Разработала:

учитель географии и биологии

Перешивкина Наталья Фёдоровна



Тема урока: «Многообразие, значение и охрана земноводных»

Тип урока: Комбинированный урок с использованием IT- технологий.

Цели урока:

Образовательные

  • продолжить формирование умений узнавать изученных земноводных,

  • обосновывать принадлежность к определенной систематической категории.

Развивающие

  • развитие познавательного интереса к предмету на основе выполнения творческих заданий с текстом: составлять планы, находить сведения для составления таблиц и др.развитие логического мышления, развитие умений навыков сравнения и анализа.

Воспитательные

  • привитие навыков коммуникативного общения,

  • способствовать развитию в ходе работы нравственных качеств учащихся,

  • воспитание бережного отношения к живому и любви к своему краю.

  • формирование экологического мышления, умения давать оценку места и роли земноводных в природе и жизни человека.

Методы обучения: частично – поисковый. 

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация урока «Многообразие земноводных их значение и охрана», доска, раздаточный материал.


Ход урока:
  1. Организационный момент (слайд №1)

  2. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим путешествие в загадочный мир земноводных. Тема урока: Многообразие, значение и охрана земноводных. (слайд № 2.)



слайд № 3.


Удивляется лягушка:
«Почему же я толстушка,
Тело в форме шарика?
В день ем три комарика!

Учитель: Ребята, внимательно послушайте песенку водяного.

«…. Пиявки и лягушки, фу какая гадость!» (слайд № 4)

Учитель: А каково ваше отношение к лягушкам?

- Давайте перечислим ассоциации, которые возникают у нас при соприкосновении с этими животными:

(ответы учащихся: скользкие, холодные, страшные, мерзкие, из-за них бывают бородавки.)

Учитель: У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети, и взрослые. Давайте сегодня на уроке возьмем на себя задачу оправдать или подтвердить негативное отношение к земноводным. Работа это непростая. Нам предстоит тяжелое путешествие по болоту. И каждое задание это этап. Вот перед вами карта, используйте ее в своем путешествии. (Работа с доской) (слайд № 5) От того насколько правильно вы ответите на вопросы каждого этапа вы подойдете к заветной цели. Готовы? Удачи вам!

Учитель: Для путешествия мы разделены по группы 7 «А» и 7 «Б» класса

Посмотрим, какой класс поработает продуктивно.



«Объясни» (слайд № 6)



Учитель: Первая наша станция «Объясни» (слайд № 7)

1.Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?


(совещание в группах, кто быстрее ответит)

(Ответ: у лягушки глазные яблоки опускаются и проталкивают пищу к глотке, при проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.)



2. Видеофрагмент из мульфильма

«Лягушка – путешественница» (слайд №8 )



Учитель: Такая неприятная сырая погода. Почему лягушка восхищается такой погодой?



(Ответы: лягушка дышит легкими, но большая часть её дыхания осуществляется через влажную кожу, поэтому сырая погода очень важно для лучшего дыхания лягушки)



Учитель:

ФАКТ: Лишённые кожного дыхания лягушки, живут около 3-4 дней, тогда как лишённые лёгочного 20-40 дней.



Сообщение №1(ученик) (слайд №9)



Ни одна амфибия не пьет воду – все они всасывают ee через кожу. Вот почему этим животным необходимы близость воды или сырость. Лягушки, удаленные от воды, быстро худеют, делаются вялыми и вскоре совсем погибают. Если к таким изнуренным лягушкам положить мокрую тряпку, то они начинают прижиматься к ней своим телом и быстро оправляются. Сколько же воды всасывают лягушки через кожу?

Для ответа на этот вопрос ученый Томпсона провел следующий опыт. Он взял обсохшую древесную лягушку и взвесил. Ее масса составила 95 г. Затем обернул лягушку мокрой тряпкой. Через час она весила уже 152 г.

Через кожу амфибия и всасывает, и выделяет воду, а также дышит. В закрытой жестяной коробке во влажной атмосфере лягушка может прожить до 40 дней.



Учитель: (слайд № 10).

3. Поясните, что происходит с лягушками и кто перед нами самки или самцы?

( ответы: перед нами самцы так как мы видим раздувающиеся резонаторы, а это происходит в период размножения, весной).



Следующая станция «Практическая» (слайд № 11).



Учитель: (работа в группах )

Следующее наше задание. Нам необходимо препарировать лягушку на листе бумаги.

1. Работаем группой «Внутреннее строение лягушки» (слайд № 12) на работу выделяется 2 минуты потом сравнение идет по слайду на доске.

(слайд № 13) проверка

(1. череп 2. плечо 3.предплечье 4.Кисть с фалангами пальцев 5. Стопа с фалангами пальцев 6. Голень 7. Бедро 8. Тазовые кости (подвздошная, седалищная, лобковая) 9. Хвостовая 10. Коракоиды (воронья кость) 11. Позвоночник 12. Ключицы 13. лопатки)



2. Следующая «Внешнее строение лягушки» (слайд № 14) проверка на доске.

(слайд № 15) проверка

(1. ноздри 2.глаза 3. Барабанные перепонки 4. Плечо 5. Предплечье 6. Кисть 7. Бедро 8. Голень 9. Стопа 10. Фаланги пальцев)



Следующая станция «Музыкальная» (слайд № 16)



Учитель: (слайд № 17)

- А сейчас прослушайте детскую песенку «В траве сидел кузнечик».

С биологической точки зрения, какие ошибки допустил автор?

(1. Кузнечик сидел, а лягушка не питается не движущимися насекомыми.

2. Лягушка не может ходить, она передвигается прыжками.)



Следующая станция «Эволюционная» (слайд № 18)





Учитель: (слайд № 18)

Жофруа Сент-Илер говорил «Каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам своими глазами может каждую весну видеть чудо – повторения выхода позвоночных на сушу.»



- О каком явлении говорил ученый?



(превращение головастика во взрослое земноводное». (слайд № 19)


Следующая станция "Классификация". (слайд № 20)



Внимание! Проблемный вопрос.(слайд № 20).

Перед вами различные представители класса земноводных.

Чем они отличаются друг от друга.(Выслушиваем ответы ребят).

1. Учитель: А сейчас нам предстоит выполнить задание (слайд № 21).

Перед вами таксоны. Необходимо их правильно поставить.


Учитель: Итак, (слайд №21) давайте составим схему классификации земноводных. (беседа по слайду).



Царство – животные

Тип – хордовые

Подтип – черепные

Класс – земноводные

Отряд – бесхвостые , хвостатые, безногие



(слайд № 22)


Действительно, у одних есть хвост, в у других его нет.

У одних ноги одинаковые, а у других их совсем нет.

У третьих конечности разной длины.

Правильно! Сейчас вы назвали признаки трех отрядов класса земноводные

А сейчас нам предстоит выполнить задание


2. Учитель: (слайд № 23)

Даны характеристики отрядов и их представители

Надо расставить соответствие. По окончании составления схемы занести её листок .

(4 мин.)





Следующая станция "Новые сведения". (слайд № 24)


На доске чертится игровое поле.

Общие признаки

100

200

300

500

1000

Бесхвостые

100

200

300

500

1000

Хвостатые

100

200

300

500

1000

Безногие

100

200

300

500

1000

Игрокам дается возможность выбрать тему вопроса и его стоимость. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.





ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ


100

Второе название земноводных

амфибии

200

Именно такая кожа у всех земноводных

Голая, слизистая

300

Так называлось первое древнее земноводное

стегоцефал

500

От них произошли земноводные

Кистеперые рыбы

1000

Именно поэтому они называются земноводными

Жизненный цикл тесно связан с водой


БЕСХВОСТЫЕ



100

Самый известный представитель бесхвостых

Лягушка

200

Основные типы дыхания лягушки

Легочное и кожное

300

С их помощью происходит проталкивание пищи по пищеводу

Глаза

500

Так называется расширение прямой

кишки, куда впадают протоки некоторых

внутренних органов

Клоака


1000

Орган равновесия, который есть у личинок, но нет у взрослых особей

Боковая линия


ХВОСТАТЫЕ


100

Представитель - хвостатых

тритон

200

Отдел скелета, который появляется у хвостатых

Хвостовой

300

В этой среде, хвостатые живут постоянно

В воде

500

Широкий гребень на спине, хвостатых, нужен именно для этого

Плавать

1000

Самая интересная особенность хвостатых, вызывающая удивление даже у ученых

Быстрая регенерация


БЕЗНОГИЕ


100

Представитель - безногих

Червяга

200

Биологическая группа, к которой относятся безногие

Землерои

300

Эти органы у безногих располагаются под кожей

глаза

500

На них похожи безногие по строению тела

Кольчатые черви

1000

Часть скелета, которая есть у безногих, но отсутствует у бесхвостых

ребра




Учитель: А теперь физминутка! (слайд № 25)

Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать.
Встали ровно. Наклонились.
Раз - вперёд, а два — назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд.


Учитель: (слайд № 26)

Ребята, давайте поработаем с приложением №1, которое находится на ваших партах. Зачитайте данные которые вас поразили.

  • Сколько лет живут амфибии?
    (Травяные лягушки - 16-18 лет. Квакши -22 года. Тритоны -30 лет. Серые жабы -36 лет. Саламандры - 43 года.)

  • У лягушки есть одно качество, которое нам очень и очень интересно именно с точки зрения бионики и именно в 21 веке. Пока мы его не можем использовать, но какие неограниченные возможности для расселения человека это открыло бы в перспективе! Это принцип кожного дыхания. Ведь необязательно человеку менять кожу, можно использовать полупроницаемые мембраны для извлечения
    растворённого кислорода для подводных жителей-АКВАНАВТОВ.


Учитель: (слайд № 27)

Теперь поработаем с приложением №2.

Какие земноводные вас поразили?

  • Шишковатый теннисный мяч. С давних времен аборигены Австралии, очутившись в пустыне, разыскивают этих жаб, чтобы утолить жажду.

  • Китайская саламандра может прожить без пищи год, прудовая лягушка — полтора года. За это время лягушка станет легче почти на 1/3, ее печень уменьшится на 70%, а сердце — на 1/5.

  • В Южной Америке обитает так называемая парадоксальная жаба. Головастики этого вида амфибий достигают в длину 25 см, в то время как размеры взрослой жабы в 10 раз меньше — всего 2 см. и т. д.


Учитель:

Как видите ребята многообразен и интересен мир земноводных, а я для вас еще нашла интересных особей давайте знакомится.

(идет работа по слайдам № 28; 29;30;31;32)


Радужная лягушка – предмет поклонения в Индии. Лягушка, постоянно меняющая окрас, считается богом в Индии


Стеклянной или прозрачной лягушкой из-за своей прозрачной кожи, сквозь которую можно увидеть ее внутренности. К сожалению, это вымирающий вид амфибий.

Лягушка-арлекин известна под многими названиями, например, лягушка-клоун или жаба-арлекин Коста-Рики. Сейчас этот вид занесен в Красную Книгу.


Вьетнамская болотная лягушка – это вид лягушки семейства веслоногих. Ее можно найти во Вьетнаме и, возможно, в Китае. Лягушку также часто называют моховой из-за того, что ее кожа напоминает мох, растущий на скале, который, кстати, предоставляет ей отличную маскировку.


Самым сильным ядом, выделяемым кожными железами, - батрахотоксином — обладает лягушка ужасный листолаз (кокои), ее длина всего лишь 2 — 3 см, и весит она не более 1 г. Обитает в западной части Колумбии. Выделения кожных желез этой лягушки в 20 раз токсичнее яда других ядовитых лягушек и могут свободно проникать через поры кожи человека. Это самый сильный из известных сейчас небелковых ядов



Следующая станция «Логическая». (слайд № 33)


Учитель: Молодцы ребята! Вы хорошо справляетесь со всеми предложенными заданиями. А теперь давайте станем настоящими знатоками и как в игре Что? Где? Когда?

Черный ящик

(слайд № 34, звучит музыка, сделать негромко).


Учитель читает.


1. В черном ящике Предмет, который используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Кто впервые сконструировал это приспособление?

(Ножные ласты. Луи де Корле в 1929 г.)


2. Этот объект человек придумал когда подсмотрел окраску лягушки. (камуфляжная ткань).


3. Этот прибор ученые сконструировали благодаря особенностям лягушачьего глаза.


(ретинатрон, различающая контур движущихся объектов. Ретинатроны вместе с радиолокаторами используются на аэродромах для обеспечения безопасности полетов самолетов.)


Следующая станция «Значение земноводных». (слайд № 35)



Каждая команда по очереди называет значение амфибий.


1.Регуляторы численности беспозвоночных животных.

2.Объект питания позвоночных.

3.Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков возбудителей заболеваний человека и животных.

4.Объект для научных исследований.

5. Индикаторы чистоты окружающей среды.

6.Пища для человека в некоторых странах

Учитель (слайд № 36) проверка


Учитель (слайд № 37)


Многие виды исчезают. В Международную Красную Книгу занесены 17 видов хвостатых, 18 видов бесхвостых


Следующая станция « Решите задачу» Учитель (слайд № 38)



Индия в 1970г. экспортировала 25 млн. лягушек, Италия с 1968г. по 1970г. продала в другие страны 47 млн. лягушек и ежегодно экспортирует свыше 30 тыс. хвостатых земноводных. Почему земноводные составляют предмет международного экспорта?



Ответ: Земноводные закупаются для научных лабораторий, как объекты содержания в аквариумах и террариумах, в качестве средства биологической борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. В ряде стран Европы, Азии и Северной Америки лягушек употребляют в пищу.


Учитель: (слайд № 39)

За их огромный вклад для развития науки благодарное человечество открыло памятники лягушке. (слайд № 40; 41;42;43) беседа.


- Первый памятник лягушкам был сооружен в Парижском университете, в Сорбонне, в XIX веке.

- Памятник в Бостоне. В Калининграде.

- Царевна-лягушка в Москве на Манежной площади, в искусственном русле реки.

- При въезде в городок Коннектикут (США) стоит интересная и немного детская скульптура, изображающая лягушку на катушке с ниткам.


Учитель: (слайд № 44)

А вот в некоторых странах зная огромную пользу земноводных создали даже специальный дорожный знак. "Осторожно лягушка!"


Учитель: (слайд № 45)


Учитель: Ну вот ребята и подходит к концу наше путешествие.

Какие эмоции вызывают у вас лягушки, жабы да и все земноводные? Выслушиваются аргументированные мнения ребят.

БЕРЕГИТЕ ЗЕМНОВОДНЫХ!!!

Кстати в сказке о лягушке - царевне много правды.

Лягушки действительно один раз в четыре года сбрасывают свою шкурку, но они её правда съедают сами. Вот вам и сказка ложь!

(слайд № 46)

Царевна – Лягушка и Иван – дурак.

Сказка на новый лад

АВТОР :

Как-то раз, издалека,
Перепутав все века,
К нам лягушка прискакала:
Жениха себе искала.

У тропы Царевна села, (слайд № 47)
Вокруг грустно поглядела:

Лягушка:

“Где мой будущий жених?”.

АВТОР :
Рядом вдруг Иван возник. (слайд № 48)
Но не конь под ним лихой -
Серебристый  джип крутой.

Перед ним лягушка встала
И так ласково сказала: (слайд № 49)
Лягушка:

“Ты женись на мне, Иваша,
Будет жизнь как сказка наша.
Не смотри, что я лягушка,
Верной буду я подружкой.
На все руки мастерица,
Всякий может подивиться:
Шью, готовлю, вышиваю,
Языков я много знаю.
Станем книжки мы читать
И театры посещать.
Будешь счастлив ты со мной,
Взяв меня своей женой”.

АВТОР :

Оглядел  её Иван
И с презрением сказал:

Иван:
“В моё время всё иначе,
Красота лишь много значит.
Я, ваще, люблю блондинок.
И чтоб ноги – от ушей,
А не лягушачьи лапки на ней,
Шей ты там или не шей.
Если ты не вышла рожей,
Рукоделье не поможет.
Нет фигурки очертанья?
Не спасёт и вышиванье!
Знанье языков напрасно,
Умная жена опасна!
Говорить я не мастак,
Буду, как Иван – дурак.
Лучше уж жене молчать,
Слишком много вредно знать.
А театр не понимаю,
Кабаки лишь посещаю.
Книг я в жизни не читал.
В общем, разговор достал.
Говорить мне неохота,
Ты скачи в свое болото.”

АВТОР :
Сел он в джип и укатил,
Девичьи мечты разбил.

Удивилася лягушка,
Почесала свое ушко.

Лягушка:
“Ну и ну,-

АВТОР :

она сказала,-

Лягушка:

Видно, не туда  попала.
Чем с таким Иваном жить,
Лучше уж лягушкой быть.
Или в луже утопиться”,-

АВТОР :
Рассудила так девица.

НАСТОЯЩЕГО Ивана
Ждать в болото поскакала.

Учитель:Ребята поверьте сегодня мы узнали лишь маленькую часть знаний о земноводных. Вам дома предстоит подготовить сообщение о земноводных Самарской области. Кто узнает еще интересные сведения о земноводных может представить их в виде сообщений. Очень много о лягушках поверий и легенд вы тоже поработайте в этом направлении. Слайд № 50



Далее подводится итог урока. НАГРАЖДЕНИЕ

Все ли задачи выполнены на уроке. Выставляются оценки.



































































Использованные ресурсы


  • http://rutube.ru/video/14cbc3252fbed751cf7d356248a56c35/

  • http://www.youtube.com/watch?v=cmRmjharHkk

  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D1%84&noreask=1&pos=13&rpt=simage&lr=10317&img_url=http%3A%2F%2Fru.warnet.ws%2Fimg4%2F280%2Fdelik%2F3.jpg

  • http://www.liveinternet.ru/users/novicova/post158948639/

  • http://www.liveinternet.ru/users/novicova/post158892452/

  • http://www.barbariki.ru/index.php?page=news_read&news=859

  • http://www.yaplakal.com/uploads/previews/post-3-12525537834122.jpg

  • http://iysgd.ege.edu.tr/images/7.jpg

  • http://cs4163.userapi.com/u57516985/-14/x_423a7ac0.jpg

  • ht tp://cs305210.userapi.com/u40699478/-14/x_0b3eb200.jpg

  • http://yahooeu.ru/uploads/posts/08/08/03/31/yahooeu_ru_6.jpg

Литература:



  • 1.КучменкоВ.С.,СуматохинС.В. Методическое пособие. Биология. Животные.-М.: Вентана-Граф, 2003.

  • 2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В.Универсальные поурочные разработки по биологии.- М.: Вако, 2006.

  • 3.Демьяненко Е.Н.Биология в вопросах и ответах. М.:- Просвещение,1996.

  • 4.Исмаилова С.Т. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. М.:- Аванта+, 1996.

  • 5.Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных. Ярославль:Академия развития, 1998.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Тема урока:"Многообразие, значение и охрана земноводных"

Автор: Перешивкина Наталья Федоровна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192403


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства