kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ к элективному курсу по биологии «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологические карты представляют собой модер­низированные планы занятий. В них структурирован учебный материал, выделено главное и даются варианты познавательных заданий. В технологических картах спланирована не только деятельность учителя, но и работа учащегося, направленная на достижение прочных знаний. Отличительные признаки предлагаемых техно­логических карт заключаются в том, что здесь сочетают­ся планирование педагогического результата, использо­вание некоторого нравственного и социального опыта учащихся, выделение возможной личностной значимо­сти изучаемого для школьников. На занятиях в основном предлагается использовать проблемный и частично поис­ковый методы обучения, формы организации учебной деятельности более разнообразны. Использование техно­логических карт помогает реализовать цели школьного образования: научить учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в мире ценностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ к элективному курсу по биологии «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА» »


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ к элективному курсу по биологии «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА» Автор: учитель биологии МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1» Кавалер Наталья Анатольевна с. Плешаново, 2014 Введение

В настоящее время новое содержание образования отличают: вариативность, определяемая альтернативными учебными программами, программами элективных курсов, учебниками, и наличие разных уровней образования, что позволяет развивать индивидуальные способности школьника, формировать творчески активную личность. На завершающем этапе - дифференциация, свободный выбор учащимся наряду с обязательными, предметов, способствующих развитию их интересов и способностей.

Технологическая карта - один из вариантов планирования учебного процесса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).


Итак, методологические позиции, на которые необходимо опираться при конструировании технологической карты урока:

  • она имеет статус документа;

  • в ней записан весь процесс;

  • указаны операции, их составные части;

  • названы материалы;

  • перечислено оборудование;

  • указаны инструменты;

  • обозначены технологические режимы;

Такая форма планирования процесса обучения наиболее способствует успешному усвоению материала, так называемыми слабыми учащимися. Для школьников, усваивающих знания на творческом уровне, технологическая карта является своеобразным стимулом к самообразованию, поскольку позволяет им видеть тему целостно и организовать познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями и интересами. Учителю помогает более точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, установить логические связи между уроками по всем компонентам процесса обучения: целевому, содержательному, операционно-деятельному, контрольно-регулировочному, оценочно-результативному. Технологическая карта освобождает учителя от написания подробных поурочных планов. Имея технологическую карту, необходимо разработать лишь дидактический материал к каждому уроку или занятию.
Данная работа имеет целью осветить опыт работы по созданию технологических карт для занятий к элективному курсу «Генетика человека».

Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в системе разделов и отраслей генетики занимает генетика человека. Международный проект «Геном чело­века», углубление знаний в области медицинской генети­ки, разработка современных методов генной терапии, синтез знаний в области генетики и экологии человека, изучение вопросов происхождения и эволюции человека с точки зрения генетики — вот далеко не полный пере­чень важнейших вопросов, которые решает современная генетика человека. Поэтому весьма акту­альным, является углубление содержания этого раздела в рамках предмета «Общая биология» для изучения в стар­ших классах средней школы химико-биологического профиля. Это актуально и с позиций концепции про­фильного обучения, и с позиций формирования естест­веннонаучного и гуманистического мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры молодого поколения. Исходя из этого, я разработала технологические карты к занятиям программы элективного курса «Гене­тика человека».

Технологические карты представляют собой модер­низированные планы занятий. В них структурирован учебный материал, выделено главное и даются варианты познавательных заданий. В технологических картах спланирована не только деятельность учителя, но и работа учащегося, направленная на достижение прочных знаний. Отличительные признаки предлагаемых техно­логических карт заключаются в том, что здесь сочетают­ся планирование педагогического результата, использо­вание некоторого нравственного и социального опыта учащихся, выделение возможной личностной значимо­сти изучаемого для школьников. На занятиях в основном предлагается использовать проблемный и частично поис­ковый методы обучения, формы организации учебной деятельности более разнообразны. Использование техно­логических карт помогает реализовать цели школьного образования: научить учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в мире ценностей.


На занятиях больше внимания уделяет­ся самостоятельной работе, решению познавательных творческих задач, за­даний на основе внутрипредметных и межпредметных связей, т. е. ведущей является самостоятельная работа учащихся на разных этапах занятия. Широко использу­ется работа в группах, где можно обсудить проблему, уточнить непонятное, задать вопросы, расширяющие образовательное пространство, использовать информа­цию СМИ, полученную другими учениками.

Познавательные задания, используемые в технологических картах не дублируют задания и вопро­сы учебника, они более разнообразны, чем и вызывают интерес у учащихся. Материалы по теории генетики гармонично сочетаются с практическими заданиями, решением задач, что позволяет учащимся создать более целостную картину биологических явлений, развивать логическое и абстрактное мышление. Используемые задания формируют у учащихся умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Большинство занятий реализует воспитательные зада­чи, уделяя внимание социализации личности и пробле­ме профориентации учащихся. Кроме того, привитие интереса к предмету мо­жет сориентировать ученика на более глубокое изуче­ние биологии. Используя материалы работы, старшеклассники, зная свою родословную, генетические особенности, добывают знания непосредственно из реальности, могут прогнозировать результат своей семейной жизни, что является чрезвычайно актуальным в наше время.

Технологические карты ни в чем не ограничивают творчество учителя, они являются одним из вариантов планирования учебного процесса. Для молодых и мало­опытных учителей они представляют большой интерес, так как помогают экономно расходовать время при подготовке к уроку. Опытные учителя найдут здесь мате­риал для анализа, критики, сопоставления своего сти­ля работы с предложенным.

В технологических картах плотно спланирована дея­тельность учителя и учащихся на занятии. Учитель мо­жет отбирать по своему усмотрению задания, соответ­ствующие уровню подготовленности и работоспособности классного коллектива, часть материала предложить для самостоятельного изучения.

К технологическим картам прилагается примерное тематическое планирование занятий, чтобы видна была их система и последовательность.

Надеюсь, что технологические карты помогут вам в планировании учебной деятельности участников образовательного процесса, в оценке значимости знаний и навыков как средства развития эмоционально-ценностных отношений и творческой деятельности ученика, в организации диалога как условия гуманизации обра­зовательного процесса.

При разработке технологических карт исполь­зовала опыт работы учителей биологии Санкт-Петер­бурга, в частности, Г. Г. Бритвиной.











Технологическая карта №1


Тема занятия

Краткая история генетики человека – 1ч


Планируемые результаты

Учащиеся получают представление об истории развития генетики человека, о наиболее значимых открытиях в генетике.


Личностная значимость изучаемого для школьника

Формирование естественнонаучного и гуманистического мировоззрения.

План занятия

1. Актуализация знаний учащихся.

2. Изучение нового материала.

1. Из истории генетики (по И.А. Захарову - Гезехус).

2. Человек как объект генетических исследований.

3. Сложность изучения генетики человека.

4. Значимые открытия в генетике.

3. Закрепление изученного материала.


Методы обучения

Проблемный. Почему идеи и деятельность Т.Д. Лысенко имели огромное влияние и власть в биологической науке на протяжении с 1935- 1964гг?


Форма организации учебной деятельности

Лекция

Приёмы деятельности учителя

Беседа по подготовленным карточкам с терминами за школьный курс «Основы генетики», рассказ с использованием фильма или диафильма


Познавательные задания











  1. Выслушайте рассказ учителя об истории генетики и рассмотрите факторы, которые привели к феномену лысенковщины (факторы политические, научные, субъективные).

  2. Разбейтесь на пары и задайте друг другу «простые» и «сложные» вопросы, используя термины в карточках. Примерные вопросы:


«Сложные вопросы»

«Простые» вопросы

В чём различие…

Что будет если…

Почему вы думаете, что…

Объясните почему…

Что называется…

Верно ли, что…

Когда…


Организация деятельности учащихся

Слушают рассказ, отвечают на проблемный вопрос, записывают наиболее значимые открытия в генетике, работая в паре опрашивают друг друга.


Развитие умений учащихся

Внимательно слушать, выделять главное, обсуждать проблему, работать в паре.


Основные понятия и термины занятия

Генетика, ген, локус, наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, аллельные гены, мутация, доминантный и рецессивные признаки, дискретность.


Источники информации

1. Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Общая биология. 10—11 классы: Учебник для базово­го уровня. М.: Дрофа, 2008.


2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология . 10 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений./ Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. - М.: Дрофа, любое издание.


3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1-3. М.: Мир, 1990.


Домашнее задание

Учебник. Конспект лекции. Подготовить сообщения: значение генетики:

- для медицины

- для сельского хозяйства

- для микробиологической промышленности, биотехнологии.





Технологическая карта №2


Тема занятия

Методы изучения генетики человека – 4 ч (1ч)


Планируемые результаты

Учащиеся получают информацию об использовании генеалогического метода как специфического метода изучения наследственности человека.


Личностная значимость изучаемого для школьника

С помощью генеалогического анализа можно решать такие вопросы: какова природа признака (наследственная или ненаследственная), характер наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный, сцепленный с полом, зависимый от пола и т.д.).


План занятия

  1. Изучение нового материала.

    1. Генеалогический метод. Родословные древа, методика их составления для признаков с разным типом наследования. Практическая работа «Анализ родословных».



Методы обучения

Проблемный. Как изучить наследование признаков у человека, т.к. опыты на людях не ставятся и отличаются малочисленным потомством?


Форма организации учебной деятельности

Лекция с элементами беседы. Выполнение практической работы.


Приёмы деятельности учителя

Организация презентации родословных, лекция с составлением плана, обсуждение проблемы занятия.


Организация деятельности учащихся

Представляют (по желанию) классу свою родословную, слушают лекцию учителя, делают записи в тетради, обсуждают проблему урока, делают выводы, которые могут иметь значение в личной жизни, выполняют задания практического характера


Развитие умений учащихся

Публично выступать, анализировать, внимательно слушать, адекватно воспроизводить информацию, делать выводы о практической значимости полученной информации.


Основные понятия и термины занятия

Генеалогический метод, хромосомные мутации, генные мутации, пробанд, сибсы, тип наследования


Источники информации

1. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П. Бочков и др.; Под ред. Н.П. Бочкова. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы/ И.В. Болгова. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.


Домашнее задание

Составь схему семьи, где есть приёмный сын. В каких сказках ты встречал такие семьи? Вспомни сказку Ш. Перро «Золушка» и нарисуй схему этой семьи.




Технологическая карта №3 (продолжение)


Тема занятия

Методы изучения генетики человека – 4 ч (2ч)


Планируемые результаты

Учащиеся получают информацию об использовании методов генетического анализа ( близнецовый, цитогенетический, биохимический, метод биологического и математического моделирования).


Личностная значимость изучаемого для школьника

Ярким примером свидетельства влияния условий внешней среды на проявление генотипа у человека являются результаты исследования близнецов.


План занятия

  1. Актуализация знаний.

  2. Изучение нового материала.


1. Близнецовый метод. Конкордантность и дискордантность признаков у близнецов.

2. Цитогенетические методы: простое культивирование соматических клеток, гибридизация, клонирование, селекция соматических клеток.

3. Биохимические методы.

4. Метод моделирования.


Методы обучения

Проблемный. Если развитие одного из близнецов монозиготной близнецовой пары проходило в неблагоприятных социально-экономических условиях по сравнению с другим близнецом, то как это скажется на его физическом и интеллектуальном развитии?


Форма организации учебной деятельности

Лекция с элементами беседы. Заполнение таблицы «Методы генетики».


Приёмы деятельности учителя

Лекция с составлением плана, обсуждение проблемы урока, изученного материала.


Познавательные задания











  1. Определите значение показателя конкордантности монозиготных близнецов к конкордантности дизиготных близнецов и о чём это свидетельствует?


Таблица. Выборки близнецов с мультифакториальными и инфекционными заболеваниями

Заболевание

Близнецы

Конкордантность близнецов, %

Отношение конкордантно-стей, МЗ/ДЗ

Косолапость

МЗ

дз

22,9 2,3

10,0

Расщелина губы и нёба

МЗ ДЗ

29,6

4,7

6,4

Ишемическая болезнь сердца

МЗ

ДЗ

19,0

8,5

2,4

Сахарный

диабет

МЗ

дз

55,8 11,4

4,9

Псориаз

МЗ

дз

61,0 13,0


Туберкулез

МЗ ДЗ

51,6 22,2

2,3

Корь

МЗ

дз

97,4 94,3

1,03

Примечание. МЗ — монозиготные близнецы; ДЗ — дизиготные близнецы.


Мультифакториальная природа заболеваний, т.е. участие генетических факторов в их возникновении.


  1. Назовите основные показания для применения цитогенетических методов в клинической практике.

  2. Для каких групп наследственных болезней используют биохимические методы диагностики?

  3. Метод биологического моделирования используется по причине:

А) доступности животных объектов

Б) сходства наследственных патологий у животных и человека

В) различий в наборе наследственных болезней животных и человека

Г) простоты


Организация деятельности учащихся

Слушают лекцию учителя, делают записи в тетради, заполняют таблицу «Методы генетики», решают познавательные задачи.


Развитие умений учащихся

Внимательно слушать, воспроизводить информацию, обсуждать проблему, задумываться над фактами, анализировать их, отвечать на вопросы.


Основные понятия и термины занятия

Близнецовый метод, цитогенетический метод, биохимический метод, конкордантность и дискордантность.


Источники информации

1. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П. Бочков и др.; Под ред. Н.П. Бочкова. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы/ И.В. Болгова. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.



Домашнее задание

Подготовить буклет об использовании молекулярно-генетических методов.







Технологическая карта №4 (продолжение)


Тема занятия

Методы изучения генетики человека – 4 ч (3ч)


Планируемые результаты

Учащиеся получают информацию об использовании популяционно-генетического метода в прогнозирование количеств особей с патологическим (мутантным) проявлением действия гена.



Личностная значимость изучаемого для школьника

Оценить риск рождения ребёнка с наследственным заболеванием в семье кровных родственников.


План занятия

  1. Актуализация знаний.

  2. Изучение нового материала.


  1. Популяционно-генетический (статистический) метод.

  2. Генетика популяции человека.

  3. Насыщенность популяций мутациями, их частота и распространение. Принципы равновесия мутационного процесса и естественного отбора в популяциях человека.

  4. Изоляты и инбридинг. Балансированный наследованный полиморфизм: геногеография групп крови, аномальных гемоглобинов.

Практическая работа. Решение задач по теме «Популяционная генетика и закон Харди – Вайнберга в применении к популяции человека».


Методы обучения

Проблемный. По законам Менделя частота доминантного признака (например, короткопалости) должна постепенно возрастать и, следовательно, он должен постепенно вытеснять признак рецессивный (в данном случае обычную длину пальцев). Возник вопрос: «Почему же большинство людей имеют нормальную длину пальцев»?


Форма организации учебной деятельности

Лекция с элементами беседы. Выполнение практической работы. Обсуждение проблемного вопроса.


Приёмы деятельности учителя

Лекция с составлением плана, обсуждение проблемы занятия, подготовка задач.


Познавательные задания


  1. Сформулировать биологический смысл закона Харди-Вайнберга.

  2. Назовите условия при которых выполняется закон Харди-Вайнберга.

  3. Допишите предложение:

Приоритет в исследовании генетических процессов, в популяциях принадлежит выдающемуся русскому учёному…

  1. В 1908 году аглийский математик Дж. Харди и немецкий генетик Г. Вайнберг независимо друг от друга сформулировали закон, суть которого в том, что из поколения в поколение при свободном скрещивании относительные частоты генов в популяциях не меняются. Почему же генофонд природных популяций подвержен изменениям?

  2. Согласно закону Харди-Вайнберга, в большой, свободно скрещивающейся популяции частоты генотипов АА, Аа и аа равны p2, 2pg и g2 соответственно, где p и g – частоты аллелей А и а, p +g =1.

За счёт каких явлений частота гетерозигот в реальной популяции может превышать теоретическое значение?


Организация деятельности учащихся

Слушают лекцию учителя, делают записи в тетради, обсуждают проблему урока, делают выводы, которые могут иметь значение в личной жизни, выполняют задания практического характера.


Развитие умений учащихся

Внимательно слушать, адекватно воспроизводить информацию, делать выводы о практической значимости полученной информации, давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков в популяциях человека, решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека.


Основные понятия и термины занятия

Генетическая стабильность популяций, закон стабилизирующего скрещивания, миграция, изоляция, инбридинг.


Источники информации

1. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П. Бочков и др.; Под ред. Н.П. Бочкова. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы/ И.В. Болгова. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.

3. Элективный курс «Почему мы не похожи друг на друга? 9-11 классы. / Сост. И.В. Зверева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.


Домашнее задание

Решить задачи предложенные учителем.




Технологическая карта №5 (продолжение)


Тема занятия

Методы изучения генетики человека – 4 ч (4ч)


Планируемые результаты

Показать, что степень и направление допустимой изменчивости фенотипа строго контролируется генетической конституцией организма.


Личностная значимость изучаемого для школьника

Известно большое число клинических примеров, иллюстрирующих ситуации, когда определённый фенотип может являться продуктом конкретного генотипа, а может быть фенокопией, т.е. развиваться под действием факторов среды.


План занятия

  1. Актуализация знаний о методах генетики.

  2. Изучение нового материала.


    1. Модификационная изменчивость в популяциях человека.

    2. Признаки с широтой нормы реакции. Признаки с однозначной нормой реакции.

    3. Практическое применение знаний о закономерностях модификационной изменчивости в популяции человека.


Лабораторная работа «Изучение статистических закономерностей модификационной изменчивости (на примере произвольно выбранных количественных признаков человека).


Методы обучения

Частично-поисковый, проблемный: слепота, обусловленная помутнением хрусталика глаза (катаракта), может быть вызвана механическими повреждениями или действием ионизирующего излучения, или в результате внутриутробного поражения вирусом краснухи. Может ли развитие катаракты вызвать специфический ген?


Форма организации учебной деятельности

Лекция с элементами беседы. Выполнение лабораторной работы. Решение проблемной ситуации.


Приёмы деятельности учителя

Лекция с составлением плана, организация лабораторной работы, подготовка вывода и ответа на проблемный вопрос.


Познавательные задания











  1. Как узнать, произошло ли изменение генотипа под влиянием среды?

  2. Выполните лабораторную работу «Изучение статистических закономерностей модификационной изменчивости (на примере произвольно выбранных количественных признаков человека).


Количественные признаки (рост, масса, объем и другие) допускают точное измерение, причем числа, характеризующие степень их выраженности, можно расположить в один ряд: от самой маленькой величины до самой большой.

Развитие количественных признаков определяется одновременным действием сразу многих генов в широком диапазоне влияния внешних условий. Знание закономерностей распределения количественных признаков исключительно важно как для теоретической биологии, так и для практики сельского хозяйства, медицины, многих отраслей промышленности.

Цель работы:

- выявить статистические закономерности изменчивости количественных признаков.

Оборудование:

линейки, весы, мерные цилиндры и другие приборы для измерений, наборы (не менее 100 экз.) желудей, колосьев, листьев, семян и других объектов, микрокалькуляторы.


Задание для предварительного сбора ряда статистических данных (для групп учащихся из 2-3 человек)

1. Опросите не менее 100 учащихся одного пола и примерно одного возраста об их массе, росте, размере обуви и головных уборов, спортивных достижениях, поддающихся количественному выражению, в одних и тех же видах спорта. Полученные данные сведите в таблицу:


  1. Количественные признаки учащихся


Фамилия

Масса, кг

Рост, см

Размер обуви,

Достижения в спорте




одежды и т.д.







  1. Посетите ближайшие магазин или фабрику и соберите сведения о составе 2-3 партий(не менее 100 изделий) какого-либо товара (обуви, одежды, головных уборов), предназначенного для лиц одного пола и возраста. Полученные данные сведите в таблицу.


Размеры (от меньших к большим)

Число изделий каждого размера в партии товара.



Ход работы:

Учащиеся делятся на группы по 10 человек. Одна группа обсчитывает собранные заранее статистические данные. Другие группы получают по 100-150 экземпляров какого-либо объекта, чтобы каждый учащийся измерял 10-15 из них, и можно было бы суммировать результаты работы всей группы.

Задание:

1. Измерьте какой-либо количественный признак (объем с помощью мерного цилиндра с водой, массу, длину, число каких-либо деталей строения и т.п.) у 115 экземпляров каждого объекта. Полученные данные сведите в таблицу.


2. Количественные признаки организмов


экземпляра (по порядку)

Величина измеряемого признака в соответствующих единицах.



2. Совместно с другими участниками группы выявите минимальное и максимальное значения измеряемого признака, определите размах его изменчивости (из максимального значения вычитают минимальное), разделите полученную величину на 10, чтобы получить классы величин для разноски по ним собранных данных.

Прибавляя к минимальной величине последовательно десять определенных вами «шагов» ее изменений, определите границы 10 классов. Составьте вариационный ряд - двойной ряд чисел, отражающий распределение вариантов (величин измеряемых признаков) по классам - с помощью таблицы.

3. Данные для вариационного ряда


Номера классов

Границы классов (интервалы изменений: вариант от -до)

Частоты (сколько раз встретились варианты, попавшие в границы каждого класса)

Данные собственных измерений

Данные других участников группы

Суммарные данные







3.Изобразите полученный вариационный ряд в виде диаграммы или кривой. На оси ординат откладывают границы классов, на оси абсцисс - частоты; из найденных точек каждой оси опускают перпендикуляры, места их пересечения соединяют ломаной линией (или строят «столбики», высота которых соответствует частотам классов).


4. Просуммировав полученные всей группой значения всех величин признака (вариантов) и разделив сумму на число вариантов, получите среднюю арифметическую изучаемого признака (вычисления проводите с помощью калькулятора):


Q = ± √ ∑(х - ‾х)² ,где

Q - среднее квадратичное отклонение;

X - среднее арифметическое;

n- число измерений;

х - варианта (значение каждого отдельного измерения).


5. С помощью микрокалькулятора определите среднее квадратичное отклонение - показатель разнообразия признака - по формуле.

Для облегчения вычислений используйте вспомогательную таблицу:

4. Этапы вычисления среднего квадратичного отклонения


Варианты, х

Отклонения х-Х

Квадраты отклонений (х-Х)2






Организация деятельности учащихся

Слушают лекцию учителя, делают записи в тетради, обсуждают проблему урока, выполняют лабораторную работу, делают выводы.


Развитие умений учащихся

Внимательно слушать, самостоятельно выполнять работу, задумываться над фактами, анализировать их.


Основные понятия и термины занятия

Норма реакции, морфозы (неадаптивные модификации, часто имеющие характер уродств), фенокопии (признаки, болезни или пороки развития, развивающиеся под воздействием определённых условий среды, но фенотипически похожих на такие же состояния, обусловленные генетическими факторами – мутациями).


Источники информации

1. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П. Бочков и др.; Под ред. Н.П. Бочкова. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы/ И.В. Болгова. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.

3. Элективный курс «Почему мы не похожи друг на друга? 9-11 классы. / Сост. И.В. Зверева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.



Домашнее задание

Подготовить информацию и составить кластеры по всем методам генетики; сообщение о практическом применении знаний о закономерностях модификационной изменчивости в популяциях (по возможности с презентацией)






Технологическая карта №6


Тема занятия

Наследственный аппарат соматических и генеративных клеток человека – 2ч. (1ч)


Планируемые результаты

Учащиеся узнают о механизме наследования генов, сцепленных с полом.


Личностная значимость изучаемого для школьника

Выявление «генов предрасположенности» важно для профилактики, прогнозирования и лечения заболевания.

План занятия

  1. Изучение нового материала.

    1. Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. Аутосомы и половые хромосомы.

    2. Хромосомные карты человека и группы сцепления.

Лабораторная работа «Изготовление и изучение микропрепарата щёчного эпителия».


Методы обучения

Проблемный. Почему расшифровку генетического кода сравнили по значимости с открытием ядерной энергии в физике?


Форма организации учебной деятельности

Составление опорного конспекта. Лабораторная работа «Изготовление и изучение микропрепарата щёчного эпителия».


Приёмы деятельности учителя

Оформление записей в опорном конспекте, представление генетических карт человека, условий задач.


Познавательные задания











Задача 1.

У человека ген, вызывающий гемофилию, рецессивен и находится в Х-хромосоме, а альбинизм обусловлен аутосомным рецессивным геном. У родителей, нормальных по этим двум признакам, родился сын альбинос и гемофилик.

1. Каковы генотипы родителей?

2. Какова вероятность того, что у их следующего сына также проявятся эти два аномальных признака?

3. Сколько типов гамет образуется у матери?

4. Сколько типов гамет образуется у отца?

5. Какова вероятность рождения здоровых дочерей?

Задача 2.

В брак вступают женщина и мужчина, выросшие в неполных семьях: её мать и его отец ушли из жизни, не достигнув 45-летнего возраста. Причины их смертей точно установить невозможно, но известно, что каждый из рано погибших родителей уже с детства не отличался хорошим здоровьем.

- Как долго (скорее всего) проживут вступающие в брак молодые люди?

- Можно ли надеяться, что дети, рождённые в этом браке, будут жить долго?

- Известно, что ген не долгожительства – это рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме.

При решении данной задачи следует принять во внимание тот факт, что отец женщины и мать мужчины здоровы, бодры, энергичны.


Организация деятельности учащихся

Показывают знание материала, изученного ранее, слушают и анализируют информацию, отвечают на проблемный вопрос, приготавливают и рассматривают микропрепарат, решают задачи на сцепленное с полом наследование признаков.


Развитие умений учащихся

Использовать имеющиеся знания, анализировать, делать выводы, запоминать изученный на занятие материал, готовить микропрепарат, работать с микроскопом.


Основные понятия и термины занятия

Кариотип, аутосомы, половые хромосомы, группы сцепления генов, дальтонизм, гемофилия.


Источники информации

1. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П. Бочков и др.; Под ред. Н.П. Бочкова. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы/ И.В. Болгова. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.


Домашнее задание

Подготовить лекционный материал.











Технологическая карта №7 (продолжение)


Тема занятия

Наследственный аппарат соматических и генеративных клеток человека – 2ч. (2ч)


Планируемые результаты

Показать, что основные исследования в области генетики человека проводятся в рамках Международной и национальных программ «Геном человека», которые реализуются в США, странах Западной Европы и России.


Личностная значимость изучаемого для школьника

В программе «Геном человека» большое внимание отведено выявлению геномного разнообразия, связанного с происхождением человека, возникновением рас, этногенезом.


План занятия

  1. Актуализация знаний.

  2. Изучение нового материала.

    1. Геном человека. Явления доминирования (полного и неполного), кодоминирования, сверхдоминирования.

    2. Экспрессивность и пенетрантность отдельных генов.

    3. Международный проект «Геном человека»: цели, основные направления разработок, результаты. Различные виды карт человека.

Тема для реферата: «Международный проект «Геном человека».


Методы обучения

Проблемный. Прогресс генетики, с одной стороны, открывает широкие перспективы в лечении тяжёлых наследственных и ненаследственных болезней, а с другой, ставит общество перед лицом серьёзных проблем, от решения которых зависит не только физическое, но и духовное здоровье человечества.


Форма организации учебной деятельности

Составление опорного конспекта.


Приёмы деятельности учителя

Оформление записей в опорном конспекте, представление генетических карт человека, условий задач на взаимодействие неаллельных генов.


Познавательные задания











  1. Выслушайте рассказ учителя о нескольких типах взаимодействия неаллельных генов. Новые термины запишите в тетрадь, обсудите их определения и запомните, они необходимы для дальнейшей работы.

  2. Генетические задачи.


Кодоминирование.

Задача.

  1. В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют 1(0) и 2(А) группы крови, родители другого 2(А) и 4(АВ). Дети имеют (0) и(АВ) группы крови. Определите, кто чей сын?

Плейотропия.

Задача.

1. Определите вероятность рождения детей различных фенотипов в семье, где один из родителей носитель доминантного аутосомного гена арахнодактилии, а второй - нормален. Известно, что пенетрантность этого гена составляет 30%.



Организация деятельности учащихся

Показывают знание материала, используют информацию полученную из СМИ, слушают и анализируют материал, отвечают на проблемный вопрос, отрабатывают новые термины, решают задачи.


Развитие умений учащихся

Использовать имеющиеся знания, анализировать, делать выводы, запоминать изученный на занятии материал, работать с различными источниками информации, применять полученные знания на практике.


Основные понятия и термины занятия

Геном, комплементарное взаимодействие, эпистаз, полимерия, плейотропия, пенетрантность, экспрессивность.


Источники информации

1. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П. Бочков и др.; Под ред. Н.П. Бочкова. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы/ И.В. Болгова. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.

3. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы./Н.А. Шишкинская – Саратов: Лицей, 2005.

4. Элективный курс «Что Вы знаете о своей наследственности?». 9 – 11 классы./Сост. И.В. Зверева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005


Домашнее задание

Подготовить лекционный материал, выучить определения новых терминов. Подготовить материал для реферата.




Технологическая карта №8


Тема занятия

Механизмы наследования различных признаков у человека – 3ч (1ч)


Планируемые результаты

После переоткрытия законов Менделя при сопоставлении менделевского расщепления признаков и распределения хромосом в мейозе был сделан окончательный вывод о том, что именно хромосомы являются носителями генетической информации.


Личностная значимость изучаемого для школьника

У человека примером моногибридного скрещивания является большинство браков между гетерозиготными носителями рецессивных патологических аллелей, отвечающих за различные формы обменных нарушений (галактоземия, фенилкетонурия и др.). Имея генотип Аа по конкретному локусу, родители будут так же клинически здоровы, как и нормальные гомозиготы АА.


План занятия

  1. Актуализация знаний.

  2. Изучение нового материала.

    1. Менделизм; закономерности наследования признаков у человека и типы их наследования:

а) аутосомно-доминантный

б) аутосомно-рецессивный

Практическая работа. Решение задач по теме «Различные механизмы наследования признаков у человека».


Методы обучения

Частично-поисковый. В зависимости от чего различают аутосомно-доминантный и аутосомно-рецессивный типы наследования?

(от локализации и свойств гена)

Форма организации учебной деятельности

Комбинированное занятие. Практическая работа. Решение задач по теме «Различные механизмы наследования признаков у человека».


Приёмы деятельности учителя

Эвристическая беседа, подготовка условий задач, материала под запись.

Познавательные задания











  1. Перечислите критерии аутосомно-доминантного типа наследования и приведите примеры заболеваний.

  2. Перечислите критерии аутосомно-рецессивного типа наследования и назовите заболевания, наследуемые по этому типу.

  3. Задача.

Ген, вызывающий сахарный диабет, рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребёнок с сахарным диабетом.

- Сколько типов гамет может образоваться у отца?

- Сколько типов гамет может образоваться у матери?

- Какова вероятность рождения здорового ребёнка в данной семье?

- Сколько разных генотипов может быть среди детей этой супружеской пары?

- Какова вероятность, что второй ребёнок в этой семье тоже будет страдать сахарным диабетом?

Задача (неполное доминирование)

У человека серповидноклеточная анемия наследуется как не полностью доминантный признак: у рецессивных гомозигот развивается сильная анемия, которая обычно заканчивается смертельным исходом, а у гетерозигот анемия проявляется в лёгкой форме. Малярийный плазмодий не может усваивать аномальный гемоглобин, в связи с этим люди, имеющие ген серповидноклеточной анемии, не болеют малярией.

- Сколько типов гамет продуцирует каждый супруг?

- Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой пары?

- Какова вероятность рождения в семье ребёнка с тяжёлой формой анемии (в %)?

- Какова вероятность рождения ребёнка, устойчивого к малярии (в %)?

- Какова вероятность рождения ребёнка, неустойчивого к малярии (в %)?


Организация деятельности учащихся

Слушают внимательно учителя, обсуждают вопрос, строят гипотезу и поэтапно её обсуждают, выписывают критерии, закрепляют изученное.


Развитие умений учащихся

Использовать имеющиеся знания в новой ситуации, выполнять практическую работу.


Основные понятия и термины занятия

Аутосомно-доминантный тип наследования, аутосомно-рецессивный тип наследования, спорадический, псевдодоминирование.


Источники информации

1. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П. Бочков и др.; Под ред. Н.П. Бочкова. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы/ И.В. Болгова. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.

3. Элективный курс «Что Вы знаете о своей наследственности?». 9 – 11 классы./Сост. И.В. Зверева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005


Домашнее задание

Подготовить записанный материал.




Технологическая карта №9 (продолжение)


Тема занятия

Механизмы наследования различных признаков у человека – 3ч (2ч)


Планируемые результаты

Характер родословной, особенности передачи заболевания (признака) в поколениях, соответствие их критериям наследования того или иного типа позволяют сделать определённый вывод о типе наследования патологии (признака) в конкретной семье.


Личностная значимость изучаемого для школьника

В каждой конкретной семье соотношение больных и здоровых детей может значительно отличаться от теоретически ожидаемых соотношений, характерных для определённого типа наследования.


План занятия

  1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

    1. Сцепленное наследование. Кроссинговер, его роль в обогащении наследственного аппарата клеток.


Методы обучения

Проблемный. Гены, локализованные в половых хромосомах, по-разному распределяются у мужчин и женщин. В клинической генетике практическое значение имеют Х-сцепленные заболевания, т.е. такие, когда патологический ген расположен на Х-хромосоме.


Форма организации учебной деятельности

Комбинированное занятие.

Приёмы деятельности учителя

Беседа, объяснение материала, обсуждение вопросов.

Познавательные задания











  1. Назовите генетические и физиологические факторы, определяющие пол у человека?

  2. Какие особенности наследования признаков, сцепленных с полом, вы можете назвать?

  3. Какое практическое значение для человека может иметь изучение признаков, сцепленных с полом?

Задача.

  1. Женщина, мать которой дальтоник, а отец – гемофилик, вступает в брак с мужчиной, страдающим обоими заболеваниями. Определите вероятность рождения детей в этой семье одновременно с обеими аномалиями. Расстояние между генами гемофилии и дальтонизма равно 9,8%. Помните о том, что оба признака рецессивные, сцепленные с полом.

  2. У человека ген, определяющий синдром дефекта ногтей и коленной чашечки, является доминантным и находится в одной хромосоме на расстоянии 10% кроссинговера от гена группы крови по системе АВО. Здоровая женщина с 1 группой крови выходит замуж за мужчину с 4 группой крови, страдающего дефектом ногтей и коленной чашечки. Известно, что отец мужчины имел 2 группу крови и обе аномалии, а мать здорова.

  1. Сколько типов гамет образуется у мужчины?

  2. Сколько разных фенотипов может быть среди детей данной пары?

  3. Какова вероятность рождения в данной семье здорового ребёнка со 2 группой крови (в %)?

  4. Какова вероятность рождения ребёнка с синдромом дефекта ногтей и коленной чашечки?

  5. Какой процент гамет мужчины имеет одновременно гены синдрома и 3 группы крови?


Организация деятельности учащихся

Слушают учителя, устные ответы учащихся, решают задачу.

Развитие умений учащихся

Использовать имеющиеся знания в новой ситуации, обсуждать значимость изучаемого материала, внимательно слушать (смотреть), выделять главное, использовать генетические понятия и символы при составлении и решении генетических задач.


Основные понятия и термины занятия

Конъюгация, кроссинговер, группа сцепления, гомогаметный пол, гетерогаметный пол, гены, сцепленные с полом, морганида.


Источники информации

1. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П. Бочков и др.; Под ред. Н.П. Бочкова. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы/ И.В. Болгова. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.

Домашнее задание

Подготовить записанный материал.












Технологическая карта №10 (продолжение)


Тема занятия

Механизмы наследования различных признаков у человека – 3ч (3ч)


Планируемые результаты

Характерной особенностью при взаимодействии неаллельных генов является развитие в потомстве новых признаков (точнее вариаций признака).


Личностная значимость изучаемого для школьника

В классической генетике наиболее изученными являются три типа взаимодействия неаллельных генов: комплементарность, эпистаз и полимерия. Они определяют многие наследуемые признаки организмов: окраска шерсти, перьев, цвет кожи, волос, радужной оболочки глаз, рост, глухота у человека.


План занятия

  1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

    1. Полигенное наследование у человека: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропное взаимодействие генов.

    2. Цитоплазматическое наследование у человека.


Методы обучения

Частично-поисковый. Значение знаний о взаимодействии генов в практике сельского хозяйства, в медицине, др. прикладных областях.


Форма организации учебной деятельности

Комбинированное занятие.


Приёмы деятельности учителя

Рассказ учителя, беседа, работа с терминами, подготовка задач.


Познавательные задания











Полимерия.

Задача.

  1. Цвет кожи человека определяется взаимодействием нескольких пар генов по типу полимерии, т.е. цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе.

Если негритянка (ААВВ) и белый мужчина (аавв) имеют детей, то в какой пропорции можно ожидать появление детей с чёрной, смуглой кожей и белой? Сводка возможных генотипов и фенотипов по цвету кожи: чёрная кожа – ААВВ; ААВв; смуглая кожа – АаВв; ААвв; ааВВ; светлая кожа – Аавв; ааВв; белая кожа – аавв.

  1. Если два мулата (АаВв) имеют детей, то можно ли ожидать среди них детей с чёрной, смуглой и белой кожей? Какую часть составят дети каждого типа?


Организация деятельности учащихся

Участвуют в беседе, слушают рассказ учителя, обсуждают полученную информацию, применяют при решении задач.


Развитие умений учащихся

Использовать генетические понятия и символы при составлении и решении генетических задач, объяснять выявление закономерности.


Основные понятия и термины занятия

Комплементарность, эпистаз и полимерия.

Источники информации

1. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П. Бочков и др.; Под ред. Н.П. Бочкова. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы/ И.В. Болгова. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.

3. Элективный курс «Что Вы знаете о своей наследственности?». 9 – 11 классы./Сост. И.В. Зверева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005


Домашнее задание

Подготовиться к терминологическому диктанту.









Технологическая карта №11


Тема занятия

Основы медицинской генетики – 4ч (1ч)


Планируемые результаты

Приобрести знания о мутагенах, в том числе и антропогенного происхождения.


Личностная значимость изучаемого для школьника

Выяснить степень влияния некоторых антропогенных факторов на генотип отдельного человека.

План занятия

  1. Изучение нового материала.

    1. Мутации, встречающиеся в клетках человека. Основные группы мутагенов: физические, химические и биологические.

    2. Принципы классификации мутаций. Основные группы мутаций.


Методы обучения

Частично-поисковый, репродуктивный.


Форма организации учебной деятельности

Комбинированный.

Приёмы деятельности учителя

Повторение изученного материала, представление схемы «Изменчивость наследственная (генотипическая)», карточек-заданий и таблиц.


Познавательные задания












  1. Заполните таблицу:

Сравнительная характеристика типов мутаций


Типы мутаций

Причины их возникновения

Примеры






  1. Заполните таблицу:


Типы мутаций


Примеры изменчивости

Типы мутаций

Причины мутаций

1.Де Фриз столкнулся с появлением новых форм у энотеры. Он описал в качестве одной из мутаций гигантскую форму этого растения. Оказалось, что она имела 28 хромосом вместо 14.

2. У людей с болезнью Дауна, характеризующейся идиотией и комплексом других аномалий (маленькая голова, плоское лицо, узкий разрез глаз, маленький нос и полуоткрытый рот), в клетках содержится 47 хромосом.



3. Частота спонтанного мотивирования, которая обнаруживается у большинства существующих видов, - это эволюционно установившееся равновесие, удовлетворяющее требованиям как постоянно меняющихся условий жизни, так и сохранения преемственности у вида.

Ответьте на вопросы:

1. Почему мутации для вида столь же вредны, как и необходимы?

2. Почему каждый вид имеет достаточный запас мутаций?


4.

Заполните таблицу:


Примеры мутаций

Типы мутаций

Причины мутаций

1. У человека гены глухоты возникли в результате мутирования генов, определяющих нормальный слух. Глухота человека в отдельных случаях не передается по наследству. У двух глухих родителей могут родиться здоровые дети.

2. У человека редко, но наблюдается локальное поседение волос на голове с образованием белой пряди. Однако появление такой же пряди у его потомков - явление чрезвычайно редкое.



5. Радиация, действуя на организм, может влиять как на клетки тела, так и вызывать мутацию в половых клетках.

Объясните, какие изменения, возникшие под влиянием различных внешних факторов, являются наиболее важными для эволюции.____


6. Карточка-задание.

Ответьте на вопросы:

1. Какую форму изменчивости относят к мутационной?

2. Когда возможно проявление рецессивной мутации - в гомозиготном или гетерозиготном состоянии и почему?

3. Почему облученные люди редко имеют пораженных детей, в то время как потомство этих детей может быть пораженным?

4. В чем заключается генетическая опасность радиоактивных осадков?

5. Почему мутации обычно вредны для человека?

7. Карточка-задание

Известно, что чаще мутации, полученные при облучении, оказывают незначительное вредное действие на количественные признаки (рост, невосприимчивость к инфекции, умственные способности). Мутации же, вызывающие резко выраженные аномалии, такие, как глухота, слепота, слабоумие, сравнительно редки. Почему же в таком случае даже существующий уровень радиации представляется генетикам реальной опасностью?


Организация деятельности учащихся

Кратко отвечают на вопросы по изученному материалу, составляют схемы и сопоставляют со схемой – опорой учителя, отвечают на вопросы карточек – заданий, заполняют таблицы.


Развитие умений учащихся

Использовать имеющиеся и полученные знания для составления схем и заполнения таблиц.


Основные понятия и термины занятия

Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная, генеративные, соматические, генные, хромосомные, геномные.


Источники информации

1. Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Общая биология. 10—11 классы: Учебник для базово­го уровня. М.: Дрофа, 2008.

2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология . 10 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений./ Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. - М.: Дрофа, любое издание.

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1-3. М.: Мир, 1990.

4. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П. Бочков и др.; Под ред. Н.П. Бочкова. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Элективный курс «Почему мы не похожи друг на друга?» 9-11 классы./ Сост. И.В. Зверева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.



Домашнее задание

Учебник. Конспект лекции.











Технологическая карта №12 (продолжение)


Тема занятия

Основы медицинской генетики – 4ч (2ч)


Планируемые результаты

Использовать знания о типах наследования сцепленных с полом генов человека при решении генетических задач.


Личностная значимость изучаемого для школьника

«Чудеса называются так не потому, что они творятся Богом, но потому, что они случаются редко и поэтому удивительны». (И. Ньютон).

План занятия

1. Актуализация знаний.

  1. Изучение нового материала.

    1. Наследственные заболевания:

- аутосомно-рецессивные;

- аутосомно-доминантные;

- сцепленные с Х-хромосомой рецессивные;

- сцепленные с Х-хромосомой доминантные;

- сцепленные с Y-хромосомой.


Методы обучения

Проблемный. Признаки человека, связанные с данными типами наследования.


Форма организации учебной деятельности

Комбинированный урок, круглый стол.

Приёмы деятельности учителя

Подготовка слайдов, комментарий, обсуждение проблемы.

Познавательные задания











  1. На какие группы можно разделить все наследственные заболевания?

  2. Перечислите диагностические критерии синдрома Морфана.

  3. Что является этиологическим фактором хромосомных болезней?

Организация деятельности учащихся

Просмотр слайдов «Наследственная патология», слушают комментарий к слайдам, составляют конспект.


Развитие умений учащихся

Внимательно слушать, выделять главное, обсуждать проблему.

Основные понятия и термины занятия

Генные, хромосомные болезни, генетические соматические болезни.


Источники информации

1. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П. Бочков и др.; Под ред. Н.П. Бочкова. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы/ И.В. Болгова. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.

3. Элективный курс «Что Вы знаете о своей наследственности?». 9 – 11 классы./Сост. И.В. Зверева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.


Домашнее задание

Учебник. Конспект лекции. Подготовить сообщения: «Генные болезни», «Хромосомные болезни».











Технологическая карта №13 (продолжение)


Тема занятия

Основы медицинской генетики – 4ч (3ч)


Планируемые результаты

Доказать роль наследственности в возникновении широко распространённых заболеваний.


Личностная значимость изучаемого для школьника

Данные о роли наследственности в возникновении заболеваний были получены при различных исследованиях.

План занятия

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

1. Болезни с наследственным предрасположением.

2. Принципы лечения больных с наследственной патологией.


Методы обучения

Проблемный. Возникновение широко распространённых заболеваний, которые вносят наибольший вклад в заболеваемость, инвалидизацию и смертность населения, определяется взаимодействием наследственных факторов и разнообразных факторов внешней среды.

Форма организации учебной деятельности

Комбинированный урок.

Приёмы деятельности учителя

Подготовка слайдов, комментарий, обсуждение проблемы.

Познавательные задания











  1. Что называется наследственной предрасположенностью?

  2. Какие заболевания относятся к болезням с мультифакториально обусловленной предрасположенностью?

  3. Какие методы используются для доказательства мультифакториальной природы заболевания?

Организация деятельности учащихся

Просмотр слайдов «Болезни с наследственным предрасположением», слушают комментарий к слайдам, составляют конспект.


Развитие умений учащихся

Внимательно слушать, выделять главное, обсуждать проблему

Основные понятия и термины занятия

Мультифакториальная патология.

Источники информации

1. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П. Бочков и др.; Под ред. Н.П. Бочкова. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2003.



Домашнее задание

Учебник. Конспект лекции.




Технологическая карта №14 (продолжение)


Тема занятия

Основы медицинской генетики – 4ч (4ч)


Планируемые результаты

Осуществляя реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет, научно-популярную литературу.


Личностная значимость изучаемого для школьника

Социальные аспекты использования новых генетических технологий.

План занятия

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

1. Принципы лечения больных с наследственной патологией.

- Симптоматическое лечение.

- Патогенетическое лечение

- Этиологическое лечение.

- Хирургическое лечение.


2. Генная терапия.



Методы обучения

Проблемный. Какая терапия наследственных болезней в настоящее время наиболее часто применяется?


Форма организации учебной деятельности

Комбинированный урок.

Приёмы деятельности учителя

Лекция с элементами беседы или занятие на основе фильма.

Познавательные задания











  1. Каковы возможные отрицательные социальные аспекты генетической паспортизации?

  2. Какие перспективы могут открыться в научной и практической деятельности человека с овладением механизмами реализации генетической информации?

  3. Возможно ли лечение наследственных аномалий у человека? Возможно ли полное излечение?

  4. Ваши предложения о механизмах лечения наследственных заболеваний.

Организация деятельности учащихся

Составляют конспект, отвечают на вопросы.

Развитие умений учащихся

Внимательно слушать, выделять главное, обсуждать проблему.

Основные понятия и термины занятия

Генотерапия.

Источники информации

1. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П. Бочков и др.; Под ред. Н.П. Бочкова. – 2-е изд., стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы/ И.В. Болгова. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.

3. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы./ Н.А. Шишкинская – Саратов: Лицей, 2005

Домашнее задание

Конспект лекции.

Темы для «круглого стола»:

  1. «Достижения и перспективы развития медицинской генетики».

  2. «Генная терапия».































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ к элективному курсу по биологии «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА»

Автор: Кавалер Наталья Анатольевна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166466


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства