Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Формирование УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга («Ладошка в ладошке»). (Слайд № ) | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | Ф | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие | Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (природное сообщество) Проведём пресс конференция по вопросам домашнего задания ) Дайте определение приспособленности (Ответ: адаптация, система признаков, с помощью которых достигается соответствие между организмом и его образом жизни). Что мы понимаем под средой обитания?(Ответ: часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует). Как называются определенные условия среды обитания, которые оказывают специфические воздействия на живые организмы?(Ответ:факторы среды) Дайте определение природного сообщества или биогеоценоза. Расшифруйте понятие биотоп. Приведите примеры растительных сообществ. -Спасибо, присаживаемся. 3) Фронтальная работа с классом С помощью условных символов составьте схему структуры природного сообщества Р-растения (создают органические в-ва) Ж -животные(поедают органические в-ва) Г-грибы и Б-бактерии (разрушают и перерабатывают органические в-ва) + условия неживой природы (свет , температура , влажность , почва) 5).Создание ситуации «затруднения» Дополните эту схему структуры природного сообщества новыми символами Светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые. Ярусность (Затрудняются сказать) | Учащиеся поворачиваются в нужную сторону, при ошибке - объясняют своё решение. (Слайд №2) Выполняют задание в рабочей тетради. Взаимопроверка, взаимооценка. Индивидуально готовят рассказ, используя выбранную иллюстрацию. Взаимопроверка, взаимооценка. Прослушивание ответов, внесение уточнений, своих предложений. Самооценка, взаимооценка Пытаются найти взаимосвязи | Ф И Г И Г Ф Ф Ф | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ. Познавательные: логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные :умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
Выявление места и причины затруднения | - Что их объединяет? Живые организмы могут быть связаны друг с другом, если живут на единой территории и в определённых условиях среды. Эта территория может быть очень маленькой по площади. Например, наш аквариум. Чуть больше - луг, река. - Как бы назвали такое свойство живых организмов жить совместно, сообща на одной территории в определенных условиях (Ответ: приспособленность, сожительство, совместная жизнь организмов в природном сообществе ) | Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения | Ф | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | | Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д. | Ф | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Реализация построечного проекта. | Выяснение значения слова «Ярусы» используя имеющиеся информационные источники (учебник, энциклопедический словарь, большой справочник школьника). – это горизонтальные слои, имеющие определенную жизненную форму. Вывод: Определения у всех групп почти одинаковые, следовательно, все источники информации дают знания!!!!!!!!!!!!!! Изучать новый материал будем , работая в группах. Задание для группы №1 Рассмотрите рис. 142 учебника. Поясните, какие растения размещаются в разных надземных ярусах лесного биогеоценоза Маршрутный лист №1 1-Рассмотрите рис.142 на стр.165 учебника 2-Пользуясь статьёй «Строение природного сообщества» и карточкой «Ярусность», разместите - деревья, кустарники, травы по ярусам в лесном биогеоценозе. 3-Постройте ярусы на доске. Задание для группы №2 Прочитайте статью учебника «Условия обитания в природном сообществе». Определите какие условия обитания складываются для растений надземного яруса(составьте рассказ). Маршрутный лист №2 1-Условия верхнего яруса 2-Условия в более низких ярусах. 3-Условия у самой поверхности почвы. 4- Назовите способы опыления этих растений и как у них происходит распространение плодов и семян. Задание для группы №3 В лесном биогеоценозе обитает много птиц, зверей, грибов, следовательно, можно предположить, что они связаны с растениями. Используя задания маршрутного листа №3, проверьте эту гипотезу.
Маршрутный лист №3 1-охарактеризуйте признаки приспособленности к совместной жизни в лесу у растений , птиц и насекомых. 2-назовите признаки приспособленности к совместной жизни в биогеоценозе у грибов и растений. Приведите примеры(микориза, лишайники, паразитизм). Задание для группы №4 Проанализировав параграф 31 учебника, составьте схему экологической классификации растений леса (по отношению к свету) и зашифруйте ее символами. Маршрутный лист №4 1.Проработайте текст параграфа 31 и составьте экологическую классификацию растений лесного природного сообщества. 2. Художники-оформители нарисуйте символы этих растений. У вас на столах задания и маршруты. Преступайте к выполнению. Время работы 5 минут. | Работа с различными источниками информации Оглашение определений. Работа с информационным источникам по маршрутном листам. Представление результатов своей работы | Г Г Г | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Заслушаем отчеты групп. Первая группа –вам слово. Ярусное расположение растений в лесу… Вторая группа- слушаем ваш рассказ об условиях обитания в надземном ярусе Третья группа- подтвердите или опровергните гипотезу Четвертая группа- какими символами зашифровали экологические группы растений. Физкультминутка Вновь у нас физкультминутка Наклонитесь, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись Хоть зарядка коротка Отдохнули мы слегка. | Ответьте на вопросы | Ф | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Ребята! Назовите приспособленность у растений для совместного проживания в природном сообществе (ярусность, развитие в разные сроки, разные цветения, различные типы взаимоотношения) Ответьте мне на проблемный вопрос: так почему же в природном сообществе удается на сравнительно малой территории разместиться большому количеству видов растений , животных, грибов, бактерий и не мешать друг другу? Я-ярусность , С- светолюбивость, Тл- тенелюбивость Тв-теневыносливые (они соответствуют строению природного сообщества и условиям совместной жизни в нем) | | И | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Включение в систему знаний и повторение. | Ребята, где мы можем применить знания приспособленности у растений для совместного проживания ? (в искусственных природных сообществах- поле, сад, парк, пришкольный участок) Цель : (расширить понятие об искусственном природном сообществе и тд.) Задача : (благоустроить, озеленить пришкольный участок, развить интерес и тд.) Подберите к каждому символу соответствующие цветы с помощью аппликации Но помните, в каком ярусе эти цветы должны расти и постройте альпийскую горку. Чтобы всё задуманное у вас осуществилось! Мы поставили тюльпаны в верхний ярус, потому что… Мы поставили гиацинты и гадючий лук в 2 и 3 ярус, потому что…. Мы сделали бордюр из незабудок и фиалок в нижнем ярусе, потому что… | | Г | Регулятивные: прогнозирование |
Итог урока | | | | |
Информация о домашнем задании | Домашнее задание- параграф 31 ,создать альпийскую горку с периодом цветения растений апрель-сентябрь. | | | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | - Достигнуты ли цель и задачи урока? - Я узнал (а)… - Меня удивило… - Работая в группе, я … - Мне трудно представить, что… (Слайд 19) Оценка деятельности учащихся. | Анализируют выполнение цели и задач урока. | Ф | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |