kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Совместная жизнь растений в природных сообществах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматривается совместная жизнь растений в природном сообществе и их влиянии друг на друга.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Совместная жизнь растений в природных сообществах"»

Тема: Совместная жизнь организмов в природном сообществе.

Цель урока: обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о ярусном строение природного сообщества, приспособленности растений для совместного проживания в биогеоценозе .(природном сообществе)

Задачи:

- обучающие

создать условия, которые позволят учащимся, познакомившись с новым материалом:

  • раскрыть значение ярусного строения растительного сообщества ;

  • показать приспособленность организмов природного сообщества к совместному проживанию;

  • познакомить учащихся с особенностями условий обитания в разных ярусах и приспособленностью организмов к жизни в них.

-развивающие

-продолжить формировать умение учащихся анализировать текст и рисунки учебника, делать выводы;

-развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать.

-воспитательные

-формирование коммуникативных УУД, в том числе умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-воспитание интереса к предмету ;

-воспитание культуры и организации учебного труда;

-воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • Таблица «Природное сообщество»;

  • Презентация;

  • ЭОР, представленные на портах «Единая коллекция цифровых образованных ресурсов» и «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов».

Планируемые результаты обучения:

- предметные:

-формирование знаний о ярусном строении природных сообществ, о значении совместного обитания различных видов живых организмов в эволюции, живой природы;

-формирование умения применять знания о растениях и иных живых организмах для объяснения структуры и свойств природного сообщества.

- метапредметные:

-развитие умения работать с разными источниками информации (учебником, дополнительной и справочной литературой ) анализировать и оценивать ее;

-развитие умения создавать учебные мини-проекты и реализовывать их;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции , сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, делать обобщение.

- личностные :

-формирование естественной картины мира, развития представления о единстве органического мира;

-формирование основ экологической грамотности.


Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя


Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю успехов и хорошего настроения.

Поприветствуйте друг друга («Ладошка в ладошке»).

(Слайд № )

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.


Ф

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие


Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (природное сообщество)

  1. Проведём пресс конференция по вопросам домашнего задания )

Дайте определение приспособленности (Ответ: адаптация, система признаков, с помощью которых достигается соответствие между организмом и его образом жизни).

  • Что мы понимаем под средой обитания?(Ответ: часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует).

  • Как называются определенные условия среды обитания, которые оказывают специфические воздействия на живые организмы?(Ответ:факторы среды)

  • Дайте определение природного сообщества или биогеоценоза.

  • Расшифруйте понятие биотоп.

  • Приведите примеры растительных сообществ.

-Спасибо, присаживаемся.







3) Фронтальная работа с классом

  • С помощью условных символов составьте схему структуры природного сообщества

  • Р-растения (создают органические в-ва)

  • Ж -животные(поедают органические в-ва)

  • Г-грибы и Б-бактерии (разрушают и перерабатывают органические в-ва)

+ условия неживой природы (свет , температура , влажность , почва)






5).Создание ситуации «затруднения»

Дополните эту схему структуры природного сообщества новыми символами

Светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые. Ярусность


(Затрудняются сказать)



Учащиеся поворачиваются в нужную сторону, при ошибке - объясняют своё решение.






(Слайд №2)

Выполняют задание в рабочей тетради.


Взаимопроверка, взаимооценка.




Индивидуально готовят рассказ, используя выбранную иллюстрацию.

Взаимопроверка, взаимооценка.





Прослушивание ответов, внесение уточнений, своих предложений.


Самооценка, взаимооценка


Пытаются найти взаимосвязи

Ф














И





Г





И





Г






Ф





Ф



Ф

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.









Познавательные:

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.



Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.


Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания



Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.


Познавательные: умение структурировать знания,

осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные :умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Выявление места и причины затруднения


- Что их объединяет? Живые организмы могут быть связаны друг с другом, если живут на единой территории и в определённых условиях среды. Эта территория может быть очень маленькой по площади. Например, наш аквариум. Чуть больше - луг, река.

- Как бы назвали такое свойство живых организмов жить совместно, сообща на одной территории в определенных условиях (Ответ: приспособленность, сожительство, совместная жизнь организмов в природном сообществе )



Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения




Ф

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание;

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение

задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия

перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.


Ф

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построечного проекта.

  1. Выяснение значения слова «Ярусы»

используя имеющиеся информационные источники (учебник, энциклопедический словарь, большой справочник школьника).

это горизонтальные слои, имеющие определенную жизненную форму.

Вывод: Определения у всех групп почти одинаковые, следовательно, все источники информации дают знания!!!!!!!!!!!!!!

  1. Изучать новый материал будем , работая в группах.


Задание для группы №1


Рассмотрите рис. 142 учебника. Поясните, какие растения размещаются в разных надземных ярусах лесного биогеоценоза



Маршрутный лист №1


1-Рассмотрите рис.142 на стр.165 учебника


2-Пользуясь статьёй «Строение природного сообщества» и карточкой «Ярусность», разместите - деревья, кустарники, травы по ярусам в лесном биогеоценозе.


3-Постройте ярусы на доске.






Задание для группы №2


Прочитайте статью учебника «Условия обитания в природном сообществе». Определите какие условия обитания складываются для растений надземного яруса(составьте рассказ).




Маршрутный лист №2


1-Условия верхнего яруса

2-Условия в более низких ярусах.

3-Условия у самой поверхности почвы.

4- Назовите способы опыления этих растений и как у них происходит распространение плодов и семян.




Задание для группы №3


В лесном биогеоценозе обитает много птиц, зверей, грибов, следовательно, можно предположить, что они связаны с растениями. Используя задания маршрутного листа №3, проверьте эту гипотезу.









Маршрутный лист №3


1-охарактеризуйте признаки приспособленности к совместной жизни в лесу у растений , птиц и насекомых.

2-назовите признаки приспособленности к совместной жизни в биогеоценозе у грибов и растений. Приведите примеры(микориза, лишайники, паразитизм).





Задание для группы №4



Проанализировав параграф 31 учебника, составьте схему экологической классификации растений леса (по отношению к свету) и зашифруйте ее символами.


Маршрутный лист №4

1.Проработайте текст параграфа 31 и составьте экологическую классификацию растений лесного природного сообщества.

2. Художники-оформители нарисуйте символы этих растений.



У вас на столах задания и маршруты. Преступайте к выполнению. Время работы 5 минут.

















Работа с различными источниками информации

Оглашение определений.







Работа с информационным источникам по маршрутном листам.



































Представление результатов своей работы

Г








Г




Г












Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Заслушаем отчеты групп.

Первая группа –вам слово. Ярусное расположение растений в лесу…

Вторая группа- слушаем ваш рассказ об условиях обитания в надземном ярусе

Третья группа- подтвердите или опровергните гипотезу


Четвертая группа- какими символами зашифровали экологические группы растений.










Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка

Наклонитесь, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка.




Ответьте на вопросы


Ф

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Ребята!

  • Назовите приспособленность у растений для совместного проживания в природном сообществе (ярусность, развитие в разные сроки, разные цветения, различные типы взаимоотношения)


  • Ответьте мне на проблемный вопрос: так почему же в природном сообществе удается на сравнительно малой территории разместиться большому количеству видов растений , животных, грибов, бактерий и не мешать друг другу?


  • Возвратимся к заданию которое вы не смогли выполнить в конце урока: что означают эти символы?


Я-ярусность , С- светолюбивость, Тл- тенелюбивость Тв-теневыносливые (они соответствуют строению природного сообщества и условиям совместной жизни в нем)


  • Мы расширили понятие Природного сообщества (комплекс живых организмов и приспособленность к совместному проживанию)





И

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание

качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение.


  • Ребята, где мы можем применить знания приспособленности у растений для совместного проживания ? (в искусственных природных сообществах- поле, сад, парк, пришкольный участок)




  • Я позаимствовала из географии слово ландшафт – природный комплекс в котором все основные компоненты находятся в сложном взаимодействии, образуя однородную по условиям развития единую систему.


  • К нему добавила словосочетание ландшафтный дизайн – это особое искусство, своеобразная живопись на холсте природы. Он позволяет превратить участок земли в райский уголок.



  • И рождается (появляется) новая профессия- ландшафтный дизайнер


  • Я вам предлагаю выступить в роли ландшафтного дизайнера, подготовить мини-проект и создать макет альпийской горки для нашего прикольного участка.


  • Как назвать проект (цветущий сад, любимый уголок и тд.)


  • Определяем цель и задачи проекта

Цель : (расширить понятие об искусственном природном сообществе и тд.)

Задача : (благоустроить, озеленить пришкольный участок, развить интерес и тд.)


  • У каждой группы свой символ и набор аппликаций весенних растений для альпийской горки.

Подберите к каждому символу соответствующие цветы с помощью аппликации

Но помните, в каком ярусе эти цветы должны расти и постройте альпийскую горку.


Чтобы всё задуманное у вас осуществилось!


  • А теперь мы сделаем презентацию вашего проекта.


  • Мы разбили ярусы альпийской горки


  • Мы поставили тюльпаны в верхний ярус, потому что…

  • Мы поставили гиацинты и гадючий лук в 2 и 3 ярус, потому что….

  • Мы сделали бордюр из незабудок и фиалок в нижнем ярусе, потому что…









Г

Регулятивные: прогнозирование

Итог урока





Информация о домашнем задании

Домашнее задание- параграф 31 ,создать альпийскую горку с периодом цветения растений апрель-сентябрь.





















Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

- Я узнал (а)…

- Меня удивило…

- Работая в группе, я …

- Мне трудно представить, что… (Слайд 19)





Оценка деятельности учащихся.

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Ф

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.















14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Совместная жизнь растений в природных сообществах"

Автор: Ягина Людмила Григорьевна

Дата: 23.05.2016

Номер свидетельства: 329675


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства