|  Учебные элементы | Дидактические цели |  Руководство по усвоению учебного содержания | 
  | УЭ0 |  Комплексная дидактическая цель: усвоить знания  о голосеменных как отделе царства «Растения», особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности (на примере сосны обыкновенной и ели обыкновенной), роли в природе и значении для человека; умения описывать внешнее строение и внутренне строение изученных представителей голосеменных, объяснять связь внутреннего и внешнего строения с процессами жизнедеятельности. |  Требования к уровню  обученности:  Знать: общие признаки голосеменных как представителей царства «Растения», особенности внешнего, внутреннего строения и жизнедеятельности на конкретных примерах, роль голосеменных в природе, значение в различных сферах деятельности человека.  Уметь: называть типичных представителей голосеменных, характеризовать их по внешнему и внутреннему строению и особенностям жизнедеятельности, различать разные виды по иллюстративному материалу, объяснять связь связь внутреннего и внешнего строения с процессами жизнедеятельности. Владеть: биологической терминологией, связанной с Отделом Голосеменные. | 
  |    УЭ1  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
  УЭ2  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 
 
 |    Дидактическая цель:  усвоить знаний о голосеменных как представителях царства «Растения»; ознакомиться с многообразием видов, происхождением, распространением на Земле.  
  Задание1  Рассмотрите на иллюстративном материале представителей отдела Голосеменные. Найдите признаки, характеризующие их как представителей высших растений.  
  
  
  
  
  
  Задание2 Работая с текстом учебника с.153 (И.Н.Пономаревой), изучите информацию о происхождении Голосеменных.  
  Задание 3 Работая с дополнительной справочной литературой, атласами- определителями, изучите многообразие голосеменных и их среду обитания.  
  Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):  если вы выполнили все 3 задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5;  если вы правильно выполнили 2 задание- поставьте себе отметку 4;  Если вы дали неполные ответы на 1 задание и неправильно сделали общий вывод о среде обитания мхов - поставьте себе отметку 3;  если вы не смогли выполнить все задания, снова прочитайте текст учебника, подготовьте сообщение «Общая характеристика Голосеменных».  
  Дидактическая цель:  усвоить знаний об анатомо-морфологических характеристиках голосеменных.  Задание 1  Изучите внешнее строение голосеменных на примере сосны обыкновенной и ели обыкновенной.   
  
  
  
  
  
  Задание 2    Найдите черты сходства и отличия сосны обыкновенной и ели обыкновенной.   
 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Задание 2. Прочитайте информацию в учебнике о микроскопическом строении хвои сосны обыкновенной, а также рассмотрите готовый микропрепарат «Хвоя сосны под микроскопом»  
 Задание3. Охарактеризуйте особенности внешнего и внутреннего строения голосеменных (на примере сосны обыкновенной и ели обыкновенной). |  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Устно ответьте на вопросы:   Что характерно для высших растений? Какие растения относятся к голосеменным? Какие прогрессивные изменения произошли у растений отдела голосеменных в ходе эволюции?  
  Работая с тестом учебника, кратко законспектируйте информацию о происхождении голосеменных на Земле.  
   Запишите общее число видов голосеменных на Земле.  2) Сделайте общий вывод о среде обитания голосеменных  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Лабораторная работа «Изучение внешнего вида голосеменных растений».  Рассмотрите гербарные образцы побегов растений хвойных растений (сосны обыкновенной и ели обыкновенной) изучите рисунок в учебнике на с. 153-154.  Зарисуйте в тетрадях внешнее строение побегов сосны обыкновенной, сделайте обозначения.  Заполните сравнительную текстовую таблицу «Сравнительная характеристика голосеменных»      | Признаки для сравнения | Сосна обыкновенная | Ель обыкновенная |   | Характер хвои | 
 | 
 |   | Расположение веток | 
 | 
 |   | Шишки | 
 | 
 |   | Характер корневой системы | 
 | 
 |   | Требования к освещению | 
 | 
 |   | Требования к почве | 
 | 
 |   | Потребность во влаге | 
 | 
 |   | Опыление и распространение семян | 
 | 
 |   
  Зарисуйте микроскопическое строение хвои сосны и сделайте подписи к рисунку.  
  
  
  
  
  В рабочих тетрадях сделайте общий вывод о строении голосеменных. | 
  |  Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):  если вы выполнили все 2 задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5;  если вы правильно выполнили 1 задание- поставьте себе отметку 4;  Если вы во втором задании при заполнении текстовой таблицы допустили 2 ошибки- поставьте себе отметку 3;  если вы не смогли выполнить оба задания, обратитесь к тексту учебника и устно ответьте на вопросы учителя. | 
  |  УЭ3 3 |  Дидактическая цель: объяснить особенности жизнедеятельности голосеменных,    роль в природе и значение для человека. Задание 1. Объясните, как происходит цикл развития сосны обыкновенной, работая с текстом учебника с.154   
  
  
  
  Задание 2. Выясните роль воды в процессе оплодотворения у голосеменных.  
 Задание 3. Используя дополнительные источники информации, объясните роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности.    
 | 
 
  
  
  
  Ответьте на вопросы:    В чем отличие мужской и женской шишек? Какие особенности возникли у пылинок сосны, которые способствуют их переносу ветром?  
  Выскажите ваше суждение о том, нужна ли вода для оплодотворения у голосеменных растений?  
  Письменно ответьте на вопросы:       Какую роль играют голосеменные в природе и жизни человека? Что такое фитонциды?  
 | 
  |  Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):  если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5;  если вы правильно выполнили 2 задание - поставьте себе отметку 4;  Если вы допустили значительные ошибки во всех трех заданиях, поставьте себе отметку 3;  если вы не справились с заданиями, подготовьте, работая с учебником объяснение цикла развития голосеменных. | 
  |  УЭ 4 |  Дидактическая цель:  характеризовать морфологическую структуру голосеменных расений.  
  Задание 1. Из набора деталей частей семени сосны обыкновенной создать ее модель. 
  
  Задание 2. Вставить пропущенные слова в предложение: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Задание 3.  Дополните схему «Размножение сосны». |  
  
  
  
  Зарисовать в рабочей тетради строение семени сосны обыкновенной, сделать обозначить и надписать их.  
   В мужских шишках сосны образуются ____________________ Опыление происходит с помощью _______________________,так как пыльца имеет ________________
 После оплодотворения из зеготы образуется ______________ Из семязачатков образуются ____________________________ Благодаря _________________ семена сосны разлетаются с помощью ____________________   | 
  |  Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):  если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5;  если вы при выполнении 1 задания допустили 1 ошибку, поставьте себе отметку 4;  Если вы допустили ошибки при составлении схемы задания №3 и неправильно ответили на задание поставьте себе отметку 3;  если вы не справились с заданиями, найдите необходимую информацию об анатомо- морфологических и физиологических особенностях голосеменных в интернет -источниках. | 
  |  УЭ 5 |  Дидактическая цель:  применить демонстрационный и раздаточный материал для закрепления знаний по теме «Голосеменные». Задание 1. Используя знания, полученные на последующих уроках, а также пользуясь текстом учебника сравните в таблице внешнее строение голосеменных и папоротникообразных растений.  
  
  
  
  
  
  
  Задание2_  Сформулируйте черты сходства и различия папоротникообразных и голосеменных растений. |  
  
  
  
  
  Заполните текстовую таблицу:  
       | Признаки  | Папоротники | Голосеменные |   | Жизненная форма | 
 | 
 |   | Форма листьев | 
 | 
 |   | 
 | 
 | 
 |   | Оплодотворение | 
 | 
 |   | Размножение | 
 | 
 |   
    Записать вывод в рабочей тетради . | 
  |  Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):  если вы правильно выполнили все 2 задания, поставьте себе отметку 5;  если вы правильно выполнили 1,5 задания - поставьте себе отметку 4;  Если вы выполнили только 1 задание поставьте себе отметку 3;  если вы не справились с заданиями, используйте текст учебника для повторного изучения и ответьте на вопросы учителя | 
  |  УЭ 6 |  Дидактическая цель:  обобщить знания об анатомо-морфологических и физиологических характеристиках отдела «Голосеменные».    Задание 1. Установите соответствие нумерованных и обозначенных буквами суждений.  
  
  
  
  
  
  
  
  Задание 2. Выберите 3 правильных ответа  
  
 |  
  
  
  1) Установите соответствие  и занести ответы в таблицу  1) наличие заростка  2) листья видоизменены в хвою  3) размножение семенами  4) размножение спорами  5) оплодотворение без участия воды  А) Папоротники  Б) Голосеменные  Занести ответы в таблицу  
  2) Какие признаки характерны для голосеменных растений (ответ записать в алфавитном порядке)  А) Тело представлено слоевищем  Б) Древесина содержит большое количество смоляных ходов  В) В спорангиях образуются споры  Г) Выделяют фитонциды  Д) Семена располагаются открыто на чешуйках шишек  Е) Для оплодотворения необходима вода  Ответ:_________________ | 
  |  Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):  если вы выполнили оба задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5;  если вы правильно выполнили 1 задание - поставьте себе отметку 4;  Если вы допустили 2 ошибки при заполнении таблицы задания №1, поставьте себе отметку 3;  если вы не справились с заданиями, повторите необходимый материал учебника о моховидных и водорослях.    Ключи ответа:  1.   БГД | 
  |  УЭ 7 |  Дидактическая цель:  выявить уровень усвоения материала учащимися по теме «Отдел Голосеменные»  
 Задание 1. Выполните тестовые задания.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Задание 2. Вставьте пропущенное слово. 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Задание 3. Письменно ответьте на вопросы  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Задание 4. Оцените значение голосеменных в природе и жизни человека  
  
 |  
  
  
  1. Выполнить работу с тестами . 1. Голосеменные - это...
  А) травянистые растения; б) деревья и кустарники; в) травы и кустарники.  2. Основную часть стебля голосеменных составляет:  А) древесина; б) кора; в) сердцевина.  3. Листья у сосны расположены на побегах:  А) укороченных; б) удлиненных; в) верхушечных.  4. Мужской гаметофит у голосеменных - это...  А) пыльцевое зерно; б) спора; в) зигота; г) питательная ткань.  5. Спермий к яйцеклетке приносит:  А) ветер; б) пыльцевая трубка; в) вода.  6. Единица размножения голосеменных - семя - это:  А) одна клетка; б) много клеток, не содержащих запас питательных веществ; в) много клеток, содержащих запас питательных веществ.  7. Голосеменные - это:  А) высшие растения; б) низшие растения; в) высшие споровые растения;  2. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.  A. Голосеменными называются растения, имеющие ..., но (не) образующие ... и ...  Б. Семена лежат ... на чешуях.  B. Причиной широкого распространения голосеменных – наличие ...  Г. К классу хвойных относятся: ..., ..., ...  Д. Среди голосеменных известны долгожители: ...  Е. Листья голосеменных - …  Ж. Листья хвойных игольчатые и покрыты ... 
  1. Чем семя отличается от споры?  2. Много ли среди голосеменных листопадных растений?  3. В молодом светлом лесу между березами и осинами посадили ели. Через 20 лет березы и осины исчезли, а на их месте появился темный хвойный лес. Почему так произошло? 
 | 
  |  Итоговый контроль по результатам промежуточного контроля каждого учебного элемента:  Проверьте ответы по ключам:  Часть 1  1б),2а),3а),4а), 5б), 6в), 7а).  Часть 2  А. Семена, цветков и плодов, Б. Открыто, В. Семена, Г. Сосна, ель, лиственница, Д. кедр, сосна, кипарис, Е. хвоя, Ж. кутикула    если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5;  если вы правильно выполнили задания в части 1 и 2 - поставьте себе отметку 4;  Если вы допустили ошибки при выполнении задания части 2 и не приступали к выполнению заданий части С, поставьте себе отметку 3;  если вы не справились с заданиями, изучите материал повторно и ответьте на вопросы в конце темы.  1. Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому.  2. Я понял (а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя.  3. Я понял (а) материал частично.  4. Я ничего не понял (а). |