Учебные элементы | Дидактические цели | Руководство по усвоению учебного содержания |
УЭ0 | Комплексная дидактическая цель: усвоить знания о голосеменных как отделе царства «Растения», особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности (на примере сосны обыкновенной и ели обыкновенной), роли в природе и значении для человека; умения описывать внешнее строение и внутренне строение изученных представителей голосеменных, объяснять связь внутреннего и внешнего строения с процессами жизнедеятельности. | Требования к уровню обученности: Знать: общие признаки голосеменных как представителей царства «Растения», особенности внешнего, внутреннего строения и жизнедеятельности на конкретных примерах, роль голосеменных в природе, значение в различных сферах деятельности человека. Уметь: называть типичных представителей голосеменных, характеризовать их по внешнему и внутреннему строению и особенностям жизнедеятельности, различать разные виды по иллюстративному материалу, объяснять связь связь внутреннего и внешнего строения с процессами жизнедеятельности. Владеть: биологической терминологией, связанной с Отделом Голосеменные. |
УЭ1 УЭ2 | Дидактическая цель: усвоить знаний о голосеменных как представителях царства «Растения»; ознакомиться с многообразием видов, происхождением, распространением на Земле. Задание1 Рассмотрите на иллюстративном материале представителей отдела Голосеменные. Найдите признаки, характеризующие их как представителей высших растений. Задание2 Работая с текстом учебника с.153 (И.Н.Пономаревой), изучите информацию о происхождении Голосеменных. Задание 3 Работая с дополнительной справочной литературой, атласами- определителями, изучите многообразие голосеменных и их среду обитания. Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все 3 задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 2 задание- поставьте себе отметку 4; Если вы дали неполные ответы на 1 задание и неправильно сделали общий вывод о среде обитания мхов - поставьте себе отметку 3; если вы не смогли выполнить все задания, снова прочитайте текст учебника, подготовьте сообщение «Общая характеристика Голосеменных». Дидактическая цель: усвоить знаний об анатомо-морфологических характеристиках голосеменных. Задание 1 Изучите внешнее строение голосеменных на примере сосны обыкновенной и ели обыкновенной. Задание 2 Найдите черты сходства и отличия сосны обыкновенной и ели обыкновенной. Задание 2. Прочитайте информацию в учебнике о микроскопическом строении хвои сосны обыкновенной, а также рассмотрите готовый микропрепарат «Хвоя сосны под микроскопом» Задание3. Охарактеризуйте особенности внешнего и внутреннего строения голосеменных (на примере сосны обыкновенной и ели обыкновенной). | Устно ответьте на вопросы: Что характерно для высших растений? Какие растения относятся к голосеменным? Какие прогрессивные изменения произошли у растений отдела голосеменных в ходе эволюции? Работая с тестом учебника, кратко законспектируйте информацию о происхождении голосеменных на Земле. Запишите общее число видов голосеменных на Земле. 2) Сделайте общий вывод о среде обитания голосеменных Лабораторная работа «Изучение внешнего вида голосеменных растений». Рассмотрите гербарные образцы побегов растений хвойных растений (сосны обыкновенной и ели обыкновенной) изучите рисунок в учебнике на с. 153-154. Зарисуйте в тетрадях внешнее строение побегов сосны обыкновенной, сделайте обозначения. Заполните сравнительную текстовую таблицу «Сравнительная характеристика голосеменных» Признаки для сравнения | Сосна обыкновенная | Ель обыкновенная | Характер хвои | | | Расположение веток | | | Шишки | | | Характер корневой системы | | | Требования к освещению | | | Требования к почве | | | Потребность во влаге | | | Опыление и распространение семян | | | Зарисуйте микроскопическое строение хвои сосны и сделайте подписи к рисунку. В рабочих тетрадях сделайте общий вывод о строении голосеменных. |
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все 2 задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 1 задание- поставьте себе отметку 4; Если вы во втором задании при заполнении текстовой таблицы допустили 2 ошибки- поставьте себе отметку 3; если вы не смогли выполнить оба задания, обратитесь к тексту учебника и устно ответьте на вопросы учителя. |
УЭ3 3 | Дидактическая цель: объяснить особенности жизнедеятельности голосеменных, роль в природе и значение для человека. Задание 1. Объясните, как происходит цикл развития сосны обыкновенной, работая с текстом учебника с.154 Задание 2. Выясните роль воды в процессе оплодотворения у голосеменных. Задание 3. Используя дополнительные источники информации, объясните роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности. | Ответьте на вопросы: В чем отличие мужской и женской шишек? Какие особенности возникли у пылинок сосны, которые способствуют их переносу ветром? Выскажите ваше суждение о том, нужна ли вода для оплодотворения у голосеменных растений? Письменно ответьте на вопросы: Какую роль играют голосеменные в природе и жизни человека? Что такое фитонциды? |
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 2 задание - поставьте себе отметку 4; Если вы допустили значительные ошибки во всех трех заданиях, поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями, подготовьте, работая с учебником объяснение цикла развития голосеменных. |
УЭ 4 | Дидактическая цель: характеризовать морфологическую структуру голосеменных расений. Задание 1. Из набора деталей частей семени сосны обыкновенной создать ее модель. Задание 2. Вставить пропущенные слова в предложение: Задание 3. Дополните схему «Размножение сосны». | Зарисовать в рабочей тетради строение семени сосны обыкновенной, сделать обозначить и надписать их. В мужских шишках сосны образуются ____________________ Опыление происходит с помощью _______________________, так как пыльца имеет ________________ После оплодотворения из зеготы образуется ______________ Из семязачатков образуются ____________________________ Благодаря _________________ семена сосны разлетаются с помощью ____________________ |
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы при выполнении 1 задания допустили 1 ошибку, поставьте себе отметку 4; Если вы допустили ошибки при составлении схемы задания №3 и неправильно ответили на задание поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями, найдите необходимую информацию об анатомо- морфологических и физиологических особенностях голосеменных в интернет -источниках. |
УЭ 5 | Дидактическая цель: применить демонстрационный и раздаточный материал для закрепления знаний по теме «Голосеменные». Задание 1. Используя знания, полученные на последующих уроках, а также пользуясь текстом учебника сравните в таблице внешнее строение голосеменных и папоротникообразных растений. Задание2_ Сформулируйте черты сходства и различия папоротникообразных и голосеменных растений. | Заполните текстовую таблицу: Признаки | Папоротники | Голосеменные | Жизненная форма | | | Форма листьев | | | | | | Оплодотворение | | | Размножение | | | Записать вывод в рабочей тетради . |
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы правильно выполнили все 2 задания, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 1,5 задания - поставьте себе отметку 4; Если вы выполнили только 1 задание поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями, используйте текст учебника для повторного изучения и ответьте на вопросы учителя |
УЭ 6 | Дидактическая цель: обобщить знания об анатомо-морфологических и физиологических характеристиках отдела «Голосеменные». Задание 1. Установите соответствие нумерованных и обозначенных буквами суждений. Задание 2. Выберите 3 правильных ответа | 1) Установите соответствие и занести ответы в таблицу 1) наличие заростка 2) листья видоизменены в хвою 3) размножение семенами 4) размножение спорами 5) оплодотворение без участия воды А) Папоротники Б) Голосеменные Занести ответы в таблицу 2) Какие признаки характерны для голосеменных растений (ответ записать в алфавитном порядке) А) Тело представлено слоевищем Б) Древесина содержит большое количество смоляных ходов В) В спорангиях образуются споры Г) Выделяют фитонциды Д) Семена располагаются открыто на чешуйках шишек Е) Для оплодотворения необходима вода Ответ:_________________ |
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): если вы выполнили оба задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили 1 задание - поставьте себе отметку 4; Если вы допустили 2 ошибки при заполнении таблицы задания №1, поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями, повторите необходимый материал учебника о моховидных и водорослях. Ключи ответа: 1. БГД |
УЭ 7 | Дидактическая цель: выявить уровень усвоения материала учащимися по теме «Отдел Голосеменные» Задание 1. Выполните тестовые задания. Задание 2. Вставьте пропущенное слово. Задание 3. Письменно ответьте на вопросы Задание 4. Оцените значение голосеменных в природе и жизни человека | 1. Выполнить работу с тестами . 1. Голосеменные - это... А) травянистые растения; б) деревья и кустарники; в) травы и кустарники. 2. Основную часть стебля голосеменных составляет: А) древесина; б) кора; в) сердцевина. 3. Листья у сосны расположены на побегах: А) укороченных; б) удлиненных; в) верхушечных. 4. Мужской гаметофит у голосеменных - это... А) пыльцевое зерно; б) спора; в) зигота; г) питательная ткань. 5. Спермий к яйцеклетке приносит: А) ветер; б) пыльцевая трубка; в) вода. 6. Единица размножения голосеменных - семя - это: А) одна клетка; б) много клеток, не содержащих запас питательных веществ; в) много клеток, содержащих запас питательных веществ. 7. Голосеменные - это: А) высшие растения; б) низшие растения; в) высшие споровые растения; 2. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова. A. Голосеменными называются растения, имеющие ..., но (не) образующие ... и ... Б. Семена лежат ... на чешуях. B. Причиной широкого распространения голосеменных – наличие ... Г. К классу хвойных относятся: ..., ..., ... Д. Среди голосеменных известны долгожители: ... Е. Листья голосеменных - … Ж. Листья хвойных игольчатые и покрыты ... 1. Чем семя отличается от споры? 2. Много ли среди голосеменных листопадных растений? 3. В молодом светлом лесу между березами и осинами посадили ели. Через 20 лет березы и осины исчезли, а на их месте появился темный хвойный лес. Почему так произошло? |
Итоговый контроль по результатам промежуточного контроля каждого учебного элемента: Проверьте ответы по ключам: Часть 1 1б),2а),3а),4а), 5б), 6в), 7а). Часть 2 А. Семена, цветков и плодов, Б. Открыто, В. Семена, Г. Сосна, ель, лиственница, Д. кедр, сосна, кипарис, Е. хвоя, Ж. кутикула если вы выполнили все задания полно и правильно, поставьте себе отметку 5; если вы правильно выполнили задания в части 1 и 2 - поставьте себе отметку 4; Если вы допустили ошибки при выполнении задания части 2 и не приступали к выполнению заданий части С, поставьте себе отметку 3; если вы не справились с заданиями, изучите материал повторно и ответьте на вопросы в конце темы. 1. Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому. 2. Я понял (а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя. 3. Я понял (а) материал частично. 4. Я ничего не понял (а). |