kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока Строение семян двудольных растений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для обучающихся 6 класса. Разработка по программе В.В.Пасечника, линия "Вертикаль"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Строение семян двудольных растений»

Урок № 1 «Строение семян двудольных растений»


Тип урока: урок открытия новых знаний


Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, беседа, работа в парах (лабораторная работа)



Методы: словесные (беседа); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (выполнение упражнений, заполнение схем, лабораторная работа); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).


Цель урока: изучить строение семян, выявить особенности строения семян двудольных растений, выяснить значение семян для растений как органа его размножения и распространения.


Задачи урока:

Образовательные:

- знать строение семян;

- выяснить общие и отличительные признаки в строении семян двудольных растений;

- распознавать и описывать по рисунку строение семян двудольных растений;

- устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка;

- называть значение семян;

- продолжить формирование у обучающихся умений лабораторных исследований.

Развивающие:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- сравнивать по предложенным критериям семена двудольных растений;

- развивать память, речь, умение выделять главное, обобщать, проводить аналогию и сравнение.

Воспитательные:

- продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать объекты, привить практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян, умение работать с учебником, умение осуществлять самоконтроль;

- осознанно достигать поставленной цели.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты:

- давать определение изученных понятий: зародыш, эндосперм, семядоля, класс однодольные и двудольные, семенная кожура, микропиле;

- выявлять отличительные признаки в строении семян однодольных и двудольных.

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- соблюдение требований ТБ при работе с лабораторными инструментами.



Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемой теме;

- использовать информацию из учебника, других источников о строении семян разных растений;

- практическое применение знаний: изучение и описание сухих и набухших семян фасоли, используя инструктивную карту работы.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Коммуникативные УУД:

- получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;

- использовать разные информационные ресурсы для поиска информации.


Оборудование к уроку:

1. Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация “Строение семян двудольных растений”.

2. Учебник В.В. Пасечника

3. Индивидуальные карточки (с текстом, тестовые).

4. Набор лабораторной посуды и оборудования (чашки Петри, лабораторные иглы), пророщенные и сухие семена фасоли, ручная лупа.


Основные понятия: зародыш, эндосперм, семядоля, класс однодольные и двудольные, семенная кожура, микропиле


















Технологическая карта урока: «Строение семян двудольных растений» 6 класс (УМК под редакцией В.В. Пасечника, линия «Вертикаль»)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

Формы организации урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа:

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Здравствуйте ребята.

Я желаю вам хорошо поработать на уроке и взаимного уважения друг к другу.




Организация рабочих мест, приветствие


Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.


Определяют свою готовность к познавательной деятельности

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.


Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя.


Индивидуальная

2. Проверка знаний

Цель этапа:

проверить знания по теме «Покрытосеменные растения», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Итак, продолжим знакомство с Покрытосеменными. Давайте вспомним:

- Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название?




- Какие жизненные формы растений вы знаете?


- Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека?


Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя.




- у которых образуется цветок; покрытосеменные – так как семена развиваются внутри плода, т.е. они защищены (покрыты)


- (деревья, кустарники, травы)

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.


Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя, осуществляют анализ ответов однокласс­ников.

Индивидуальная


3. Актуализация и мотивация к обучению, постановка темы и задач урока


Цель этапа:

осознание проблемной ситуации

Мотивирует обучающихся к определению темы и поста­новке познавательной цели урока:


- Каждый из вас, наверное, слышал фразу из песни « С чего начинается Родина?» Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений?

Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашего урока «Строение семян двудольных растений». Запишите тему урока в тетрадях.

Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольных растений, выполним лабораторную работу.

- Как же появляются молодые растения?

Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена. В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет.

Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение.

- Вы согласны с этим?

- Это и будет нашей задачей, выяснить как из семени появляется будущее растение?

Слушают учителя




Отвечают на вопросы

- с семя




Тема урока:

«Строение семян двудольных растений»

































Познавательные:

 добывать и (сопоставлять, анализировать) новые знания (информацию);

самостоятельное выделение познавательной цели;

выбор оптимальных способов решения задач;

умение строить речевое высказывание.


Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;

владение монологической и диалогической речью


Фронтальная



4. Изучение нового материала.

Цель этапа:

Обеспечение восприятий, осмысления и первичного закрепления обучающимися.

Давайте рассмотрим семя фасоли.

Оно больше всего подходит для наших целей благодаря своему размеру, а также тому, что всем вам оно хорошо знакомо.

Снаружи семена покрыты плотной оболочкой – семенной кожурой.

На кожуре есть рубчик – след от места прикрепления семени к плоду. Рядом имеется маленькое отверстие – семявход или микропиле. Внутри семени под кожурой находится зародыш нового растения. У одних растений (тыква, яблоня) зародыш крупный, у других (перец, лук) зародыш очень мал. Зародыш лежит в семени окруженный эндоспермом – особыми клетками, в которых содержится много запасных питательных веществ.

Зародыш нового растения в семени имеет две части:

  Зародышевый корешок – из него будет формироваться главный корень растения.

  Зародышевый побег – включает в себя зародышевый стебелек, семядольные листья (семядоли) и зародышевая верхушечная почечка.

Давайте подумаем и запишем функции этих частей семени.

Часть семени

Выполняемая функция

1. Семенная кожура

Защита семени от повреждений, высыхания, проникновения бактерий, преждевременного прорастания.

2.Семявход (микропиле)

Дыхание семени, проникновение внутрь семени капелек воды.

3. Эндосперм

Запас питательных веществ.

У фасоли, вы можете увидеть, две семядоли. А у зерновки пшеницы только одна.

Итак, цветковые растения с одной семядолью называют однодольными – (пшеница, кукуруза, ландыш). Цветковые растения с двумя семядолями – двудольными (фасоль, тыква, огурец, береза).

При прорастании из семени сначала выходит зародышевый корень. ОН быстро растет, растение укореняется. Затем начинает расти вверх зародышевый побег, из верхушечной почки развивается надземный побег с листьями.

Проросток - растение, появившееся при прорастании семени. Проросток вырастает только из семени с живым зародышем.

Слушают, участвуют в беседе






Делают записи в тетради


Познавательные:

сформировать умение осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций


Регулятивные:

умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.


Предметные:

умение давать определение основным понятиям темы

Индивидуальная




Фронтальная работа с классом

Физкультминутка


Слайд №12

Повторение упражнений



5.Первичная проверка понимания

Цель: применение нового знание в типовых заданиях, выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий,

обеспечение их коррекции.

Выполните лабораторную работу №1 по инструктивной карточке в учебнике стр.9 и выполните задание в РТ №2



Давайте проверим (выборочно, фронтально)

Выполнение задания №2 и 3

в рабочей тетради




Участвуют в обсуждении, делают выводы

Познавательные:

выполняют практическую работу по изучению и описыванию строения семян фасоли.



Регулятивные:

умение сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.


Личностные: учатся навыкам работы с препаратами и инструментами, наблюдать и приводить факты, доказывающие теоретический материал.

Индивидуальная





Фронтальная




6. Первичное закрепление

Цель: закрепить знания о строении семян

В РТ выполните задание №5




Давайте проверим, вывод

Выполняют в РТ задание №5




Обсуждают, записывают вывод



Коммуникативные:

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; владение монологической и диалогической речью

Познавательные:

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Регулятивные:

сравнивать результат своих действий с эталоном.

Индивидуальная





7. Включение нового знания в систему знаний и повторения

- Какое значение имеет кожура?

- Из каких частей состоит зародыш?

- Что такое семяножка? Рубчик?

- Что такое эндосперм? Его значение?


Отвечают на вопросы


Познавательные:

анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

Регулятивные:

Переводить один вид информации в другой

Фронтальная


Беседа



8. Домашнее задание

1. Прочитать §1, стр.8-9

2. Прорастить семена фасоли, гороха, бобов, кукурузы, пшеницы для эксперимента


Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.


Индивидуальная

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности

Организует рефлексию деятельности

«Оцените урок».

1. Какую задачу ставили?

2. Удалось решить поставленную задачу?

3. Каким способом?

4. Где можно применить новые знания?

5. Что на уроке у вас хорошо получалось?

6. Над чем ещё надо работать?

Ребята делают выводы







Личностные:

уметь анализировать самооценку мотивов, целей и способностей к саморазвитию, к познанию, учебе.

Регулятивные:

осознавать качество и уровень усвоения материала.


Оценивание работы на уроке




Индивидуальная



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока Строение семян двудольных растений

Автор: Кудашева Марина Васильевна

Дата: 08.05.2017

Номер свидетельства: 413739


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства