Технологическая карта урока технологии и биологии по
теме: «Физиология питания. Витамины.»
5 класс
(Составили: О.О. Бородина, О.Е. Нилова)
04.04. 2016 год
Технологическая карта урока технологии и биологии
Учителя: О.О. Бородина, О.Е. Нилова
Предметы: Технология и биология
Класс: 5А Дата: 04.04. 2016г.
Автор УМК: Сасова И.А.
Тема урока: Физиология питания. Витамины.
Задачи:
Образовательные: Дать представление о процессе пищеварения и обмене веществ. Научить применять полученные знания на практике.
Воспитательные: Формирование ответственного отношения к своему здоровью и культуры правильного питания.
Развивающие: Развитие системного мышления в процессе кулинарной обработки продуктов.
Планируемые результаты:
Личностные:
Анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со сверстниками и учителем. Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной деятельности.
Применять полученные знания в жизни, формируя здоровый образ жизни в области питания.
Предметные:
Рациональное использование учебной и дополнительной информации для применения полученных знаний на практике. Освоение новых знаний о физиологии питании, выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального питания. Приобретение умения - ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные.
Метапредметные:
Регулятивные – умение планировать промежуточное действие, чтобы достигнуть полученный результат.
Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем. Познавательные - выполнение работы по выявлению наиболее ценных в пищевом отношении пищевых продуктов.
Межпредметные связи: Биология, Литература,
Формы деятельности: Фронтальная, групповая.
Методы обучения: Деятельностный метод обучения, иллюстративный, метод проблемного изложения.
Тип урока:
Комбинированный. Урок первичного предъявления новых знаний.
Ресурсы:
Основные:
ПК учителя Презентация по теме Программное обеспечение УМК
Дополнительные: Раздаточный материал (таблица, карточки)
Цель:
Знакомство с новыми предметными знаниями, умениями, навыками.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
1. Организационный этап.
Прозвенел и смолк звонок, Вас ждет интересный, полезный урок, Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и свободно дается учение.
Нравственно-этического оценивания.
Формулирование познавательной цели
Планирование совместного сотрудничества
Умение контролировать свои действия.
2.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На доске цитата:
«Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.» Сократ
Начинаем урок:
-Как вы думаете, как звучит (формулируется) тема нашего урока?
(слайд Физиология питания)
Самоопределение, самоорганизация.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Формулирование познавательной цели
Планирование совместного сотрудничества
Целеполагание. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений. Умение определять и формулировать цель на уроке.
3. Актуализация знаний.
«Биологическое значение пищи».
- Кто как считает, важна ли пища для нашего организма?
- Что вы знаете о пище?
- Из каких полезных веществ состоит пища?
«Состав пищи»
- А что вы знаете о белках, жирах, углеводах и витаминах, входящих в состав пищи?
Синтез, обобщение, классификация
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений.
4. Ход урока
Работа в группах (выбор продуктов из списка)
Работа с предложенными источниками (текст + таблица витаминов)
Практическая работа «Составление суточного меню»
Деление учащихся на 3 группы (карточки с продуктами).
- Перед вами список продуктов, необходимо выбрать из предложенного списка нужные продукты (1-белки, 2-жиры, 3-углеводы).
Консультирует детей в группах, контролирует время.
- Как вы считаете, какие вещества преобладают в вашем питании?
(слайд Диаграмма БЖУ)
- Это основа питания человека.
- А как вы считаете, что еще необходимо для нормального функционирования организма?
(слайд Витамины)
- Что такое витамины?
- Для чего они нужны?
- Какие витамины вы знаете?
- Когда нам требуется употреблять в пищу большее количество витаминов?
Раздает по группам карточки с текстом и таблицу витаиминов.
- Прочитайте текст. Используя предложенную информацию и данные таблицы, определите о каком витамине идет речь?
- Мы с вами выяснили, что для того чтобы наш организм функционировал нормально, необходимо правильное соотношение БЖУ, витаминов и мин. веществ.
- Итогом нашей работы будет работа по составлению меню.
- Необходимо составить рациональное меню по содержанию БЖУ, которое включает 5 приемов пищи.
Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Классификация, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Умениеоформлять свои мысли в устной форме.
Учёт разных позиций, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договорённости и согласование общего решения.
Анализ, синтез, обобщение, умение видеть причинно – следственную связь в фактах и событиях.
Формулирование и аргументация своего мнения и позиции.
6. Рефлексия.
- Какие новые знания вы сегодня открыли?
- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, формирование здорового образа жизни в области питания.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Приложение
Задание для 1 группы:
Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий, которым приходилось подолгу обходиться без свежих продуктов, овощей, часто страдали мучительной болезнью. Разбухали или кровоточили дёсны, отекало лицо, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтёками. Болезнь назвали цингой. В команде Васко Да Гама, открывшего в 15 в. морской путь из Европы в Индию вокруг Африки, от цинги погибло более 100 моряков из 160. Цинга явилась причиной смерти 248 из 265 членов экипажей кораблей Магеллана во время его кругосветного путешествия в 1519 - 1522 гг. Цинга погубила легендарного мореплавателя Витуса Беринга в 1741 г, и многих, многих других.
Задание для 2 группы:
В1890 г. Голландский врач на острове Ява наблюдал у местных жителей страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, расстраивалась походка, затруднялись движения. Ноги были будто скованы цепями. С этим связано и название болезни - бери -бери, что означает «оковы». В конце концов, наступал паралич и смерть. Ещё за 20 лет до Эйкмана эту болезнь наблюдали у населения прибрежных районов Японии и Китая русские врачи. Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта предлагали добавлять в пищу больных семена и плоды бобовых растений. Больные выздоравливали.
Задание для 3 группы:
Этот витамин участвует в процессах обмена кальция и фосфора в организме человека. А эти процессы очень важны при формировании скелета. От них зависит и рост, и осанка, и красота человека. Особенно важную роль витамин играет в растущем организме. Недостаток его, как правило, наблюдается у детей от 3 месяцев до 3 лет. Они становятся раздражительными, беспокойными, боязливыми, плачут и плохо спят. На их коже развиваются опрелости, потница и гнойнички. Кости теряют свою прочность и становятся мягкими, появляется слабость мышц. Все это приводит к деформации грудной клетки, позвоночника, костей черепа и конечностей, задержке прорезывания зубов и их разрушению. Болезнь эта называется рахит.
Задание для 4 группы:
В случае продолжительного дефицита этого витамина в пище у человека, нарушается сумеречное и ночное зрение - отсюда и название сопутствующей болезни - «куриная слепота». Этот витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек. При его недостатке кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется. Чувствуется сухость слизистых оболочек. Волосы становятся тусклыми, ногти - ломкими. Длительный недостаток витамина А в пище может привести к отставанию детей в росте. У взрослых возникает предрасположенность к онкологическим заболеваниям пищеварительных органов.
Приложение 2
Задание для 1 группы: выбрать из предложенного списка продукты в которых содержаться белки.
Витамин А предотвращает проблемы со зрением, способствует здоровью иммунной системы, имеет весомое значение для роста клеток и улучшает состояние кожи.
К основным источникам ретинола можно отнести печень, молоко, яйца и витаминизированные каши, зеленые и оранжевые овощи (например картофель, морковь, тыква и капуста), и оранжевые фрукты - персики, папайя, дыня, абрикосы или манго.
Витамин В1 (Тиамин )
Тиамин служит катализатором для преобразования углеводов в энергию и необходим для мышц, для сердечной деятельности а также состояния нервной системы.
Люди получают тиамин из различных продуктов, в том числе разных сортов хлеба, круп и макаронных изделий; постного мяса, сушеных бобов, соевых продуктов и гороха, а также из пророщенных зерен, таких например - как зародыши пшеницы.
Витамин С (Аскорбиновая кислота)
Витамин С нужен для формирования коллагена(ткани, служащей для связывания клеток). Это важно и для здоровья десен, зубов и для роста костей. Также Витамин С - поддерживает в тонусе кровеносные сосуды. Он служит катализатором для усваивания железа организмом, стимулирует функции головного мозга и ускоряет заживление ран.
Витамин С - есть в клубнике, киви, гуаве, перце, шпинате помидорах и брокколи. И конечно самый высокий уровень этого витамина - в цитрусовых!
Витамин D (Кальциферол)
Витамин D, служит укреплению костей, потому что помогает организму усваивать укрепляющий кости кальций и наращивать прочность скелета человека.
Этот витамин является уникальным - ваше тело производит его, когда вы получаете солнечные ванны! Витамин D содержится также и некоторых продуктах, например он есть в жирной рыбе (такой как лосось) в яичных желтках, тунце или сардине а также в молоке коровьем, соевом молоке и апельсиновом соке.