kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по биологии на тему: «Среда обитания. Экологические факторы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 6 класса. Для учеников занимающихся по учебнику Сонина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по биологии на тему: «Среда обитания. Экологические факторы»»

Технологическая карта урока по биологии: «Среда обитания. Экологические факторы»

  1. Целеполагание:

Цель и задачи для ученика (планируемые результаты соответствуют требованиям к результатам освоения ООП)

Цель и задачи для учителя (соответствуют требованиям к результатам освоения ООП)

Формируемые на уроке УУД

Цель:


Изучить понятие среда обитания организмов и факторы среды






Цель:


Сформировать у учащихся понятие о среде обитания организмов и факторах среды.


Познавательные


Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Задачи:

- на знание: называть понятие среда обитания организмов

Задачи:

-образовательные (предметные):


•Познакомить учащихся с понятием « среда обитания организмов».

•Охарактеризовать экологические факторы среды.





Поиск и выделение информации


Сопоставлять уже изученный материал с новым

Высказывание своей точки зрения.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками

-на понимание: Характеризует основные экологические факторы среды.




Формирование ответственного отношения к обучению;







- на анализ

Рассуждает о влияние факторов неживой природы на организмы



-развивающие

(метапредметные):

• показать влияние факторов неживой природы на организмы.






•Сделать вывод о том, факторы не живой природы имеют очень большое влияние на жизнедеятельность организмов.




Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- на синтез:

Делает вывод о том, что факторы не живой природы имеют очень большое влияние на жизнедеятельность организмов








Умение высказывать

предположение и его доказать




- воспитательные (личностные): •Воспитывать бережное отношение к природе.





Бережное отношение к природе




2. Время урока: 45 минут

3. Тип урока: изучение нового материала

4. Вид урока: развитие критического мышления

5. Компонент содержания образования: знания и умения

6. План урока:

Этапы урока

Время

Методы обучения

Средства обучения

Организационный

1 минута

Вступление


Проверка домашнего задания

5 минут

Самостоятельная работа учащихся

Карточка на 5 вопросов (приложение 1)

Постановка цели и задач

3 минуты

Объяснение.

Картинки на экране (ТСО)

Актуализация знаний Стадия вызова

4 минуты

Самостоятельная работа учащихся.


Изучение нового материала

Стадия осмысления

20 минут

Рассказ учителя и самостоятельная работа учащихся.

Учебник

Закрепление знаний

Стадия рефлексии

5 минуты

Самостоятельная работа учащихся.


Обобщение и систематизация знаний

5 минут

Самостоятельная работа учащихся и взаимопроверка.

Карточка с тестом (приложение 5)

Сообщение домашнего задания

2 минуты

Объяснение




Этап урока

Цель этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формируемые УУД

Организационный

Цель: Создать благоприятную атмосферу в классе и настроить учащихся на работу.

–Здравствуйте ребята.

–Скажи, пожалуйста, все ли присутствуют сегодня на уроке?

–Хорошо, спасибо.

Здравствуйте.


Да,все присутствуют.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем.

Проверка домашнего задания

Цель: Воспроизведение учащимися знаний, которые были получены на предыдущем уроке.

Ребята, сейчас мы с вами проверим домашнее задание в котором вам предстоит ответить на пять простых вопросов, ответ будет либо ДА, либо, НЕТ.

–На ответы у вас будет 5 минут, (Приложение 1), все понятно?

Учащиеся слушают учителя.















Да все понятно

Личностные:

создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию

Постановка цели урока

Постановка цели урока для учащихся

–Ребята, как вы думаете, как называется та часть природы, в которой живет живой организм?

–Молодцы ребята!

–Сегодняшняя тема нашего урока Среда обитания. Экологические факторы. Давайте ее запишем в тетрадь.

–А как вы думаете, как будет звучать цель нашего урока исходя из темы, которую вы записали?

–Молодцы, какие вы у меня смышленые и умные.


Учащиеся слушаю вопрос учителя, и отвечают.

Среда обитания






Учащиеся внимательно слушают учителя и записывают тему в тетрадь.





Изучить среду обитания организмов и факторы среды.













Регулятивные: самостоятельно выдвигают цель урока

Коммуникативные: восприятие информации с учетом поставленной задачи.

Личностные: самоопределение, проявление интереса к получению новых знаний.




Актуализация знаний учащихся

Стадия вызов






































Изучение нового материала

Стадия

Осмысления







































































































































Закрепление материала

Стадия рефлексии











Цель:

Формирование личностного интереса к изучению темы.



































Создание условий для активного восприятия информации.







































































































































Закрепление изученного материала.










–Ребята, сейчас мы с вами заполним кластер по нашей теме урока, заполнять вы будете каждый, это задание индивидуальное, записывать будете в кластер, то, что вы знаете по этой теме, ни куда не подглядывая и не у кого не спрашивая каждый сам.

–В центре у вас будет написано экологические факторы, а от него должно быть у вас три стрелочки, это три группы, в какие думайте сами.

–Ну что ребята написали все?

–Отложите его на край парты, мы к нему вернемся в конце урока и проверим, правильно ли вы его заполнили.

–Факторы среды очень разнообразны. Так же и разнообразно влияние этих факторов на живые организмы.

–Воздействие на живые организмы факторов неживой природы определяет и их распространение на нашей планете.

–Сейчас используя прием зигзаг (приложение 2) мы изучим с вами экологические факторы и их влияние на живые организмы.

–Вы будете работать индивидуально с разными отрывками текста параграфа

–Сейчас открываем учебник на страницах 156-158.

И так первые 5 человек читают отрывок про свет на 156 странице.

Вторые 5 человек отрывок про воду на 157 странице.

Третьи 5 человек читают отрывок про температуру на 157 странице.

Четвертые 5 человек читают отрывок про влияние живых организмов друг на друга на странице 157-158.

Пятые 5 человек читают отрывок на странице 158 про связи между животными.

– В процессе чтения каждый ученик выделяет для себя главное и пишет это в тетрадке виде схемки.

–Вам все понятно?

–Прочитали? Написали главное?

–А теперь нужно разделиться на 5 команд, таким образом, что бы в ней были ученики у которых был текс про воду и так про все экологические факторы.

–Теперь ваша задача нарисовать общую схемку своего отрывка и продемонстрировать это всему классу.

–Вам понятна задача?

–Ну что ребята давайте начнем с первого экологического фактора света и так по порядку.

–Молодцы ребята, все правильно.

–В последнее время усилилось действие человека на живую природу.

–Человек наносит большое непосредственное и косвенное влияние на живые организмы, все это ведет к гибели животных и растений, а в конечном счете и к сокращению многообразия видов.


–А теперь давайте с вами вернемся к нашему кластеру, который вы писали в начале урока и проверим ваши первоначальные знания.

–Правильный кластер представлен на доске (приложение 3).



Учащиеся слушаю учителя и осмысливают, что им предстоит делать.
















Заполняют кластер







Да!



Учащиеся слушают учителя, откладывают кластеры.





Учащиеся внимательно слушают учителя.









Слушают учителя.









Слушают учителя.



Делятся на группы.




Учащиеся внимательно слушают учителя.

















Учащиеся слушают и начинают читать параграф.














Да!


Да!



Учащиеся слушают учителя и делятся на новые команды.





Да!


Да! Все прочитали и сделали.


Учащиеся внимательно слушаю учителя и осмысливаю предстоящую им работу.
















Да!


Представляют свой отрывок текста всему классу.









Берут свой кластер и проверяют его.



Учащиеся внимательно слушают учителя и запоминают предоставленную им информацию.

Личностные: обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению, осознают ответственность за общее дело.


































Познавательные: используют новые биологические понятия и термины

Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, формулируют и аргументируют свое мнение.

Личностные: обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.
























































































































Личностные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности

Обобщение и систематизация знаний

Проверить знания учащихся, которые они приобрели на уроке.

–А сейчас ребята давайте закрепим знания, которые вы преобрели сегодня на уроке.

–Напишем тест в котором 5 вопросов. (приложение 4).

–Поменяйтесь листочками с соседом и будем проверять ваши ответы.

Слушают учителя.







Осмысливают предстоящую работу.


Производят взаимопроверку теста.






Личностные: осуществляют пошаговый контроль по результату, проводят взаимооценку.









Домашнее задание.

Сообщение д/з.

–Дома вам нужно будет сделать презентации по тем темам по которым вы работали в группах.

–Презентации делаем такими же группами.


Записывают домашнее задание в дневник.



Познавательные: привлечение дополнительных источников информации




Вывод по уроку:

Живые организмы неразрывно связаны со средой обитания и между собой. Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организм, называются экологическими факторами. Различают три группы экологических факторов: факторы неживой природы или факторы физические, факторы живой природы и влияние деятельности человека на природу.





























Приложение 1

Проверка домашнего задания.

Вопросы:

  1. Все животные всеядные?

  2. Обмен веществ происходит у всех организмов?

  3. Все животные имеют внутренний скелет?

  4. Почкование – способ бесполого размножения?

  5. У рыб трехкамерное сердце?

Ответы:

  1. Нет

  2. Да

  3. Нет

  4. Да

  5. Нет

Приложение 2

Прием зигзаг

Свет


Зеленые растения образуют органические вещества

Зависит суточная и сезонная периодичность в поведении растений и животных









Растения прекращают рост и образую плоды.

У животных линька, птицы улетают в теплые страны

















Вода



При недостатке организм гибнет

Играет важную роль в жизни растений и животных





Приспособление у животных: запас жира, летняя спячка

Приспособление у растений: длинные корни, видоизменение листьев









Температура



Теплокровные животные

Холоднокровные животные







Земноводные и пресмыкающиеся впадают в спячку

Густая шерсть, пуховой покров, запас жира, впадение в спячку









Влияние живых организмов друг на друга



Птицы распространители семян

Насекомые опылители для растений







Деревья грибы











Связи между животными



Рыба прилипала

Взаимовыгодные







Хищничество







Приложение 3

Растения

Грибы

Вода

Температура





Животные

Свет





Факторы живой природы

Факторы неживой природы









Экологические факторы







Деятельность человека







Защита от вредителей

Сбор урожая



Охота









Приложение 4

Проверочный опрос по изученной теме

  1. К теплокровным животным относятся: а) птицы б) насекомые в) млекопитающие г) пресмыкающиеся

  2. Взаимоотношение «тля-муравей» - это: а) хищничество б) симбиоз

  3. Что относится к факторам живой природы: а) охота б) температура в) растение г) свет

  4. К холоднокровным животным относятся: а) птицы б) земноводные в) млекопитающие г) пресмыкающиеся

  5. Влияние деятельности человека – это …

Ответы

  1. а, в

  2. б

  3. в

  4. б, г

  5. экологический фактор

68



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Болотова Ирина Евгеньевна

Дата: 29.11.2016

Номер свидетельства: 364015

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "технологическая карта урока "Жизнь организмов на планете Земля" "
    ["seo_title"] => string(72) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-zhizn-orghanizmov-na-planietie-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "142369"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418286343"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства