Предметные: Характеризовать органы и системы, составляющие организмы растения и животного, выполняющие транспорт веществ
Метапредметные: Формировать умения работать с текстом параграфа и его компонентами, узнавать изучаемые объекты, оценивать свой ответ, свою работу
Личностные: Формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение природы, коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной деятельности
Этап урока | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия |
предметные | универсальные |
1.Оргмомент | Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки | | Регулятивные УД |
2.Эмоциональный настрой на урок | - Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас. Пожелаю всем удачи – За работу! В добрый час! | Слушают учителя | | Личностные УД |
3.Актуализация знаний | - Ребята, я сегодня шла к вам на урок и нашла вот этот конверт, там такие задания, что я не могу в них разобраться. Вы мне поможете? - Тогда возьмите задания и давайте попробуем их выполнить. Я думаю, что здесь хватит заданий на всех. 1.Изобрази на доске схему передвижения веществ в растении. 2.Установи соответствие между веществами и способами их передвижения в растении. 3.Решите ребус. 4.Выбери правильный ответ. 5.Реши кроссворд 6.Придумай загадку о сосудах древесины классу. 7.Ответь на вопросы «Да или нет». 8.Ответь на вопрос 9.Что изображено на рисунке? - А ведь, я ребята, не случайно нашла этот конверт, его нам подбросили специально. Как вы думаете для чего? - Какое слово у нас получилось? - О каком транспорте идет речь? - А какое отношение к этому имеет сердце? | Отвечают на вопрос учителя (да) По очереди достают задания из конверта и выполняют их. На обратной стороне листа с заданием буквы и номера. Расположив буквы в правильном порядке, получается слово «Транспорт». Отвечают на вопрос учителя (для того, чтобы вспомнить материал прошлого урока) Отвечают на вопрос учителя (транспорт) Отвечают на вопрос (транспорт веществ в организме) Отвечают на вопрос (сердце каким-то образом связано с транспортом веществ) | Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке | Коммуникативные УД |
4.Проблемная ситуация | - Ребята! Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Да, сегодня мы поговорим о том, как осуществляется транспорт веществ в организме животных - Давайте сформулируем тему урока. | Предполагают ответ на вопрос (транспорт веществ в организме животных) Формулируют тему урока «Передвижение веществ в организме животных» | Умение четко формулировать свои мысли | Личностные УД Коммуникативные УД |
5.Целеполагание | - Давайте поставим цель на сегодняшний урок. - Что является важным для достижения любой цели? - Итак, каждый из вас поставил для себя цель, а что и кто поможет нам в её достижении? | Формулируют цель урока (изучить особенности транспортировки веществ в организме животных и человека) Ответ учащихся (изучение, осмысление, формулировка) Отвечают на вопрос учителя (учебник, иллюстрации, одноклассники, учитель, модель сердца, микроскоп) | Умение четко формулировать цель урока Знание этапов достижения цели Умение составлять план собственной деятельности | Регулятивные УД Личностные УД Коммуникативные УД |
6.Открытие нового знания | - Ребята, для достижения цели я предлагаю вам попробовать себя в роли исследователей. - А что нужно для того, чтобы стать настоящим исследователем? - Давайте вспомним правила работы с оборудованием и моделями для исследований. - Итак, мои юные исследователи, начинаем свою работу. - Для начала, давайте разберемся с этой моделью сердца. - Для чего этот орган нужен животному? - Из каких частей состоит сердце? (открывает модель) - Как вы относитесь к словам Эмиля Кроткого «Сердце надо беречь. И не только своё»? - Обратите внимание на трубки, выходящие из сердца? Как вы думаете, ребята, для чего они? - Давайте выполним задание 96 в рабочей тетради на странице 52. Что поможет нам выполнить это задание? - Давайте проверим в парах, что удалось найти. - Для чего организму нужны эти сосуды? - Что такое кровь? - Из каких частей она состоит? - Я предлагаю моим исследователям посмотреть фильм и узнать, из каких частей состоит кровь. - Давайте по итогам просмотра фильма попробуем выполнить задание 95 в рабочей тетради | Предполагают ответ на вопрос (биологическая лаборатория) Называют правила работы с оборудованием для исследований Ответ учащихся (сердце контролирует движение крови по организму) Ответ учащихся (из 4 камер: предсердий и желудочков) Ответы учащихся Ответы учащихся (сосуды, по которым течет кровь) Читают задание 96. Отвечают на вопрос (учебник, знания) Выполняют задание 96. В парах проверяют выполненное задание Ответ учащихся (по сосудам течет кровь) Ответы учащихся (кровь – это жидкая среда организма) Ответы учащихся Просмотр фильма «Кровь» Выполняют задание 95 стр. 52 | Умение четко формулировать правила работы с лабораторным оборудованием Умение работать с биологическими моделями Умение работать с учебником | Регулятивные УД Познавательные УД Познавательные УД |
7.Физминутка | Звучит ритмичная музыка, учащиеся танцуют | Повторяют упражнения | | Регулятивные УД |
8.Применение нового знания | - Продолжаем работу! Неспроста, ребята, мы танцевали сейчас с лягушонком. - Как вы думаете, есть ли у лягушки кровь? - А давайте в этом убедимся. Перед вами микроскопы с микропрепаратами. Как называется микропрепарат? - Рассмотрите его. - А теперь возьмите второй микропрепарат. Как он называется? - Рассмотрите его. - В чем отличия этих микропрепаратов? - А есть ли у них сходство? В чем? - Какой можно сделать вывод по итогам проведенного исследования микропрепаратов? - Давайте, по итогам исследования, выполним задание 92 в рабочей тетради. - Замечательно! - А теперь, я предлагаю вам продолжить предложения для того, чтобы систематизировать всю полученную на уроке информацию. 1) Сердце – это орган, обеспечивающий… 2) Артерии несут кровь… 3) Сердце состоит из… 4) Кровь к сердцу несут… 5) Капилляры – это мельчайшие… 6) Болезнетворные микроорганизмы уничтожаются белыми… 7) Гемоглобин – это пигмент, придающий крови… | Учащиеся затрудняются ответить на вопрос Ответ учащихся (кровь лягушки) Рассматривают микропрепарат Ответ учащихся (кровь человека) Рассматривают микропрепарат Отвечают на вопрос (у лягушки эритроцитов меньше) Ответы учащихся (эритроциты имеют ядра) Отвечают на вопрос (у животных и человека схожее строение кровеносной системы и клеток крови) Выполняют задание 92 стр. 50 Ответы учащихся: … кровообращение организма … от сердца … четырех камер … вены … кровеносные сосуды …кровяными клетками … красный цвет | Умение работать с микроскопом и микропрепаратами Умение формулировать выводы | Познавательные УД Познавательные УД |
9.Рефлексия | - Юные исследователи, давайте вернемся к цели нашего сегодняшнего урока. По каким признакам можно сделать вывод, что цель достигнута? - Урок подходит к завершению и пора подвести его итоги. - За время урока у нас появилась елочка, благодаря которой каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока (показывает дерево на оборотной стороне доски) Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к елочке красные сердечки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите желтые сердечки. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые сердечки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – синие сердечки. - Красивая получилась елочка, не правда ли? - Я предлагаю подарить частичку сердца нашим гостям. - Какие затруднения вы испытали на уроке? Как можно себе помочь преодолеть трудности? | Ответы учащихся Выполняют задание учителя Отвечают на вопрос учителя Дарят сердечки присутствующим гостям Ответы учащихся | Умение объективно оценивать собственную деятельность | Личностные УД Регулятивные, личностные УД |
10.Домашнее задание | Домашнее задание §12, стр. 78-83 | Записывают в дневник | Самоконтроль | Регулятивные УД |
11.Итог урока | - Ребята, мне очень приятно было с вами сегодня работать! - Спасибо за урок! | | | |
Приложение 1. Задания для актуализации знаний
1.Изобрази на доске схему передвижения веществ в растении.
2.Установи соответствие между веществами и способами их передвижения в растении.
3.Решите ребус.
4.Выбери правильный ответ.
а) передвижение воды и растворенных в ней питательных веществ от корней к надземным частям растения
в) передвижение органических веществ, образовавшихся в листьях в процессе фотосинтеза
5. Реши кроссворд
7. Ответь на вопросы «да или нет».
2) По сосудам древесины вещества передвигаются от корней к надземной части? (да)
8. Ответь на вопрос: «В состав какой ткани входят ситовидные трубки?» (проводящей)
9. Что изображено на рисунке? (сердце животного)