kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока биологии по фгос : "внешнее строение листа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку биологии в 6 классе по теме: "Внешнее строение листа"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии по фгос : "внешнее строение листа"»

УРОК БИОЛОГИИ В 11- ом КЛАССЕ

Тема урока: Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

Цель урока: закрепление генетических понятий и теоретических знаний законов Г. Менделя; применение их в решении генетических задач.

Задачи урока: 

Образовательные: обобщение и систематизация пройденного материала по темам на моногибридное и дигибридное скрещивание, выявление закономерностей при анализирующем скрещивании, продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символике при  решении генетических задач, ознакомление с правилами решения задач по генетике. 

Воспитательные: формирование научного мировоззрения, нравственное воспитание, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний, воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи. 

Развивающие: продолжить формирование умения решать генетические задачи, навыков самостоятельной работы, умений анализировать, делать выводы, развитие творческого мышления, умения применять знания в практических целях. 

Тип урока: комбинированный  

Методы: 
словесные:  рассказ с элементами беседы;
практические: решение генетических задач;
наглядные: демонстрация  портрета Г.Менделя, решения задач.

Методические приемы: 
исследовательские – решение задач для нахождения пути выхода из сложной ситуации;
творческие – самостоятельное создание проблемы и нахождения пути решения.

Формы организации учебного процесса: групповая, индивидуальная, фронтальная.


Базовые понятия и термины:

 генетиканаследственность, моногибридное и дигибридное скрещивание,  полное доминирование, ген, гаметы, гомозигота, гетерозигота, генотип, фенотип, анализирующее скрещивание, гибрид, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом.

Оборудование :учебник, индивидуальные карточки-задания для проведения письменной проверочной работы, карточки с задачами, портрет Г.Менделя. 

Концепция урока: закрепить на практике умение решать генетические задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание.

Личностная значимость изучаемого для обучающегося: иметь представление о процессах наследственности у живых организмов.

Планируемый результат: обучающиеся углубляют знания о закономерностях наследования признаков у живых организмов, используют теоретический материал для решения практических задач.

Ход урока: 
1.Организационный момент: сообщение темы, цели, задач урока

2.Актуализация знаний

Преподаватель предлагает учащимся выполнить задание на соответствие по генетической терминологии и знание законов. Задание выполняется на отдельных листах.

Вариант №1

1. Как называется наука о наследственности и изменчивости?

а) биология;                        б) эмбриология;

в) генетика;                        г) геология.

2. Скрещивание по одной паре признаков называется:

а) тригибридным;                 б) дигибридным;

в) моногибридным;                г) тетрогибридным;  

3. Сколько типов гамет образует особь с генотипом ААВв?

а) 1;                 б) 2; в) 3; г) 4

4. Особи, не дающие расщепления:

а) гомозиготные;                б) гетерозиготные;

5. Подавляющий признак:

а) рецессивный;                б) доминатный.

6. Совокупность внешних признаков организма:

а) генотип;                        б) фенотип.  

    

7. Первый закон Г. Менделя называется -

Вариант №2

1. Кто является основателем генетики?

а) Г. Мендель;                        б) Т. Морган;

в) Р. Гук;                        г) К. Бер.

2. Скрещивание по двум парам признаков называется:

а) тригибридным;                б) дигибридным;    

в) моногибридным;                г) тетрогибридным;  

3. Сколько типов гамет образует  особь с генотипом АаВв?

а) 1;                                б) 2;

в) 3;                                г) 4.

4. Особи, дающие расщепление:

а) гомозиготные;                б) гетерозиготные.

5. Подавляемый признак:

а) рецессивный;                б) доминатный.

6. Большой буквой обозначают признак:

а) доминатный;                 б) рецессивный.

7. Второй закон Г. Менделя называется –



3.Выполнение практической работы:

(работа в группах, результаты фиксируются в тетради, класс делится на 3 группы)

Каждому учащемуся выдаются методические рекомендации по выполнению практической работы. Преподаватель дает инструкции по выполнению практической работы и учащиеся приступают к выполнению заданий.

1-ая группа учащихся-3,6,9 задачи

2-ая группа учащихся-4,7,10задачи

3-я группа учащихся-5,8,11 задачи

Задача на моногибридное скрещивание  № 1 (преподаватель решает на доске, учащиеся вместе с ним)

У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Выясните:
1) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами? 
2) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье? 
3) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?
 
Задача на моногибридное скрещивание № 2 (преподаватель решает на доске, учащиеся вместе с ним)

Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом. Определите:
1) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье? 
2) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье? 


Задача на моногибридное скрещивание № 3


Равномерная окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Задача на моногибридное скрещивание № 4

У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.

Задача на моногибридное скрещивание № 5

Рассмотрите схему. Определите, какой признак – белая или серая окраска шерсти – доминирует у крыс. Определите генотипы родительских форм и гибридов первого поколения, если известно, что родители гомозиготны по данному признаку. Составьте схему скрещивания до F2 и определите генотипы и фенотипы гибридов.

                Р          белая крыса  Х  серая крыса

                F1                серые крысы

                                F2  = ?

Задача на моногибридное скрещивание № 6

        Р       серый кролик   Х   серый кролик

        F1    75% серых кроликов; 25 % белых кроликов

Каковы генотипы родителей (Р) и гибридов первого поколения (F1) по признаку окраски шерсти?

Задача на моногибридное скрещивание № 7

Доминантный ген D определяет у человека развитие окостеневшего и согнутого мизинца на руке. Ген в гетерозиготном состоянии вызывает развитие такого мизинца только на одной руке. Может ли родиться ребенок с нормальными или двумя ненормальными руками у супругов, имеющих дефект на одной руке

Задача на моногибридное скрещивание № 8

У собаки короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что собака не содержит генов длинной шерсти. Какого партнера необходимо подобрать для скрещивания и какой должен быть результат, если собака чистопородная? Для этого необходимо скрестить собаку с гомозиготной особью по рецессивному признаку. Если расщепление не наблюдается — исходная особь гомозиготна. Если наблюдается расщепление — исходная особь была гетерозиготна.

Задача на дигибридное скрещивание № 9

У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) – над голубым (в). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

Задача на дигибридное скрещивание № 10

У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи.

Задача на дигибридное скрещивание № 11

Любовь к физкультуре и неприязнь к математике – признаки доминантные. Учительница физкультуры, у которой в детстве по математике были одни пятёрки, вышла замуж за учителя истории, который не знает, что уравнения бывают квадратными и который спортивные состязания не любит смотреть даже по телевизору. В семье родились двое детей. Один захотел пойти в математическую школу и стал заниматься плаванием, а другой до ночи мог играть во дворе футбол даже зимой, но считать количество забитых мячей не любил. Каковы генотипы матери, отца и детей?

Сделать вывод из проделанной работы.

4. Рефлексия.

Записывают вывод из проделанной работы, отвечают на вопросы.

1. Какое скрещивание называется моногибридным.

2.Какой признак называется доминантным, а какой- рецессивным.

3.Какой организм называется гомозиготным. Гетерозиготным.

4.Сформулируйте 1-й закон и 2-й закон Г. Менделя.

5.Сформулируйте 3-й закон Г. Менделя.

5. Домашнее задание.

Самостоятельно составить задачу на моногибридное и дигибридное скрещивание и решить ее.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока биологии по фгос : "внешнее строение листа"

Автор: Козловская Ольга Викторовна

Дата: 11.01.2017

Номер свидетельства: 378185


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства