Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии по фгос : "внешнее строение листа"»
УРОК БИОЛОГИИ В 11- ом КЛАССЕ
Тема урока:Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.
Цель урока:закрепление генетических понятий и теоретических знаний законов Г. Менделя; применение их в решении генетических задач.
Задачи урока:
Образовательные: обобщение и систематизация пройденного материала по темам на моногибридное и дигибридное скрещивание, выявление закономерностей при анализирующем скрещивании, продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символике при решении генетических задач, ознакомление с правилами решения задач по генетике.
Воспитательные:формирование научного мировоззрения, нравственное воспитание, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний, воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи.
Развивающие: продолжить формирование умения решать генетические задачи, навыков самостоятельной работы, умений анализировать, делать выводы, развитие творческого мышления, умения применять знания в практических целях.
Тип урока:комбинированный
Методы: словесные: рассказ с элементами беседы; практические: решение генетических задач; наглядные:демонстрация портрета Г.Менделя, решения задач.
Методические приемы: исследовательские – решение задач для нахождения пути выхода из сложной ситуации; творческие –самостоятельное создание проблемы и нахождения пути решения.
Формы организации учебного процесса: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Базовые понятия и термины:
генетика, наследственность, моногибридное и дигибридное скрещивание, полное доминирование, ген, гаметы, гомозигота, гетерозигота, генотип, фенотип, анализирующее скрещивание, гибрид, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом.
Оборудование :учебник, индивидуальные карточки-задания для проведения письменной проверочной работы, карточки с задачами, портрет Г.Менделя.
Концепция урока: закрепить на практике умение решать генетические задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание.
Личностная значимость изучаемого для обучающегося:иметь представление о процессах наследственности у живых организмов.
Планируемый результат: обучающиеся углубляют знания о закономерностях наследования признаков у живых организмов, используют теоретический материал для решения практических задач.
Ход урока: 1.Организационный момент: сообщение темы, цели, задач урока
2.Актуализация знаний
Преподаватель предлагает учащимся выполнить задание на соответствие по генетической терминологии и знание законов. Задание выполняется на отдельных листах.
Вариант №1
1. Как называетсянаука о наследственности и изменчивости?
а) биология; б) эмбриология;
в) генетика; г) геология.
2. Скрещивание по одной паре признаков называется:
а) тригибридным; б) дигибридным;
в) моногибридным; г) тетрогибридным;
3. Сколько типов гамет образует особь с генотипом ААВв?
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4
4. Особи, не дающие расщепления:
а) гомозиготные; б) гетерозиготные;
5. Подавляющий признак:
а) рецессивный; б) доминатный.
6. Совокупность внешних признаков организма:
а) генотип; б) фенотип.
7. Первый закон Г. Менделя называется -
Вариант №2
1. Кто являетсяоснователем генетики?
а) Г. Мендель; б) Т. Морган;
в) Р. Гук; г) К. Бер.
2. Скрещивание по двум парам признаков называется:
а) тригибридным; б) дигибридным;
в) моногибридным; г) тетрогибридным;
3. Сколько типов гамет образует особь с генотипом АаВв?
а) 1; б) 2;
в) 3; г) 4.
4. Особи, дающие расщепление:
а) гомозиготные; б) гетерозиготные.
5. Подавляемый признак:
а) рецессивный; б) доминатный.
6. Большой буквой обозначают признак:
а) доминатный; б) рецессивный.
7. Второйзакон Г. Менделя называется –
3.Выполнение практической работы:
(работа в группах, результаты фиксируются в тетради, класс делится на 3 группы)
Каждому учащемуся выдаются методические рекомендации по выполнению практической работы. Преподаватель дает инструкции по выполнению практической работы и учащиеся приступают к выполнению заданий.
1-ая группа учащихся-3,6,9 задачи
2-ая группа учащихся-4,7,10задачи
3-я группа учащихся-5,8,11 задачи
Задача на моногибридное скрещивание № 1 (преподаватель решает на доске, учащиеся вместе с ним)
У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Выясните: 1) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами? 2) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье? 3) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?
Задача на моногибридное скрещивание № 2 (преподаватель решает на доске, учащиеся вместе с ним)
Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом. Определите: 1) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье? 2) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
Задача на моногибридное скрещивание № 3
Равномерная окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
Задача на моногибридное скрещивание № 4
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.
Задача на моногибридное скрещивание № 5
Рассмотрите схему. Определите, какой признак – белая или серая окраска шерсти – доминирует у крыс. Определите генотипы родительских форм и гибридов первого поколения, если известно, что родители гомозиготны по данному признаку. Составьте схему скрещивания до F2 и определите генотипы и фенотипы гибридов.
Р белая крыса Х серая крыса
F1 серые крысы
F2 = ?
Задача на моногибридное скрещивание № 6
Р серый кролик Х серый кролик
F1 75% серых кроликов; 25 % белых кроликов
Каковы генотипы родителей (Р) и гибридов первого поколения (F1) по признаку окраски шерсти?
Задача на моногибридное скрещивание № 7
Доминантный ген D определяет у человека развитие окостеневшего и согнутого мизинца на руке. Ген в гетерозиготном состоянии вызывает развитие такого мизинца только на одной руке. Может ли родиться ребенок с нормальными или двумя ненормальными руками у супругов, имеющих дефект на одной руке
Задача на моногибридное скрещивание № 8
У собаки короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что собака не содержит генов длинной шерсти. Какого партнера необходимо подобрать для скрещивания и какой должен быть результат, если собака чистопородная? Для этого необходимо скрестить собаку с гомозиготной особью по рецессивному признаку. Если расщепление не наблюдается — исходная особь гомозиготна. Если наблюдается расщепление — исходная особь была гетерозиготна.
Задача на дигибридное скрещивание № 9
У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) – над голубым (в). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.
Задача на дигибридное скрещивание № 10
У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи.
Задача на дигибридное скрещивание № 11
Любовь к физкультуре и неприязнь к математике – признаки доминантные. Учительница физкультуры, у которой в детстве по математике были одни пятёрки, вышла замуж за учителя истории, который не знает, что уравнения бывают квадратными и который спортивные состязания не любит смотреть даже по телевизору. В семье родились двое детей. Один захотел пойти в математическую школу и стал заниматься плаванием, а другой до ночи мог играть во дворе футбол даже зимой, но считать количество забитых мячей не любил. Каковы генотипы матери, отца и детей?
Сделать вывод из проделанной работы.
4. Рефлексия.
Записывают вывод из проделанной работы, отвечают на вопросы.
1. Какое скрещивание называется моногибридным.
2.Какой признак называется доминантным, а какой- рецессивным.
3.Какой организм называется гомозиготным. Гетерозиготным.
4.Сформулируйте 1-й закон и 2-й закон Г. Менделя.
5.Сформулируйте 3-й закон Г. Менделя.
5. Домашнее задание.
Самостоятельно составить задачу на моногибридное и дигибридное скрещивание и решить ее.