Модель смешанного обучения: ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС |
Вариант использования ЭФУ: «модель BYOD» |
Сведения об авторе |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Мензак Екатерина Михайловна |
Регион/ Район/ населенный пункт | ЯНАО Ямальский район село Яр - САле |
Место работы | МБОУ « Ямальская школа – интернат имени Василия Давыдова» |
Должность | Учитель биологии |
УМК | «Биология. Человек. 8 класс» автор Н. И. Сонин , М. Сапина. Электронная форма учебника (ЭФУ) для общеобразовательных школ.(Издательства «Дрофа» УМК «Сфера жизни») |
предмет | биология |
класс | 8 |
Общая информация | |
Тема учебного занятия | Внутренняя среда организма. Кровь - компонент внутренней среды организма. |
Тип учебного занятия | Урок «открытия» нового знания |
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) | Цель: Создание условий для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека. Задачи: Общеобразовательные: углубить знания о внутренней среде организма, ее постоянстве и компонентах; сформировать умение распознавать и определять форменные элементы крови человека, давать им характеристику, понимать какую функцию выполняет кровь; ввести ряд биологических понятий: лимфа, тканевая жидкость, плазма, эритроциты, гемоглобин, лейкоциты, тромбоциты, фагоциты, гомеостаз, антигены, антитела. Развивающие: продолжить формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме; продолжить развитие навыков коммуникативных и информационных компетенций; формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей; формировать способности к творческому, креативному мышлению в рамках изучаемой темы. Воспитательные: воспитывать культуру речи; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; показать связь изучаемого материала с жизнью; разъяснить значение анализа крови как средства диагностики заболеваний. |
Планируемые результаты | |
| овладение на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
| формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию. |
| высказывание своего предположения на основе учебного материала; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. |
Необходимое оборудование | Компьютер учителя, нетбуки учащихся. |
Дидактическое обеспечение | Таблица «Внутренняя среда организма. Состав крови» |
ЭОР и сетевые сервисы | https://infourok.ru/videouroki/211 https://infourok.ru/videouroki/212 |
Система (платформа) - онлайн | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Как используется материал ЭФУ (тип объекта, номер страницы, какую роль он играет на данном уроке), ЭОР и др. |
Самостоятельная работа дома (примерное время выполнения - 20 минут) |
Записать через электронный дневник для учащихся класса задания двух уровней сложности 2 - для всех учащихся; 3 – уровень повышенной сложности | Самостоятельно выполняют домашнее задание с использованием ЭОР: Учащиеся изучают материал на с. 127 – 128 «Состав внутренней среды организма и ее функции»; Определяют значение понятий: внутренняя среда организма, кровь, лимфа, тканевая жидкость, гомеостаз. Готовят сообщение о структурных компонентах внутренней среды. Дают ответы на вопросы: - Что такое внутренняя среда организма? - Какие компоненты входят в состав внутренней среды? - В чем заключаются основные функции крови, лимфы, тканевой жидкости? 4. Готовят опорный конспект | Дома школьники изучают материал учебника(ЭФУ) на с. 127 - 136 «Состав внутренней среды организма и ее функции»; 1.Выписывают в тетрадь «Биологический словарик» новые термины и дают им определение. 2. Готовят сообщения: кровь, лимфа, тканевая жидкость Дают ответы на вопросы 3.Задание повышенной сложности Составление опорного конспекта |
УРОК (40 минут). Организационный этап (время выполнения:3 минуты) |
Проводит инструктаж на тему «Работа с ЭФУ» Проверяет готовность школьников к уроку ( включены устройства с ЭФУ, открыты ЭФУ). Предлагает обучающимся: с помощью функции «Закладки» найти с. 127. Объясняет дальнейший ход урока. | Приветствуют учителя Включают устройства с ЭФУ. Открывают ЭФУ. С помощью функции «Закладки» в ЭФУ находят с. 127 «Внутренняя среда организма» | ЭФУ: в содержании с. 127 |
Вводно – мотивационный этап (время выполнения 5 мин.) |
Осуществляет фронтальный контроль проверки первого задания: формулировка основных понятий темы. Ответы на поставленные вопросы Направляет школьников на самостоятельное определение темы урока | Школьники дают определения понятиям, выписанным дома в тетрадь «Биологический словарик» Зачитывают подготовленные дома ответы на поставленные вопросы. Выдвигают предположения о транспортной и защитной роли крови в организме
Формулируют тему урока | ЭФУ : стр. 127 - 129 |
Этап актуализации знаний (время выполнения – 10 минут) |
| Сообщение 1. Тканевая жидкость – промежуточная среда между кровью и клетками организма. Составляет около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки тела. Она состоит на 95% из воды и растворенных в ней органических и неорганических веществ, а также кислорода и углекислого газа. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада и углекислый газ, которые поступают обратно в кровь и ею уносятся. Сообщение 2. Лимфа – жидкая соединительная ткань, состоящая из воды с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности. Она перемещается по лимфатическим сосудам и лимфатическим капиллярам, которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфатические сосуды образуют лимфатический проток, через который лимфа попадает в кровь. Отвечают на вопросы учителя, обосновывают, заполняют логические схемы в опорных листах: Сообщение 3. Кровь – удивительная жидкость, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь». 2. Составляют схему в опорных листах «Взаимосвязь компонентов внутренней среды» слайд 4 компоненты внутренней среды кровь лимфа тканевая жидкость | Просматривают инфоурок «Состав внутренней среды организма и ее функции»; 11 Расширение понятий: Кровьь. Лимфа |
Этап изучения нового материала (время выполнения 10 минут) |
1.Организует исследовательскую работу в группах (4 0 5 человек) в рамках задания – проекта ЭФУ. Назначает тьюторов группы. 2.Организует представление результатов групповой исследовательской работы | 1) Работают в группах с использованием ЭФУ: исследуют особенности строения и функционирования клеток крови. 2) Группы представляют результаты исследовательской работы. Группа 1. Эритроциты красные кровяные тельца | Двояковону тые диски Позв. + ядро Млек. - ядро | Ж 4-4,5 млн. М 4,5-5 млн. | 120-130 дней. | Красный костный мозг. | Транспорт О2 к тканям; СО2 – к легким | Дополнение : гемоглобин, оксигемоглобин Нв+4О2= НвО8 НвО8= Нв+4О2 Группа 2 Лейкоциты белые кровяные тельца | Бесцветные, амебовидные с хорошо развитым ядром | 4-8 тысяч. | От нескольких часов до 10 дней. | Красный костный мозг. | Распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток. | Дополнение фагоциты, фагоцитоз, лимфоциты, антитела→имунная реакция, И.И. Мечников | Группа 3. Тромбоциты Кровяные пластинки | Безъядерные образования округлой или овальной формы | 200-400 тысяч. | 8-10 суток. | Красный костный мозг. | Свертывание крови Поранение кров. сосуда ↓ Разрушение тромбоцитов ↓ Выделение фермента ↓ Фибриноген превращается в фибрин ↓ Сетка ↓ Сгусток крови | | С. 130 (ЭФУ) С. 131 (ЭФУ) С. 132(ЭФУ) |
Физкультминутка (2 минуты) |
Этап первичного закрепления пройденного на уроке материала ( время выполнения – 6 минут) |
Организует закрепление материала с помощью тренажера и контролирующего теста ЭФУ | Работают с итоговым тренажером в конце темы «Внутренняя среда организма. Кровь». | Расположите описания этапов свёртывания крови в порядке следования сверху вниз. |
Этап подведения итогов урока (время выполнения- 2 минуты) |
1). Организует подведение итогов урока. 2)Организует рефлексию | 1) Тьюторы в группах выставляют оценки каждому школьнику и докладывают учителю, в целом анализируют работу всей группы. 2) участвуют в рефлексии урока. | На сайте учителя школьники размещают отзывы об уроке и анализируют свою работу. |
Этап выдачи домашнего задания - 2 минуты |
Выдает задание : изучить тему «Иммунитет». Проводит инструктаж по механизму выполнения задания 3. Проверяет состояние устройства с ЭФУ. | Получают домашнее задание. Обсуждают. Закрывают ЭФУ Выключают устройство с ЭФУ | Дома школьники составляют схему «Типы иммунитета». Выкладывают выполненные задания на сайт учителя. Учитель проверяет и оценивает задания. |