Мотивация к учебной деятельности 2 мин. | Приветствует обучающихся: Здравствуйте, мои юные друзья-ботаники. Давайте улыбнёмся друг другу. Настроимся на поиск и начнём урок. Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Приветствуют учителя | Личностные: освоение норм и правил поведения, формирование ответственного отношения к учению Познавательные УУД Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать признаки разных семейств |
Актуализация знаний учащихся 3-4 мин. Формулирование темы урока ( постановка цели) (4 мин.) | -Сегодня мы с вами отправимся в экспедицию в Краснодарский край ( по прямой – это 700 км.- 8 часов пути) Что такое экспедиция? А вот с какой научной целью , сейчас группы (I и II ) узнают из стихотворений Так почему мы отправляемся в Краснодарский край? Цель урока - выявить признаки растений семейства злаки. Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы добиться этой цели? ???? --По каким позициям мы характеризуем семейства; -Давайте посмотрим на растения, какие особенности строения являются отличительными для этих растений. Значит , какую проблему мы будем обсуждать на уроке? | Обучающиеся высказывают предположения, работая со словарём Отвечают : Экспедиция – это путешествие со специально определённой целью ( научной или военной) Изучают стихотворения Группа I Облик злаков одинаков Если ты не знаешь злаков: Всюду крошечки- цветки, И малютки – колоски, И соломинки с узлами- Различайте злаки сами! Но внимательно взгляни : Очень разные они. ( Ю. Насимович) Группа II Мы расскажем о пшенице И о ржи – её сестрице, Они кормят за обедом Нас душистым сдобным хлебом. Мы расскажем вам о злаках Что в полях у нас растут. Из крупы их варят каши, Из муки блины пекут. Отвечают Цель экспедиции: изучить особенности произрастания злаков Обучающиеся формулируют вывод: Он расположен на юге Европейской части Росси и климатический условия позволяют выращивать там злаковые культуры Учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока. -особенности строения вегетативных органов; -количество частей цветка; -расположение частей цветка; - рациональность строения такого принципа строения; - тип плода; Отвечают : В чём особенности злаков | Познавательные УУД Сформировать умение анализировать и обобщать Регулятивные УУД 1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). |
Изучение нового материала ( 15 мин.) Физкультминутка ( 3 мин) Самостоятельное применение знаний. ( 10 мин) | Ваша задача – найти общие признаки в строении злаков, объединяющих их в одно семейство. Занести данные в схему «Паучок» Проверка работы группы I Проверка работы группы II Все дети – пшеничные зёрнышки Под музыку «Зёрнышки посеяли »- при этой команде дети должны присесть «Зёрнышки проросли»- дети встают «Зёрнышки в колосках созрели»- дети надувают щёки и поднимают руки «Урожай собрали»- зёрнышки разбегаются. Темп команд ускоряется , дети должны не сбиться. Работа с гербарными экземплярами злаковых растений : 1. Рассмотрите и определите тип корневой системы злакового растения. 2.Рассмотрите стебель растения. 3.Рассмотрите листья пшеницы. Опишите их .4.Рассмотрите цветок пшеницы и ржи ,зарисуйте его, обозначьте его части. преимущества корневой системы; вставочный рост - преимущества; расположение листьев, как механизм укрепления стебля ( Зачем); строение соцветия и цветка приспособленность к каким условиям? Плод зерновка особенности? | Работают в группах. Получают - таблицу «Пшеница» ( семейство Злаковые) - таблицу «Строение стебля злака» -Работают с текстом учебника стр. 141- 142 рис.133 (5) Заносят результаты в схему «Паучок» Предлагают варианты ответов Выполняют физкультминутку Выполняют задания из инструктивной карточки. I группа- рожь II группа- пшеница Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают. Применяют полученные знания на практике сравнивая признаки разных злаков. Рассматривают рельефную таблицу «Зерновка пшеницы» | Регулятивные УУД 1.. Формирование умения самостоятельно обнаруживать биологические особенности растений по объектам; классифицировать; формулировать свои выводы; Познавательные УУД 1.Формирование умения анализировать схемы и иллюстрации Личностные УУД Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности Познавательные УУД 1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. 2. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации. Регулятивные УУД Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки Коммуникативные УУД Умение строить логическое высказывание и отстаивать аргументированно свою точку зрения; самостоятельно. |
Контролирующее задание ( Первичный контроль) ( 4 мин) | Загадки группам: Демонстрирует два сорта хлеба Из чего делают хлеб? Из зёрен изготавливают множество разных круп: пшённую, перловую, овсяную, манную, кукурузную .А из некоторых злаковых растений даже строят дома и плетут мебель, лён – одевает весь мир.. Так неужели злаковые растения не заслуживают нашего внимания? Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. | Группа I Что две недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает Две недели наливает, Две недели подсыхает? Отвечают : рожь Группа II В поле – метёлкой , В мешке – жемчугом Отвечают : :пшеница Группа I ( рассматривает тёмный хлеб) Группа II( рассматривают белый хлеб) Отвечают : из зёрен пшеницы и ржи | Проверка предметных результатов: – умеют определять представителей семейства злаковых; – умеют выявлять особенности строение представителей злаковых; – понимают смысл биологических терминов и применяют на практике при описании биологических объектов |
Рефлексия. ( 2 мин.) | Ребята, выберите к каждому вопросу ответ: | Выбирают ответ: На занятии я работал | активно пассивно | Своей работой на занятии я | доволен не доволен | Занятие для меня оказалось | коротким длинным | За занятие я | не устал устал | Моё настроение | стало лучше стало хуже не изменилось | Материал урока мне быллось твет:000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 | понятен не понятен интересен скучен | Обучающиеся формулируют основные выводы урока. | Регулятивные УУД - Контроль, коррекция, оценка деятельности на уроке. Коммуникативные УУД : -Умение строить логическое высказывание и отстаивать аргументированно свою точку зрения; Личностные УУД Формирование интеллектуальных умений( анализировать, делать выводы) |
Итог урока. ( 2 мин. ) | Так зачем мы отправлялись в Краснодарский край, почему пшеница не растёт у нас в Енотаевском районе ? Домашнее задание: Необходимый уровень : параграф 26, вопр.3 Повышенный уровень : напишите письмо о пользе хлебных злаков жителям страны , которые ничего о них не знают. Максимальный уровень: укажите признаки злаковых , которые не изучались на уроке. | Отвечают на вопрос: В Краснодарском районе зима тёплая- и там высевают озимую пшеницу. До снегопада озимая пшеница успевает прорасти и разветвиться .Весной после таяния снега она быстро трогается в рост. У н6ас зима холодная , а для выращивания яровой пшеницы лето очень жаркое. | Проверка предметных результатов: – умеют определять представителей семейства злаковых; – умеют выявлять особенности строение представителей злаковых; – понимают смысл биологических терминов и применяют на практике при описании биологических объектов |