Организационный момент Подготовка учащихся к работе на уроке. | Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Фронтальная | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. |
2. Проверка домашнего задания Проверить степень усвоения домашнего материала у школьников. | Устный опрос: - Какое царство живой природы изучено нами на прошлом уроке? - Какие грибы мы изучили? - Каково строение шляпочных грибов? (Показать по таблице) - В чем сходство шляпочных грибов и животных? - Как размножаются грибы? - Объясните значение терминов: грибница, мицелий, плодовое тело, трубчатые грибы, пластинчатые грибы. - Задание в тетради для с/р: нарисовать шляпочный гриб и подписать его части. - Какое значение играют грибы в жизни человека? - Что такое дрожжи? Какое значение для человека они имеют? | - Ученики отвечают на вопросы, дополняют друг друга, вступают в диалог, - У доски, по таблице, ребенок показывает строение шляпочных грибов. - Устный ответ у доски по таблице. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, дополнять ответы одноклассников. |
3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока Введение в проблему, обеспечение целеполагания и мотивации учителем и учениками совместной деятельности. Подготовка к основному этапу урока. | Выдвигает проблему. - На прошлом уроке вы изучили шляпочные грибы, говорили об одноклеточных грибах – дрожжи. Как вы думаете, а другие виды грибов встречаются в природе? - Учитель демонстрирует гриб – трутовик, плесневые грибы. Задает вопрос: «А что это за организмы? Как мы называем их в быту?» | Устно отвечают на вопросы учителя, сообщают тему урока. | Фронтальная | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
4. Изучение нового материала - Изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и грибов – паразитов. - Раскрыть их роль в природе и жизни человека, а также влияние на здоровье людей, сохранность материалов и использование в хозяйственной деятельности.
Физкультминутка Релаксация и смена видов деятельности.
| Объяснение учителем новой темы. Лабораторное исследование. «Особенности строения плесневых грибов: мукора и пеницилла» (Учитель объясняет алгоритм работы по плану) - изучить строение плесневых грибов: мукора и пеницилла; - сравнить их между собой. - сделать вывод по работе. Особенности строения мукора и пеницилла. Цель. Изучить строение мукора и пеницилла, зарисовать и сравнить их. Оборудование: микроскоп, плесневые грибы, предметное и покровное стекло. Ход работы: Подготовить микроскоп к работе. Подготовить препарат плесневых грибов и рассмотреть их. Сравнить объекты между собой и заполнить таблицу. Сделать выводы. Признаки для сравнения | Мукор | Пеницилл | Окраска | | | Строение грибницы (число клеток) | | | Спорангии (форма) | | | Черты сходства | | | Мукор Пеницилл. .
- Грибы – паразиты (Сообщения учащихся)
| - Вспомнить правила работы с микроскопом. - Обучающиеся выполняют лабораторную работу, обсуждают в парах признаки для сравнения, делают записи в рабочих тетрадях. - сравнить плесневые грибы между собой. - сделать выводы по работе. Утром дети в лес пошли. Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног) И в лесу грибы нашли (размеренное приседание), Наклонялись, собирали (наклоны вперёд), По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны). - Ученики подготовили сообщения о грибах паразитах. (Гриб – трутовик, спорынья, головня) - дети слушают, обмениваются практическими наблюдениями, делают записи в тетрадях. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям - грибы, грибница, мицелий, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, отрабатывать умения работать в группах, слушать одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность при выполнении заданий, сравнивать объекты. Развитее навыков самооценки и самоанализа. Работать с микроскопом. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог. |
5. Рефлексия. Закрепление знаний | Учитель вступает в диалог с детьми. - Ребята сегодня на уроке вы изучили плесневые грибы: Мукор и Пеницилл, познакомились с грибами паразитами, на примере трутовых грибов. - Дайте характеристику основным понятиям темы, предложенным на доске. - А теперь выполните предложенный тест, после чего обменяйтесь листочками с ответами и оцените друг друга. Грибница мукора - это: А) многоклеточные образования; Б) одна многоядерная клетка; В) одна одноядерная клетка; Г) неклеточное образование. 2. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, потому что: А) его нити погибают и загнивают; Б) с возрастом в нитях образуются вещества черного цвета; В) в его головках образуются споры. 3. Гриб - кистевик, из которого вырабатывают лекарство: А) пеницилл; Б) трутовик; В) головня; Г) фитофтора. 4. Микроскопические грибы, издавна применяемые человеком: А) дрожжи; Б) трутовик; В) мукор; Г) фитофтора. 5. Дрожжи размножаются: А) спорами; Б) почкованием; В) мицелием; Г) гифами. 6. Гриб-паразит, поражающий картофель и томаты: А) спорынья; Б) трутовик; В) головня; Г) фитофтора. 7. Гриб-паразит, поражающий хлебные злаки: А) мукор; Б) трутовик; В) головня; Г) фитофтора. 8. Споры какого гриба, попав с мукой в пищу, могут вызвать отравление? А) спорынья; Б) головня; В) трутовик; Г) фитофтора. 9. Плодовое тело какого гриба имеет форму копыта? А) фитофтора; Б) трутовик; В) головня; Г) спорынья. | Устные ответы обучающихся. Дети дают характеристику терминам, предложенным на доске. Учащиеся выполняют тестовое задание. Взаимоконтроль. | Фронтальная Парная | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |