Класс | 9 |
Тема | Видообразование |
Цель | Раскрыть механизмы процесса видообразования, сущность географического и экологического видообразования |
Задачи | Образовательная:познакомить с понятием «видообразование». Развивающая: развитие теоретического мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи. Воспитательная:экологическое воспитание. |
Тип урока | комбинированный |
Применяемая технология | технология последовательного формирования понятий |
Образовательный продукт урока | конспект |
Оборудование | презентация «Видообразование»; компьютер; проектор; интерактивная доска. |
Источники информации | С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2013. А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина.– М.: Дрофа, 2013. А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. Биология в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2012. Г.Н. Панина, Е.В. Левашко. Биология: ГИА: учебно-справочные материалы для 9 класса. – М.:Просвещение, 2011. А.А. Кириленко. Биология. 9 класс. Подготовка к ГИА: учебно-методическое пособие. – Ростовн/Д: Легион, 2012 Г.И. Лернер. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2014: учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2014. Т.А. Ловкова. Биология. Общие закономерности. 9 класс: методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина.– М.: Дрофа, 2002. М.М. Гуменюк. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина.– Волгоград: Учитель, 2008. О.Г. Петрова. Биология. 9 класс: методические рекомендации по использованию коллекции цифровых образовательных ресурсовпо учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2013. |
Этап | Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия | Время |
Организационный момент. Мотивация. | Подготовить обучающихся к работе на уроке | Принимает рапорт, приветствует кадет, фиксирует отсутствующих; проверяет внешнее состояние классного помещения; проверяет подготовленностькадет к уроку; организует внимание и внутреннюю готовность к уроку. | Сдают рапорт. Готовят рабочее место. Настраиваются на работу. | Регулятивные (формирование готовности к преодолению трудностей) | 1 мин. |
Этап всесторонней проверки домашнего задания. | Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, совершенствуя при этом ЗУН | Выясняет степень усвоения заданного на дом материала в ходе индивидуального опроса, фронтальной терминологической разминки и решения биологических задач определяет типичные недостатки в знаниях и их причины; организует ликвидацию обнаруженных недочётов | Устно отвечают на вопросы на стр. 58 учебника; воспроизводят определения терминов: микроэволюция, вид, популяция, мутация, генофонд, ген, популяционные волны, изоляция, борьба за существование, естественный отбор, индивидуальная наследственная изменчивость; решают биологические задачи по теме «Микроэволюция» | Познавательные (умение работать с информацией, анализировать ее и синтезировать новые знания, обобщать). Коммуникативные (умение выражать свои мысли, владение монологической формой речи). Регулятивные (формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели, самоконтроля) | 9 мин. |
Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. | Направляет кадет на самостоятельное определение целей и задач занятия в процессе решения задачи: Если предположить, что у данных видов (медведь белый и бурый) один предок, почему произошло разделение на разные виды? Каких знаний вам не хватает для решения данной задачи? Что мы должны узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке? | Участвуют в формулировке цели и задач урока. | Регулятивные (целеполагание, планирование) | 1 мин. |
Этап усвоения новых знаний. | Расширить и углубить знанияо многообразии и уровнях организации живой материи. Добиться восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации знаний. | Организует работу с термином «видообразование»; знакомит с историей развития знаний об образовании видов в природе. В ходе работы со схемой «Пути видообразования» предлагает найти наиболее распространенный тип видообразования, приводящий к увеличению числа видов. В ходе работы с иллюстрациями и просмотра видеофрагмента предлагает определить отличительные особенности географического и экологического видообразования, определить правильную последовательность этапов видообразования. | Формулируют определение понятия «видообразование»; отвечают на вопросы учителя; работают с иллюстрациями, смотрят видеофрагмент, определяют отличительные особенности разных путей и способов видообразования; на интерактивной доске вы страивают правильную последовательность этапов видообразования; оформляют записи в тетради. | Познавательные (умение работать с информацией, анализировать и выбирать критерии для классификации, обобщать). Коммуникативные (умение выражать свои мысли). Регулятивные (формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели) | 23 мин. |
Этап информирования о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы | Дает домашнее задание: г. 5 повторить, выучить термины: *видообразование * популяция *географическое видообразование *экологическое видообразование Проводит инструктаж по его выполнению. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные (формирование готовности к преодолению трудностей, целеустремленности, настойчивости в достижении цели) | 1 мин |
Проверка понимания нового материала | Установить, усвоили или нет кадеты связь между фактами, содержанием новых понятий, устранить обнаруженные пробелы. | Вырабатывает умения оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи. Организует выполнение разнообразных заданий по применению новых знаний. | Решают биологические задачи, заполняют на доске и в тетрадях таблицу «Микроэволюция» Обобщают полученные знания, устраняют пробелы в знаниях. | Познавательные (умение применять знания в новой ситуации). Регулятивные (контроль) | 8 мин |
Подведение итогов урока. Рефлексия | Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. | Предлагает дополнить предложение: 1) Я знаю, что такое … 2) Я могу … 3) Я научился … Оценивает работу класса и отдельных кадет. Аргументирует выставление отметок. | Определяют уровень достижений своих результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей. Участвуют в оценивании ответов товарищей, планируют дальнейшую работу по изучению темы. | Регулятивные (адекватное восприятие отметок и оценок) | 1 мин |