kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока. Биология, 8 класс, тема "Гуморальная регуляция"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение нового ФГОС, основанного на системно-деятельностном подходе, предполагает глубокие системные преобразования всего образовательного процесса школы, в том числе переход от привычного конспекта к технологической карте урока. Поэтому каждому учителю необходимо знать, что такое технологическая карта и как ее проектировать с учетом требований новых стандартов. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Данная технологическая карта – один из примеров нового «конспекта» урока. В ней указаны тип, форма, цели и задачи урока, предполагаемый результат – предметный и метапредметный; в ходе урока отражена деятельность учителя и учащихся на каждом этапе учебного занятия, указано ориентировочное время работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Биология, 8 класс, тема "Гуморальная регуляция" »

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет БИОЛОГИЯ класс 8


Тема урока «Гуморальная регуляция, роль в ней гормонов»

Место урока: урок 2 из 2 по теме «Гуморальная регуляция функций организма»

Тип урока: урок освоения новых знаний (вторая типология)

Форма урока: урок-исследование

Форма учебной деятельности: индивидуализировано-групповая.

Методы обучения: проблемный, работа с учебником, справочной литературой, работа с обучающими программами.

Цель урока: сформировать знания о железах эндокринного аппарата, об особенностях гуморальной регуляции функций организма и роли в ней гормонов.

Задачи урока:

Предметные: знать особенности строения и работы желёз внутренней секреции, эндокринной системы.

Метапредметные:

1.Познавательные УУД:

- формировать умение анализировать, обобщать информацию и делать выводы, систематизировать материал, полученный ранее;

2.Регулятивные УУД:

- формировать умение ставить цель самообразовательной деятельности;

- закрепить умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

3. Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в группе;

- представлять результат своей деятельности.

Личностные: значимость полученной информации (какие функциональные изменения в организме человека связаны с нарушением деятельности желёз внутренней секреции, необходимость обращения к врачу-эндокринологу при нарушении данной функции).

Предполагаемый результат

Предметный результат:

- знают отличия нервной и гуморальной регуляции функций организма, особенности строения и работы желёз внутренней секреции;

- называют и показывают на рисунках, таблице ЖВС, их гормоны;

- понимают значение эндокринного аппарата для нормального функционирования организма.

Метапредметные результаты / УУД:

Личностные:

- обогащение личного опыта учащихся;

- развитие личной ответственности за своё здоровье;

- развитие навыков работы в группе;

- прививать интерес к познавательной деятельности;

- развитие умения оценивать свою деятельность.

Познавательные:

- владеть приёмами отбора и систематизации материала;

- анализировать, сравнивать, группировать;

-извлекать информацию из текста в соответствии с целью чтения;

- фиксация собственных затруднений в деятельности, выявление их причин;

- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

- ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию;

- формировать навыки и умения оформления устных высказываний согласно заданию.

Коммуникативные:

- строить устное и письменное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

-  формировать способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группах;

- формировать умение сотрудничать в группе;

- осуществлять взаимопроверку выполненной работы в группе;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- продуктивная коммуникация, развитие навыков сотворчества;

Регулятивные:

- определять степень успешности работы;

- выявлять проблему, определять цель урока, формулировать учебную задачу;

- формировать умение настраивать себя на продуктивную работу;

- формировать умение оценивать свою работу на уроке на разных этапах;

- закреплять умение самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- закреплять умение осуществлять взаимный контроль;

- развивать у учеников внимание, память, концентрацию.

Педагогические технологии

Оборудование

- технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве

Учебник: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек. 8 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендован Министерством образования РФ. М.: Дрофа, 2013

- мультимедийное приложение к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» (электронное учебное издание, ИД «Дрофа»)

- мультимедийный комплекс (проектор, экран, ПК), презентация урока («Гормоны», авторская)

- 5 ноутбуков для работы в группах

- таблица «Эндокринная система человека» с изображением ЖВС




ХОД УРОКА


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Организационный момент – 1 минута

Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает учащихся на продуктивную деятельность

Готовят к уроку учебные принадлежности, настраиваются на продуктивную работу

Регулятивные: самостоятельно организуют своё рабочее место, настраивают себя на продуктивную работу.

Самооценка готовности к уроку


Актуализация знаний – 3 минуты

Проводит фронтальный опрос, выдаёт индивидуальное задание, контролирует правильность выполнения (совместно с учащимися)

Фронтальный блиц-опрос:

- Какие железы есть в организме? Приведите примеры.

- Что знаете о гормонах? Почему раньше они назывались секретами?

- Есть ли у животных эндокринный аппарат? А у растений?

Индивидуальный опрос: на доске составить схему видов желёз.

Отвечают на поставленные вопросы, оценивают правильность составления схемы

Познавательные:

- ориентируются в своей системе знаний

Коммуникативные:

- слушают и понимают речь других;

-строят устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- отвечают на вопросы учителя

Регулятивные:

- принимают учебную задачу;

- выполняют задания учителя;

- планируют свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

- фронтальный опрос;

- выяснение готовности класса к изучению нового материала;

- участие в дискуссии, ответы на вопросы;

- оценочное суждение, коррекция ответов учащихся


Создание проблемной ситуации, целеполагание – 5 минут

Создает учебную проблему. Организует работу по формулированию темы урока, целей, по принятию всеми учащимися целей урока.

- Проанализируйте следующую информацию. Когда Наполеон собирался воевать с Россией, он отправил в Альпы вербовщиков, чтобы те набрали солдат, не боявшихся морозов. Вербовщики вернулись ни с чем, более того, они тряслись от страха, утверждая, что встречали целые деревни, заселённые больными людьми с огромным зобом и не способными ни на какую работу, кроме чистки конюшен. Как вы думаете, почему люди, дышавшие практически стерильным горным воздухом, снабжённые чистейшей водой, оказались больными?

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении;

- формулируют тему и цель урока;

- выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме


Познавательные:

- систематизируют материал, полученный на предыдущих уроках;

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель урока

Коммуникативные:

- формулируют своё мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- высказывают своё предположение

Регулятивные:

- определяют и формулируют цель деятельности на уроке;

- определяют последовательность действий на уроке;

- принимают и сохраняют учебную цель и задачи

- самоконтроль, самооценка;

- оценка умений определять и формулировать цель урока;

- оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению;

- оценка умения формулировать тему урока




Решение учебной задачи – 10 минут

- организует ситуацию решения учебной задачи;

- предъявляет задание для групповой работы

- организовывает самостоятельную деятельность учащихся по освоению новых знаний через работу с учебником;

- организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися.

Работа в 5-ти группах, каждая получает задание: исследовать норму и патологию работы одной из желёз внутренней секреции – гипофиза, щитовидной, поджелудочной, надпочечников и половых желёз. Использовать учебник, справочники, электронный учебник. Результат представить в устном лаконичном докладе.


Выполняют задание, работают в группах, готовят ответы на поставленные вопросы, представляют результат


Познавательные:

- планируют и осуществляют информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;

- извлекают необходимую информацию из текста;

- ориентируются в учебнике;

- структурируют учебный материал, выделяют в нем главное;

- анализируют

Коммуникативные:

- строят монологическую и диалогическую речь;

- слушают и понимают речь других;

- выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы;

- высказывают и обосновывают свою точку зрения

Регулятивные:

- сознательно организовывают свою познавательную деятельность;

- оценивают свои учебные достижения, поведение;

- выдвигают свои гипотезы на основе учебного материала;

- принимают и сохраняют учебную задачу;

- осуществляют самоконтроль;

- осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя;

- делают выводы по результатам работы

- взаимопроверка, взаимоконтроль;

- участие в дискуссии, ответы на вопросы;

- оценка работа в группе;

- создание продуктов деятельности;

- работа с электронным пособием;

- оценка действий по достижению планируемых результатов

Первичная проверка понимания – 7 минут

Организует обсуждение результатов групповой работы учащихся;

обращает внимание на проблемный вопрос и цель урока, побуждает решить, контролирует правильность ответов.


- представляют результаты работы (остальные слушают и в тетрадях делают краткую запись, оценивают работу групп). Отвечают на задания.

Познавательные:

- ориентируются в содержании предмета;

- анализируют

Коммуникативные:

- строят монологическую речь;

- слушают и понимают речь других;

- высказывают и обосновывают свою точку зрения

Регулятивные:

- сознательно организовывают свою познавательную деятельность;

- оценивают свои учебные достижения, поведение;

- делают выводы по результатам работы

- создание продуктов деятельности;

- самоконтроль, самооценка;

- оценка действий по достижению планируемых результатов

Первичное закрепление (применение знаний и умений в новой ситуации) – 7 минут

Организует ситуацию применения знаний для новой учебной задачи;

- организовывает деятельность учащихся по применению новых знаний в задании;

- организует обсуждение ответов учащихся

Инструкция: проанализируйте текст и ответьте на вопрос, выбрав один из вариантов ответа

До начала приёма пациентов беседуют врач и медсестра. Сестра говорит, что вчера читала о Рубенсе и рассматривала репродукции его картин. Ей очень понравился портрет свояченицы художника (полотно «Соломенная шляпка») – красивой дамы с несколько выпуклыми глазами, что считалось изюминкой её красоты. Доктор сказал, что помнит эту работу Рубенса, и отмечает, что женщина была больна и, если бы ее вылечили, она была бы еще красивее. На основании чего доктор поставил свой диагноз, какой?


Справка 1: щитовидная железа – это железа внутренней секреции, которая вырабатывает йодсодержащие тиреоидные гормоны тироксин и трийодтиронин, а также гормон тирокальцитонин, регулирующие рост и развитие организма. Тиреоидные гормоны способствуют накоплению в организме энергии, которая тратится на работу мышц, сердца, на рост новых клеток. С их помощью координируется и вся работа эндокринной системы. Тирокальцитонин отличается от двух других тем, что для его синтеза не нужен йод. Этот гормон контролирует обмен кальция в организме.

Недостаток или переизбыток тироксина и трийодтиронина приводят к возникновению таких болезней, как микседема, базедова болезнь, развитию доброкачественных и злокачественных опухолей. Базедова болезнь, как правило, сопровождается так называемым пучеглазием. Это самостоятельное заболевание, требующее наблюдения не только эндокринолога, но и офтальмолога.

Справка 2: лекарственное и ядовитое растение Красавка-белладонна: видовое название «belladonna» (белладонна) происходит от итальянских слов и в переводе на русский язык означает «красивая женщина». В старину итальянские дамы закапывали сок красавки в глаза, зрачки расширялись – и глаза приобретали особый блеск; кроме того, ягодами натирали щёки, чтобы те приобрели «естественный» румянец. На Руси это растение издавна было известно как «красавка». Другое название, «бешеница», связано с тем, что входящий в состав растения атропин у человека может вызвать сильное возбуждение, доходящее до бешенства.

Варианты ответов:

а) женщина жила в XVII веке, а тогда все чем-нибудь болели;

б) женщина закапывала в глаза сок ядовитого растения красавки-белладонны, отчего зрачки на некоторое время теряли способность сужаться;

в) выпуклые глаза – один из признаков базедовой болезни. Это заболевание щитовидной железы, вызвано её гиперфункцией.

Правильный ответ: в

Критерии оценки

1 балл – если указан верный ответ; 0 баллов – если ответ неверный.

- осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль;

- работают в группах;

- решают задание, применяя полученные знания;

- анализируют учебный материал, организуют поиск решения

Познавательные:

- используют новую информацию для решения учебных заданий;

- самостоятельно используют информацию для решения поставленной задачи;

- применяют знания в нестандартной ситуации;

- систематизируют, обобщают изученное

Коммуникативные:

- строят монологическую речь;

- слушают и понимают речь других

Регулятивные:

- осуществляют самоконтроль;

- ориентируются в содержании предмета;

- контролируют и координируют свою деятельность;

- осуществляют познавательную и личностную рефлексию

- самостоятельная работа;

- оценка умения применять ранее полученные знания при решении заданий;

- взаимоконтроль, взаимопроверка;

- выполнение задания;

- оценка в соответствии с критериями оценивания.


Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 5 минут

«Возвращает» к теме и цели урока. Совместно с учащимися анализирует результаты работы групп. Оценивает работу групп, отдельных учащихся.

Систематизируют изученное, воспринимают оценку.

Познавательные:

- систематизируют, обобщают изученное, делают выводы

Коммуникативные:

- адекватно воспринимают критику ошибок;

- слушают и понимают речь других

Регулятивные:

- адекватно воспринимают оценку;

- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;

- анализируют и осмысливают свои достижения.

- оценка и самооценка работы учащихся на уроке;

- рефлексия деятельности (оценка успешности);

- оценка работы группы

Информация о домашнем задании – 2 минуты

Даёт информацию о домашнем задании, выдаёт индивидуальные задания

Записывают домашнее задание в тетрадь

Познавательные:

- систематизируют, обобщают изученное;

- применяют знания в типичной и нестандартной ситуации

Коммуникативные:

- слушают объяснение учителя, задают уточняющие вопросы

Регулятивные:

- соотносят полученное домашнее задание с изученным учебным материалом.

- оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении заданий





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока. Биология, 8 класс, тема "Гуморальная регуляция"

Автор: Быкова Светлана Семеновна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157383


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства