Тема урока «Гуморальная регуляция, роль в ней гормонов» | Место урока: урок 2 из 2 по теме «Гуморальная регуляция функций организма» |
Тип урока: урок освоения новых знаний (вторая типология) | Форма урока: урок-исследование Форма учебной деятельности: индивидуализировано-групповая. Методы обучения: проблемный, работа с учебником, справочной литературой, работа с обучающими программами. |
Цель урока: сформировать знания о железах эндокринного аппарата, об особенностях гуморальной регуляции функций организма и роли в ней гормонов. | Задачи урока: Предметные: знать особенности строения и работы желёз внутренней секреции, эндокринной системы. Метапредметные: 1.Познавательные УУД: - формировать умение анализировать, обобщать информацию и делать выводы, систематизировать материал, полученный ранее; 2.Регулятивные УУД: - формировать умение ставить цель самообразовательной деятельности; - закрепить умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; 3. Коммуникативные УУД: - формировать умение работать в группе; - представлять результат своей деятельности. Личностные: значимость полученной информации (какие функциональные изменения в организме человека связаны с нарушением деятельности желёз внутренней секреции, необходимость обращения к врачу-эндокринологу при нарушении данной функции). |
Предполагаемый результат |
Предметный результат: - знают отличия нервной и гуморальной регуляции функций организма, особенности строения и работы желёз внутренней секреции; - называют и показывают на рисунках, таблице ЖВС, их гормоны; - понимают значение эндокринного аппарата для нормального функционирования организма. | Метапредметные результаты / УУД: Личностные: - обогащение личного опыта учащихся; - развитие личной ответственности за своё здоровье; - развитие навыков работы в группе; - прививать интерес к познавательной деятельности; - развитие умения оценивать свою деятельность. Познавательные: - владеть приёмами отбора и систематизации материала; - анализировать, сравнивать, группировать; -извлекать информацию из текста в соответствии с целью чтения; - фиксация собственных затруднений в деятельности, выявление их причин; - систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; - ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; - формировать навыки и умения оформления устных высказываний согласно заданию. Коммуникативные: - строить устное и письменное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - формировать способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группах; - формировать умение сотрудничать в группе; - осуществлять взаимопроверку выполненной работы в группе; - формулировать собственное мнение и позицию; - оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - продуктивная коммуникация, развитие навыков сотворчества; Регулятивные: - определять степень успешности работы; - выявлять проблему, определять цель урока, формулировать учебную задачу; - формировать умение настраивать себя на продуктивную работу; - формировать умение оценивать свою работу на уроке на разных этапах; - закреплять умение самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - закреплять умение осуществлять взаимный контроль; - развивать у учеников внимание, память, концентрацию. |
Педагогические технологии | Оборудование |
- технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве | Учебник: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек. 8 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендован Министерством образования РФ. М.: Дрофа, 2013 - мультимедийное приложение к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» (электронное учебное издание, ИД «Дрофа») - мультимедийный комплекс (проектор, экран, ПК), презентация урока («Гормоны», авторская) - 5 ноутбуков для работы в группах - таблица «Эндокринная система человека» с изображением ЖВС |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля |
Организационный момент – 1 минута |
Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает учащихся на продуктивную деятельность | Готовят к уроку учебные принадлежности, настраиваются на продуктивную работу | Регулятивные: самостоятельно организуют своё рабочее место, настраивают себя на продуктивную работу. | Самооценка готовности к уроку |
Актуализация знаний – 3 минуты |
Проводит фронтальный опрос, выдаёт индивидуальное задание, контролирует правильность выполнения (совместно с учащимися) Фронтальный блиц-опрос: - Какие железы есть в организме? Приведите примеры. - Что знаете о гормонах? Почему раньше они назывались секретами? - Есть ли у животных эндокринный аппарат? А у растений? Индивидуальный опрос: на доске составить схему видов желёз. | Отвечают на поставленные вопросы, оценивают правильность составления схемы | Познавательные: - ориентируются в своей системе знаний Коммуникативные: - слушают и понимают речь других; -строят устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - отвечают на вопросы учителя Регулятивные: - принимают учебную задачу; - выполняют задания учителя; - планируют свою деятельность в соответствии с целевой установкой. | - фронтальный опрос; - выяснение готовности класса к изучению нового материала; - участие в дискуссии, ответы на вопросы; - оценочное суждение, коррекция ответов учащихся |
Создание проблемной ситуации, целеполагание – 5 минут |
Создает учебную проблему. Организует работу по формулированию темы урока, целей, по принятию всеми учащимися целей урока. - Проанализируйте следующую информацию. Когда Наполеон собирался воевать с Россией, он отправил в Альпы вербовщиков, чтобы те набрали солдат, не боявшихся морозов. Вербовщики вернулись ни с чем, более того, они тряслись от страха, утверждая, что встречали целые деревни, заселённые больными людьми с огромным зобом и не способными ни на какую работу, кроме чистки конюшен. Как вы думаете, почему люди, дышавшие практически стерильным горным воздухом, снабжённые чистейшей водой, оказались больными? | Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении; - формулируют тему и цель урока; - выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме | Познавательные: - систематизируют материал, полученный на предыдущих уроках; - самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель урока Коммуникативные: - формулируют своё мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - высказывают своё предположение Регулятивные: - определяют и формулируют цель деятельности на уроке; - определяют последовательность действий на уроке; - принимают и сохраняют учебную цель и задачи | - самоконтроль, самооценка; - оценка умений определять и формулировать цель урока; - оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению; - оценка умения формулировать тему урока |
Решение учебной задачи – 10 минут |
- организует ситуацию решения учебной задачи; - предъявляет задание для групповой работы - организовывает самостоятельную деятельность учащихся по освоению новых знаний через работу с учебником; - организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися. Работа в 5-ти группах, каждая получает задание: исследовать норму и патологию работы одной из желёз внутренней секреции – гипофиза, щитовидной, поджелудочной, надпочечников и половых желёз. Использовать учебник, справочники, электронный учебник. Результат представить в устном лаконичном докладе. | Выполняют задание, работают в группах, готовят ответы на поставленные вопросы, представляют результат | Познавательные: - планируют и осуществляют информационный поиск в соответствии с поставленной задачей; - извлекают необходимую информацию из текста; - ориентируются в учебнике; - структурируют учебный материал, выделяют в нем главное; - анализируют Коммуникативные: - строят монологическую и диалогическую речь; - слушают и понимают речь других; - выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы; - высказывают и обосновывают свою точку зрения Регулятивные: - сознательно организовывают свою познавательную деятельность; - оценивают свои учебные достижения, поведение; - выдвигают свои гипотезы на основе учебного материала; - принимают и сохраняют учебную задачу; - осуществляют самоконтроль; - осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя; - делают выводы по результатам работы | - взаимопроверка, взаимоконтроль; - участие в дискуссии, ответы на вопросы; - оценка работа в группе; - создание продуктов деятельности; - работа с электронным пособием; - оценка действий по достижению планируемых результатов |
Первичная проверка понимания – 7 минут |
Организует обсуждение результатов групповой работы учащихся; обращает внимание на проблемный вопрос и цель урока, побуждает решить, контролирует правильность ответов. | - представляют результаты работы (остальные слушают и в тетрадях делают краткую запись, оценивают работу групп). Отвечают на задания. | Познавательные: - ориентируются в содержании предмета; - анализируют Коммуникативные: - строят монологическую речь; - слушают и понимают речь других; - высказывают и обосновывают свою точку зрения Регулятивные: - сознательно организовывают свою познавательную деятельность; - оценивают свои учебные достижения, поведение; - делают выводы по результатам работы | - создание продуктов деятельности; - самоконтроль, самооценка; - оценка действий по достижению планируемых результатов |
Первичное закрепление (применение знаний и умений в новой ситуации) – 7 минут |
Организует ситуацию применения знаний для новой учебной задачи; - организовывает деятельность учащихся по применению новых знаний в задании; - организует обсуждение ответов учащихся Инструкция: проанализируйте текст и ответьте на вопрос, выбрав один из вариантов ответа До начала приёма пациентов беседуют врач и медсестра. Сестра говорит, что вчера читала о Рубенсе и рассматривала репродукции его картин. Ей очень понравился портрет свояченицы художника (полотно «Соломенная шляпка») – красивой дамы с несколько выпуклыми глазами, что считалось изюминкой её красоты. Доктор сказал, что помнит эту работу Рубенса, и отмечает, что женщина была больна и, если бы ее вылечили, она была бы еще красивее. На основании чего доктор поставил свой диагноз, какой? Справка 1: щитовидная железа – это железа внутренней секреции, которая вырабатывает йодсодержащие тиреоидные гормоны тироксин и трийодтиронин, а также гормон тирокальцитонин, регулирующие рост и развитие организма. Тиреоидные гормоны способствуют накоплению в организме энергии, которая тратится на работу мышц, сердца, на рост новых клеток. С их помощью координируется и вся работа эндокринной системы. Тирокальцитонин отличается от двух других тем, что для его синтеза не нужен йод. Этот гормон контролирует обмен кальция в организме. Недостаток или переизбыток тироксина и трийодтиронина приводят к возникновению таких болезней, как микседема, базедова болезнь, развитию доброкачественных и злокачественных опухолей. Базедова болезнь, как правило, сопровождается так называемым пучеглазием. Это самостоятельное заболевание, требующее наблюдения не только эндокринолога, но и офтальмолога. Справка 2: лекарственное и ядовитое растение Красавка-белладонна: видовое название «belladonna» (белладонна) происходит от итальянских слов и в переводе на русский язык означает «красивая женщина». В старину итальянские дамы закапывали сок красавки в глаза, зрачки расширялись – и глаза приобретали особый блеск; кроме того, ягодами натирали щёки, чтобы те приобрели «естественный» румянец. На Руси это растение издавна было известно как «красавка». Другое название, «бешеница», связано с тем, что входящий в состав растения атропин у человека может вызвать сильное возбуждение, доходящее до бешенства. Варианты ответов: а) женщина жила в XVII веке, а тогда все чем-нибудь болели; б) женщина закапывала в глаза сок ядовитого растения красавки-белладонны, отчего зрачки на некоторое время теряли способность сужаться; в) выпуклые глаза – один из признаков базедовой болезни. Это заболевание щитовидной железы, вызвано её гиперфункцией. Правильный ответ: в Критерии оценки 1 балл – если указан верный ответ; 0 баллов – если ответ неверный. | - осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль; - работают в группах; - решают задание, применяя полученные знания; - анализируют учебный материал, организуют поиск решения | Познавательные: - используют новую информацию для решения учебных заданий; - самостоятельно используют информацию для решения поставленной задачи; - применяют знания в нестандартной ситуации; - систематизируют, обобщают изученное Коммуникативные: - строят монологическую речь; - слушают и понимают речь других Регулятивные: - осуществляют самоконтроль; - ориентируются в содержании предмета; - контролируют и координируют свою деятельность; - осуществляют познавательную и личностную рефлексию | - самостоятельная работа; - оценка умения применять ранее полученные знания при решении заданий; - взаимоконтроль, взаимопроверка; - выполнение задания; - оценка в соответствии с критериями оценивания. |
Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 5 минут |
«Возвращает» к теме и цели урока. Совместно с учащимися анализирует результаты работы групп. Оценивает работу групп, отдельных учащихся. | Систематизируют изученное, воспринимают оценку. | Познавательные: - систематизируют, обобщают изученное, делают выводы Коммуникативные: - адекватно воспринимают критику ошибок; - слушают и понимают речь других Регулятивные: - адекватно воспринимают оценку; - прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; - анализируют и осмысливают свои достижения. | - оценка и самооценка работы учащихся на уроке; - рефлексия деятельности (оценка успешности); - оценка работы группы |
Информация о домашнем задании – 2 минуты |
Даёт информацию о домашнем задании, выдаёт индивидуальные задания | Записывают домашнее задание в тетрадь | Познавательные: - систематизируют, обобщают изученное; - применяют знания в типичной и нестандартной ситуации Коммуникативные: - слушают объяснение учителя, задают уточняющие вопросы Регулятивные: - соотносят полученное домашнее задание с изученным учебным материалом. | - оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении заданий |