kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока биологии в 6 классе на тему "Папоротникообразные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Папоротникообразные" отражает деятельность учащихся и учителя на каждом этапе урока. Урок направлен на формирование УУД:

1  Предметные: учащиеся узнают о папоротниках как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами. Знакомятся с понятием «лес каменноугольного периода», выявляют роль древних папоротникообразных в образовании каменного угля.

2  Метапредметные: учащиеся учатся задавать вопросы, искать самостоятельно ответы в ходе исследования и на основе анализа полученных результатов делать выводы. Адекватно подбирать средства для достижения учебной цели.

3  Личностные: формирование научного мировоззрения учащихся на основе сравнения папоротников и мхов и установления усложнения в их строении в процессе эволюции, четкого представления о роли древних и современных папоротникообразных в жизни людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока биологии в 6 классе на тему "Папоротникообразные"»

Урок «Папоротникообразные»

Цель: Выявить особенности строения и жизнедеятельности папоротникообразных, признаки их более высокой организации по сравнению с мхами, значение в природе и жизни человека.

Планируемые результаты обучения:

  • Предметные: учащиеся узнают о папоротниках как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами. Знакомятся с понятием «лес каменноугольного периода», выявляют роль древних папоротникообразных в образовании каменного угля.

  • Метапредметные: учащиеся учатся задавать вопросы, искать самостоятельно ответы в ходе исследования и на основе анализа полученных результатов делать выводы. Адекватно подбирать средства для достижения учебной цели.

  • Личностные: формирование научного мировоззрения учащихся на основе сравнения папоротников и мхов и установления усложнения в их строении в процессе эволюции, четкого представления о роли древних и современных папоротникообразных в жизни людей.



Оборудование:

  • Мультимедиа проектор, экран и компьютер.

  • Гербарии папоротникообразных растений (папоротник, хвощ)

  • Электронный микроскоп, предметные стекла, препарировальные наборы, готовые микропрепараты «Заросток», «Хвощ», «Сорус»

  • Справочники «Жизнь растений», «Комнатные растения» и др.

  • Энциклопедии «Геология» (для детей) и др.

  • Другие литературные источники

  • Горшок с комнатным папоротником

  • Геохронологическая таблица, таблица «Эволюция растений» и др.

  • Фото папоротникообразных древних и современных в компьютере.

  • Презентация «Урок Папоротникообразные»


Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

примечания

  • 1) Уголь – что это? Что вы о нем знаете? Работа с истинными и ложными утверждениями. Просмотр фрагмента фильма «Древние папоротники, хвощи, плауны»

1. Демонстрация каменного угля.

- Что это?

- Как мы его используем?

- Что вы о нем знаете?







2. Я приготовила для вас ряд утверждений о угле, среди них есть истинные, есть и ложные, будьте внимательны.

3. Демонстрация фрагмента фильма «Древние папоротники, хвощи, плауны»

1. Уголь используем для отопления, и некоторые другие варианты применения.

Из курса географии дети знают, что уголь – твердое, горючее полезное ископаемое осадочного происхождения, образованное неразложившимися древесными остатками древних растений.

2. Соглашаются или опровергают утверждения, пытаются аргументировать, понимают, что знаний не хватает. Много сомнений

3. Смотрят фильм

1. Слайд 1 «Уголь» , 2

«Применение каменного угля»







2. Слайд 3 «Истинные и ложные

утверждения



3. Водеофрагмент «Древние папоротники, хвощи, плауны»

  • 2) Работа с утверждениями, вызвавшими сомнения после просмотра фрагмента фильма

«Возвращаемся к утверждениям, которые вызвали у вас сомнения, как теперь вы к ним отнесетесь?»


Вы выяснили главное,-весь уголь на планете, так необходимый человечеству, - это остатки древних папоротникообразных растений.

Теперь они, овладев новыми знаниями, аргументируют все утверждения, кроме последнего, оно по- -прежнему вызывает сомнения.

Слайд 3 «Истинные и ложные утверждения»

  • 3) Постановка вопросов учениками, формулировка цели и темы урока

1.Папоротникообразные и сейчас обитают на нашей планете, можно предположить что процесс углеобразования происходит и в наши дни.

Нужно ли переходить на альтернативные источники энергии или углем нашей планеты можно пользоваться бесконечно?

2. Что надо знать о папоротникообразных чтобы ответить на этот вопрос?

Фиксирую на доске все подряд, помогаю сформулировать, задаю наводящие вопросы, если возникают трудности.




3. Сколько задач вы себе поставили! Глядя на эти задачи можете сформулировать цель урока?

А тема урока?

1.Соглашаются или нет. Выдвигают свои версии, пытаются аргументировать









2. Предлагают, задают вопросы (Где живут? Как устроены? Значение в природе? Как размножаются? Почему сейчас они малочисленны, а в древности были господствующей группой растений? От каких растений они произошли? Почему они вымерли? Какие папоротники бывают? В чем польза для человека? И др)

3. Формулируют цель урока: Изучить папоротникообразные растения


-Папоротникообразные.

Слайды 5-9 «фото папоротниковых зарослей»







Слайд 10

  • 4) Групповая работа: постановка целей группами, распределение ролей, выбор средств достижения цели, выполнение заданий.

1.В жизни решением этих задач занимается целый ряд ученых, сегодня вы в роли ученых-исследователей. Цвет жетона в ваших руках определит, к группе каких ученых вы принадлежите

2. Прежде чем вы начнете работать в группе, неплохо бы вспомнить правила работы в группе.

3. На столе много разных средств, которые могут помочь вам в исследовании, если их правильно выбрать и применить.

4. Каждой группе даю лист с заданиями, лист с алгоритмом представления результата, объявляю регламент выполнения заданий 20 минут

1.Рассаживаются в группы







2. Вспоминают правила работы в группе



3. Обратили внимание





4. Хранители времени фиксируют начало выполнения заданий, распределяют задания, работают, выбирая способы и средства. Ребята могут уточнять, консультироваться по заданию

1.Слайд 11 «биологи, физиологи, экологи, палеонтологи»


2. Слайд 12 «Правила работы в группе»







  • 5) Предоставление результата исследовательской деятельности – новых знаний

У каждого на столах есть лист А4, подпишите сразу фамилию. Во время отчета каждой группы фиксируйте самую важную информацию в индивидуальных рабочих листах – это то, что вы заберете с собой – ваши знания.

Отчет групп с демонстрацией проделанной работы. (сверяемся с ранее записанными на доске вопросами-отвечаем)

Слушают выступления групп, фиксируют информацию в индивидуальных рабочих листах. Выступающая группа демонстрирует на экране фото, слайды, видеофрагменты, изображения, полученные с помощью микроскопа, таблицы, схемы, гербарии.

Слайд 13

  • 6) Формулировка вывода. Соотнесение цели урока с полученным результатом

Процесс углеобразования происходит и в наши дни?

Нужно ли переходить на альтернативные источники энергии или углем нашей планеты можно пользоваться бесконечно?

Какие альтернативные источники энергии вам известны?

Не происходит, потому что современные формы папоротникообразных – травянистые, а древние были древесными. Запасы угля на планете небесконечны, поэтому необходимо переходить на иные источники энергии, в том числе альтернативные: атомную, «солнечную», «ветровую» и «водяную»

Слайд 14

  • 7) Рефлексия

Раздаю листы рефлексии, три вопроса «Что я исследовал? Каким путем я исследовал? Что получил в итоге?» Выполнение 5 минут

Выполняют рефлексию

Слайд 15

  • 8) Домашнее задание.

Задания в рабочей тетради на печатной основе.

Остались ли еще неразрешенные вопросы? Если да, - найдите ответы дома.


Слайд 16 «Домашнее задание»



Формируемые УУД на уроке:

Познавательные: Ставит вопросы по теме; отвечает на свои и чужие вопросы; отбирает источники и информацию для ответов на вопросы, необходимые средства для решения учебных задач; применяет знания, полученные в курсе географии и биологии

Регулятивные: выбирает свою роль в решении учебных задач, участвует в постановке учебных задач и находит пути их решения. Соотносит результат деятельности с целью. Оценивает свой вклад в работу группы. Понимает целесообразность используемых средств для достижения результата.

Коммуникативные: участвует в учебном взаимодействии внутри группы, с соседом по парте; понимает точку зрения другого, аргументирует свою точку зрения. Предоставляет результат проделанной работы



Приложение 1

Истина или ложь?

1) Каменный уголь на нашей планете-это остатки древних упавших метеоритов.

2) Запасы каменного угля на планете – это остатки древних папоротникообразных растений.

3) Древние папоротникообразные были господствующей группой растений 300 млн лет назад.

4) Во времена древних папоротникообразных климат на Земле был жаркий и сухой

5) Период господства древних папоротникообразных называется каменноугольным

6) Господству древних папоротникообразных способствовал жаркий влажный климат.

7) Каменный уголь образовался при сгорании древних папоротникообразных

8) По ископаемым остаткам древних папоротникообразных можно понять, как развивался растительный мир.

9) Каменный уголь образовался в течение миллионов лет из неразложившихся остатков древних папоротникообразных.

10) Запасы угля на планете никогда не закончатся, потому что и сейчас происходят процессы углеобразования.



Приложение 2

Группы ученых

Биологи-ученые, изучающие растения в их среде обитания, особенности строение растений.

Физиологи – ученые, изучающие процессы жизнедеятельности растений.

Палеонтологи – ученые, изучающие историю развития жизни на земле по ископаемым остаткам растений и животных

Экологи – ученые, изучающие многообразие растительного мира, взаимодействие растений между собой и с окружающей средой, значение для человека.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
технологическая карта урока биологии в 6 классе на тему "Папоротникообразные"

Автор: Ожегова Дарья Геннадьевна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249801


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства