Этапы урока | Цель данного этапа | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1.Организационный момент | Создать эмоционально-психологическую готовность учащихся к общению и предстоящей учебно-познавательной деятельности. | Стих: «На уроке будем думать, предлагать и рассуждать, и с собой возьмём внимание, дружбу, интерес, старание». | Приветствие, информационный настрой на урок (стих). | Приветствие партнеров. В тетради запись числа и темы. Целеполагание при помощи учителя: Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма растений. | 3мин. |
2.Актуализация знаний | Проверка знаний учащихся, выявление причин появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. |
Методы биологии. Устройство микроскопа. Общий план строения эукариотической клетки. | - Природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней. ? Как в старину называли природу и науки о ней? ? Что изучает наука биология? ? Какие методы наиболее часто используются в биологии? ? Как устроен микроскоп и как узнать, во сколько раз он даёт увеличение? - У нас у всех одни и те же предки, Как близнецы похожи наши клетки, От маленькой бесформенной амёбы До сильного огромного кита… ? Что лежит в основе строения всех живых организмов? - Клетка (презентация): ? С каким продуктом питания можно сравнить общий план строения эукариотической клетки | Отвечают на вопросы: -Природу в старину называли естеством, а науки естественными. -Биология - наука о живых организмах и формах жизни. -Методы биологии: наблюдение, измерение, эксперимент/опыт. -Необходимо увеличение окуляра умножить на увеличение объектива
.
-Клетка – структурно-фун-кциональная единица живого организма -Яйцо: скорлупа с порами - цитоплазматическая мембрана, желток – ядро с ядрышком, белок - цитоплазма | 12мин. |
3.Мотивация. | Подготовить учащихся к восприятию нового материала, вызвать интерес к изучению новой темы. | Специфические органоиды растительной клетки. | Сказка о житие – бытие растительной клетки Загляните на часок В нашу клетку-теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям. Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук. В клетку пища поступает Очень даже непростая, Днём и ночью круглый год Поступает кислород. Должен пищу он окислить, А из клетки – углекислый. Часть веществ построит клетку, (Так растёт листок иль ветка) Часть – отложится в запас, Что не нужно в тот же час Удаляется из клетки. Коли пища поступает, Клетка быстро подрастает. Наступает миг деленья, Это не одно мгновенье. Длится рост и размножение Столько, сколь живёт растение. И название “растение” Получило объяснение. Мы вам сказку рассказали. Что о клетке вы узнали? ? Кто открыл клетку? ? Какие процессы происходят в клетке, какими свойствами она обладает?
? Аргументируйте фразу «Большой мир маленькой клетки». |
-Естествоиспытатель Роберт Гук -Свойства клетки: дыхание, питание, выделение, метаболизм, рост, развитие, размножение, наследственность, изменчивость, раздражимость, регенерация. ! Вывод: Клетка имеет сложное строение и обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА – ЖИВАЯ. | 5мин |
4.Первичная проверка знаний и способов деятельности учащихся. | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы желаем Вам добра. Выходите на разминку да, да, да. Ножками потопали. Ручками похлопали. Наклонились раз, два, три. Веселей на всех смотри. Улыбка – ключ к успеху Развивать умение структурировать материал. | Понятия: Цитология. Ботаника. Анатомия. Физиология. Органоиды: целлюлозная оболочка, пластиды, вакуоль. | -ИКТ - Растительная клетка (интерактивная модель) : ? В царстве растений встречаются одноклеточные и многоклеточные организмы. Как вы думаете, какие специфические органоиды находятся в их клетках? . | -Рассуждают, выдвигают версии, оценивают и анализируют ответы одноклассников, приходят к единому мнению: целлюлозная оболочка, пластиды, вакуоль. | 5мин. |
5.Применение знаний и способов деятельности. | Перенос теоретических знаний на практические действия через групповую деятельность: обмен информацией посредством взаимоконтроля. | Понятия: Ядро Цитоплазматическая мембрана Цитоплазма Органоид Целлюлозная оболочка Хлоропласт Вакуоль Включение Окуляр Объектив | ВНИМАНИЕ Ӏ вариант Установите соответствие между названиями и их характеристиками. Ответы впишите в приведённую ниже таблицу. Основные части клетки и микроскопа | Характеристика | 1.Ядро | А. Полужидкая внутренняя среда, объединяющая все части клетки в единое целое | 2.Цитоплазматическая мембрана | Б. Органоид, не являющийся частью цитоплазмы, хранящий наследственную информацию и контролирующий процессы жизнедеятельности в клетке | 3.Цитоплазма | В. Изолирует клетку от окружающей среды, обеспечивая обмен веществ и энергии, обладая избирательной проницаемостью | 4.Органоид | Г.Линза, обращённая к глазам в верхней части тубуса | 5.Окуляр | Д.Постоянная структурно-функциональная единица клетки |
ӀӀ вариант Установите соответствие между названиями и их характеристиками. Ответы впишите в приведённую ниже таблицу. Специфические части растительной клетки и микроскопа | Характеристика | 1.Целлюлозная оболочка | А.Хранит клеточный сок, поддерживает форму клетки | 2.Хлоропласт | Б.Покрывает клетку с наружи, поддерживая форму, защищает от внешних воздействий | 3.Вакуоль | В.Придаёт зелёный цвет, образует на свету и запасает органические вещества | 4.Включение | Г.Линза в нижней части тубуса | 5.Объектив | Д. Непостоянная структурно-функциональная единица клетки |
МОЛОДЦЫ | -Ученики думают, заполняют бланк ответов. - Производят самооценку и взаимоконтроль по ключу для ответов и критериям. . | 5мин.
|
6. Обобщение и систематизация знаний. | Закрепление и систематизация знаний. | Все органы растительного организма состоят из клеток. | - Комментированное чтение § 8 стр.36 (абзац 4) | Вывод: Клетка - биосистема | 2мин.
|
7.Подведение итогов, домашнее задание. | Обеспечить понимание личностно – значимых знаний в жизни обучающихся. | Познавательный интерес и мотив, направленный на изучение природы.
| Предлагает синквейн 1.Клетка 2.Эукариотическая, прокариотическая 3.Функционирует: дышит, питается, развивается 4.Клетка – структурно-функциональная единица живого организма 5. «Кирпичик» | Рассуждают, делают выводы по уроку. Запись дифференцированного домашнего задания в дневниках: по § 7 - 8 Синквейн Проект - модель клетки Кроссворд Сказка | 8мин. |
8.Выставление оценок | Формирование способности рефлексировать свою деятельность. | Рефлексия. | | Выставление оценок. | 5мин. |