kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ФОТОСИНТЕЗ. ВЫРАЩИВАНИЕ РАСТЕНИЙ В «ЗАКРЫТОМ» ГРУНТЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соотвествии с ФГОС  Урок повторения изученного материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ФОТОСИНТЕЗ. ВЫРАЩИВАНИЕ РАСТЕНИЙ В «ЗАКРЫТОМ» ГРУНТЕ»

Тема урока: ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ФОТОСИНТЕЗ.

ВЫРАЩИВАНИЕ РАСТЕНИЙ В «ЗАКРЫТОМ» ГРУНТЕ



Цели: образовательные: закрепить знания учащихся о внешнем строении листа, процессе фотосинтеза, выявить методы влияния человека на фотосинтез, а также способы выращивания растений; развивающие: активизировать мыслительную деятельность учащихся, формировать навыки работы с натуральными объектами, текстом учебника; формировать (развивать) монологическую речь; поддерживать мотивацию обучения, в том числе и за счет практической направленности урока; воспитательные: экологическое, экономическое воспитание.


Оборудование: 9 комнатных растений (с бирочками), магниты, номера (10), ответы (таблички); комнатное растение хлорофитум, пестролистый, йод, вата; листочки бумаги для практической работы.


Методы: демонстрация, наблюдение, работа с учебником, беседа, дидактические игры «Правильно – неправильно», «Третий лишний».


ХОД УРОКА


Вступление. Мы продолжаем изучение темы «Побег». Но прежде, чем поговорить о влиянии человека на фотосинтез вспомним ранее пройденное.


  1. ПОВТОРЕНИЕ


1) Дидактическая игра «третий лишний»


На первых трех столах по 3 комнатных растений, одно из которых лишнее. Показать какое и объяснить, рассмотрев внешнее строение (признаков для сравнения 2).


Проверка заданий 1,2. Слова Тимирязева.


Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вас сахар, крахмал, жиры и зерно, он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений».




2) Дидактическая игра «Правильно – неправильно»

Условия: на листочках (уже розданы) записываем фамилию, вариант: 1 вариант – правильно, 2 вариант – неправильно. Суждения читаю дважды, № суждений – на табличках.

  1. Растения обогащают воздух О2

  2. Это происходит благодаря процессу дыхания

  3. В пластидах зеленого листа находится хлорофилл.

  4. Здесь из СО2 образуются органические вещества

  5. Так же, как дыхание, фотосинтез происходит постоянно в течение суток.

  6. В результате фотосинтеза увеличивается масса растения.

  7. Растения при хорошем освещении днем выделяют значительно больше О2 , чем его поглощают в темноте ночью.

  8. Дыхание листьев на свету прекращается.

  9. Хозяйка на огороде оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила?

  10. Гусеницы повредили листья свеклы. Отразится ли это на урожае?

Листочки сдают. Ответы на магнитной доске.


1в. – правильно – 1,3,6,7,10

2в. – неправильно – 2,4,5,8,9.


3) Биологические задачи


1. Почему виноград снимают в солнечную погоду, а в пасмурную воздерживаются от уборки? (В пасмурную погоду в нем меньше сахара)

2. Какие органы употребляют в пищу у редиса? Томата? Свеклы? Почему? Откуда в них запас питательных веществ?

3. Существует ли связь между сбором листовых растений (укроп, салат и т.п.) и временем суток? Почему? (Вечером, в клетках мякоти листа накапливается максимум органических веществ, образованных днем в результате фотосинтеза. Ночью происходит отток органических веществ из листьев в другие органы. Значит, сбор нужно производить вечером.


Для справки: ежегодно растения всей Земли образуют около 40 млрд. тонн органических веществ.


4. Листья хлорофитума пестролистного обработали йодом. Что произошло? Почему? Демонстрация опыта.

Дополнительно: Как называются пластиды бесцветные в других клетках этого хлорофитума?

5. «Мы требуем, чтобы по праву

И кусты, и деревья, и травы –

Бесценный дар кислородный –

Берег и ценил человек».

Почему автор называет растения даром кислородным? Разве они не поглощают кислород при дыхании?

Для справки: ежегодно растения выделяют в атмосферу 460 млрд. тонн кислорода.



2. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

1) К.А. Тимирязев писал: «В сущности чтобы ни производил сельский хозяин или лесовод, - он, прежде всего, производит хлорофилл и уже через посредство хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.».

Растения

1гр.: фиалка, традесканция, герань

2гр.: колеус, хлорофитум, бегония

3гр.: «Березка», колеус, традесканция


2) К.А. Тимирязев говорил, что в зеленом листе сама сущность растительной жизни, что растения – это, прежде всего, лист. Не было бы у растений листьев, не было бы на Земле жизни. Объясните это высказывание (желательно кратко).

Задание: зарисовать схему фотосинтеза, рассказать о протекании этого процесса.


Когда подойдет ученик к доске: для справки:

Термин «фотосинтез» был предложен в 1877г.

Немецким физиологом Пфеффером.


После ответа – слова Тимирязева.


4) Пока готовятся: головоломка – пословица

листь

где

фрук

нет


ев,

там

и

тов

нет

Найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, прочитайте пословицу.

(Где нет листьев, там нет и фруктов).


Для справки: термин «хлорофилл» был предложен в 1818 году французскими химиками Пельтье и Каванту.


Какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процесса фотосинтеза в растения?


ПОИСКОВАЯ БЕСЕДА

А) внесение органических удобрений (перечислить – навоз, торф) – обогащают приземный слой воздуха СО2, который выделяется за счет разложения органических веществ микроорганизмами;

Б) создание оптимальной густоты стояния, которое обеспечивает хорошую освещенность;

В) обеспечение растений водой.


2) На улице мороз, скрипнет снег под ногами, леденит дыхание ветер, но вот открывается дверь и перед вами по-летнему зеленый сад. Это сказка или быль? В какое помещение мы попали?


Выращивание культурных растений


Задание: заполнить «слепой конспект» по пр. 27:


Открытый грунт закрытый грунт


  1. Оранжерея

  2. Парники

  3. Т еплицы


Почва аэропоника гидропоника

преимущества:

  1. выше урожай;

  2. проще бороться с сорняками

  3. сохранность почв


Мало кто догадывается, какие серьезные экологические проблемы существуют вокруг теплиц и оранжерей. Снабжая нас круглый год свежими овощами, цветами, эти сооружения под стеклянной крышей наносят окружающей среде вред не меньший, чем какое-либо химическое предприятие. Одна из главных проблем – проблема почвы.


Для справок: - чтобы подготовить 1 га высококачественных почвосмесей, порой потребуется уничтожить 8 – 10 га пашни. Уничтожить в прямом смысле слова: - мы уже не увидим возрожденной земли. На восстановление почвенного покрова природа тратит около 100 лет. Менять же грунт в теплицах приходится периодически: под овощами практически ежегодно, под цветами – еще чаще.

Но проблема разрешена. Это методы выращивания растений без почвы:

Аэропоника -? распыление питательных веществ в зоне корней, находящихся в воздухе;

Гидропоника - ? выращивании растений на питательных растворах. Впервые – 1910г. русский ученый Арциховский.


Преимущества – возврат к схеме.


3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подведем итог, сказанному на уроке.

Беседа:

  1. Для чего предназначены парники?

  2. Что выращивают в оранжереях?

  3. Перед новым годом на прилавках овощных магазинов много зеленого лука, петрушки. Где зимой можно вырастить эти культуры?

  4. Есть ли тепличное хозяйство в Смоленске? (совхоз Козинский, Талашкино)

  5. Как в зимнее время или в пасмурную погоду создать дополнительное освещение в «закрытом грунте»?

  6. Часто в теплицах с целью повышения урожая выращиваемых растений сжигают опилки или раскидывают на стеллажах сухой лед. Зачем это делают?

  7. В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг СО2 при образовании 7 кг плодов. Как можно увеличить содержание СО2 в воздухе теплиц? (внесение органических удобрений).

  8. «Навоз – настоящая печь, только без огня и дыма», - говорят в народе. Объясните смысл высказывания.

  9. Как человек может увеличить процесс фотосинтеза в растениях?


Подведение итогов.


4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ пр. 27



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ФОТОСИНТЕЗ. ВЫРАЩИВАНИЕ РАСТЕНИЙ В «ЗАКРЫТОМ» ГРУНТЕ

Автор: Оловянникова Тамара Александровна

Дата: 09.02.2023

Номер свидетельства: 625252


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства