kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: "Отдел Покрытсеменные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Отдел Покрытсеменные"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Отдел Покрытсеменные"»


План-конспект урока

Дата:

Тема урока: «Отдел Покрытосеменные»

Тип урока: комбинированный урок.

Технология построения урока: развивающее обучение.

Цель: формирование знания о характерных особенностях строения покрытосеменных растений, их многообразии, приспособленности к условиям окружающей среды; значении покрытосеменных в природе и жизни человека.

Задачи:

- образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению сведений о многообразии покрытосеменных растений; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значении голосеменных, их роли в природе; раскрыть особенности строения покрытосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению с другими растениями.

- развивающие: развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником и презентацией; научить распознавать покрытосеменные растения; развивать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы), умения выражать свои мысли, организовать совместную деятельность на конечный результат, умения провести оценку и самооценку деятельности на уроке.

- воспитательные: продолжить формирование экологического воспитания школьников

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

Учащийся  должен знать: признаки, свойственные покрытосеменным растениям; особенности строения покрытосеменных растений; значение покрытосеменных в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: различать покрытосеменные растения; называть черты отличия между споровыми и семенными растениями, давать характеристику покрытосеменным растениям

Учащиеся могут узнать:

-покрытосеменные растения, произрастающие за пределами.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

-коммуникативные: - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.

-познавательные: - работать с учебником; находить отличия; составлять схемы-опоры; работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов; сравнивать и выделять существенные признаки; уметь использовать графические схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Коммуникативные УУД

1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.

2. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения особенностей строения растений.

4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

5. . Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки

Личностные УУД

1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

4. Оценивать собственный вклад в работу пары

Формы работы: фронтальная, в парах, работа с текстом.

Методы:

- основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

- дополнительные: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с натуральными объектами, рисунками, схемами, презентацией); практические (поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Информационно-технологические ресурсы: учебник, гербарные материалы, презентация

Основные понятия, изучаемые на уроке: покрытосеменные (цветковые), цветок, плод, жизненные формы: деревья, кустарники, травы; однолетние, двулетние, многолетние растения

Методы, приемы, средства

Ход урока



I.Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание положительного эмоционального настроя у учащихся.

Постарайтесь быть внимательными и активными. Желаю всем успеха.







Фронтальный опрос

(устно)
















Индивидуальный опрос

(работа с карточками)

III. Проверка ЗУН по домашнему заданию.

На прошлом уроке мы изучали высшие споровые растения: папоротникообразные. Давайте повторим изученное.

1.На какие отделы включает данная группа растений? (плауны, хвощи, папоротники)

2. Какие группы по способу размножения выделяют в группе высшие растения? (споровые, семенные)

3. Почему плауны, хвощи и папоротники относят к высшим споровым растениям? (имеют ткани, тело расчленено на корень, стебель, листья)

2. Где они растут? (болота, луга, леса)

3. Назовите типичного представителя отдела Плауны? (плаун булавовидный)

4. Где можно встретить данного представителя? (в хвойных и смешанных лесах).

5. Кто является представителем отдела Хвощевидные? (хвощ полевой)

5. Какие листья имеет хвощ полевой? (мелкие, чешуевидные)

6. Что служит папоротникам для размножения? (споры)

7. Где располагаются споры у папоротников? Почему? (на нижней стороне листа, легче распространять, защищены).

8. Каково значение хвощей в природе и хозяйственной деятельности человека?

9. Как называются листья папоротников? (вайи)

10. Кто является представителем отдела Папоротниковидные? (щитовник мужской)


Индивидуальные карточки

Карточка 1, 2, 3




Вводная беседа


Демонстрация презентации

"Отдел Голосеменные"






Формулирование темы и цели урока


Запись на доске и в тетрадях учащихся






Демонстрация презентации

"Отдел Голосеменные"




Демонстрация натуральных объектов





Демонстрация презентации

"Отдел Голосеменные"

"









Демонстрация презентации

"Отдел Голосеменные"


















Демонстрация микропрепарата «Хвоя сосны» под микроскопом







Демонстрация аппликации























Групповая работа по инструктивным карточкам

II. Сжатое изложение нового материала.

1.Подготовка к восприятию нового материала.

Учеными установлено, что сегодня на Земле господствуют растения, размножающиеся семенами. Возникновение семенного размножения, появление семени-важный этап в историческом развитии растений, так как в семени зародыш в течении длительного времени сохраняется от неблагоприятных условий. В отличие от спор семена имеют запас питательных веществ.

Сегодня мы с вами изучим одну из групп семенных растений.

Посмотрите, на слайде изображена известная картина одного русского художника. Кто знает, как называется картина и кто ее автор?

Какие деревья изображены на картине?

Относятся ли они к числу споровых растений?

2. Формулирование темы и цели урока.

Сегодня мы познакомимся с древней группой семенных растений, которые относятся к отделу Голосеменные

Сейчас откройте ваши тетради и запишите число и тему урока: "Отдел Голосеменные".

Давайте с вами попробуем сформулировать цель нашего урока. Цель нашего сегодняшнего урока является изучить характеристику отдела, многообразие представителей, значение в природе и жизни человека Голосеменных.

3. Изучение нового материала.

а) Голосеменные-первые семенные растения. Теперь взглянем на карту растительности России. Что мы видим? Огромные пространства заняты лесами, основу которых составляют голосеменные растения. А их всего лишь 550 видов.

Почему же они получили такое название?

Посмотрите, у меня есть яблоко, можем мы сейчас увидеть его семена?

Что нужно сделать, чтобы семена рассмотреть? То есть семена яблони спрятаны внутри плода, они со всех сторон защищены мягкой тканью.

А вот семена в шишках сосны или лиственницы, как только созреют, сразу высыпаются, потому что они открыто лежат на чешуях шишек. Поэтому Голосеменные получили такое название.

Голосеменные были первыми семенными растениями на планете. Своего расцвета они достигли около 150 млн. лет назад. Голосеменные растения вытеснили споровые растения и встали на ступеньку выше. И вот здесь возникает вопрос- Почему голосеменные вытеснили споровые?

Если голосеменные растения смогли вытеснить споровые растения, то возможно они имеют некоторые преимущества.

Перенесёмся в те времена, когда безмолвном лесу господствуют гигантские папоротники, хвощи и плауны. Повсюду вода, сыро и тепло. Но со временем климат стал сухим.

Как это отразилось на жизни споровых? (Стали вымирать).

Какую роль играет вода в размножении споровых? (Мужская гамета движется к женской по воде).

Прослушайте текст и выделите две-три главные особенности, благодаря которым голосеменные заняли господствующее положение после смены климата.

Голосеменные растения представлены деревьями, кустарниками (травянистых растений нет) Листья большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. У некоторых видов, например у кипариса, листья – чешуйчатые Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковым веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям.

б) Класс Хвойные. Из современных голосеменных растений наиболее известны Класс Хвойные. Они устойчивы к неблагоприятным условиям и широко заселяю леса нашей страны и многих стран мира.

К ним относятся ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис.

Некоторые из них достигают больших размеров калифорнийское мамонтово дерево, дугласова пихта.

в) Сосна обыкновенная. Характерные особенности голосеменных мы свами изучим на примере сосны обыкновенной.

Сосны — это светолюбивые деревья, они не выносят затенения. Сосны могут поселяться на разных почвах. Они имеют мощную разветвлённую корневую систему  и способны укореняться и расти на песчаных дюнах и склонах, на болотах и даже на каменистых скалах.

Сосна имеет корень, стебель и листья.

 Нижние сучья на соснах быстро отмирают, так как питательные вещества в нижней части деревьев расходуются быстрее, чем накапливаются в процессе фотосинтеза.

Листом сосны является  хвоинка. Хвоинки расположены по две вместе на коротеньких побегах. Хвоя у дерева меняется постепенно. Хвоинки опадают вместе с побегом через 2–3 года.

Через небольшую поверхность хвои испаряется небольшое количество воды, поэтому сосны являются засухоустойчивыми растениями.

Весной на верхних ветвях сосны образуются два типа шишек. Мужские шишки растут тесными группами в нижней части новых побегов. Женские шишки образуются на верхушках ветвей, они одиночные и имеют красноватый цвет. Женские шишки остаются на дереве несколько лет. Они растут и меняют цвет сначала на зелёный, а позже — на коричневый.  

В мужских шишках развивается пыльца. У каждой частички пыльцы имеются два воздушных пузырька, которые помогают ей удерживаться в воздухе. Когда пыльца созревает, она переносится ветром на женские шишки. Среди чешуек женских шишек находятся семязачатки. Когда пыльца попадает на семязачаток, происходит опыление. Женские шишки меняют цвет — становятся зелёными и опускаются вниз.

Следующей весной происходит оплодотворение, и среди чешуек шишки начинают расти семена. Семена созревают и хранятся в шишках до следующей весны. Только на третий год семена высыпаются. У каждого семени имеется крыло, чтобы ветер мог его унести как можно дальше. Попав в благоприятные условия, семена прорастают.

Сосны бывают высотой до 30–40 м, а продолжительность их жизни может составлять 350–400 лет.

Г) Условия произрастания. Особенности строения сосны и ели.

На цветных карточках нарисуйте за 10 сек. контур сосны на одной стороне и контур ели- на другой.

Ель и сосна это деревья, у них есть ствол и крона. Какая крона у сосны?

Ответ: у сосны на верхушке, без формы, у ели в виде конуса.

Продолжим сравнение этих деревьев Половина класса читает описание сосны и заполняет третий столбик в таблице.

Вторая половина читает описание ели и заполняет второй столбик в таблице. Работаем в парах, обсуждаем шепотом.

Текст 1,2

Два ученика приглашаются к доске. Они зачитывают признаки ели и сосны в сравнении.


Обобщение по блоку изучения нового материала

Таким образом, голосеменные-это первые семенные растения. Самым многочисленным классом являются Хвойные. Они играют большое значение в природе и жизни человека.




Запись на доске и в тетрадях учащихся



III. Работа по запоминанию изучаемого материала.

Запишите в тетрадь особенности голосеменных растений.

Особенности:

1. Жизненная форма - древесные и кустарниковые.

2. Большинство голосеменных растений вечнозеленые.

3. Игольчатые листья - хвоя.

4.Смоляные ходы в древесине.

5.Размножение без участия воды.








Индивидуальная работа с карточками












Групповая работа по инструктивным карточкам


VI. Упражнение по выработке умений, использования усвоенных знаний на практике.

Инструктаж

Организационный:

  1. Выполните лабораторную работу по инструктивной карточке.

  2. Продолжительность 5 минут

  3. Работайте аккуратно, обсуждаем этапы работы шепотом в парах.

  4. Оформить отчет в маршрутном листе.

  5. 2 ученика отчитаются о проделанной работе.

Технический:

Карточка с ЛР, маршрутный лист, побеги, шишки сосны и ели.

Лабораторная работа:

Тема: «Строение побегов, хвоинок и шишек ели и сосны»

Цель: изучить особенности строения хвои и шишек хвойных растений на примере ели и сосны.

Оборудование: побеги ели и сосны, шишки ели и сосны, лупы, линейка.

1.Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами). Свои наблюдения внесите в таблицу

2.Рассмотрите внешний вид сосновых шишек. Отметьте их размер. Данные занесите в таблицу.

3.Те же самые наблюдения проведите с хвоей и шишками ели. Данные занесите в таблицу.

Признаки сравнения

Ель

сосна

1.Длина хвоинки

 

 

2. Цвет хвоинки (светло-зеленая, темно-зеленая)

 

 

3. Расположение хвоинок на побеге (по одной, парами, пучками)

 

 

4. Длина шишки

 

 

5. Форма шишки

 

 




Работа с учебником

Индивидуальная работа в тетради


V. Работа по глубокому осмыслению нового материала.

Составьте схему «Значение голосеменных растений», используя текст учебника на стр. 95.




Фронтальный опрос

(устно)


VI. Общий контроль за качеством усвоения новой темы.

  1. Какая группа растений на данный момент занимает господствующее положение на Земле?

  2. Какой класс самый многочисленный в отделе Голосеменные?

  3. В чем преимущество семенного размножения над споровым?

  4. Сколько и какие виды шишек образуются на побегах у сосны обыкновенной?

  5. Какие общие особенности характерны для голосеменных?

  6. Какое значение играют голосеменные в природе и жизни человека?


Прием «Продолжи фразу»


VII. Рефлексия

Прием «Продолжи фразу»

Сегодня я узнал... Было трудно... Мне захотелось... У меня получилось....

Мне было интересно... Я понял, что... Я теперь могу...


Запись в дневниках учащихся 

Внесение пояснений по домашнему заданию

Домашнее задание

Параграф 22, стр. вопросы. Выучить записи в тетрадях.

Согласно друидов, у каждого человека есть своё дерево-талисман. Какое дерево из голосеменных вы выбрали бы своим талисманом?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Тема урока: "Отдел Покрытсеменные"

Автор: Ширяева Мария Николаевна

Дата: 14.12.2022

Номер свидетельства: 620349


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства