4. Целеполагание | Давайте попробуем определить, что такое иммунология? (в рабочую карту урока записывают) Иммунология – наука об иммунитете Как вы думаете, что она изучает? Именно это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке. Цели урока: узнать, что изучает иммунология, каковы её цели и задачи; узнать, что такое вакцина, сыворотка, аллергены, резус-фактор, группы крови; познакомиться с вкладом ученых в развитие иммунологии; составить схему переливания крови, схему «виды иммунитета», выяснить значение резус-фактора и причину резус- конфликта. Сл 3 | Формируют тему и цель урока, планируют учебную деятельность. | Умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. | Р: Умение определять цель работы, ставить задачи, планировать её выполнение. К: Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. | Осмысливают тему и цель урока. Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира; уважительное отношение к другому человеку и его мнению. |
5. "Открытие" нового знания | Учитель: В настоящее время существует много профилактических и лечебных медицинских учреждений, которые помогают нам бороться с инфекционными болезнями. Нам бесплатно делают прививки. Но были и другие времена, когда ещё не знали о прививках. Вот посмотрите на экран Сл 4 Учитель: Именно так выглядели города в 14 веке .Как вы думаете , почему я показала вам этот фрагмент? И о чем в нём говорится?( люди умирали от неизвестных болезней и не знали как с ними бороться) Вам были даны индивидуальные задания и задания первое было : Найти исторические факты распространения страшных инфекций (ученик, работавший по индивидуальному заданию делает сообщение «История эпидемий на Земле» ) Учитель: Ученые всего мира поставили перед собой задачу. Во что бы то ни стало найти причину этих страшных болезней. И второй ученик получил задание узнать, как учёные решали эту сложную задачку. ( ещё одно индивидуальное сообщение «История развития иммунологии») Учитель: Спасибо ребята. Так почему сегодня на земле нет эпидемии оспы, чумы?(Научились с ними бороться) А как с ними борются? ( прививки, вакцины) Задание. Найдите в учебнике определение, что такое вакцина? И попытаемся определить, что такое вакцинация? ( вакцина- ослабленный вирус бактерий, вакцинация- введение вакцины) Запишите эти понятия в вашу рабочую карту. Учитель: -А для чего поводят вакцинацию?( вырабатывают иммунитет) -А, что же делать, если вирус уже попал в организм и начал своё разрушительное действие? ( вводят лечебные сыворотки) Что это такое? Найдите определение в учебнике и давайте вместе запишем его в технологическую карту. ПР: Так чем отличаются эти два понятия? При введении вакцины, организм человека самостоятельно вырабатывает антитела. При введении лечебной сыворотки организм получает антитела в готовом виде. Лечебная сыворотка это препарат готовых антител. А теперь взгляните на экран. Используя текст учебника и схему на доске, попытайтесь рассказать, как готовят препарат антидифтерийной сыворотки. (рассказывают о приготовлении сыворотки) Учитель:Мы говорим об иммунологии. А какое отношение к иммунитету имеют понятия вакцина и сыворотка. ( они способствуют выработке искусственного иммунитета, только вакцина отвечает за активный иск иммунитет, а сыворотка за пассивный) Учитель: А, что такое иммунитет и какие ещё виды иммунитета вы знаете? В рабочем листе заполните Кластер «иммунитет». Один человек сделает это у доски.( работает с интерактивной доской) Кластер иммунитет ( пояснить каждый вид) стр 76-78 Учитель: Нужно ли делать прививки? ( обоснуйте ответ) Как вы думаете, каждому человеку можно сделать прививку? ( нет, т. к. у некоторых возникает аллергия) А, что такое аллергия? У нас было ещё одно индивидуальное задание, выяснить, что такое аллергия.( Сообщение «Аллергия») Учитель: Ну а сейчас, чтобы у нас свами не возникло аллергии на школу, немного отдохнем. Физкультминутка. В школу утром мы идём, И портфель с собой несём. Поглядим по сторонам, Не чихает ли кто там. Чтоб аллергии избежать Станем пыль мы вытирать. И на партах, на шкафах ( поднимемся на носках) На полу мы пыль протрём И учиться мы начнём. Учитель: А ка вы думаете, существуют ли такие заболевания против которых нет иммунитета?( Грипп, СПИД) И вот одна из задач современной иммунологии искать способы борьбы с такими серьёзными заболеваниями. Но это не единственная проблема науки на сегодняшний день. Сейчас мы с вами поговорим ещё об одной проблеме, которую приходится решать иммунологам .Чтобы определить проблему нужно выполнить задания на ваших столах. И сейчас вы будете работать в группах. 1группа Прочтите статью «Тканевая совместимость» и ответьте на следующие вопросы. 1. В г. Кейптауне (ЮАР) в 1967 г. сделали пересадку сердца. Операция прошла успешно, но пациент прожил всего18 дней. Как вы думаете, почему это произошло? 2. Какие задачи должны решить хирурги, занимающиеся трансплантацией тканей и органов? 2 группа Прочтите статью «Переливание крови» и ответьте на следующие вопросы. 1.Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей, однако это стало причиной его гибели. Почему? 2. Сколько существует групп крови? Учитель: Но это известно сегодня, а как узнали о существовании групп крови? У нас есть ещё одна историческая справка. ( сообщение « История изучения крови») 4.Как называются люди, дающие кровь и получающие ее? Почему люди с I группой крови долгое время считались универсальными донорами. А люди с IV группой- универсальными реципиентами? 5. какие правила переливания существуют сегодня?Для чего на шевронах военных указывают группу крови? 3 группа Прочтите статью «Резус-фактор» и ответьте на следующие вопросы. 1. Что ещё нужно знать для успешного переливания крови? Какой белок содержится в эритроцитах? На какие группы делят людей в связи с этим белком? 2. Почему будущим родителям необходимо знать резус-факторы друг друга? Учитель: Давайте снова вернёмся к вашим рабочим картам и составим схему переливания крови. ( один человек у доски) | Работают с учебником, анализируют иллюстрацию на сл4 Извлекают из текста необходимую информацию, самостоятельно комментируют фрагмент. Отвечают на вопросы учителя. Работают в рабочей карте. Заполняют кластер «Иммунитет», выполняют физические упражнения вместе с учителем, работают в группах. Анализируют текст учебника, составляют «Схему переливания крови | Анализируют и обобщают информацию о группах крови, резус-факторе, переливании и свёртываемости крови. | Р: Формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Умение организовывать выполнение заданий преподавателя согласно установленным правилам работы в кабинете. П: Строить логическое рассуждение. Информационный поиск. Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, представлять результаты работы классу. Установление причинно-следственных связей. К: Участие в совместной деятельности. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Владение вербальными способами коммуникации (слышу, слушаю, отвечаю). | Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; оценивать собственный вклад в работу группы. Ответственное отношение к выполнению учебных задач; осознание ценности здоровья. |
6. Первичное закрепление нового знания | Давайте вместе сформулируем выводы по сегодняшнему уроку. А для этого в ваших рабочих картах есть задания, где нужно выбрать правильные утверждения. Эти утверждения и будут выводом по сегодняшнему уроку. 1. Иммунология – это наука об иммунитете 2. Побеждены многие болезни 3. Созданы вакцины против многих заболеваний 4. Разработаны лечебные сыворотки 5. Разработаны способы лечения плоскостопия 6. Разработаны методы пересадки органов 7. Изучен скелет человека 8. Разработана методика переливания крови 9. Анатомия наука о строении организма человека 10. Разработаны лекарственные препараты от аллергии 11. Действие прямых и обратных связей в нервной системе | . Работают в рабочих картах, отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы по уроку | Строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Сравнивают кровь человека и лягушки, делают выводы на основе сравнения. | Р: Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам. Развитие навыков самооценки и самоанализа. К: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Владение диалогической, монологической речью. | Оценивать собственный вклад в работу группы, осознавать свои возможности и важность данной темы. Самооценка результатов деятельности. |
9. Рефлексия. | Ученики поднимают белую карточку, если согласны с утверждением, красную – если не согласны. 1. Первую вакцину создал Луи Пастер. 2. Больному человеку нужно вводить вакцину. 3. Человек с I группой крови является универсальным донором. 4. Человек с III группой крови является универсальным реципиентом. 5. Человек может заболеть чумкой собак. 6. Я хорошо усвоил материал. 7. Я обязательно сделаю прививку от гриппа. 8.Я отлично поработал на уроке. Учитель : Спасибо вам за отличную плодотворную работу на уроке. Я желаю вам не болеть, беречь своё здоровье. Не смотря на видимое обилие информации об иммунной системе человека и об иммунитете в целом, для медиков он до сих пор остается загадкой. Ежегодно раскрываются все новые и любопытные факты, а, следовательно, знание их будет весьма полезным. Врачи трудятся над постижением загадки иммунитета из года в год, но белых пятен и тайн даже в современной науке меньше не становится. Возможно, некоторые из вас посвятят свою жизнь изучению этого загадочного явления под названием – Иммунитет. Урок окончен. До встречи. | Участвуют в обсуждении, осознанно строят выводы, выражают собственное мнение о работе и полученном результате. Слушают и записывают задание в дневник. Осмысливают объем задания. | Анализ и обобщение урока. | Р: Проводят рефлексию учебной деятельности. Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. | Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом. Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности |