kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка актуальна для любой программы раздела Человек и созданна в соответствии с ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови»

Технологическая карта урока

Учитель: Колесниченко Светлана Михайловна

Образовательное учреждение: МБОУ «Шаповаловская СОШ»

Учебный предмет: биология.

Класс: 8 класс.

Дата проведения 26.10 18

Тема урока: Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови

Тип урока: Урок – «открытия» нового знания,

Цель урока: Цели урока: узнать, что изучает иммунология, каковы её цели и задачи;узнать, что такое вакцина, сыворотка, аллергены, резус-фактор, группы крови; познакомиться с вкладом ученых в развитие иммунологии;

составить схему переливания крови, схему «виды иммунитета», выяснить значение резус-фактора и причину резус- конфликта.

Планируемы результаты обучения:

личностные:

• формирование интересов , направленных на изучение особенностей строения и функционирования человеческого организма;

• использование приобретенных знаний и умений

предметные :

• формирование понятий иммунитет, вакцин, сыворотка, тканевая несовместимость, гемолитическая желтуха, группы крови, резус- фактор;

особенности переливания крови.

метапредметные :

• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата при усвоении информации;

• умение анализировать, сопоставлять, организовывать собственную деятельность;

• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

• умение вести самостоятельный поиск информации

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.

  • Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.

Коммуникативные:

  • Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.

  • Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.

Предметные:

  • Усвоение учащимися понятий: иммунология, иммунитет, виды иммунитета, вакцина, сыворотка, группы крови, донор, реципиент.

  • Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

  • Коммуникативные:

  • Через организацию работы в микрогруппах, развития умения самоорганизации;

  • Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии  в рамках работы в группах.

Метапредметные:

  • Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительных источников;

  • Продолжить формировать умения  приемов сравнения, анализа ;

Личностные:

  • Формирование мировоззренческих представлений учащихся;

  • Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;

  • Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности

Технология, в которой выстроен урок: технология проблемного обучения.

Методы: проблемно - поисковый, групповой.

Ресурс: УМК Биология Человек, Маш,Вентана-Графф ,2016,презентация.

Оборудование: ПК, проектор, раздаточный матери


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты. Формирование УУД.

Предметные

результаты

УУД:

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

результаты

1. Мотивационный этап


Приветствие.

Отмечает отсутствующих. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки

Слова Сухомлинского Презентация. Сл1

Приветствие преподавателя. Осуществляют само­проверку готовности к уроку, настраиваются на урок.


Р: Самоорганизация

Нравственно-этическое оценивание

2. Актуализация опорных знаний



Организует проверку домашнего задания, готовности к уроку.

Инструктивная карточка прил 1 , Презентация. Сл 2

Работают в инструктивных карточках. Взаимопроверка. Оценивание себя.

Обобщают полученные ранее знания по составу крови.

Р: Исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников.

П: Анализируют и дифференцируют полученные ранее знания.

К: Высказывают свою точку зрения.

Смыслоопределение.

Ответственное отношение к выполнению учебных задач.


3. Выявление затруднения


Постановка проблемы. Как вы думаете, почему находясь в одинаковых условиях одни болеют, а другие нет? (иммунитет)

А как выдумаете, почему сегодня мы заговорили именно об этом?

( будем говорить о способах борьбы с инфекциями)

Отвечают на вопрос, дополняют друг друга.

Формирование интереса к изучаемому вопросу.

П: Установление причинно-следственных связей.

Р: Предлагают способы решения поставленной преподавателем проблемы.

К: Инициативное сотрудничество. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями одноклассников в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Ответственное отношение к выполнению учебных задач; уважительное отношение к другому человеку и его мнению.

4. Целеполагание

Давайте попробуем определить, что такое иммунология?

(в рабочую карту урока записывают)

Иммунология – наука об иммунитете

Как вы думаете, что она изучает?

Именно это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.

Цели урока: узнать, что изучает иммунология, каковы её цели и задачи;

узнать, что такое вакцина, сыворотка, аллергены, резус-фактор, группы крови;

познакомиться с вкладом ученых в развитие иммунологии;

составить схему переливания крови, схему «виды иммунитета»,

выяснить значение резус-фактора и причину резус- конфликта.


Сл 3

Формируют тему и цель урока, планируют учебную деятельность.

Умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Р: Умение определять цель работы, ставить задачи, планировать её выполнение.

К: Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Осмысливают тему и цель урока. Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира; уважительное отношение к другому человеку и его мнению.

5. "Открытие" нового знания



Учитель: В настоящее время существует много профилактических и лечебных медицинских учреждений, которые помогают нам бороться с инфекционными болезнями. Нам бесплатно делают прививки. Но были и другие времена, когда ещё не знали о прививках.

Вот посмотрите на экран Сл 4

Учитель: Именно так выглядели города в 14 веке .Как вы думаете , почему я показала вам этот фрагмент? И о чем в нём говорится?( люди умирали от неизвестных болезней и не знали как с ними бороться)

Вам были даны индивидуальные задания и задания первое было : Найти исторические факты распространения страшных инфекций

(ученик, работавший по индивидуальному заданию делает сообщение «История эпидемий на Земле» )

Учитель: Ученые всего мира поставили перед собой задачу. Во что бы то ни стало найти причину этих страшных болезней. И второй ученик получил задание узнать, как учёные решали эту сложную задачку.

( ещё одно индивидуальное сообщение «История развития иммунологии»)

Учитель: Спасибо ребята. Так почему сегодня на земле нет эпидемии оспы, чумы?(Научились с ними бороться)

А как с ними борются? ( прививки, вакцины)

Задание. Найдите в учебнике определение, что такое вакцина?

                         И попытаемся определить, что такое вакцинация?

( вакцина- ослабленный вирус бактерий, вакцинация- введение вакцины)

Запишите эти понятия в вашу рабочую карту.

Учитель: -А для чего поводят вакцинацию?( вырабатывают иммунитет)

-А, что же делать, если вирус уже попал в организм и начал своё разрушительное действие? ( вводят лечебные сыворотки)

Что это такое? Найдите определение в учебнике и давайте вместе запишем его в технологическую карту.

ПР: Так чем отличаются эти два понятия?

При введении вакцины, организм человека самостоятельно вырабатывает антитела.

При введении лечебной сыворотки организм получает антитела в готовом виде. Лечебная сыворотка это препарат готовых антител.

А теперь взгляните на экран. Используя текст учебника и схему на доске, попытайтесь рассказать, как готовят препарат антидифтерийной сыворотки.

(рассказывают о приготовлении сыворотки)

Учитель:Мы говорим об иммунологии. А какое отношение к иммунитету имеют понятия вакцина и сыворотка.

( они способствуют выработке искусственного иммунитета, только вакцина отвечает за активный иск иммунитет, а сыворотка за пассивный)

Учитель: А, что такое иммунитет и какие ещё виды иммунитета вы знаете?

В рабочем листе заполните Кластер «иммунитет». Один человек сделает это у доски.( работает с интерактивной доской)

Кластер иммунитет

( пояснить каждый вид) стр 76-78

Учитель: Нужно ли делать прививки? ( обоснуйте ответ)

Как вы думаете, каждому человеку можно сделать прививку?

( нет, т. к. у некоторых возникает аллергия)

А, что такое аллергия? У нас было ещё одно индивидуальное задание, выяснить, что такое аллергия.( Сообщение «Аллергия»)

Учитель: Ну а сейчас, чтобы у нас свами не возникло аллергии на школу, немного отдохнем.

Физкультминутка.

В школу утром мы идём,

И портфель с собой несём.

Поглядим по сторонам,

Не чихает ли кто там.

Чтоб аллергии избежать

Станем пыль мы вытирать.

И на партах, на шкафах

( поднимемся на носках)

На полу мы пыль протрём

И учиться мы начнём.

Учитель: А ка вы думаете, существуют ли такие заболевания против которых нет иммунитета?( Грипп, СПИД)

И вот одна из задач современной иммунологии искать способы борьбы с такими серьёзными заболеваниями.

Но это не единственная проблема науки на сегодняшний день. Сейчас мы с вами поговорим ещё об одной проблеме, которую приходится решать иммунологам .Чтобы определить проблему нужно выполнить задания на ваших столах. И сейчас вы будете работать в группах.

1группа

Прочтите статью «Тканевая совместимость» и ответьте на следующие вопросы.

1. В г. Кейптауне (ЮАР) в 1967 г. сделали пересадку сердца. Операция прошла успешно, но пациент прожил всего18 дней. Как вы думаете, почему это произошло?

2. Какие задачи должны решить хирурги, занимающиеся трансплантацией тканей и органов?

2 группа

Прочтите статью «Переливание крови» и ответьте на следующие вопросы.

1.Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей, однако это стало причиной его гибели. Почему?

2. Сколько существует групп крови?

Учитель: Но это известно сегодня, а как узнали о существовании групп крови? У нас есть ещё одна историческая справка.

( сообщение « История изучения крови»)

4.Как называются люди, дающие кровь и получающие ее? Почему люди с I группой крови долгое время считались универсальными донорами. А люди с IV группой- универсальными реципиентами?

5. какие правила переливания существуют сегодня?Для чего на шевронах военных указывают группу крови?

3 группа

Прочтите статью «Резус-фактор» и ответьте на следующие вопросы.

1. Что ещё нужно знать для успешного переливания крови? Какой белок содержится в эритроцитах? На какие группы делят людей в связи с этим белком?

2. Почему будущим родителям необходимо знать резус-факторы друг друга?

Учитель: Давайте снова вернёмся к вашим рабочим картам и составим схему переливания крови. ( один человек у доски)

Работают с учебником, анализируют иллюстрацию на сл4

Извлекают из текста необходимую информацию, самостоятельно комментируют фрагмент.

Отвечают на вопросы учителя.





















Работают в рабочей карте. Заполняют кластер «Иммунитет», выполняют физические упражнения вместе с учителем, работают в группах. Анализируют текст учебника, составляют «Схему переливания крови



































































Анализируют и обобщают информацию о группах крови, резус-факторе, переливании и свёртываемости крови.

Р: Формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Умение организовывать выполнение заданий преподавателя согласно установленным правилам работы в кабинете.


П: Строить логическое рассуждение. Информационный поиск. Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, представлять результаты работы классу.

Установление причинно-след­ственных связей.


К: Участие в сов­местной деятель­ности. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Владение вербальными способами коммуникации (слышу, слушаю, отвечаю).

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.


Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач;

осознание ценно­сти здоровья.


6. Первичное закрепление нового знания



Давайте вместе сформулируем выводы по сегодняшнему уроку. А для этого в ваших рабочих картах есть задания, где нужно выбрать правильные утверждения. Эти утверждения и будут выводом по сегодняшнему уроку.

1.     Иммунология – это наука об иммунитете

2.            Побеждены многие болезни

3.            Созданы вакцины против многих заболеваний

4.            Разработаны лечебные сыворотки

5.            Разработаны способы лечения плоскостопия

6.            Разработаны методы пересадки органов

7.            Изучен скелет человека

8.            Разработана методика переливания крови

9.            Анатомия наука о строении организма человека

10.          Разработаны лекарственные препараты от аллергии

11.          Действие прямых и обратных связей в нервной системе

. Работают в рабочих картах, отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы по уроку


Строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Сравнивают кровь человека и лягушки, делают выводы на основе сравнения.

Р: Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Владение диалогической, монологической речью.


Оценивать собственный вклад в работу группы, осознавать свои возможности и важность

данной темы.

Самооценка результатов деятельности.

7Домашнее задание

§15,16 прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа, записи в тетради выучить.

Уточнить свою группу крови!

Работа с индивидуальной карточкой



Записывают д/з в дневники

Вклеивают текст

Понимают постановку домашнего задания и способов его выполнения.

Групповой

9. Рефлексия.



Ученики поднимают белую карточку, если согласны с утверждением, красную – если не согласны.

1. Первую вакцину создал Луи Пастер.

2. Больному человеку нужно вводить вакцину.

3. Человек с I группой крови является универсальным донором.

4. Человек с III группой крови является универсальным реципиентом.

5. Человек может заболеть чумкой собак.

6. Я хорошо усвоил материал.

7. Я обязательно сделаю прививку от гриппа.

8.Я отлично поработал на уроке.

Учитель : Спасибо вам за отличную плодотворную работу на уроке. Я желаю вам не болеть, беречь своё здоровье.

Не смотря на видимое обилие информации об иммунной системе человека и об иммунитете в целом, для медиков он до сих пор остается загадкой. Ежегодно раскрываются все новые и любопытные факты, а, следовательно, знание их будет весьма полезным. Врачи трудятся над постижением загадки иммунитета из года в год, но белых пятен и тайн даже в современной науке меньше не становится. Возможно, некоторые из вас посвятят свою жизнь изучению этого загадочного явления под названием – Иммунитет.

Урок окончен. До встречи.


Участвуют в обсуждении, осознанно строят выводы, выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

Слушают и записывают задание в дневник. Осмысливают объем задания.


Анализ и обобщение урока.

Р: Проводят рефлексию учебной деятельности. Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.


Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Тема урока: Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови

Автор: Колесниченко Светлана Михайловна

Дата: 10.01.2019

Номер свидетельства: 494581


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства