kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме : "Форменные элементы крови"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ТРКМ, представлена технологическая карта урока и рабочий лист для учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме : "Форменные элементы крови"»



Автор

Учитель биологии Климшина Вера Васильевна

Предмет, УМК

Биология, УМК Т.С. Суховой «Живая природа»

Класс

8 класс


Тип урока

Урок открытия нового знания.

Тема


Форменные элементы крови

Цель

Создание условий для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека.

Задачи

Общеобразовательные:

углубить знания о внутренней среде организма, ее постоянстве и компонентах;

сформировать умение распознавать и определять форменные элементы крови человека, давать им характеристику, понимать какую функцию выполняет кровь;

ввести ряд биологических понятий: плазма, эритроциты, гемоглобин, лейкоциты, тромбоциты, фагоциты, антигены, антитела.

закрепить умение работать с тестовыми заданиями;

закрепить умение и навыки работы микроскопом;
науить применять полученные знания по теме: «Внутренняя среда. Кровь. Форменные элементы крови» на практике.


Развивающие:

продолжить формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

формировать навыки публичного выступления;

продолжить развитие навыков  коммуникативных и информационных компетенций;

формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей;

формировать способности к творческому, креативному  мышлению в рамках изучаемой темы.


Воспитательные:

воспитывать культуру речи;

способствовать формированию ответственного отношения к собственному здоровью, показать связь изучаемого материала с жизнью;

разъяснить значение анализа крови как средства диагностики заболеваний.

Основные термины, понятия

Эритроциты, гемоглобин, оксигемоглобин, карбоксигемоглобин, лейкоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит

Планируемый результат

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
После проведения урока учащиеся смогут

-использовать термины: эритроциты, гемоглобин, оксигемоглобин, карбоксигемоглобин, лейкоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит;

-описывать особенности строения и называть функции форменных элементов крови;

- анализировать результаты анализов крови (по количественному показателю) и определять возможные нарушения и их причины;

- называть признаки отличия в строении эритроцитов лягушки и человека, связывать особенности строения эритроцитов ся выполняемой функцией

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-будут более осознанно относиться к своему здоровью, ответственно относиться к назначаемым врачом обследованиям, понимать связь между образом жизни и состоянием здоровья.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-смогут самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- овладеют приемами самоконтроля и самооценки;

-смогут строить логические заключения и делать выводы;

Смогут создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Ресурсы:

Учебник, тетрадь, рабочие листы (каждому)

Тексты для дополнительного чтения, направления на анализ крови, цветные карточки с описанием строения, функций, места образования, разрушения и количества в 1 мм3 клеток крови

ПК, проектор, флипчарт

Микроскопы, микропрепараты крови человека и крови лягушки

Оборудование: пластилин в чашках Петри, семена фасоли и семена чечевицы в пробирках в штативе

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах















Этап

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат (формирование УУД)

П- познавательные

Л – личностные,

Р – регулятивные

К- коммуникативные

СТАДИЯ ВЫЗОВ:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

На партах находятся «направления» на анализ крови. В направлении нет указания на норму, только фактические результаты анализа.

Прием «Ассоциации».


Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Проводит беседу, направленную на активизацию деятельности учащихся, мотивацию к дальнейшей работе: предлагает учащимся посмотреть на лежащие на их партах направления на анализ крови и назвать ассоциации, связанные с направлением, вспомнить, держали ли они такие направления, в каких ситуациях и когда. Спрашивает для чего необходимо знать показатели крови и о чем говорят отклонения от этих показателей.

Объявляет тему урока «Форменные элементы крови». Крови посвящена целая наука - гематология – наука изучающая кровь.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Рассматривают направления на анализ крови, называют ассоциации, рассказывают когда и в каких ситуациях они их видели.

Записывают тему урока «Форменные элементы крови».

Р – волевая регуляция

Л - определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?”

К - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Этап актуализации

Цель: актуализировать знания обучающихся по теме «Внутренняя среда организма»

Задания в Приложении 1 ( контроль домашнего задания по теме «Внутренняя среда организма»).


Учитель предлагает учащимся проверить правильность выполнения домашнего задания. (Приложение 1), выступает в качестве проводника,

направляя размышления учащихся. Внимательно

выслушивает ответы учащихся, организует проверку.


Актуализируют и

обобщает имеющиеся

знания по теме «Внутренняя среда организма»

задают вопросы. Проверяют качество выполнения домашнего задания. Оценивают свою работу.

Р – самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, проводят самооценку.

К – учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других.

П – Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение

Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: выявить и зафиксировать в речи причину затруднений, согласовать цель с темой урока


В своей книге « Главное чудо света» Георгий Николаевич Юдин пишет (вольный пересказ)  «В нашем организме есть самая длинная река в мире. По ней течёт «живая вода» . Она состоит из воды, металлов, кислот, витаминов, газов. Она солёная на вкус. По этой воде плывут большие корабли, кораблики и маленькие юркие лодочки. Больше всего больших кораблей (несколько миллионов), называются они - «торговые», они красные по цвету, везут груз. Белые корабли – «военные», одни из них «съедают» врагов, другие – вырабатывают особое вещество, которое убивает захватчиков. И, наконец, самые маленькие – фиолетовые - «ремонтные», которые латают дыры…»

Организует подводящий к целеполаганию диалог.

Помогает учащимся, испытывающим затруднение сформулировать цель, задачи на урок.


Читают текст (вольный пересказ) из книги, выполняют задание 2, заполняют пропуски в предложении.

Река, о которой идет речь -______________. «Живая вода» - ______. Большие корабли («торговые») ______. Груз ________и ______. Белые корабли («военные») _________. Враги – это _________. Вещество, убивающее захватчиков _________. Фиолетовые («ремонтные») корабли ______________. Дыры - _________. Фиксируют затруднения и формулируют задачи урока:

познакомиться с клетками крови, узнать, какие функции они выполняют

Формирование УУД:

Р – волевая регуляция в ситуации затруднения, учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке

К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, учитывать

П – умение ставить и формулировать проблему

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Этап построения проекта выхода из затруднения



Организует работу обучающихся (индивидуально и в парах) по составлению плана изучения клеток крови, помогает определиться с источниками информации.

В процессе планирования деятельности на доске вывешиваются цветные таблички «Строение», «Количество в 1 мм 3», «Место образования», «Место разрушения», «Функции»

Учащиеся определяют источники информации, которые помогут преодолеть затруднения, составляют план изучения нового материала.

Р- проговаривание последовательности действий, формирование познавательной инициативы



Этап реализации


В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

Текст учебника § 21 (1 ряд стр. 95-97 «Эритроциты», 2 ряд стр. 97-98 «Лейкоциты, 3 ряд стр. 98 «Тромбоциты» и тексты для дополнительного чтения Приложение 3. Прием «Чтение с пометками»

Организует работу с текстом индивидуально (на первом этапе) и в парах (обмен мнениями после работы с текстом) по изучению эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов. Учащиеся, работающие с текстом индивидуально выбирают прием работы с текстом «Толстые и тонкие вопросы» (по учебнику), или прием «Пометки на полях» (доп.материал)


Изучают особенности строения и функционирования клеток крови. Работают с текстом, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях («знал», «не знал», «хочу узнать») или ведут записи, формулируют вопросы по мере осмысления новой информации. Обмениваются в парах новой информацией.

П – умение находить и выделять необходимую информацию, умение делать предположения и обосновывать их

Л – умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям

К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, слушать речь и понимать других, учитывать разные мнения

Физкультминутка

В классе развешены карточки с информацией о клетках крови.

Предлагает учащимся собрать все таблички с информацией о той группе клеток, с которой они работали.

Собирают таблички о строении и функции клеток крови.


Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

План изучения материала, цветные карточки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «О чем расскажет анализ крови?»

Предлагает учащимся рассказать о клетках крови в соответствии с планом изучения нового материала.

В соответствии с результатом анализа крови учащимся предлагается оценить состояние здоровья пациента.


Используя цветные карточки учащиеся выходят к доске и рассказывают о клетках крови. (эритроцитах, тромбоцитах и лейкоцитах), подчеркивают их характеристики

Оценивают состояние здоровья пациента по результатам анализа крови.

Изучают анализ крови пациента, ставят предварительный диагноз, проверяют правильность постановки диагноза по алгоритму.

К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, слушать речь и понимать других

Р – оценка, контроль. коррекция

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Лабораторное оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты «Кровь человека», «Кровь лягушки». Стаканы, заполненные фасолью (крупной) и чечевицей (мелкой)


Организует выполнение лабораторной работы «Сравнение эритроцитов лягушки и человека» по плану.

Организует обсуждение выполненных работ, организует обмен мнениями.

Предлагает сосчитать количество семян чечевицы и фасоли, занимающих один объем и оценить количество семян в одном объеме и общую площадь поверхности семян.

Предлагает вылепить из пластилина эритроцит крови человека и лягушки

Рассматривают микропрепараты, определяют на каком эритроциты крови лягушки, на каком крови человека, приводят аргументы, объясняющие выбор.

Рассматривают семена чечевицы и фасоли, занимающие один объем, подсчитывают их, сравнивают, отвечают на вопросы.

Формулируют выводы.

Р – оценка, контроль. Коррекция

П – выбирают основания и критерии детализации объектов.

Выстраивают логические цепи рассуждений

Этап включения знаний в повторение

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тестовое задание (в формате ОГЭ, два уровня сложности).

Предлагает выполнить задание в формате ОГЭ, двух уровней сложности.

Выполняют тестовое задание в формате ОГЭ, самостоятельно выбирая уровень сложности


СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ (РАЗМЫШЛЕНИЯ)

Этап рефлексии учебной деятельности

Цель:

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами.

Фиксация нового знания в речи

Возвращает учащихся к пересказу текста по книге «Главное чудо света» первоначальным записям-предположениям; предлагает внести изменения; Задает вопросы о задачах урока.

Побуждает к высказыванию мнения: чему мы научились?

На дом задает задание трех уровней сложности (1. Работа по учебнику § 21, задание Д стр. 98, 3 уровень – задания, требующие привлечения знаний из области математики 9вычисления), химии (теоретическое исследование), географии, физики – по выбору, 2 уровень – работа с текстом в формате ОГЭ, ответ на вопросы (практическая направленность).

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. Работают с текстом «Главное чудо света». Заполняют пропуски.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке


Л – умение оценивать себя на основе критерия успешности

П – умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других








РАБОЧИЙ ЛИСТ  Тема урока ___________________________________________________ФИ ____________________

ЗАДАНИЕ 1. Река, о которой идет речь - __________________________________. «Живая вода» - _____________. «Торговые» корабли _________________________. Груз ______________и _________________. Белые корабли («военные») ____________________. Враги – это ____________. Вещество, убивающее захватчиков _____________________. «Ремонтные» корабли ______________. Дыры - ________________.

ЗАДАНИЕ 2. Работа с доп.текстом. КЛЕТКИ _______________________________________________

+ (знал)

- (не знал)

V(хочу узнать)







ЗАДАНИЕ 3.

Лабораторная работа «Сравнение строения эритроцитов крови человека и лягушки. Цель: выявить взаимосвязь строения эритроцитов с выполняемой функцией переноса кислорода

Эритроциты лягушки (рис.)

Эритроциты человека (рис.)

Признаки

Эритроциты

лягушки

человека

Форма



Размеры



Количество



Наличие ядра



Функции












Я определил увеличение микроскопа


Я увидел четкое изображение микропрепарата


Я соблюдал технику безопасности при работе


Ответить на вопрос: ЧЬЯ кровь переносит больше кислорода и ПОЧЕМУ?

общее





ЗАДАНИЕ 4.

1 уровень

2 уровень

1. Ка­ки­ми клет­ка­ми уни­что­жа­ют­ся бак­те­рии, по­пав­шие в ор­га­низм че­ло­ве­ка?

1) крас­ны­ми кро­вя­ны­ми клет­ка­ми крови

2) клет­ка­ми нефро­нов почек

3) клет­ка­ми аль­ве­ол лёгких

4) бе­лы­ми кро­вя­ны­ми клет­ка­ми крови

2.Тер­мин «фор­мен­ные эле­мен­ты» при­ме­ня­ет­ся при опи­са­нии кле­ток

1) кро­ве­нос­ной си­сте­мы 2) крови

3) пе­че­ни 4) нерв­ной си­сте­мы

3. Где в организме человека происходит разрушение эритроцитов?

1) в печени 2) в почках

3) в поджелудочной железе 4) в лёгких

4. В образовании антител принимают участие

1) эритроциты 2) тромбоциты

3) фагоциты 4) лимфоциты

5. Лейкоциты способны передвигаться за счёт

1) ложноножек

2) сократительных волокон

3) наличия в цитоплазме пузырьков воздуха

4) сокращения сократительных вакуолей

6. Некоторые лейкоциты называют фагоцитами за

1) способность передвигаться и покидать кровеносные сосуды

2) выработку ими антител

3) способность поглощать и переваривать инородные частицы

4) выработку ими фибриногена

7. Лей­ко­ци­ты, в от­ли­чие от дру­гих фор­мен­ных эле­мен­тов крови, спо­соб­ны

1) со­хра­нять форму сво­е­го тела

2) всту­пать в не­проч­ное со­еди­не­ние с кис­ло­ро­дом

3) вы­хо­дить из ка­пил­ля­ров в меж­кле­точ­ное про­стран­ство

4) всту­пать в не­проч­ное со­еди­не­ние с уг­ле­кис­лым газом

8. Какую роль иг­ра­ют тром­бо­ци­ты в крови че­ло­ве­ка?

1) участ­ву­ют в её свёрты­ва­нии

2) пе­ре­но­сят пи­та­тель­ные ве­ще­ства

3) пе­ре­но­сят ко­неч­ные про­дук­ты об­ме­на ве­ществ

4) участ­ву­ют в фа­го­ци­то­зе


8 баллов – «5»

6-7 баллов –«4»

5 баллов –«3»

≤ 4 балла – повторить § 21.

1. Какие структуры относят к форменным элементам крови человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны (без ошибок – 2 балла, одна ошибка – 1 балл)

1) эритроциты 2) плазма 3) лейкоциты

4) гемоглобин 5) тромбоциты 6) миоциты


2. Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. (без ошибок – 2 балла, одна ошибка – 1 балл)

ПРИЗНАК

ТИП КЛЕТОК КРОВИ

A) в зрелом состоянии отсутствует ядро

1) эритроциты

Б) поглощают и переваривают чужеродные частицы    

2) лейкоциты

В) образуют антитела


Г) имеют форму двояковогнутого диска


Д) содержат гемоглобин



А

Б

В

Г

Д







3.Пользуясь таб­ли­цей «Количество эрит­ро­ци­тов в крови че­ло­ве­ка в за­ви­си­мо­сти от вы­со­ты местности над уров­нем моря» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии ответьте на сле­ду­ю­щие вопросы:

1) Как из­ме­ня­ет­ся количество эрит­ро­ци­тов по мере уве­ли­че­ния высоты местности?

2) При каком пе­ре­па­де высот ко­ли­че­ство эритроцитов воз­рос­ло больше всего?

3) С чем свя­за­но изменение ко­ли­че­ства эритроцитов в крови жи­те­лей высокогорья?

По 1 баллу за каждый правильный ответ.


7 баллов – «5»

5- 6 баллов –«4»

4 балла –«3»

≤ 3 балла – повторить § 21.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме : "Форменные элементы крови"

Автор: Климшина Вера Васильевна

Дата: 10.12.2019

Номер свидетельства: 531350

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства