Автор | Учитель биологии Климшина Вера Васильевна |
Предмет, УМК | Биология, УМК Т.С. Суховой «Живая природа» |
Класс | 8 класс |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Тема | Форменные элементы крови |
Цель | Создание условий для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека. |
Задачи | Общеобразовательные: углубить знания о внутренней среде организма, ее постоянстве и компонентах; сформировать умение распознавать и определять форменные элементы крови человека, давать им характеристику, понимать какую функцию выполняет кровь; ввести ряд биологических понятий: плазма, эритроциты, гемоглобин, лейкоциты, тромбоциты, фагоциты, антигены, антитела. закрепить умение работать с тестовыми заданиями; закрепить умение и навыки работы микроскопом; науить применять полученные знания по теме: «Внутренняя среда. Кровь. Форменные элементы крови» на практике. Развивающие: продолжить формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать навыки публичного выступления; продолжить развитие навыков коммуникативных и информационных компетенций; формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей; формировать способности к творческому, креативному мышлению в рамках изучаемой темы. Воспитательные: воспитывать культуру речи; способствовать формированию ответственного отношения к собственному здоровью, показать связь изучаемого материала с жизнью; разъяснить значение анализа крови как средства диагностики заболеваний. |
Основные термины, понятия | Эритроциты, гемоглобин, оксигемоглобин, карбоксигемоглобин, лейкоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит |
Планируемый результат | ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: После проведения урока учащиеся смогут -использовать термины: эритроциты, гемоглобин, оксигемоглобин, карбоксигемоглобин, лейкоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит; -описывать особенности строения и называть функции форменных элементов крови; - анализировать результаты анализов крови (по количественному показателю) и определять возможные нарушения и их причины; - называть признаки отличия в строении эритроцитов лягушки и человека, связывать особенности строения эритроцитов ся выполняемой функцией ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ -будут более осознанно относиться к своему здоровью, ответственно относиться к назначаемым врачом обследованиям, понимать связь между образом жизни и состоянием здоровья. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ -смогут самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; - овладеют приемами самоконтроля и самооценки; -смогут строить логические заключения и делать выводы; Смогут создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. |
Ресурсы: | Учебник, тетрадь, рабочие листы (каждому) Тексты для дополнительного чтения, направления на анализ крови, цветные карточки с описанием строения, функций, места образования, разрушения и количества в 1 мм3 клеток крови ПК, проектор, флипчарт Микроскопы, микропрепараты крови человека и крови лягушки Оборудование: пластилин в чашках Петри, семена фасоли и семена чечевицы в пробирках в штативе |
Формы работы: | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах |
Этап | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат (формирование УУД) П- познавательные Л – личностные, Р – регулятивные К- коммуникативные |
СТАДИЯ ВЫЗОВ: - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | На партах находятся «направления» на анализ крови. В направлении нет указания на норму, только фактические результаты анализа. Прием «Ассоциации». | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Проводит беседу, направленную на активизацию деятельности учащихся, мотивацию к дальнейшей работе: предлагает учащимся посмотреть на лежащие на их партах направления на анализ крови и назвать ассоциации, связанные с направлением, вспомнить, держали ли они такие направления, в каких ситуациях и когда. Спрашивает для чего необходимо знать показатели крови и о чем говорят отклонения от этих показателей. Объявляет тему урока «Форменные элементы крови». Крови посвящена целая наука - гематология – наука изучающая кровь. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Рассматривают направления на анализ крови, называют ассоциации, рассказывают когда и в каких ситуациях они их видели. Записывают тему урока «Форменные элементы крови». | Р – волевая регуляция Л - определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?” К - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Этап актуализации Цель: актуализировать знания обучающихся по теме «Внутренняя среда организма» | Задания в Приложении 1 ( контроль домашнего задания по теме «Внутренняя среда организма»). | Учитель предлагает учащимся проверить правильность выполнения домашнего задания. (Приложение 1), выступает в качестве проводника, направляя размышления учащихся. Внимательно выслушивает ответы учащихся, организует проверку. | Актуализируют и обобщает имеющиеся знания по теме «Внутренняя среда организма» задают вопросы. Проверяют качество выполнения домашнего задания. Оценивают свою работу. | Р – самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, проводят самооценку. К – учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других. П – Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение |
Этап выявления места и причины затруднения. Цель: выявить и зафиксировать в речи причину затруднений, согласовать цель с темой урока | В своей книге « Главное чудо света» Георгий Николаевич Юдин пишет (вольный пересказ) «В нашем организме есть самая длинная река в мире. По ней течёт «живая вода» . Она состоит из воды, металлов, кислот, витаминов, газов. Она солёная на вкус. По этой воде плывут большие корабли, кораблики и маленькие юркие лодочки. Больше всего больших кораблей (несколько миллионов), называются они - «торговые», они красные по цвету, везут груз. Белые корабли – «военные», одни из них «съедают» врагов, другие – вырабатывают особое вещество, которое убивает захватчиков. И, наконец, самые маленькие – фиолетовые - «ремонтные», которые латают дыры…» | Организует подводящий к целеполаганию диалог. Помогает учащимся, испытывающим затруднение сформулировать цель, задачи на урок. | Читают текст (вольный пересказ) из книги, выполняют задание 2, заполняют пропуски в предложении. Река, о которой идет речь -______________. «Живая вода» - ______. Большие корабли («торговые») ______. Груз ________и ______. Белые корабли («военные») _________. Враги – это _________. Вещество, убивающее захватчиков _________. Фиолетовые («ремонтные») корабли ______________. Дыры - _________. Фиксируют затруднения и формулируют задачи урока: познакомиться с клетками крови, узнать, какие функции они выполняют | Формирование УУД: Р – волевая регуляция в ситуации затруднения, учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, учитывать П – умение ставить и формулировать проблему |
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». |
Этап построения проекта выхода из затруднения | | Организует работу обучающихся (индивидуально и в парах) по составлению плана изучения клеток крови, помогает определиться с источниками информации. В процессе планирования деятельности на доске вывешиваются цветные таблички «Строение», «Количество в 1 мм 3», «Место образования», «Место разрушения», «Функции» | Учащиеся определяют источники информации, которые помогут преодолеть затруднения, составляют план изучения нового материала. | Р- проговаривание последовательности действий, формирование познавательной инициативы |
Этап реализации В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. | Текст учебника § 21 (1 ряд стр. 95-97 «Эритроциты», 2 ряд стр. 97-98 «Лейкоциты, 3 ряд стр. 98 «Тромбоциты» и тексты для дополнительного чтения Приложение 3. Прием «Чтение с пометками» | Организует работу с текстом индивидуально (на первом этапе) и в парах (обмен мнениями после работы с текстом) по изучению эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов. Учащиеся, работающие с текстом индивидуально выбирают прием работы с текстом «Толстые и тонкие вопросы» (по учебнику), или прием «Пометки на полях» (доп.материал) | Изучают особенности строения и функционирования клеток крови. Работают с текстом, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях («знал», «не знал», «хочу узнать») или ведут записи, формулируют вопросы по мере осмысления новой информации. Обмениваются в парах новой информацией. | П – умение находить и выделять необходимую информацию, умение делать предположения и обосновывать их Л – умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, слушать речь и понимать других, учитывать разные мнения |
Физкультминутка | В классе развешены карточки с информацией о клетках крови. | Предлагает учащимся собрать все таблички с информацией о той группе клеток, с которой они работали. | Собирают таблички о строении и функции клеток крови. | |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | План изучения материала, цветные карточки. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «О чем расскажет анализ крови?» | Предлагает учащимся рассказать о клетках крови в соответствии с планом изучения нового материала. В соответствии с результатом анализа крови учащимся предлагается оценить состояние здоровья пациента. | Используя цветные карточки учащиеся выходят к доске и рассказывают о клетках крови. (эритроцитах, тромбоцитах и лейкоцитах), подчеркивают их характеристики Оценивают состояние здоровья пациента по результатам анализа крови. Изучают анализ крови пациента, ставят предварительный диагноз, проверяют правильность постановки диагноза по алгоритму. | К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, слушать речь и понимать других Р – оценка, контроль. коррекция |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Лабораторное оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты «Кровь человека», «Кровь лягушки». Стаканы, заполненные фасолью (крупной) и чечевицей (мелкой) | Организует выполнение лабораторной работы «Сравнение эритроцитов лягушки и человека» по плану. Организует обсуждение выполненных работ, организует обмен мнениями. Предлагает сосчитать количество семян чечевицы и фасоли, занимающих один объем и оценить количество семян в одном объеме и общую площадь поверхности семян. Предлагает вылепить из пластилина эритроцит крови человека и лягушки | Рассматривают микропрепараты, определяют на каком эритроциты крови лягушки, на каком крови человека, приводят аргументы, объясняющие выбор. Рассматривают семена чечевицы и фасоли, занимающие один объем, подсчитывают их, сравнивают, отвечают на вопросы. Формулируют выводы. | Р – оценка, контроль. Коррекция П – выбирают основания и критерии детализации объектов. Выстраивают логические цепи рассуждений |
Этап включения знаний в повторение | ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тестовое задание (в формате ОГЭ, два уровня сложности). | Предлагает выполнить задание в формате ОГЭ, двух уровней сложности. | Выполняют тестовое задание в формате ОГЭ, самостоятельно выбирая уровень сложности | |
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ (РАЗМЫШЛЕНИЯ) |
Этап рефлексии учебной деятельности Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами. Фиксация нового знания в речи | Возвращает учащихся к пересказу текста по книге «Главное чудо света» первоначальным записям-предположениям; предлагает внести изменения; Задает вопросы о задачах урока. Побуждает к высказыванию мнения: чему мы научились? На дом задает задание трех уровней сложности (1. Работа по учебнику § 21, задание Д стр. 98, 3 уровень – задания, требующие привлечения знаний из области математики 9вычисления), химии (теоретическое исследование), географии, физики – по выбору, 2 уровень – работа с текстом в формате ОГЭ, ответ на вопросы (практическая направленность). | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. Работают с текстом «Главное чудо света». Заполняют пропуски. Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Л – умение оценивать себя на основе критерия успешности П – умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других |
Лабораторная работа «Сравнение строения эритроцитов крови человека и лягушки. Цель: выявить взаимосвязь строения эритроцитов с выполняемой функцией переноса кислорода