Выполнила: |
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет -биология | Класс -5 | УМК Пасечник |
Тема урока –Одноклеточные водоросли. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-научаться отличать водоросли от других изученных растении - научаться объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей - научаться понимать смысл биологических терминов: водоросли, хроматофор, светочувствительный «глазок». | регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; коммуникативные: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. познавательные: -самостоятельно определять понятия, анализировать информацию, делать обобщения, устанавливать аналогии и взаимосвязи; | осознание необходимости изучения живой природы; ценности знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
Словарь урока: Водоросли, хламидомонада, хроматофор, хлорелла, наземные одноклеточные водоросли, красный, светочувствительный «глазок». |
Ресурсы урока: Ресурсы урока: учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. - М.: Дрофа, 2015, микроскопы, мультимедийный проектор, презентация к уроку, ёмкость с «цветущей водой». |
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этап урока (+время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Орг. Момент (1 мин) | Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу садитесь. Нам предстоит сегодня очень серьезная работа и все задуманное должно осуществиться. Для этого мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки). Ответьте мне этим знаком кто хочет начать работу вместе со мной. Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей. Подержите их – почувствуйте тепло моих рук, а я почувствую вашу поддержку. Спасибо! | Слушают учителя. |
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) (3мин.) | В настоящее время учёными описано более двухсот девяноста тысяч видов растений, из них примерно 25 – 33 тысячи видов принадлежат группе организмов, о которых пойдёт речь на сегодняшнем уроке. А для начала я предлагаю вам просмотреть слайды презентации, и ответить на вопросы : -с особенностями каких растений нам предстоит сегодня познакомиться? -что нового узнать о них? Внимание на экран (демонстрируется презентация «Водоросли»). Итак, наш сегодняшний урок посвящён (водорослям). Давайте уточним о каких водорослях пойдет речь? | Смотрят презентацию. Вступают в диалог с учителем Формулируют тему урока. |
3 этап. Актуализация знаний(2 мин.) | Мы с вами говорили, что растения делятся на две большие группы . Какие? К какой группе, по вашему мнению, относятся водоросли? Почему? Чем они отличаются от остальных растений? | Участвуют в беседе, вспоминают изученный ранее материал; Высказывают предположения. Определяют, каких знаний не хватает. |
4 этап. Целеполагание и планирование (2 мин.) | Формулирование учащимися целей урока: - я хотел бы узнать… - я хотел бы уметь… Обсуждение с учащимися плана урока. План урока (на доске): 1.Определение водорослей 2.Среда обитания водорослей 3. Лабораторная работа «Строение зеленых одноклеточных водорослей» В результате урока учащиеся смогут: - изучить среду обитания, строение, водорослей, приводить примеры представителей их отделов работать с микроскопом; Как вы думаете, какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы? Ученики высказывают предположения (учебник, рассказ учителя, энциклопедии и др.) |
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) (15 мин) | |
Ну а теперь, когда тема, план и задачи урока определены, работаем по плану. Дайте определение понятию водоросль. Слайд (Приведите примеры) Почему это сложно сделать? Предлагаю помощь: Из списка выбрать нужные слова и составить определение. Обитающие, одноклеточные, организмы, или, в водной среде, многоклеточные (Одноклеточные или многоклеточные организмы обитающие в водной среде) Слайд Слово «водоросли» буквально означает лишь то, что это растения, живущие в воде, Все – ли растения в водоемах можно с научной точки зрения назвать водорослями? (такие растения, как тростник, камыш, рогоз, кувшинки, кубышки, мелкие зеленые пластинки ряски и др., являются семенными (или цветковыми) растениями.) Рассмотрим место обитания одноклеточных водорослей. Где Где могут обитать водоросли? Возьмите в руки тексты, внимательно прочитайте и ответьте на мой вопрос. Слайд Почти все водоросли обитают в воде. Немногие — на камнях, древесине, песке, коре. Водоросли населяют моря, реки и озера лишь на тех глубинах, куда проникает солнечный свет. 3.Строение. Давайте вспомним, из каких основных органоидов состоит растительная клетка? Обратимся к плакату Слайд. А у одноклеточных водорослей можно их найти? Какие ещё имеются органоиды? Давайте обратимся за помощью к учебнику, откройте стр.94. прочитайте первая пара первый абзац, вторая пара второй. | Работают в парах, над решением учебной задачи. Дают определение понятия - Фиксируют на бумаге, свое «открытие». Предлагают свои варианты ответов по учебной проблеме. Читают фрагмент текста, отвечают на вопрос Вступают в диалог. Фиксируют на бумаге, свое «открытие». Среда обитания: в воде, во влажных местах, на камнях и древесине. Учащиеся работают в парах дают ответ .(оболочка, цитоплазма, ядро, хлоропласты) Учащиеся называют органоиды хламидомонады и хлореллы. |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) (15мин) | Лабораторной работы «Строение зелёных одноклеточных водорослей». Почему хламидомонада окрашена в зелёный цвет.? О чём это говорит?.( имеются хроматофор ) Что содержится в хроматофоре (хлорофилл - вещество улавливающее лучи света) Как вы думаете, какую роль играет хлорофилл в питании хламидомонады? Предлагаю выполнить тест: 1.Органоидом, реагирующим на свет, у хламидомонады является: а) хроматофор, б) жгутик, в) глазок, г) ядро. 2.Фотосинтез у водоросли происходит в а) хроматофоре, б) светочувствительном глазке, в) листе. 3.Водоросли поглощают воду и минеральные вещества: а) ризоидами, б) листьями, в) корнями, г) всем телом. 4.Из названных растений можно считать водорослью: а) ряску, б)рдест, в) хламидомонаду, г)кувшинку. 5.Водоросли питаются: а) создавая органические вещества из неорганических, б) потребляя готовые органические вещества, в) создавая неорганические вещества из органических. Проверьте правильные ответы на экране), оцените: 0-ошибок-5, 1ошибка-4, 2 ошибки-3, 3ошибки – 2. 1.-в, 2-а, 3 –г, 4 –в, 5 -а. | Работают в парах по инструктивной карточке на с.95. Формулируют цель.:« Изучить строение одноклеточных водорослей» . Делают выводы о особенностях строения и питания одноклеточных зеленых водорослей.. Проводится взаимопроверка. Сверка правильности выполнения теста с ключом ответов в презентации. |
7 этап. Рефлексия и оценивание (4 мин) | | |
- Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам: – Какую цель мы ставили в начале урока? –Удалось ли решить поставленные задачи? - Все ли запланированное удалось выполнить? (Если не получилось – почему?) -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? * Выставляет и комментирует отметки | - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока (ориентируясь на целеполагание), отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). |
8 этап. Домашнее задание (2мин) | Домашнее задание §18 с.93-95, вопросы 1- 3, По желанию подготовить сообщение или презентации об интересных представителях водорослей. (О кровавом снеге, о водоросли – космонавте, о морской капусте, о том, почему назвали море Саргассово) |
Вы неоднократно видели водоросли. Скажите, где они встречаются?
Обычно водоросли считают водными организмами, и, действительно, подавляющее большинство водорослей обитает в лужах и прудах, реках и озерах, морях и океанах. Но, несмотря на свое название, водоросли встречаются не только в воде, например, их, очень много в почве. Снежные водоросли в больших количествах часто встречаются во льдах и снегах арктической и антарктической пустынь, а также альпийских высокогорий. В холодных полярных морях они растут столь же хорошо, как и в горячих источниках. В умеренном климате водоросли часто покрывают зеленым налетом кору деревьев, обычно с затененной стороны.