kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Одноклеточные водоросли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока фгос "Одноклеточные водоросли".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Одноклеточные водоросли"»

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))

Выполнила:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет -биология

Класс -5

УМК Пасечник

Тема урока –Одноклеточные водоросли.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные


-научаться отличать водоросли от других изученных растении

- научаться объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей

- научаться понимать смысл биологических терминов: водоросли, хроматофор, светочувствительный «глазок».

регулятивные:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

коммуникативные: 

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные:

-самостоятельно определять понятия, анализировать информацию, делать обобщения, устанавливать аналогии и взаимосвязи;


осознание необходимости изучения живой природы; ценности знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.


Словарь урока: Водоросли, хламидомонада, хроматофор, хлорелла, наземные одноклеточные водоросли, красный, светочувствительный «глазок».

Ресурсы урока: Ресурсы урока:  учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. - М.: Дрофа, 2015, микроскопы, мультимедийный проектор, презентация к уроку, ёмкость с «цветущей водой».


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. Момент (1 мин)

Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу садитесь. Нам предстоит сегодня очень серьезная работа и все задуманное должно осуществиться. Для этого мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки). Ответьте мне этим знаком кто хочет начать работу вместе со мной. Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей. Подержите их – почувствуйте тепло моих рук, а я почувствую вашу поддержку. Спасибо!

Слушают учителя.



2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) (3мин.)

В настоящее время учёными описано более двухсот девяноста тысяч видов растений, из них примерно 25 – 33 тысячи видов принадлежат группе организмов, о которых пойдёт речь на сегодняшнем уроке. А для начала я предлагаю вам просмотреть слайды презентации, и ответить на вопросы :

-с особенностями каких растений нам предстоит сегодня познакомиться?

-что нового узнать о них?

Внимание на экран (демонстрируется презентация «Водоросли»).

Итак, наш сегодняшний урок посвящён (водорослям).

Давайте уточним о каких водорослях пойдет речь?

Смотрят презентацию. Вступают в диалог с учителем

Формулируют тему урока.

3 этап. Актуализация знаний(2 мин.)

Мы с вами говорили, что растения делятся на две большие группы . Какие?

К какой группе, по вашему мнению, относятся водоросли? Почему?

Чем они отличаются от остальных растений?

Участвуют в беседе, вспоминают изученный ранее материал;

Высказывают предположения.

Определяют, каких знаний не хватает.

4 этап.

Целеполагание

и планирование

(2 мин.)

Формулирование учащимися целей урока:

- я хотел бы узнать…

- я хотел бы уметь…

Обсуждение с учащимися плана урока.

План урока (на доске):

1.Определение водорослей

2.Среда обитания водорослей

3. Лабораторная работа «Строение зеленых одноклеточных водорослей»

В результате урока учащиеся смогут:

- изучить среду обитания, строение, водорослей, приводить примеры представителей их отделов

работать с микроскопом;

Как вы думаете, какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?

Ученики высказывают предположения (учебник, рассказ учителя, энциклопедии и др.)

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

(15 мин)


Ну а теперь, когда тема, план и задачи урока определены, работаем по плану.


  1. Дайте определение понятию водоросль. Слайд


(Приведите примеры) Почему это сложно сделать?

Предлагаю помощь: Из списка выбрать нужные слова и составить определение. Обитающие, одноклеточные, организмы, или, в водной среде, многоклеточные

(Одноклеточные или многоклеточные организмы обитающие в водной среде) Слайд Слово «водоросли» буквально означает лишь то, что это растения, живущие в воде,

Все – ли растения в водоемах можно с научной точки зрения назвать водорослями? (такие растения, как тростник, камыш, рогоз, кувшинки, кубышки, мелкие зеленые пластинки ряски и др., являются семенными (или цветковыми) растениями.)


  1. Рассмотрим место обитания одноклеточных водорослей.


Где

Где могут обитать водоросли? Возьмите в руки тексты, внимательно прочитайте и ответьте на мой вопрос.

Слайд

Почти все водоросли обитают в воде. Немногие — на камнях, древесине, песке, коре. Водоросли населяют моря, реки и озера лишь на тех глубинах, куда проникает солнечный свет.




3.Строение.


Давайте вспомним, из каких основных органоидов состоит растительная клетка? Обратимся к плакату

Слайд. А у одноклеточных водорослей можно их найти? Какие ещё имеются органоиды? Давайте обратимся за помощью к учебнику, откройте стр.94. прочитайте первая пара первый абзац, вторая пара второй.







Работают в парах, над решением учебной задачи.

Дают определение понятия

- Фиксируют на бумаге, свое «открытие».









Предлагают свои варианты ответов по учебной проблеме.




Читают фрагмент текста, отвечают на вопрос


Вступают в диалог. Фиксируют на бумаге, свое «открытие». Среда обитания: в воде, во влажных местах, на камнях и древесине.




Учащиеся работают в парах дают ответ

.(оболочка, цитоплазма, ядро, хлоропласты)



Учащиеся называют органоиды хламидомонады и хлореллы.






6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

(15мин)

Лабораторной работы «Строение зелёных одноклеточных водорослей».





Почему хламидомонада окрашена в зелёный цвет.?

О чём это говорит?.( имеются хроматофор )

Что содержится в хроматофоре (хлорофилл - вещество улавливающее лучи света)

Как вы думаете, какую роль играет хлорофилл в питании хламидомонады?


Предлагаю выполнить тест:

1.Органоидом, реагирующим на свет, у хламидомонады является: а) хроматофор, б) жгутик, в) глазок, г) ядро.

2.Фотосинтез у водоросли происходит в а) хроматофоре,

б) светочувствительном глазке, в) листе.

3.Водоросли поглощают воду и минеральные вещества: а) ризоидами,

б) листьями, в) корнями, г) всем телом.

4.Из названных растений можно считать водорослью: а) ряску, б)рдест,

в) хламидомонаду, г)кувшинку.

5.Водоросли питаются: а) создавая органические вещества из неорганических,

б) потребляя готовые органические вещества,

в) создавая неорганические вещества из органических.

Проверьте правильные ответы на экране), оцените:

0-ошибок-5, 1ошибка-4, 2 ошибки-3, 3ошибки – 2.

1.-в, 2-а, 3 –г, 4 –в, 5 -а.


Работают в парах по инструктивной карточке на с.95. Формулируют цель.:« Изучить строение одноклеточных водорослей» .



Делают выводы о особенностях строения и питания одноклеточных зеленых водорослей..







Проводится взаимопроверка. Сверка правильности выполнения теста с ключом ответов в презентации.

7 этап. Рефлексия и оценивание

(4 мин)



- Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

– Какую цель мы ставили в начале урока?

–Удалось ли решить поставленные

задачи?

- Все ли запланированное удалось выполнить? (Если не получилось – почему?)

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

* Выставляет и комментирует отметки

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока (ориентируясь на целеполагание), отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

8 этап. Домашнее задание

(2мин)

Домашнее задание §18 с.93-95, вопросы 1- 3,

По желанию подготовить сообщение или презентации об интересных представителях водорослей. (О кровавом снеге, о водоросли – космонавте, о морской капусте, о том, почему назвали море Саргассово)































Приложение1

Вы неоднократно видели водоросли. Скажите, где они встречаются?

Обычно водоросли считают водными организмами, и, действительно, подавляющее большинство водорослей обитает в лужах и прудах, реках и озерах, морях и океанах. Но, несмотря на свое название, водоросли встречаются не только в воде, например, их, очень много в почве. Снежные водоросли в больших количествах часто встречаются во льдах и снегах арктической и антарктической пустынь, а также альпийских высокогорий. В холодных полярных морях они растут столь же хорошо, как и в горячих источниках. В умеренном климате водоросли часто покрывают зеленым налетом кору деревьев, обычно с затененной стороны.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Одноклеточные водоросли"

Автор: Мисюра Татьяна Алексеевна

Дата: 15.09.2019

Номер свидетельства: 519799

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства