г. Переславль-Залесский
2016 г.
Тема | Головной мозг, его строение и функции. |
Цель | -Формирование представлений о строении и функциях головного мозга человека. -Создание условий для формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД |
Задачи | -Обеспечить усвоение учащимися представлений об особенностях строения головного мозга человека и функциях его отделов. -Обеспечить освоение учащимися следующих понятий: отделы головного мозга (передний мозг, задний мозг, ствол, продолговатый, промежуточный, средний, гипоталамус, таламус, большие полушария) -Создать условия для формирования навыков целеполагания и планирования. -Создать условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля и контроля. -Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы. -Вовлекать обучающихся в контрольно-оценочную деятельность. -Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками информации, выделять главное и характерное. -Создать условия для развития у обучающихся коммуникативной культуры при учебном сотрудничестве. -Создать условия для осуществления учебных действий — выполнять лабораторную работу. |
Планируемые результаты | Предметные: имеют представления об отделах головного мозга (передний мозг, задний мозг, ствол, продолговатый, промежуточный, средний, гипоталамус, таламус, большие полушария) и выполняемых ими функциях. Метапредметные: находят и используют необходимую информацию, сотрудничают в группах, выполняют тесты, лабораторную работу, оценивают себя и друг друга. Определяют цели и задачи урока при помощи учителя, действуют по коллективно составленному плану. Контролируют результат действий с опорой на эталон, вносят необходимые коррективы. |
Основные понятия | Передний мозг, задний мозг, ствол, продолговатый, промежуточный, средний, гипоталамус, таламус, большие полушария |
Ресурсы | Компьютер; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; тестовые задания; листы самооценки; учебник «Биология. Человек. 8 класс» Н.И. Сонин, М.Р. Сапин; рабочая тетрадь к учебнику «Биология. «Биология. Человек. 8 класс» Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. |
Используемые технологии | Смысловое чтение, информационно – коммуникационная технология, групповые технологии. здоровьесберегающие технологии, игровая технология |
№п/п | Этап урока | Содержание | Формируемые УУД. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | Организационный момент. Мотивационный. 1 минута. | | | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой . | Подготовка к работе. Включение в деловой ритм | |
| | | | | | |
2 | Актуализация знаний. 7 минут. | Повторение темы «Нервная система. Отделы нервной системы. Спинной мозг». Обучающимся предлагается выполнить тестовые задания и провести взаимопроверку. 1. Серое вещество мозга образовано: 1. отростками нейронов 2. дендритами 3. аксонами 4. телами нейронов 2. Рефлекторная дуга заканчивается: 1. исполнительным органом 2. чувствительным нейроном 3. рецептором 4. вставочным нейроном 3. Короткие отростки нервных клеток – это: 1. нервы 2. аксоны 3. дендриты 4. синапсы 4. К периферической нервной системе относится: 1. головной мозг 2. спинной мозг 3. нервные узлы 4. большие полушария головного мозга 5. Врожденный рефлекс: 1. глотание 2. рисование 3. чтение книги 4. бег 6. Нервные окончания это: 1. аксоны 2. дендриты 3. синапсы 4. рецепторы 7. К ЦНС относится: 1. нервы 2. спинной мозг 3. нервные узлы 4. рецепторы 8. Основные свойства этой ткани проводимость и возбудимость: 1. мышечная 2. нервная 3. эпителиальная 4. соединительная 9. От спинного мозга отходят: 1. 31 пара смешанных нервов 2. 31 пара двигательных нервов 3. 32 пары смешанных нервов 4. 32 пары чувствительных нервов 10. Серое вещество спинного мозга: 1. это чувствительные нейроны 2. это двигательные нейроны 3. расположено в центре спинного мозга 4. расположено на поверхности спинного мозга | Познавательные: восполнение недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: контроль и оценка результата действий с опорой на эталон, коррекция в случае расхождения с эталоном, способность к мобилизации сил и энергии | Демонстрация тестовых заданий по теме «Нервная система. Отделы нервной системы. Спинной мозг». Демонстрация слайдов для проверки заданий. Постановка вопросов. | Учащиеся выполняют задания по теме «Нервная система. Отделы нервной системы. Спинной мозг» в рабочих листах. Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку. | |
3 | Целеполагание. 5 минут | Определение целей и задач урока с помощью слов-подсказок. О чем пойдет речь на уроке? К ЦНС относится: спинной мозг и ...? Что мы видим на слайде (демонстрация рисунка головного мозга, отделы раскрашены разными цветами, почему как вы думаете? Спинной мозг выполняет проводящую и … ? функцию ...а головной...? | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание, планирование Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Помогает в определении целей, задач и этапов урока. Демонстрация слайдов с рисунком моделей головного мозга целями и задачами урока. | Учащиеся определяют цель, этапы, задачи урока | |
4 | Открытие нового знания. 23 минуты. | Учащиеся в группах изучают необходимый материал учебника стр. 63-68 и выполняют лабораторную работу «Изучение головного мозга человека» (упр. 57, стр. 38 рабочая тетрадь) и выполняют задания в рабочих тетрадях № 55, 56 по данной теме. 2.Физкультминутка. Учитель называет разные понятия, если это относится к нервной системе, то учащимся предлагается встать, если нет, то вытянуть руки вперед, если затрудняются определить, то руки в стороны и прогнуться назад. Промежуточный контроль знаний (выполняют упражнения в рабочих тетрадях) | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, Коммуникативные: умение слушать других людей, устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Регулятивные: сличение способа действий с эталоном, внесение необходимых дополнений, корректив, оценка качества и уровня усвоения. Личностные: уметь находить ответы на вопросы, понимать сущность. | Постановка вопросов. Демонстрация слайдов с правильными ответами на задания в рабочих тетрадях. Организация групповой и фронтальной работы. Организация работы групп, определение заданий. Проведение физкультминутки (учитель предлагает выполнить определенные упражнения). | Отчет (выполнение заданий в рабочих тетрадях) по полученным заданиям. Индивидуальная работа, работа в группах, выполнение заданий лабораторной работы, проверяют правильность, выполненных заданий, сверяя свои ответы с образцом, проводят необходимую коррекцию знаний. Выполнение физкультминутки. | |
5 | Закрепление изученного материала. 5 минут. | Обучающимся предлагается выполнить тестовые задания по изученной теме «Головной мозг, его строение и функции». Работа выполняется по вариантам. 1 вариант 1. Из чего состоит промежуточный мозг? 2. Каковы функции моста? 3. Где расположены центры, отвечающие за эмоциональное состояние человека? 4. Какой отдел мозга отвечают за регуляцию позы тела и координацию движений? 5. Где расположены высшие слуховые центры? 2 вариант 1. Где располагаются высшие центры зрительных ощущений? 2. Какую функцию выполняет таламус? 3. Какие отделы включает ствол мозга? 4. Поражение какого отдела мозга приводит к сонливости, потере сознания, летаргическому сну? 5. В каком отделе головного мозга располагаются центры основных врожденных рефлексов (глотания, чихания и т.д.)? | Коммуникативные: формирование умения работать в группах. Регулятивные: контроль по образцу, осознание уровня и качества усвоения материала. | Демонстрация слайдов с заданиями по теме «Головной мозг, его строение и функции». Демонстрация слайдов для проверки заданий. Постановка вопросов. | Составляют логические цепочки в группах, проверяют правильность, выполненных заданий, сверяя свои ответы с образцом, осуществляют взаимопроверку | |
6 | Подведение итогов уроков. Рефлексия. 3 минуты. | Что изучили сегодня на уроке? | Коммуникативные: выражают свои мысли, владеют речью. Личностные: оценивание нового материала. Регулятивные: осознание того, что усвоено | Задает вопрос: Что изучили сегодня на уроке? Предлагает ученикам ответить на вопросы: Сегодня урок: лёгкий – трудный интересный – скучный полезный – ненужный. Я ученик: старательный – ленивый, внимательный – невнимательный, урок усвоил – не усвоил | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Определяют общую сумму баллов и выставляют оценку за урок. Дают свою оценку данному уроку. | |
7 | Домашнее задание. 1 минута. | Стр. 63-68, упр. №58 | Коммуникативные | Задает домашнее задание | Записывают домашнее задание | |