г. Переславль-Залесский
2017 г.
Тема | Отдел Папоротниковидные. |
Цель | -Формирование представлений о растениях отдела Папоротниковидные. -Создание условий для формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД |
Задачи | -Обеспечить усвоение учащимися представления об особенностях строения, условиях жизни, мест обитания многообразии и значении папоротников. -Обеспечить освоение учащимися следующих понятий: заросток, сорус, вайи, разноспоровые папоротники, микроспора, мегаспора -Создать условия для формирования навыков целеполагания и планирования. -Создать условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля и контроля. -Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы. -Вовлекать обучающихся в контрольно-оценочную деятельность. -Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками информации, выделять главное и характерное. -Создать условия для развития у обучающихся коммуникативной культуры при учебном сотрудничестве. -Создать условия для осуществления учебных действий — выполнять лабораторную работу. |
Планируемые результаты | Предметные: имеют представлений о заростоке, сорусе, вайях, разноспоровых папоротниках, микроспоре мегаспоре, условиях жизни, местах обитания, многообразии папоротников и значении папоротников. Метапредметные: находят и используют необходимую информацию, сотрудничают в группах, выполняют тесты, лабораторную работу, оценивают себя и друг друга. Определяют цели и задачи урока при помощи учителя, действуют по коллективно составленному плану. Контролируют результат действий с опорой на эталон, вносят необходимые коррективы. |
Основные понятия | Заросток, сорус, вайи, разноспоровые папоротники, микроспора, мегаспора. |
Ресурсы | Компьютер; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; тестовые задания; листы самооценки; учебник «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс» В.Б. Захаров, Н.И. Сонин; рабочая тетрадь к учебнику «Биология. «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс» В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. |
Используемые технологии | Смысловое чтение, информационно – коммуникационная технология, групповые технологии. здоровьесберегающие технологии, игровая технология |
№п/п | Этап урока | Содержание | Формируемые УУД. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | Организационный момент. Мотивационный. 1 минута. | | | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой . | Подготовка к работе. Включение в деловой ритм | |
| | | | | | |
2 | Актуализация знаний. 7 минут. | Повторение темы «Отделы Хвощевидные, Плауновидные» Обучающимся предлагается выполнить тестовые задания и провести взаимопроверку. 1. Торфяным мхом называют: а) кукушкин лён б) сфагнум в) печеночный мох г) хвощ полевой 2. Мхи прикрепляются к почве с помощью: а) придаточных корней б) листьев в) ризоидов г) главного корня 3. Коробочка с крышечкой у кукушкина льна является: а) листом б) спорофитом в) почкой) г) гаметофитом 4. Листья у плауна: а) мелкие, простые б) крупные простые в) крупные сложные г) нет листьев 5. В качестве детской присыпки можно использовать: а) листья мхов б) листья плаунов в) споры мхов г) споры плаунов 6. Гаметофит у мхов представлен: а) взрослым растением б) коробочкой в) ризоидами г) спорами В1: Установите последовательность жизненного цикла мха кукушкина льна, начиная с образования половых клеток: а) зигота б) взрослое растение-гаметофит в) оплодотворение г) половые клетки д) спорофит е) молодое растение-гаметофит ж) споры | Познавательные: восполнение недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: контроль и оценка результата действий с опорой на эталон, коррекция в случае расхождения с эталоном, способность к мобилизации сил и энергии | Демонстрация тестовых заданий по теме «Отдел Хвощевидные и Плауновидные». Демонстрация слайдов для проверки заданий. Постановка вопросов. | Учащиеся выполняют задания по теме «Отдел Хвощевидные. Отдел Плауновидные» в рабочих листах Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку. | |
3 | Целеполагание. 5 минут | Определение целей и задач урока с помощью слов-подсказок. Рассказать легенду о цветке папоротника. О чем пойдет речь на уроке? О папоротниках. Каково строение папоротника Как размножается папоротники Какие бывают папоротники Каково значение папоротников | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание, планирование Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Помогает в определении целей, задач и этапов урока. Демонстрация слайдов по легенде о папоротниках, целей и задач урока. | Учащиеся определяют цель, этапы, задачи урока | |
4 | Открытие нового знания. 23 минуты. | Учащиеся в группах изучают необходимый материал учебника стр. 61-62 и выполняют лабораторную работу «Изучение внешнего строения папоротника» (стр. 33 упр. №44) и выполняют задания №41, 42, 43 в рабочих тетрадях по данной теме. 2.Физкультминутка. Демонстрация слайдов с изображением разных растений, если это папоротник, то учащимся предлагается встать, если мох, то вытянуть руки вперед, если затрудняются определить, то руки в стороны и прогнуться назад. Промежуточный контроль знаний (выполняют упражнения в рабочих тетрадях) | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, Коммуникативные: умение слушать других людей, устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Регулятивные: сличение способа действий с эталоном, внесение необходимых дополнений, корректив, оценка качества и уровня усвоения. Личностные: уметь находить ответы на вопросы, понимать сущность. | Постановка вопросов. Демонстрация слайдов с правильными ответами на задания в рабочих тетрадях. Организация групповой и фронтальной работы. Организация работы групп, определение заданий. Проведение физкультминутки (демонстрация слайдов, с изображениями различных растений, учитель предлагает выполнить определенные упражнения). | Отчет (выполнение заданий в рабочих тетрадях) по полученным заданиям. Индивидуальная работа, работа в группах, выполнение заданий лабораторной работы, проверяют правильность, выполненных заданий, сверяя свои ответы с образцом, проводят необходимую коррекцию знаний. Выполнение физкультминутки. | |
5 | Закрепление изученного материала. 5 минут. | Составление логических цепочек. Учащимся предлагается выполнить задания в группах: выбрать и разложить по столбикам карточки со словами: для 1варианта выбрать те слова, которые относятся папоротникам, 2 варианту — слова, которые относятся к мхам, 3 варианту — к водорослям (выдается набор перемешанных карточек). 1. Мегаспора, вайи, микроспора, сорус, сальвиния 2. Ризоиды, сфагнум, коробочка со спорами, печеночник, водоносные клетки 3. Слоевище, ламинария, агар-агар, ризоиды, порфира | Коммуникативные: формирование умения работать в группах. Регулятивные: контроль по образцу, осознание уровня и качества усвоения материала. | Демонстрация заданий по теме «Отдел Папоротниковидные». Демонстрация слайдов для проверки заданий. Постановка вопросов. | Составляют логические цепочки в группах, проверяют правильность, выполненных заданий, сверяя свои ответы с образцом, осуществляют взаимопроверку | |
6 | Подведение итогов уроков. Рефлексия. 3 минуты. | Что изучили сегодня на уроке? | Коммуникативные: выражают свои мысли, владеют речью. Личностные: оценивание нового материала. Регулятивные: осознание того, что усвоено | Задает вопрос: Что изучили сегодня на уроке? Предлагает ученикам ответить на вопросы: Сегодня урок: лёгкий – трудный интересный – скучный полезный – ненужный. Я ученик: старательный – ленивый, внимательный – невнимательный, урок усвоил – не усвоил | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Определяют общую сумму баллов и выставляют оценку за урок. Дают свою оценку данному уроку. | |
7 | Домашнее задание. 1 минута. | Стр. 61-65, подготовить сообщения по многообразию папоротников. | Коммуникативные | Задает домашнее задание | Записывают домашнее задание | |