kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока биологии в 8 классе «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме : "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.Действие ферментов".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 8 классе «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов ».»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе

«Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов ».

Цель урока: формирование представлений о процессе пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке; изучение особенностей строения и функционирования желудка и двенадцатиперстной кишки как органов пищеварительной системы; раскрыть основные свойства ферментов, показать их роль в пищеварении.

Задачи урока: показать особенности строения желудка и двенадцатиперстной кишки; раскрыть свойства ферментов слюны, желудочного сока и двенадцатиперстной кишки, условия их активности, роль соляной кислоты в пищеварении.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - Биология

Класс - 8

Учитель: Гаранина Елена Владимировна

Тема урока -Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся научится:

-выявлять особенности строения и функций желудка и отделов кишечника, пищеварительных желез;

- выяснять роль пищеварительных желез и их ферментов в пищеварении,

роль пищеварительных желез стенок желудка;

-раскрывать свойства ферментов желудочного и кишечного соков, сока поджелудочной железы и желчи печени, условия их активности, а также экспериментально доказывать роль ферментов и условия их активности;

-распознавать желудок, отделы кишечника, поджелудочную железу и печень на таблице;

-применять знания об особенностях пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке для обоснования

здорового образа жизни и сохранения своего здоровья.

-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели;

-уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую;

-вест поиск ответов на вопросы и задания в тексте учебника;

-владеть основами исследовательской деятельности;

-давать определения понятий, вести наблюдения и объяснять их результаты;

-выбирать в своих действиях и поступках ориентиры на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

-формируется познавательный интерес и положительная мотивация к изучению пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке из-за практического значения изучаемого материала;

- формируется ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению с учетом познавательных интересов, направленных на сохранение здоровья и жизни, на знание основ здорового образа жизни человека.

Словарь урока: пепсин, сфинктер, трипсин, желчь, фермент ,субстрат, кишечная палочка, дисбактериоз.

Ресурсы урока:

  1. Биология. Человек. 8 кл.: учебник. Для общеобразоват. учреждений / Д. В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2017

2. Инструкции по работе для групп.

3. Оценочные листы для каждого учащегося.

4. Таблица «Пищеварительная система человека» .

5.Оборудование для проведения лабораторной работы (накрахмаленный бинт, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, спички (без го­ловки) с намотанными на конец кусочками ваты.)



Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное и второстепенное в тексте, структурировать учебный материал, сопоставлять данные; устанавливать причинно – следственные связи.

Регулятивные УУД: способность постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем; способность к моделированию ситуации на основе имеющихся данных; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.

Коммуникативные УУД: развитие способности к организации и распределению ролей; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Личностные УУД: развитие потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. Орг. Момент 1 мин

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке.

- Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Но я думаю, что у нас все получится. Однако для успеха нам необходимо собрать всю силу ума, внимание, фантазию. Вы готовы? Тогда начнем!

2. Актуализация знаний 3 мин



Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречие. Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников. Задание не выполнимое при данном уровне знаний.


Деятельность учащихся

Фронтальная беседа. Участвуют в диалоге.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть.




В русской поговорке говорится:

«Не говори, чему учился, а говори, что узнал»

Вот я и хочу проверить, что вы узнали на предыдущих уроках по пищеварительной системе.

Фронтальная беседа

1.Покажите на таблице органы, образующие пищеварительную систему человека и назовите их.

2.Какие органы находятся в ротовой полости? 3.Как называются три пары крупных слюнных желез?

4.Что происходит с пищей в ротовой полости?

5. Какие три части различают в строении зуба?

6..Как называется мягкая часть в центре зуба, содержащая нервы и кровеносные сосуды?

7.Как называются твердые ткани зуба?

8.Какие виды зубов вы знаете?

9. Расскажите о составе и функциях слюны.









1.Обучающиеся показывают и называют органы пищеварения: органы пищеварительного тракта и пищеварительные железы. Пищеварительный тракт- ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. Пищеварительные железы-железы желудка и кишечника, слюнные, поджелудочная, печень.

2. зубы, язык, слюнные железы.

3.Околоушные,подъязычные, поднижнечелюстные.

4.Механическая обработка-пережевывание зубами, химическая –смачивание слюной, формируется пищевой комок.

5.коронка,шейка,корень.

6.Пульпа.

7.дентин и зубная эмаль.

8.Резцы,клыки , коренные- большие и малые.

9.Белки :муцин -участвует в образовании пищевого комка, лизоцим- обладает бактерицидным свойством, ферменты -амилаза и мальтаза расщепляют углеводы до глюкозы.

3. Мотивация (создание проблемной ситуации)

2 мин

Деятельность учителя .

Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречие. Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников.

Деятельность учащихся

Вступают в диалог с учителем.

Фронтальная беседа. Приходят к выводу: «Мне не хватает знаний, я хочу это знать»


И на этом пищеварительный процесс закончен?

В своей лаборатории Иван Петрович Павлов, проделал следующий опыт:

Двух собак кормили мясом с добавлением холерных вибрионов. Одной из них перед приемом пищи промыли желудок. Эта собака заразилась холерой и умерла, а вторая собака выжила. Почему это произошло?

-Можете ли вы сейчас точно ответить на поставленный вопрос?

-А что вы должны знать, чтобы ответить на вопрос?

- Правильны ли ваши предположения, мы сможем сказать после изучения нового материала.

Сегодня мы продолжаем изучать изменение пищи в органах пищеварительного канала. О каком органе пойдёт речь, догадайтесь сами:

Этот орган – эластичный, мышечный трёхслойный мешок, выделяет соляную кислоту, слизь и пищеварительный сок.

Верно, речь пойдёт о желудке, а также первом отделе кишечника- двенадцатиперстной кишке. Запишите число и тему урока в тетради: Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.



.


-Нет .

Обучающиеся предполагают, почему это произошло, но не могут точно и правильно ответить на вопрос








-Нет.



-Нам не хватает знаний о процессах, происходящих во всех отделах пищеварительной системы)



-Желудок.









4.Целеполагание

1 мин

Деятельность учителя

Предлагает сформулировать цели урока

(планируемые результаты урока)

Деятельность учащихся

Называют цели урока.


Ребята, давайте сформулируем цель нашего урока.

Какие задачи сегодня на уроке нам стоит решить?


1. изучить особенности строения и функционирования желудка и двенадцатиперстной кишки как органов пищеварительной системы; раскрыть основные свойства ферментов, показать их роль в пищеварении.

2.раскрыть свойства ферментов слюны, желудочного сока и двенадцатиперстной кишки, условия их активности, роль соляной кислоты в пищеварении.

5. Планирование

2 мин

Побуждает к поиску плана урока. Обсуждает с учащимися план урока.


Определяют содержание и последовательность действий для решения поставленных задач.



Ребята, в какой последовательности будем выполнять поставленные задачи?

Предлагаю составить план. Можно воспользоваться планом параграфа, при этом внести изменения. План учитель фиксирует на доске, при необходимости корректирует.


Составляют план по пунктам в учебнике. Участвуют в обсуждении и предполагают последовательность действий.

Примерный план урока:

1. Особенности строения и функционирования желудка как органа пищеварительной системы.

2. Особенности строения и функционирования как органа пищеварительной системы .

3. Основные свойства ферментов, их роль в пищеварении

6. «Открытие нового знания»

(изучение новой темы)

17 мин

Деятельность учителя

Организовывает работу по поиску и обработке информации. Работа осуществляется в группах. Учащиеся объединяются в три группы по желанию. В ходе работы учитель консультирует, ненавязчиво контролирует.





Деятельность учащихся

Осуществляют решение учебных задач.

Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы.

. Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в таблице, свое «открытие»,изучают рисунки, готовят выступление. По ходу урока заполняют оценочные листы (осуществляют самооценку).

Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. Формулируют выводы, фиксируют итоги работы других групп.


Получать знания вам предстоит во время работы в группах. У каждой группы своя задача, указанная в информационных листах, своя форма отчета о проделанной работе. Вначале читайте текст, затем обсуждайте в группе и готовьте совместный отчет. Информационные листы лежат у вас на партах, открывайте их и начинайте работу. Желаю успеха. Приложение1.


Группа № 1.

1. Как пища попадает в желудок?

2. Что представляет собой желудок и где он находится?

3.Какие изменения происходят с пищей в желудке?

4.Заполните таблицу.

Группа № 2

1.Как пища попадает в двенадцатиперстную кишку?

2. Протоки каких пищеварительных желез впадают в двенадцатиперстную кишку?

3.Заполните таблицу.

Группа № 3

1. Что такое фермент?

2.Что такое субстрат?

3.Будет ли действовать пепсин, если соляную кислоту желудочного сока нейтрализовать щелочью?

4. Заполните таблицу.

Отчеты групп.

-Слово предоставляем первой группе.

-



































-Что вы можете дополнить? Какие есть вопросы к группе?

- Слово группе №2.



































- Что вы можете дополнить? Какие есть вопросы к группе?

- Слово группе №3.













Обучающиеся получают задания для групп и начинают работать.
























Ответ: Мы изучали строение желудка. Выяснили, что это мышечный мешок объемом до 2- 3 литров. Желудок - самая расширенная часть пищеварительного канала. Желудок располагается под диафрагмой в левой части брюшной полости Сформировавшийся в ротовой полости пищевой комок попадает в глотку. Во время глотания пищевой комок проходит в глотку, при этом мягкое небо приподымается и загораживает вход в глотку, а надгортанник закрывает путь в гортань. Глотание происходит рефлекторно. Далее пища попадает в пищевод. Стенки пищевода сокращаются, пищевод транспортирует пищу в полость желудка. Мышцы желудка хорошо развиты и представлены 3 слоями волокон: продольными, кольцевыми и косыми. Слизистая оболочка желудка образует складки, увеличивающие её поверхность. В толще слизистой содержится около 35 тысяч желез, вырабатывающих желудочный сок. Они различаются по строению и функциям. Одни выделяют пищеварительные ферменты. Другие выделяют соляную кислоту, которая не только создаёт необходимую среду для работы пепсина, но и уничтожает многие вредные микроорганизмы, проникшие с пищей. Третья группа желез выделяет слизистый белок - муцин, который защищает стенки желудка от действия на них желудочного сока, т. е. предохраняет стенки желудка от самопереваривания.

Слизистая желудка складчатая по задней стенке и гладкая по передней стенке. В ней находится около 35 млн желудочных желез, в которых выделяют три вида клеток: клетки, вырабатывающие ферменты, клетки, вырабатывающие соляную кислоту, поверхностные клетки, вырабатывающие слизь.

Ферменты желудочного сока

- Пепсин - расщепляет белки на более короткие пептиды. Пепсин быстро расщепляет белки мяса и яиц, очень медленно – белки хрящей и сухожилий.

- Липаза - действует только на жиры молока, расщепляя их до глицерина и жирных кислот.

-Фермента, способного действовать на углеводы в составе желудочного сока нет.






В среднем слое стенки желудка находится мышечная оболочка, состоящая из гладких мышц. Их сокращение способствует лучшему перемешиванию пищи и пропитыванию желудочным соком. Постепенно мышцы проталкивают пищевую кашицу к двенадцатиперстной кишке. На границе между желудком и двенадцатиперстной кишкой находится кольцевая мышца – сфинктер. Периодически он открывается и пропускает пищевую кашицу небольшими порциями в двенадцатиперстную кишку. Поступление пищи в 12-типерстную кишку дозирует привратник – сфинктер. Как только содержимое пищи за сфинктером приобретает кислую среду, сфинктер закрывает вход в кишечник. Постепенно среда становится щелочной и сфинктер привратника снова открывается.

Если человек съел недоброкачественную пищу, возникает рвотный рефлекс и содержимое желудка выбрасывается наружу. Рвотный рефлекс – один из защитных рефлексов нашего организма.

 Двенадцатиперстная кишка – начальная часть тонкого кишечника. Вся тонкая кишка имеет длину – 5-6 метров, двенадцатиперстная кишка – 27-30 см, что примерно соответствует ширине сложенных вместе двенадцати пальцев. В двенадцатиперстную кишку поступает сок поджелудочной железы и желчь из печени. Поджелудочный сок имеет щелочную реакцию, содержит полный набор ферментов, которые расщепляют белки, жиры и углеводы до мономеров.

 Ферменты

    Трипсин - заканчивает начатое ещё в желудке расщепление белков до аминокислот.

   Липаза –расщепляет эмульгированные желчью жиры до глицерина и жирных кислот.

   Амилаза – расщепляет сложные углеводы до дисахаридов, мальтоза – до моносахаридов.

   Ферменты поджелудочной железы сохраняют свою активность в щелочной среде при температуре тела человека.

 Желчь – жидкость зеленовато – желтого цвета. Состав: желчные кислоты, пигменты (продукты распада гемоглобина), холестерин, минеральные соли. Желчь эмульгирует жиры, разбивает их на малейшие капельки, в таком виде жиры становятся более доступными для действия ферментов, создание щелочной среды в тонком кишечнике, усиление активности всех пищеварительных ферментов, активирование процессов всасывания продуктов расщепления жира и витамина К, вырабатываемого бактериями толстого кишечника, усиление перистальтики кишечника. Процесс образования желчи непрерывен, а выделение желчи в полость двенадцатиперстной кишки - периодический и связан приемом пищи.



Пищеварительные ферменты. Расщепление пищи происходит под действием биологических катализаторов – ферментов.

  1. Ферменты - белки сложного строения, выполняющие функцию биокатализаторов.

  2. Субстрат- вещество, на которое действует фермент.

  3. Ферменты обладают специфичностью, действуют на строго определенный субстрат.

  4. Ферменты активны только при определённых условиях:

  • ферменты слюны - в слабощелочной среде;

  • ферменты желудочного сока - в кислой;

  • ферменты поджелудочного сока - в слабощелочной.

  1. Пищеварительные ферменты наиболее активны при температуре 37-39 ᵒС.

  2. При кипячении ферменты, как и другие белки, свертываются и теряют свою активность.


Физкультми

нутка

1 мин

А знаете ли вы, что gaster – это желудок? Гастрит – воспаление желудка? А гастроэнтеролог – врач-специалист по заболеваниям желудка и кишечника?

Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 3 л. Пустой желудок спадается так, что стенки его соприкасаются.

Упражнение для профилактики опущения желудка.

В положении стоя правой рукой определите область расположения желудка

Сделайте глубокий вдох через нос.

Медленно выдыхайте

На выдохе сделайте паузу и задержите дыхание, считая до 8.

Повторите 4-5 раз.

Выполняют упражнения в течение 1 минуты.

7. Включение нового знания в систему знаний

8 мин

Деятельность учителя

Организует закрепление знаний.

Происходит присвоение нового знания и создание «нового продукта». «Новый продукт» - ответ на проблемный вопрос и мини - дискуссия

Деятельность учащихся

Фронтальная беседа. Вспоминают проблемный вопрос



Учитель предлагает вспомнить проблемный

Давайте подведем итог:

Какие процессы происходят с пищей в желудке?

Что же происходит в двенадцатиперстной кишке?

Мы узнали, что переваривание пищи происходит под действием ферментов.

Что это за вещества? Какие условия необходимы для их работы?



Ну а, чтобы еще раз убедится в том, что для деятельности ферментов необходимы определенные условия, проведем с вами лабораторную работу «Действие слюны на крахмал».

У вас на партах лежат рабочие листы для выполнения этой работы, вы их заполните, и все необходимое оборудование.

Приложение 2.

Работать будете в парах.

Ребята, давайте, обсудим результат вашей работы.

Что было субстратом ,а что ферментом, когда вы писали букву на бинте?

Могла ли получится синяя буква на белом фоне при проведении этого опыта?

Будет ли слюна расщеплять крахмал ,если ее прокипятить?

- переваривание белков

-обезвреживание пищи

-переваривание белков, жиров , углеводов.

-Ферменты это белки особого строения. Работают при температуре тела, при определенных условиях среды. при разной кислотности

-Ферменты желудочного сока работают в кислой среде, ферменты слюны и поджелудочного сока в слабощелочной среде.







Обучающиеся выполняют работу, делают выводы.





Субстрат-крахмал, фермент-амилаза слюны.


Нет, может получиться только белая буква на синем фоне
Если слюну прокипятить, то ферменты, входящие в её состав разрушатся (т. к. ферменты-белки), поэтому на крахмал прокипячённая слюна не воздействует.

8. Рефлексия и оценивание



4 мин

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.


Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Определяют степень своих достижений на уроке (самооценка) с помощью сигнальных карточек, листов самооценки.

Отмечают успешные ответы, участников группы (взаимооценка). Выставляют отметки, сдают оценочные листы учителю.


А вот теперь давайте вернемся к проблеме, которая была поставлена в начале урока. Почему же одна собака погибла, а вторая нет.










Ну что же, вы хорошо потрудились. и нам удалось решить ту проблему, которую поставили в начале урока.

А сейчас, я хочу, чтобы вы подвели итог урока, продолжили предложения. Заполните, пожалуйста, листы самооценки.

Приложение 3.

Желудочный сок - это прозрачная жидкость, имеющая сильно кислый вкус, т.к. в нем содержится 0,5% НС1. При такой концентрации она губительна для чужеродных клеток, но она не действует на клетки самого желудка. Соляная кислота активизирует ферменты желудочного сока. Но не только. Она выполняет защитную функцию. Известно, как быстро загнивает мясо, которое хранят в теплом месте. Если добавить в стакан с водой и размолотым мясом немного соляной кислоты, то гниения не наблюдается. Кислота убивает бактерии гниения. Одновременно она защищает организм от микроорганизмов. Это установлено опытами. Двух собак накормили мясом с добавлением холерных вибрионов. Одной из них перед дачей пищи промыли желудок. Она заразилась и погибла от холеры, а другая собака осталась здоровой.

9. Домашнее задание



1 мин

Учитель предлагает записать домашнее задание. Параграф 32,залания на стр. 210-211

Вопросы на выбор.

1. Как влияет жевательная резинка, газированные напитки, фастфуд на процессы пищеварения в желудоке ?

2 Объяснить пословицы « Когда я ем , я глух и нем» « Аппетит приходит во время еды « , « Кто долго жует, тот долго живет». «Лучше 7 раз поесть , чем один раз наесться»,

3.Какой температуры должна быть пища? Можно ли постоянно употреблять острые приправы ?

4. Что необходимо за обедом съедать в первую очередь: компот , суп , второе блюдо, салат, сладкое? Почему?

5.У людей, привыкших съедать много пищи и пить много жидкости, желудок сильно растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему?





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП УЧАЩИХСЯ

Группа № 2

1.Как пища попадает в двенадцатиперстную кишку?

2. Протоки каких пищеварительных желез впадают в двенадцатиперстную кишку?

3.Заполните таблицу.

Отдел пищеварительного тракта


Пищеварительный сок

Состав пищеварительного сока

Значение компонентов пищеварительного сока

Поджелудочная железа


Поджелудочный сок

А) фермент трипсин

Б) фермент амилаза

В) фермент липаза

Расщепление белков


Расщепление углеводов

Расщепление жиров

Печень


желчь


-эмульгирует жиры

-активизирует ферменты поджелудочного сока

- стимулирует перистальтику кишечника

Группа № 1.

1. Как пища попадает в желудок?

2. Что представляет собой желудок и где он находится?

3.Какие изменения происходят с пищей в желудке?

4.Заполните таблицу.

Отдел пищеварительного тракта


Пищеварительный сок

Состав пищеварительного сока

Значение компонентов пищеварительного сока

Желудок

Желудочный сок

А) слизь


Б) пепсин

В) соляная кислота (HCI)

Защищает стенки желудка

Расщепляет белки

Создает среду для работы ферментов, обезвреживает пищу.


Группа № 3

1. Что такое фермент?

2.Что такое субстрат?

3.Будет ли действовать пепсин, если соляную кислоту желудочного сока нейтрализовать щелочью?

4. Заполните таблицу.

Название

фермента


Орган,

в котором

действует

Вещества,

расщепляемые

ферментами

Продукция

расщепления

пепсин

желудок

Белки

аминокислоты

трипсин

Двенадцатиперстная кишка

Белки

аминокислоты

амилаза

Ротовая полость

углеводы

глюкоза

липаза

Двенадцатиперстная кишка

Жиры

Глицерин и жирные кислоты

мальтаза

Ротовая полость

углеводы

глюкоза



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Лабораторная работа

«Действие ферментов слюны на крахмал»


Оборудование: на каждом столе: кусок накрахмаленного накануне сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, спички (без го­ловки) с намотанными на конец кусочками ваты.


Цель работы

  1. Убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.


Порядок работы

  1. Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.

  2. Зажмите марлю между ладонями на 2—3 мин, а затем опустите в раствор йода.

  3. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли. Объясните результаты опыта.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гаранина Елена Владимировна

Дата: 03.11.2020

Номер свидетельства: 562341


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства