kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Устройство увеличительных приборов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание урока разработаное по УМК Пасечника ВВ

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Устройство увеличительных приборов»»



Урок по теме

«Устройство увеличительных приборов»

5 класс









Разработка учителя биологии и химии Сулгачинской СОШ Горбач Т.А.















2020г.



Пояснительная записка к уроку


Урок биологии на тему «Увеличительные приборы» проводится в 5 классе. Содержание урока разработано по УМК Пасечника В.В. «Линия жизни». На тему «Увеличительные приборы». Данный урок входит к главе 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»


Тема урока: «Устройство увеличительных приборов».

Класс: 5

Место проведения: кабинет биологии

Дидактические цели:

Образовательная: восстановить знания о методах исследования в биологии, сформировать знания об устройстве увеличительных приборов.

Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.

Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся об устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.

Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.

Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации.

Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний

Оборудование для учителя: Ручная и штативная лупы, световой микроскоп, предметное стекло, покровной стекло, образцы микропрепаратов, ПК, мультимедийная презентация.

Оборудование для учащихся: лабораторное оборудование, ручная лупа, световой микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, образцы микропрепаратов, индивидуальные рабочие тетради.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: определение понятий: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микромир», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Коммуникативные УУДпланирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.

Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.

Метапредметные результаты обучения: умение применять физические понятия: «оптика», «оптическая сила линзы», навыки работы с лабораторным оборудованием, формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения преобразовывать эту информацию.

Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям.

Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.



Ход урока:

Учитель:

Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Учитель: Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья.

Давайте скорее его прочитаем.

Учитель читает письмо.

Привет, мальчишки и девчонки из 5 класса!

Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки!

Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды.

А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов.

Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать?

С уважением, ваш астроном из цветочного города

2. Учитель: Ребята, какие же задачи поставил перед нами астроном? (ответы учащихся).

Учитель: Правильно. Познакомится с увеличительными приборами, с их устройством и с правилами работы.

Записи вы будете вести в рабочих тетрадях.

Итак, возьмите рабочие тетради, сформулируйте и запишите тему урока. (учащиеся самостоятельно пытаются записать тему. (Слайд 1)

Какие увеличительные приборы вы знаете? Для чего их применяют?

( Слайд 2, 3, 4) Многообразие приборов

Составим план:

  1. Устройство лупы

  2. Устройство микроскопа

    1. Познакомимся с устройством лупы. (Слайд 5) На стр.22 текста учебника найдите из чего состоит лупа? Что можно рассмотреть с помощью лупы? И узнали, что имеется лупа ручная и штативная.

    2. Для изучения внутреннего строения клеток пользуются микроскопом. Что обозначает слово микроскоп? А теперь научимся работать с микроскопом. Правила работы на стр. 24 в учебнике.

-Учащиеся отрабатывают приемы работы с микроскопом (Слайд 6)

- Итак, читаем название части микроскопа под номером (работа в паре)1. Найдите эту часть микроскопа на рисунке. Где находится объектив у выданного вам микроскопа? Название «объектив» происходит от латинского слова «объектум», что значит «предмет».

- Читаем название части микроскопа под номером 2. Найдите эту часть микроскопа на рисунке. Где находится окуляр у выданного вам микроскопа? Название «окуляр» происходит от латинского слова «окулус», что значит «глаз». Рассматривая предмет с помощью микроскопа, глаз приближают к окуляру.

- Читаем название части микроскопа под номером 3. Найдите эту часть микроскопа на рисунке. Где находится тубус у выданного вам микроскопа? Итак, тубус соединяет объектив с окуляром.

- Читаем название части микроскопа под номером 4. Найдите эту часть микроскопа на рисунке. Где находится большой винт у выданного вам микроскопа?

- Читаем название части микроскопа под номером 5. Найдите эту часть микроскопа на рисунке. Где находится предметный столик у выданного вам микроскопа?

На предметный столик мы кладем препараты (от лат. «препарату-с»-«приготовленный») или их еще называют микропрепараты.

- Читаем название части микроскопа под номером 6. Найдите эту часть микроскопа на рисунке. Где находится зеркало у выданного вам микроскопа? Микроскопы, стоящие перед вами, называются световыми.

- Читаем название части микроскопа под номером 7. Найдите эту часть микроскопа. Где находится штатив у выданного вам микроскопа? К штативу прикрепляется не только тубус, но и предметный столик.

А еще ребята имеется электронный микроскоп (смотрите на экран).

Итак, мы с вами познакомились с устройством микроскопа. Имеются: световой и электронный микроскоп. Продолжение лабораторной работы.

  1. Учитель:раздает задание- лабораторной работы.

Практическая работа: Приготовление и рассмотрение препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.

  1. Подготовьте предметное стекло, протерев его марлей.

  2. Пипеткой нанесите 1-2 капли воды на предметное стекло.

  3. При помощи пинцета осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю, воды и расправьте кончиком препоровальной иглы.

  4. Накройте кожицу покровным стеклом. Фильтровальной бумагой оттяните лишнюю воду.

  5. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении.

  6. Окрасьте препарат раствором йода. Фильтровальной бумагой с противоположной стороны оттяните лишний раствор.

  7. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли? Зарисуйте их в рабочей тетради.



  1. Работа на ПК тренажер – задания учащиеся заполняют совместно тест, отвечают на вопросы.

Закрепление: 5. контроль знаний учащихся – тестирование.

Рефлесия- самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Подводит учащихся к выводам по итогам работы на уроке: что нового, интересного было для вас в изучаемом материале, чему вы научились, испытывали ли вы трудности?

Диалог с учителем и обучающимися.

Домашнее задание.






Технологическая карта урока

Этап урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

  1. Организационный момент


Подготовка к уроку

Подготовка к уроку

  1. Актуализация опорных знаний


Можно ли невооруженным глазом рассмотреть  мелкие части объекта, печатный текст и др? Что для этого используют люди?

Отвечают на вопросы.

3. Постановка учебной проблемы.


Учащимся выдали инструкцию к работе, где сказано, что нужно подготовленный микропрепарат рассмотреть под большим и малым увеличением и зарисовать увиденное. Какие затруднения вызовет эта работа?


4. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Умение ставить цель урока, планирование деятельности

Открыть учебник §6. Какова цель занятия?  Какие основные вопросы мы рассмотрим? Что мы должны узнать нового и чему научиться? Как мы это будем делать?

Отвечают на вопросы

5. Открытие нового знания.

Умение работать с текстом, составлять план своей работы. Определять части лупы и микроскопа, готовить микроскоп к работе.

Координирует, направляет.





1.Формирование понятия «увеличительные приборы» , изучают устройство лупы и светового микроскопа. Выполняют в рабочей тетради задание №1. Стр.20. Изучают по тексту учебника рис.8 и 9 устройство микроскопа и лупы.

2.Ознакомление с правилами работы с микроскопом – стр. 24 по учебнику.

3.Выполняют лабораторную работу «Устройство микроскопа и приемы работы с ним»- рабочая тетрадь задание №3 стр.21..


6. Первичная проверка понимания

Работа с микроскопами на рабочих местах.

Координирует, направляет

Отрабатывают в парах работу с микроскопом.

7.Динамическая пауза. Физ. минутка по ФГОС

Гимнастика глаз

Показывает несколько упражнений для глаз

Повторяют упражнения глаз в течение 1-2 минуты

7. Применение новых знаний

Умение применять полученные знания на практике.

Координирует, направляет.





Раздает тесты на закрепление знаний.


4.Рассмотреть препарат кожицы лука под микроскопом. Выполняют в рабочих тетрадях задание №2 стр.20-21.

5.Работа на ПК тренажер – задания . учащиеся заполняют совместно тест, отвечают на вопросы

6.Тестирование – выполняют



8.Рефлексия учебной деятельности

Уметь определять уровень своих знаний и умений.

Задает вопросы, помогающие детям дать оценку своей работе.

Что нового, интересного было для вас в изучаемом материале, чему вы научились, испытывали ли вы трудности?


Самооценка своих знаний, умений.

9 Домашнее задание

Поисковая и исследовательская деятельность

Дать закрепляющее задание по развитии биологии и их открытия по данной теме.

Подготовить сообщение о истории микроскопах по учебнику на стр. 25, повторить и изучить части микроскопа и лупы.











































. Технологическая карта изучения темы

Предмет

Биология

Класс

5

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Проблемно- диалогическая

Тема

Устройство увеличительных приборов.

Цель

Создание условий для формирования понятия  «увеличительные приборы», умения работать с ними, знать их строение.

Основные термины, понятия

Лупа- штативная и ручная, микроскоп, тубус, объектив, окуляр, штатив, предметный столик.


Планируемый результат

Предметные умения:

  • Уметь различать увеличительные приборы;

  • Уметь показывать и называть основные части микроскопа;

  • Уметь готовить микроскоп к работе


Личностные УУД:

*

  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

*

  • Определять общие для всех правила поведения;


  • Определять правила работы в группах;

*

  • Оценивать усваиваемое содержание(исходя из личностных ценностей);

*

  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;


Регулятивные УУД:

*

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

*

  • Проговаривать последовательность действий на уроке , работать по плану, инструкции;

*

  • Высказывать свое предположение на основе учебного материала;

*

  • Отличать верно выполненное задание от неверного;

*

  • Осуществлять самоконтроль;

*

  • Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;


Познавательные УУД:

*

  • Ориентироваться в учебнике, тетради;

*

  • Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

*

  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

*

  • Проводить анализ учебного материала;


  • Проводить классификацию , указывая на основание классификации;

*

  • Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;




Коммуникативные:

*

  • Слушать и понимать речь других;

*

  • Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

*

  • Владеть диалогической формой речи.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

*

Фронтальная

*

Книгопечатная продукция: учебник «Биология» В.В.Пвсечник, рабочая тетрадь.


Групповая

*

Работа в парах

*

Индивидуальная



*

ТСО: компьютер, медиапроектор




Рабочие таблицы, схемы




Карты




Раздаточный материал



*

Другое: микроскопы

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный (этап мотивации)

Подготовка обучающихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом  уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований  учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций ( анализ, обобщение, классификация и др.) и познавательных процессов ( внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-  познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установления правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

























Практическая работа: Приготовление и рассмотрение препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.

    1. Подготовьте предметное стекло, протерев его марлей.

    2. Пипеткой нанесите 1-2 капли воды на предметное стекло.

    3. При помощи пинцета осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю, воды и расправьте кончиком препоровальной иглы.

    4. Накройте кожицу покровным стеклом. Фильтровальной бумагой оттяните лишнюю воду.

    5. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении.

    6. Окрасьте препарат раствором йода. Фильтровальной бумагой с противоположной стороны оттяните лишний раствор.

    7. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли? Зарисуйте их в рабочей тетради.



Задание на контроль знаний, учащихся по теме: «Увеличительные приборы»

ФИ_______________________________________________________________________________________

Класс_________



Вопрос 1. Чтобы узнать увеличение микроскопа необходимо:

А. Вычесть цифру, указанную около стекла окуляра, из цифры, указанный около стекла объектива;

Б. Разделить цифры, указанные около стекол объектива и окуляра;

В. Сложить цифры, указанные около стекол объектива и окуляра;

Г. Перемножить цифры, указанные около стекол объектива и окуляра.



Вопрос 2. Выберите цифру, которой на рисунке обозначена часть микроскопа, позволяющая более точно отрегулировать резкость изображения.

А 1.

Б2.

В4.

Г3.

Вопрос 3. Выберите цифру, которой на рисунке обозначена часть микроскопа, направляющая в зрительную трубу лучи света.

А1.

Б2.

В4.

Г3.

Вопрос 4. Прибор, дающий наименьшее увеличение, это.

А- штативная лупа;

Б – ручная лупа;

В – электронный микроскоп;

Г – световой микроскоп.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Устройство увеличительных приборов»

Автор: Горбач Татьяна Анатольевна

Дата: 09.10.2020

Номер свидетельства: 559474

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства