Тема | Тип Хордовые. Надкласс Рыбы |
Цель темы | Образовательные: создать условия для систематизации и обобщения знаний, обучающихся по пройденному материалу, об особенностях их внешнего и внутреннего строения, черты их приспособления к жизни в условиях водной среды, выявить уровень ЗУН учащихся по теме; активизировать познавательный интерес к изучению природы, показать преемственность знаний по биологии в разных классах. Развивающие: развивать любознательность и стремление к знаниям, развивать умения доказывать свою точку зрения, продолжить развитие логического мышления посредством решения проблемных вопросов. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать представление о роли рыб в природе и в жизни человека. воспитывать чувство коллективизма, совершенствовать навыки работы в группе. |
Планируе-мый результат | Предметные умения В познавательной сфере: называть основные черты строения рыб и особенности жизнедеятельности, распознавать их, делать выводы. В ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать их роль в жизни человека. УУД Личностные: - Знание основ строения рыб, их жизнедеятельности - Умение управлять своей познавательной деятельностью. Регулятивные: -Ставить цель и анализировать условия достижения цели. - Прогнозировать ситуацию будущих событий. Познавательные: - Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов. - Устанавливать причинно следственные связи. - Давать определения понятиям. Коммуникативные: -Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами - Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию |
Основные понятия | Хрящевые, костные рыбы, органы чувств, части внешнего и внутреннего строения, размножение. |
Межпредметные связи | Экология, география |
Ресурсы: основные Дополни-тельные | Учебник Н.И. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 5 класс», Вентана-Граф Учебник В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Биология. Животные 7 класс», Вентана-Граф Презентация, разработанная учителем Инструкционная карта |
Организа-ция простран-ства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1-й этап. Организационно – мотивационный. Цель: активизация учащихся |
Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по парам. Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся. Определение темы урока | Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Анализ карточек | Работа с ресурсами | Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования пар | Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения | Проверяют наличие инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляет поведением и деятельностью | Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности |
2-й этап. Формулирование задач урока, подведение к цели урока. |
Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия | Обучающиеся определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи. | Выдвигая цели, делают умозаключения | Аргументируют свою точку зрения | Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь (между уч-ся 5 и 7кл.), выражают собственное мнение | Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную | Контроль за ответами одноклассников |
3-й этап. Процессуально - содержательный этап урока Цель: обобщить знания о рыбах |
Учитель организует работу: с инструкционной картой работу в парах, консультирует работу обобщение знаний о систематике рыб создает проблемную ситуацию «Почему при большом разнообразии рыб в природе часть их попала в Красную книгу?» предлагает задания на развитие мышления, внимания Конкурс «Кто быстрее?» | Поиск и обработка ресурсов, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме об особенностях внешнего и внутреннего строения рыб | Анализируютобсуждают, структурируют, фиксируют результаты в инстр. карте, устанавливают причинно- следственные связи о приспособленности рыб к жизни в воде, Осуществляют выдвижение гипотез и их обоснование в поисках решения проблемы об охране рыб. | Работа в парах, организуют учебное сотрудничество работа в команде | Устанавливают партнёрские отношения, строят понятные для партнера высказывания, с учетом возраста(5 и 7 кл.) | Обобщают и закрепляют знания Слушают ответы Уточняют непонятные моменты | Оценивают объективные трудности, вносят необходимые коррективы в ответы товарищей Вносят необходимые коррективы |
4-й этап. Этап закрепления. |
Организует: просмотр фрагмента с заданием «Найди ошибки в тексте», обсуждение результатов | Выстраивают причинно - следственные связи | Делают выводы по уроку | Взаимодействие в групповом коллективе в процессе обсуждения фильма | Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику | Обсуждают закономерности развития водных биоценозов | Учатся предвидеть события |
5-й этап. Рефлексия. Цель: подвести итог проделанной работе |
Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели | Участвуют в обсуждении | Осознанно строят выводы | Выражают собственное мнение о работе и полученном результате | Рефлектируют | Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их | Осуществляют итоговый контроль |
6-й этап. Домашнее задание. |
Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание для уч-ся 5 и 7 кл. | Воспринимают информацию, выбирают уровень | Осознанно фиксируют информацию | | | | |