kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока биологии 8 класс по теме "Форменные элементы. Тромбоциты и эритроциты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока является продолжением темы Внутренняя стреда организма. Форменные элементы.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии 8 класс по теме "Форменные элементы. Тромбоциты и эритроциты"»


Дата


Класс

8

Тема

Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови.

Тромбоциты и свертывание крови. Лейкоциты и фагоцитоз.

Тип урока


Урок открытия нового знания.

Цель

Создание условий для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека.

Задачи

Общеобразовательные:

углубить знания о внутренней среде организма, ее постоянстве и компонентах;

сформировать умение распознавать и определять форменные элементы крови человека, давать им характеристику, понимать какую функцию выполняет кровь;

ввести ряд биологических понятий: лейкоциты, тромбоциты, фагоциты, антигены, антитела.

закрепить умение работать с тестовыми заданиями;

научить применять полученные знания по теме: «Внутренняя среда. Кровь. Форменные элементы крови» на практике.

Развивающие:

продолжить формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

формировать навыки публичного выступления;

продолжить развитие навыков  коммуникативных и информационных компетенций;

формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей;

формировать способности к творческому, креативному  мышлению в рамках изучаемой темы.

Воспитательные:

воспитывать культуру речи;

способствовать формированию ответственного отношения к собственному здоровью, показать связь изучаемого материала с жизнью; разъяснить значение анализа крови как средства диагностики заболеваний.

Основные термины, понятия

лейкоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит

Планируемый результат

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
После проведения урока учащиеся смогут

-использовать термины: лейкоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит;

-описывать особенности строения и называть функции форменных элементов крови;

- анализировать результаты анализов крови (по количественному показателю) и определять возможные нарушения и их причины;

- называть признаки отличия в строении эритроцитов лягушки и человека, связывать особенности строения эритроцитов с выполняемой функцией

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-будут более осознанно относиться к своему здоровью, ответственно относиться к назначаемым врачом обследованиям, понимать связь между образом жизни и состоянием здоровья.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-смогут самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- овладеют приемами самоконтроля и самооценки;

-смогут строить логические заключения и делать выводы;

Смогут создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Ресурсы:

Учебник, тетрадь, ПК, проектор

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах


Этап

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат (формирование УУД)

П- познавательные

Л – личностные,

Р – регулятивные

К- коммуникативные

СТАДИЯ ВЫЗОВ:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Вопросы:

- Что такое внутренняя среда организма?

- Значение крови в организме

- Каков состав крови?

- Что собой представляет плазма?

- В каких случаях люди сдают кровь?

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Проводит беседу, направленную на активизацию деятельности учащихся, мотивацию к дальнейшей.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


Р – волевая регуляция

Л - определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?”

К - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Этап актуализации

Цель: актуализировать знания обучающихся по теме «Внутренняя среда организма»

Задания в контроль домашнего задания по теме «Внутренняя среда организма».


Учитель предлагает учащимся проверить правильность выполнения домашнего задания. Выступает в качестве проводника,

направляя размышления учащихся. Внимательно

выслушивает ответы учащихся, организует проверку.


Актуализируют и

обобщает имеющиеся

знания по теме «Внутренняя среда организма»

задают вопросы. Проверяют качество выполнения домашнего задания. Оценивают свою работу.

Р – самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, проводят самооценку.

К – учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других.

П – Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение

Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: выявить и зафиксировать в речи причину затруднений, согласовать цель с темой урока


В своей книге « Главное чудо света» Георгий Николаевич Юдин пишет (вольный пересказ)  «В нашем организме есть самая длинная река в мире. По ней течёт «живая вода». Она состоит из воды, металлов, кислот, витаминов, газов. Она солёная на вкус. По этой воде плывут большие корабли, кораблики и маленькие юркие лодочки. Больше всего больших кораблей (несколько миллионов), называются они - «торговые», они красные по цвету, везут груз. Белые корабли – «военные», одни из них «съедают» врагов, другие – вырабатывают особое вещество, которое убивает захватчиков. И, наконец, самые маленькие – фиолетовые - «ремонтные», которые латают дыры…»

Организует подводящий к целеполаганию диалог.

Помогает учащимся, испытывающим затруднение сформулировать цель, задачи на урок.


Анализируют услышанное, определяют тему урока.Фиксируют затруднения и формулируют задачи урока:

познакомиться с клетками крови, узнать, какие функции они выполняют

Формирование УУД:

Р – волевая регуляция в ситуации затруднения, учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке

К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, учитывать

П – умение ставить и формулировать проблему

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Этап построения проекта выхода из затруднения



Организует работу рабу групп


Учащиеся определяют источники информации, составляют план изучения нового материала.

Р- проговаривание последовательности действий, формирование познавательной инициативы

Этап реализации


В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

Текст учебника § 27

1 группа- тромбоциты

Проблема:

Почему не лопаются клетки крови, если человек выпьет большое количество воды, и не сморщиваются после употребления значительного количества соли? 

Свертывание крови как защитная реакция организма, препятствующая потере крови при ранении сосудов.

2группа- свертывание крови

3группа- лейкоциты

4 группа- фагоцитоз

5 группа- анализ крови

Организует работу с текстом индивидуально (на первом этапе) и в группах (обмен мнениями после работы с текстом) по изучению тромбоцитов и лейкоцитов.

Выбирают спикера группы для ответа.


(Учащиеся приводят свои объяснения, учитель обобщает)

Изучают особенности строения и функционирования клеток крови. Работают с текстом, используя предложенные учителем активные методы чтения, ведут записи, формулируют вопросы по мере осмысления новой информации. Обмениваются в группах новой информацией.

П – умение находить и выделять необходимую информацию, умение делать предположения и обосновывать их

Л – умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям

К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, слушать речь и понимать других, учитывать разные мнения

Физкультминутка



Выполняют упражнения для глаз.


Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задание на соответствие.

Предлагает задание на нахождение соответствия. Выводится слайд на экран.


Выполняют задание: «соотнесите понятия и их характеристику», работая в группах.

2. Выявляют ошибки, еще раз повторяют строение и функции форменных элементов крови.


К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, слушать речь и понимать других

Р – оценка, контроль. коррекция

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

ЗАДАНИЕ 1. Река, о которой идет речь - ___________ «Живая вода» - ______. «Торговые» корабли _______. Груз _________и ______. Белые корабли («военные») ______. Враги – это _____. Вещество, убивающее захватчиков __________. «Ремонтные» корабли ____. Дыры - __

Предлагает устно вставить пропущенные слова, и доказать верность своего ответа

Выполняют задания, закрепляя полученные знания.

Р – оценка, контроль. Коррекция

П – выбирают основания и критерии детализации объектов.

Выстраивают логические цепи рассуждений

Этап включения знаний в повторение по результатам ВПР

Многообразие цветковых растений и их значение в природе и жизни человека. Роль бактерий в природе, жизни человека. Роль грибов в природе, жизни человека.

Коррекция результатов ВПР.


Предлагает выполнить задание в формате ВПР.

Выполняют задания, анализирую полученную информацию.


СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ (РАЗМЫШЛЕНИЯ)

Этап рефлексии учебной деятельности

Цель:

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами.

Фиксация нового знания в речи

На дом задание

1.Работа по учебнику § 27, вопросы стр.137,Пожеланию: учебник стр.137рубрика «Подумайте»


Закончите предложения:

1. Я понял(ла), что кровь состоит из следующих элементов:…

2. Я- научился(лась)…, выполнил(ла)..., понял(ла), запомнил(ла)…

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. Работают с текстом «Главное чудо света». Заполняют пропуски.



Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Л – умение оценивать себя на основе критерия успешности

П – умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других















РАБОЧИЙ ЛИСТ  Тема урока ___________________________________________________ФИ ____________________

ЗАДАНИЕ 1. Река, о которой идет речь - __________________________________. «Живая вода» - _____________. «Торговые» корабли _________________________. Груз ______________и _________________. Белые корабли («военные») ____________________. Враги – это ____________. Вещество, убивающее захватчиков _____________________. «Ремонтные» корабли ______________. Дыры - ________________.

ЗАДАНИЕ 2. Работа с доп.текстом. КЛЕТКИ _______________________________________________

+ (знал)

- (не знал)

V(хочу узнать)







ЗАДАНИЕ 3.

Лабораторная работа «Сравнение строения эритроцитов крови человека и лягушки. Цель: выявить взаимосвязь строения эритроцитов с выполняемой функцией переноса кислорода

Эритроциты лягушки (рис.)

Эритроциты человека (рис.)

Признаки

Эритроциты

лягушки

человека

Форма



Размеры



Количество



Наличие ядра



Функции












Я определил увеличение микроскопа


Я увидел четкое изображение микропрепарата


Я соблюдал технику безопасности при работе


Ответить на вопрос: ЧЬЯ кровь переносит больше кислорода и ПОЧЕМУ?

общее











ЗАДАНИЕ 4.

1 уровень

2 уровень

1. Ка­ки­ми клет­ка­ми уни­что­жа­ют­ся бак­те­рии, по­пав­шие в ор­га­низм че­ло­ве­ка?

1) крас­ны­ми кро­вя­ны­ми клет­ка­ми крови

2) клет­ка­ми нефро­нов почек

3) клет­ка­ми аль­ве­ол лёгких

4) бе­лы­ми кро­вя­ны­ми клет­ка­ми крови

2.Тер­мин «фор­мен­ные эле­мен­ты» при­ме­ня­ет­ся при опи­са­нии кле­ток

1) кро­ве­нос­ной си­сте­мы 2) крови

3) пе­че­ни 4) нерв­ной си­сте­мы

3. Где в организме человека происходит разрушение эритроцитов?

1) в печени 2) в почках

3) в поджелудочной железе 4) в лёгких

4. В образовании антител принимают участие

1) эритроциты 2) тромбоциты

3) фагоциты 4) лимфоциты

5. Лейкоциты способны передвигаться за счёт

1) ложноножек

2) сократительных волокон

3) наличия в цитоплазме пузырьков воздуха

4) сокращения сократительных вакуолей

6. Некоторые лейкоциты называют фагоцитами за

1) способность передвигаться и покидать кровеносные сосуды

2) выработку ими антител

3) способность поглощать и переваривать инородные частицы

4) выработку ими фибриногена

7. Лей­ко­ци­ты, в от­ли­чие от дру­гих фор­мен­ных эле­мен­тов крови, спо­соб­ны

1) со­хра­нять форму сво­е­го тела

2) всту­пать в не­проч­ное со­еди­не­ние с кис­ло­ро­дом

3) вы­хо­дить из ка­пил­ля­ров в меж­кле­точ­ное про­стран­ство

4) всту­пать в не­проч­ное со­еди­не­ние с уг­ле­кис­лым газом

8. Какую роль иг­ра­ют тром­бо­ци­ты в крови че­ло­ве­ка?

1) участ­ву­ют в её свёрты­ва­нии

2) пе­ре­но­сят пи­та­тель­ные ве­ще­ства

3) пе­ре­но­сят ко­неч­ные про­дук­ты об­ме­на ве­ществ

4) участ­ву­ют в фа­го­ци­то­зе


8 баллов – «5»

6-7 баллов –«4»

5 баллов –«3»

≤ 4 балла – повторить § 21.

1. Какие структуры относят к форменным элементам крови человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны (без ошибок – 2 балла, одна ошибка – 1 балл)

1) эритроциты 2) плазма 3) лейкоциты

4) гемоглобин 5) тромбоциты 6) миоциты


2. Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. (без ошибок – 2 балла, одна ошибка – 1 балл)

ПРИЗНАК

ТИП КЛЕТОК КРОВИ

A) в зрелом состоянии отсутствует ядро

1) эритроциты

Б) поглощают и переваривают чужеродные частицы    

2) лейкоциты

В) образуют антитела


Г) имеют форму двояковогнутого диска


Д) содержат гемоглобин



А

Б

В

Г

Д







3.Пользуясь таб­ли­цей «Количество эрит­ро­ци­тов в крови че­ло­ве­ка в за­ви­си­мо­сти от вы­со­ты местности над уров­нем моря» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии ответьте на сле­ду­ю­щие вопросы:

1) Как из­ме­ня­ет­ся количество эрит­ро­ци­тов по мере уве­ли­че­ния высоты местности?

2) При каком пе­ре­па­де высот ко­ли­че­ство эритроцитов воз­рос­ло больше всего?

3) С чем свя­за­но изменение ко­ли­че­ства эритроцитов в крови жи­те­лей высокогорья?

По 1 баллу за каждый правильный ответ.


7 баллов – «5»

5- 6 баллов –«4»

4 балла –«3»

≤ 3 балла – повторить § 21.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Исакова Татьяна Анатольевна

Дата: 21.12.2020

Номер свидетельства: 568081

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства