Дата | |
Класс | 8 |
Тема | Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Тромбоциты и свертывание крови. Лейкоциты и фагоцитоз. |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Цель | Создание условий для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека. |
Задачи | Общеобразовательные: углубить знания о внутренней среде организма, ее постоянстве и компонентах; сформировать умение распознавать и определять форменные элементы крови человека, давать им характеристику, понимать какую функцию выполняет кровь; ввести ряд биологических понятий: лейкоциты, тромбоциты, фагоциты, антигены, антитела. закрепить умение работать с тестовыми заданиями; научить применять полученные знания по теме: «Внутренняя среда. Кровь. Форменные элементы крови» на практике. Развивающие: продолжить формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать навыки публичного выступления; продолжить развитие навыков коммуникативных и информационных компетенций; формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей; формировать способности к творческому, креативному мышлению в рамках изучаемой темы. Воспитательные: воспитывать культуру речи; способствовать формированию ответственного отношения к собственному здоровью, показать связь изучаемого материала с жизнью; разъяснить значение анализа крови как средства диагностики заболеваний. |
Основные термины, понятия | лейкоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит |
Планируемый результат | ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: После проведения урока учащиеся смогут -использовать термины: лейкоцит, фагоцитоз, лимфоцит, антиген, антитела, тромбоцит; -описывать особенности строения и называть функции форменных элементов крови; - анализировать результаты анализов крови (по количественному показателю) и определять возможные нарушения и их причины; - называть признаки отличия в строении эритроцитов лягушки и человека, связывать особенности строения эритроцитов с выполняемой функцией ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ -будут более осознанно относиться к своему здоровью, ответственно относиться к назначаемым врачом обследованиям, понимать связь между образом жизни и состоянием здоровья. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ -смогут самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; - овладеют приемами самоконтроля и самооценки; -смогут строить логические заключения и делать выводы; Смогут создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. |
Ресурсы: | Учебник, тетрадь, ПК, проектор |
Формы работы: | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах |
Этап | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат (формирование УУД) П- познавательные Л – личностные, Р – регулятивные К- коммуникативные |
СТАДИЯ ВЫЗОВ: - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | Вопросы: - Что такое внутренняя среда организма? - Значение крови в организме - Каков состав крови? - Что собой представляет плазма? - В каких случаях люди сдают кровь? | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Проводит беседу, направленную на активизацию деятельности учащихся, мотивацию к дальнейшей. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Р – волевая регуляция Л - определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?” К - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Этап актуализации Цель: актуализировать знания обучающихся по теме «Внутренняя среда организма» | Задания в контроль домашнего задания по теме «Внутренняя среда организма». | Учитель предлагает учащимся проверить правильность выполнения домашнего задания. Выступает в качестве проводника, направляя размышления учащихся. Внимательно выслушивает ответы учащихся, организует проверку. | Актуализируют и обобщает имеющиеся знания по теме «Внутренняя среда организма» задают вопросы. Проверяют качество выполнения домашнего задания. Оценивают свою работу. | Р – самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, проводят самооценку. К – учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других. П – Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение |
Этап выявления места и причины затруднения. Цель: выявить и зафиксировать в речи причину затруднений, согласовать цель с темой урока | В своей книге « Главное чудо света» Георгий Николаевич Юдин пишет (вольный пересказ) «В нашем организме есть самая длинная река в мире. По ней течёт «живая вода». Она состоит из воды, металлов, кислот, витаминов, газов. Она солёная на вкус. По этой воде плывут большие корабли, кораблики и маленькие юркие лодочки. Больше всего больших кораблей (несколько миллионов), называются они - «торговые», они красные по цвету, везут груз. Белые корабли – «военные», одни из них «съедают» врагов, другие – вырабатывают особое вещество, которое убивает захватчиков. И, наконец, самые маленькие – фиолетовые - «ремонтные», которые латают дыры…» | Организует подводящий к целеполаганию диалог. Помогает учащимся, испытывающим затруднение сформулировать цель, задачи на урок. | Анализируют услышанное, определяют тему урока.Фиксируют затруднения и формулируют задачи урока: познакомиться с клетками крови, узнать, какие функции они выполняют | Формирование УУД: Р – волевая регуляция в ситуации затруднения, учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, учитывать П – умение ставить и формулировать проблему |
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». |
Этап построения проекта выхода из затруднения | | Организует работу рабу групп | Учащиеся определяют источники информации, составляют план изучения нового материала. | Р- проговаривание последовательности действий, формирование познавательной инициативы |
Этап реализации В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. | Текст учебника § 27 1 группа- тромбоциты Проблема: - Почему не лопаются клетки крови, если человек выпьет большое количество воды, и не сморщиваются после употребления значительного количества соли? Свертывание крови как защитная реакция организма, препятствующая потере крови при ранении сосудов. 2группа- свертывание крови 3группа- лейкоциты 4 группа- фагоцитоз 5 группа- анализ крови | Организует работу с текстом индивидуально (на первом этапе) и в группах (обмен мнениями после работы с текстом) по изучению тромбоцитов и лейкоцитов. Выбирают спикера группы для ответа. (Учащиеся приводят свои объяснения, учитель обобщает) | Изучают особенности строения и функционирования клеток крови. Работают с текстом, используя предложенные учителем активные методы чтения, ведут записи, формулируют вопросы по мере осмысления новой информации. Обмениваются в группах новой информацией. | П – умение находить и выделять необходимую информацию, умение делать предположения и обосновывать их Л – умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, слушать речь и понимать других, учитывать разные мнения |
Физкультминутка | | | Выполняют упражнения для глаз. | |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Задание на соответствие. | Предлагает задание на нахождение соответствия. Выводится слайд на экран. | Выполняют задание: «соотнесите понятия и их характеристику», работая в группах. 2. Выявляют ошибки, еще раз повторяют строение и функции форменных элементов крови. | К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, слушать речь и понимать других Р – оценка, контроль. коррекция |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | ЗАДАНИЕ 1. Река, о которой идет речь - ___________ «Живая вода» - ______. «Торговые» корабли _______. Груз _________и ______. Белые корабли («военные») ______. Враги – это _____. Вещество, убивающее захватчиков __________. «Ремонтные» корабли ____. Дыры - __ | Предлагает устно вставить пропущенные слова, и доказать верность своего ответа | Выполняют задания, закрепляя полученные знания. | Р – оценка, контроль. Коррекция П – выбирают основания и критерии детализации объектов. Выстраивают логические цепи рассуждений |
Этап включения знаний в повторение по результатам ВПР | Многообразие цветковых растений и их значение в природе и жизни человека. Роль бактерий в природе, жизни человека. Роль грибов в природе, жизни человека. | Коррекция результатов ВПР. Предлагает выполнить задание в формате ВПР. | Выполняют задания, анализирую полученную информацию. | |
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ (РАЗМЫШЛЕНИЯ) |
Этап рефлексии учебной деятельности Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами. Фиксация нового знания в речи | На дом задание 1.Работа по учебнику § 27, вопросы стр.137,Пожеланию: учебник стр.137рубрика «Подумайте» Закончите предложения: 1. Я понял(ла), что кровь состоит из следующих элементов:… 2. Я- научился(лась)…, выполнил(ла)..., понял(ла), запомнил(ла)… | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. Работают с текстом «Главное чудо света». Заполняют пропуски. Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Л – умение оценивать себя на основе критерия успешности П – умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности К – умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других |
Лабораторная работа «Сравнение строения эритроцитов крови человека и лягушки. Цель: выявить взаимосвязь строения эритроцитов с выполняемой функцией переноса кислорода