kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта проблемного урока.Тип Кольчатые черви

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  дан по актуальной теме как Кольчатые черви.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта проблемного урока.Тип Кольчатые черви»

Технологические карты проблемных уроков для учителя.

Биология 7 класс «Животные».

Тема: «Тип Кольчатые черви».

Этап урока: Актуализация опорных знаний.

Содержание проблемной ситуации.

Действия ученика по решению.

Развиваемые УУД.

Решение проблемных задач.
1) Существует паразит, который обитает в мозговой ткани овец. У него сложный жизненный цикл, и одна его стадия, именно половая, должна проходить в пищеварительном тракте волка. Но где гарантия, что волк съест именно эту овцу - ведь пастухи следят за стадом, да и сама овца не желает быть съеденной. Как же паразит обеспечивает себе попадание «по месту назначения»?
Подсказка 1 (на отдельных листочках даёт учитель после предварительного обдумывания и обсуждения). В ходе эволюции закрепилось, что паразит использует ресурс поведения волков - волки едят овец.
Подсказка 2. Овца сама приходит к волку.
Ответ: Поскольку паразит живёт в мозге, он в состоянии влиять на поведение овцы. Заражённые овцы теряют способностдвигаться по прямой. Они идут только по дуге, вскоре отбиваются от стада и попадают волку на обед, а паразит - по месту назначения. Эта болезнь овец называется «овечья вертячка».
2) Есть паразит, который обитает в теле муравьёв. Промежуточным его хозяином является корова. Каким образом паразит обеспечивает попадание «своего» муравья-хозяина в пищеварительную систему коровы? Подсказка 1. Корова сама съедает муравья.
Подсказка 2. Ресурсы поведения: корова ест траву; муравьи ползают по траве. Ответ: Паразит изменяет поведения муравья следующим образом: муравей стремится заползти на самый верх травинки. Корова захватывает его языком вместе с зеленью. Вместе с муравьём в пищеварительный тракт коровы попадает и муравей.

Активно слушают, обсуждают (в группах) возможные варианты решения задачи, используют подсказки и при поддержке учителя находят решение. Можно устроить «конкурс идей».

I. Познавательные УУД:
1. Общеучебные УД:
- умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
2. Логические УД:
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
II. Коммуникативные УУД:
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Биология 7 класс «Животные».

Тема: «Класс Насекомые».

Этап урока: Изучение нового материала.

Содержание проблемной ситуации.

Действия ученика по решению.

Развиваемые УУД.

Насекомые - самый процветающий в настоящее время класс живых организмов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать неотъемлемой составной частью экосистем суши и пресных вод. Каковы же причины необычайного процветания класса насекомых?

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, используя материал учебника (учащимся с высоким уровнем подготовленности предлагается таблица, в которой заполнен только 1-й столбец, учащимся со средним уровнем подготовленности предлагается заполнить только 2-й столбец при заполненных 1-м и 3-м). После самостоятельной работы проводится беседа, в результате которой учащиеся выявляют причины процветания класса насекомых.
Ответ: Наличие большого количества эволюционно закреплённых признаков позволило насекомым достигнуть необычайного процветания.

I. Познавательные УУД:
1. Общеучебные УД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. 2. Логические УД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- установление причинно-следственных связей;
- синтез как составление целого из частей.
II. Коммуникативные УУД:
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Биология 8 класс «Человек».

Тема: «Расы человека».

Этап урока: Изучение нового материала.

Содержание проблемной ситуации.

Действия ученика по решению.

Развиваемые УУД.

Всё человечество принадлежит к одному виду - Homo sapiens, который имеет следующие признаки:
1) сходство строения тела (единство строения черепа, мозга, внутренних органов и т.д.);
2) физиологическое сходство (одни и те же группы крови, болезни, защитные реакции и т.д.);
3) возможности для неограниченного скрещивания, в результате появляется плодовитое потомство;
4) все едины по происхождению. Таким образом, к единому виду принадлежат и двухметровый чернокожий баскетболист, краснокожий индеец и миниатюрная вьетнамка. Как можно объяснить причины такого многообразия нашего вида?

Учитель обращает внимание учащихся на таблицы, рисунки с изображением людей различных рас (в учебнике рис.10, страница 2), предлагает сравнить их между собой и выявить черты сходства и различия, вспомнить их географическое распространение. Признаки рас учащиеся самостоятельно отражают в виде схемы, опорные блоки которой находятся в конверте (работа в малых группах). После завершения работы по составлению схемы организуется обсуждение проблемной ситуации, в результате которого учащиеся формулируют вывод - расы отчётливо различаются между собой по ряду наследственных признаков: цвету кожи, цвету и форме волос, глаз, форме носа, губ, но сохраняют главные общевидовые особенности.

I. Познавательные УУД:
1. Общеучебные УД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. 2. Логические УД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов;
- установление причинно-следственных связей;
- синтез как составление целого из частей.
II. Коммуникативные УУД:
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

   

Биология 8 класс «Человек».

Тема: "Пищеварение в желудке".

Этап урока: Изучение нового материала.

Содержание проблемной ситуации.

Действия ученика по решению.

Развиваемые УУД.

Рассказ учителя о строении желудка и о пищеварении в нём. В конце рассказа учитель подводит учащихся к ситуации, когда они сами должны увидеть проблему и сформулировать её.
- Какой проблемный вопрос вы могли бы поставить, проанализировав услышанное?

Учащиеся самостоятельно формулируют проблемный вопрос.
- Какие химические превращения происходят с пищей под действием желудочного сока?
- Как это можно исследовать?

Для того чтобы ответить на этот проблемный вопрос, учащиеся разбиваются на группы и с помощью учителя выполняют лабораторную работу «Действие желудочного сока на белок». Результаты наблюдения заносятся в таблицу «Действие желудочного сока на белки». На основании опыта и после обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу о влиянии желудочного сока на белок. Вывод: Белки расщепляются под воздействием ферментов желудочного сока, которые действуют лишь при определённой температуре и в кислой среде.

I. Познавательные УУД:
1. Общеучебные УД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. 2. Логические УД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов;
- установление причинно-следственных связей;
- синтез как составление целого из частей. 3. Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы.
II. Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Биология 9 класс «Введение в общую биологию и экологию».

Тема: «Модификационная изменчивость. Норма реакции».

Этап урока: Изучение нового материала.

Содержание проблемной ситуации.

Действия ученика по решению.

Развиваемые УУД.

На доске понятия: ген, фенотип, факторы окружающей среды, признак, генотип.
- Объектом генетических исследований являются не только закономерности наследования признаков, но и различные проявления изменчивости организмов. Изменчивость - способность организмов менять свои признаки и свойства под влиянием факторов внешней среды.

Учащиеся сами ставят проблему.
Какие факторы окружающей среды могут оказать влияние на степень проявления различных признаков в фенотипе. Какие признаки относятся к фенотипическим?
Учащиеся работают в группах (по 4 - 5 человек), обсуждают поставленную проблему, находят пути её решения (используя текст учебника на странице 117 - 118 и дополнительную информацию на раздаточном материале), высказывают свои гипотезы и предположения, которые подкрепляют примерами.
Степень выраженности признака в существенной мере зависит от среды, в которой живёт организм. Например:
1 группа. Высокий рост обусловлен генотипом. В зависимости от условий питания, социально-бытовой среды и витаминизации люди, получившие по наследству гены высокого роста, могут быть высокими (при оптимальных благоприятных условиях), средними (при средних условиях) и низкими (при плохих условиях).
2 группа. Человек под действием ультрафиолетовых лучей приобретает защитное свойство - загар. Степень загара у разных людей различна. Это зависит и от наследственности, и от интенсивности и длительности действия фактора. С прекращением действия ультрафиолетовых лучей загар постепенно исчезает.
 
Другие группы приводят свои примеры, дополняя ответы товарищей. После коллективного обсуждения учащиеся сами формулируют выводы на основании проделанной самостоятельной работы и приведённых примеров.
1. Большую роль в формировании признаков организмов играет среда их обитания.
2. Каждый организм развивается и обитает в определённой среде, испытывая на себе действие её факторов, способных изменять их фенотип.
3. Изменчивость носит ненаследственный характер, т.к. изменения, возникшие у родителей, потомкам не передаются.
4. На действие определённого фактора внешней среды вид реагирует специфическим образом, и реакия оказывается сходной у всех особей одного вида.

I. Познавательные УУД:
1. Общеучебные УД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. 2. Логические УД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- установление причинно-следственных связей;
- синтез как составление целого из частей; - доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
3. Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
II. Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта проблемного урока.Тип Кольчатые черви

Автор: Михалюк Олеся Васильевна

Дата: 12.08.2022

Номер свидетельства: 611663


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства