kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Табакокурение- преступление перед собой

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель урока-  научить делать осознанный выбор относительно табакокурения. Формировать  культуру ЗОЖ. Проанализировать вместе с учащимися отрицательные и положительные  последствия выбора. Подвести подростков к самостоятельному выбору в отношении курения.

урок состоит из нескольких  этапов.

1 этап- мотивация. Курить или не курить ? - важный вопрос- решать который приходится каждому в какой-то  момент жизни.

2 этап - работа  с терминами 9  табакокурение, курильщик, социальная. психическая и физическая зависимости)

3 этап-  усвоение новых знаний. беседа " Почеиу люди курят". Основные причины, по которым подростки начинают курить.

4 этап-  Работа с пособием " ЖОК-  профилактика  наркомании, алкоголизма и табакокурения". разбор  соединений  химических веществ  содержащихся  в табачном дыме.

Чтение стихотворения о вреде курения.

5 этап-0 работа с плакатами и просмотр  фильма " Курение убивает" 

6 этап- викторина.  Ответы на вопросы " Верно" и "Не верно"

7 этап- Информация для размышления. Пословицы и поговорки.

 В заключении - инсценировка " Организм и табак"  Выбор алгоритма действий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Табакокурение- преступление перед собой »

Урок по биологии «Курение – преступление перед собой»


Цель занятия:

Научить делать осознанный выбор относительно табакокурения.

Формирование культуры здорового образа жизни.


Задачи:

Проанализировать вместе с учащимися отрицательные и положительные последствия выбора.

Подвести подростков к самостоятельному осознанному выбору в отношении курения.


Форма проведения: Лекционно-информационная, с презентацией.


Ход урока


I этап: мотивация

Вступительное слово учителя:

Курить или не курить?- важный вопрос, решать который приходится каждому из вас в какой- то момент жизни. Оптимальное решение можно принять только понять кем ты являешься, кем хочешь быть, как стать тем, кем собираешься быть. Только тогда можно свободно решить, вписывать или нет курение в свои планы на ближайшую и отдаленную перспективу. Те, кто решил курить, станут совсем другими людьми, по сравнению с тем, если бы они не курили.


II этап: работа с понятиями

Табакокурение- процесс потребления табачного изделия, вызывающий зависимость организма курящего от никотина, отрицательно влияющий на его здоровье, а также на здоровье некурящих и загрязняющий окружающую среду.

Курильщик- человек прокурительно запрограммированный, привыкший к табаку, испытывающий потребность в его курении и курящий.

Открытие Америки (1492г.) подарило человечеству два знаменитых растения- картофель и табак. Гете заметил, что картофель стал для человечества благословением, а табак- карой.


Социальная зависимость от курения формируется в самом начале возникновения привычки курения. Желание курить возникает в детстве из- за подражания взрослым, чтобы продемонстрировать свою самостоятельность, независимость. Под влиянием рекламы и семейных стереотипов поведения.

Психологическая зависимость от табака возникает в связи с тем, что курение становится привычным и порой единственным методом психической саморегуляции. Курильщик прибегает к сигарете в случае перенапряжения, при необходимости расслабиться, в условиях эмоционального стресса.

Физическая зависимость от табака формируется по мере возрастания его интенсивности. Курение приводит к нарушению работы многих систем организма, а также ко многим хроническим заболеваниям.


Статистические данные:

В Казахстане курит примерно треть населения (62% мужчин и 18% женщин). Каждый год 23- 24 тысячи людей в нашей стране умирают от болезней, фактором риска которых является курение. Это около 65 человек ежедневно.




III этап: Усвоение новых знаний.

Беседа с учениками: «Почему люди курят?»

Основные причины, по которым подростки начинают курить.

  1. Причины, вытекающие из особенностей характера:

-неумение переносить стресс

-неумение справляться с неприятностями

-плохое настроение

-повышенная тревожность

-выраженное стремление к получению удовольствий, новых ощущений при низком самоконтроле.

-отсутствие умения доставлять себе удовольствие путем какой-то деятельности, требующей усилий творчества.

-стремление показать себя, свою взрослость

-поиск способа войти в компанию значимых сверстников или ребят постарше.

  1. Причины, обусловленные самим возрастом:

-это повышенная потребность в общении

-тяга к компании

-стремление нарушать правила. Желание быть самостоятельным

3. Личностные изъяны.

4. Семейное неблагополучие.

-недостаток вниманмя и контроля

-переизбыток тоже - получаем избалованную личность не способную самостоятельно строить свою жизнь, либо подростковый бунт, который может сопровождаться и уходами из дома, употреблением табака и алкоголя.

- недостаток тепла, доброго отношения, приводящий подростка к поиску « утешения» в компании сверстников.

(Демонстрация слайдов)


Учитель:

Для того, чтобы продемонстрировать механизм влияния табококурения на органы, рассмотрим физико-химические основы этого травления. Более 40000 различных металлов, соединений химических веществ содержаться в табачном дыме. При затяжке табачной взвесью в альвеолах легких поселяются: Окись углерода (выхлопные газы автомобилей), Ацетон (жидкость для снятия лака), Никотин (пестицид), Стеариновая кислота (восковые свечи), Метанол (ракетное топливо), Цианистый водород (яд для смертников), Кадмий (батарейки), Аммиак (туалетный очиститель), Толуол (промышленный растворитель), Радон (радиоактивный газ), Гексамин (жидкость для розжига), Метан (туалетный газ).


Работа учеников с пособием «ЖОҚ»- Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения (стр. 41-42).

Более 4000 различных металлов, соединений химических веществ содержится в табачном дыме, 60 из них - канцерогенов.

Аммиак

-Раздражает слизистые оболочки вызывая боли в желудке.

-Происходит слезотечение, повышенное отделение мокроты.

-Вызывает удушье, головокружение.

-Снижается сопротивляемость легких к инфекционным заболеваниям, в частности к туберкулезу.

(Из 100 случаев заболеваний туберкулеза - 95 приходится на курильщиков)


Никотин

-Возбуждает центральную нервную систему.

-Спазм кровеносных сосудов, ухудшение кровоснабжения клеток мозга.

-Повышает артериальное давление крови и увеличивает работу сердца.

-В целом создает субъективные ощущения повышения работоспособности.

Никотин - это наркотик. А это означает,

что с каждым годом тебе будет все труднее…


Синильная кислота

-Легко проникает в кровь (снижает способность клеток воспринимать кислород).

-Первыми страдают нервные клетки.

-При большой дозе проявляется отравление: за сильнейшим возбуждением ЦНС наступает паралич, останавливается дыхание а, затем и сердце.


Учитель:

В зубы сунем сигарету,

Шнур бикфордов подожжем,

Что нам стоить будет это?

Мы с ответом подождем.


Никотин, полоний, висмут,

Радиация, свинец

В легких все у нас повиснет,

Предвещая нам конец.


Газ угарный ринет в мозг,

Чтоб убить нейроны,

Что ж ты делаешь с собой,

Человек влюбленный?


Ждет болезни вас букет,

Впрочем это не секрет:

Раздражительность, бронхит,

Пневмония и гастрит,


Рак, склероз, гангрена,

Эндартериит и эмфизема,

Берегись, курильщик:

Ждет тебя могильщик!


Есть такая статистика. Она бесстрастно свидетельствует о том, что человек употребивший в течении суток вонючий дым от 20 сигарет, имеет преимущество перед нормальным человеком в том, что он в 20 раз больше рискует приобрести раковые заболевания.

Человек закурил. Затянулся и вдохнул табачный дым. Что же произошло? Температура тлеющего табака составляет 300 градусов, при затяжках доходит до 1000, но это на другом конце сигареты, а на входе температура табачного дыма порядка 50-60, вроде бы не много, но если учесть, что средняя температура тела человека 36,6, то 60 градусов создает повышенное температурой воздействие на 23 градуса, что можно отнести к экстремальному. К такому же тепловому воздействию, да еще сопутствующему химическому подвергаются зубы, язык, слизистая оболочка рта, глотки, гортани, дыхательных путей. Если считать, что при выкуривании одной сигареты делается 10 затяжек, а в среднем выкуривается 20 сигарет в день, то получится двухсоткратное тепловое воздействие в сутки. За 10 дней это будет уже 2000 тепловых воздействий, что нарушает функционирование и развитие клеток слизистых. В результате они не выполняют свои функции по предохранению основной ткани органа от проникновения микробов и иных воздействий.


Работа с плакатами:

1.«Если вы курите». (Приведены пример классических заболеваний от курения)

2.«Увлекательная жизнь» (15 лет- зависимость, 20- зубной налет, 30 лет- язва, 40 лет- импотенция, 50 лет- рак, 60 лет- смерть).


Влияние курения на зарождающийся организм:

  • Никотин (через плаценту) поступает в сердце и мозг

еще не родившегося ребенка.

  • У курящих матерей чаще бывают мертворождения, преждевременные роды.

  • Новорожденные имеют меньше нормы: размер головы и плечевой пояс, вес на 100 – 300 гр, рост на 2,5 см.

  • Наблюдаются различные пороки развития, вплоть до уродств.


Просмотр фильма: «Влияние курения на детей»


Демонстрация слайдов:

-Рак легких

-Рак гортани

-Рак губы


Просмотр фильма: «Курение убивает»


Снятие эмоциональной напряженности, оздоровительная минутка (работа с тренажером redox – полезная привычка) при работе с тренажером вырабатываются токи – кожно-гальванического происхождения стимулирующие выработку гормонов удовольствия и повышают физическую активность.


Работа учеников с картинкой «Раскрась курильщика» (красные глаза, землистый цвет лица, коричневые зубы, черные легкие, желтые ногти, синюшные конечности)

Обсуждение картинки: неприятный запах изо рта пропахшая дымом одежда, пожелтевшие зубы и пальцы, откашливаемая мокрота, одышка, сухой кашель, раздражение глаз, прожженная одежда – курящий неприятен для окружающих.


Ответьте на следующие вопросы «Верно» или «Неверно»


1. Одна из главных причин, почему подростки курят, чтобы «быть как все».


2. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.


3. В легких человека выкуривающего каждый день в течение года по почке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.


4. Одной пачки сигарет вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление и нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.


5. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.


6. Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превращается в привычку.


Решите арифметическую задачу:


Сердце нормального тренированного человека бьется с частотой 70 ударов в минуту. Сердце курящего вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика в сутки?


Информация для размышлений:

-Выкуренная сигарета вызывает в начале расширение кровеносных сосудов.

-Кровоснабжение мозга при этом несколько улучшается. Однако через несколько минут наступает сужение сосудов.

-Если обычную работу человек выполняет за 7 часов, то после выкуривания в день пачки сигарет для этой же работы ему требуется 8 и больше часов.

-По данным исследования, стрелок, выбивший 96 очков из 100 возможных после выкуривания нескольких сигарет перед стрельбой, выбил лишь 40 очков.

-Через 10- 15 минут после курения мышечная сила уменьшается на 15%.

-Изучение координации движений показало, что через короткий промежуток времени после курения она снижается на 23%.


Викторина.


1.Когда, кем был впервые завезен табак в Европу?

А) в 16 веке испанцами из Америки; Б) в 17 веке Китайцами; С) в 18 веке Англичанами из Индии.


2.Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?

А) Сигареты с фильтром; Б) Сигареты с низким содержанием никотина; С) Нет.


3.Сколько веществ содержится в табачном дыме?

А) 20-30; Б) 200-300; С) свыше 4000.


4.Как курение влияет на работу сердца?

А) Замедляет его работу; Б) Заставляет учащенно биться; С) Не влияет на его работу.


5.Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?

А) Аллергия; Б) Рак легкого; С) Гастрит.


6.Зависит ли возможность бросить курить от стаже курения?

А) Стаж не имеет значения; Б) Чем дольше куришь, тем сложнее бросить; С) Чем больше куришь, тем легче бросить курить.


7.Что вреднее?

А) Дым от сигареты; Б) Дым от газовой горелки; С) Выхлопные газы.


8.Как много взрослых мужчин в нашей стране курит?

А) 10%; Б) 30%; С) 62%.


9.Какие профессии менее доступны для курящих?

А) Спортсмен- профессионал; Б) Токарь; С) Шофер.


10.Что происходит с физическими возможностями человека, который курит?

А) Они повышаются; Б) Они понижаются; С) Не изменяются.


Пословицы и изречения:

«Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает мозг» (английская народная поговорка)


«От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой» И.Гете.


«Табак … неизбежно ослабляет энергию» Оноре де Бальзак.


Инсценировка:

Сигарета: хочешь со мной дружить?


Организм: А кто ты?


Сигарета: Я – сигарета, сделана из табака. Издавна я служу людям. Французской королеве, например, я помогла избавиться от головной боли. И вообще, за границей мне больше везло, чем здесь. В Росси уличенных в курении наказывали ударами палок, торговцев табаком били. Ссылали в дальние края. Но спасибо царю Петру 1 . Он сам был заядлым курильщиком и своих приближенных заставлял курить.


Организм: Этого мало. Чтобы узнать твой характер.


Сигарета: Тогда познакомься с моими веществами.


Мышьяк – Я - мышьяк, мою подругу зовут синильная кислота, Мы- яды. В детективах нас используют, чтобы отравить кого-нибудь. В сигарете нас очень мало. Мозг, пусти нас к себе. Мы будем защищать твои клетки от кислорода. Ведь ты растешь, становишься больше. А мы будем съедать по одной клеточке.


Мозг: Съедать по одной клеточке? Но ведь мои клеточки не восстанавливаются. И скоро их станет мало. Нет. Я не согласен.


Никотин: А может, я вам понравлюсь? Я – никотин. Одна моя капля убивает лошадь. В сигарете меня совсем мало. Выкурив одну сигарету, вы ненадолго почувствуете покой , силу. Организму это понравиться, он привыкнет ко мне и заставит вас курить все больше.


Желудок: Из-за никотина во мне пища задерживается, возникают боли, тошнота, рвота., затем появляется язва.


Легкие: Курильщик, который выкуривает пачку сигарет в день, за год вбирает литр смолы, которая оседает на стенках сосудов, скапливается в легких. Это грозит нам хроническим бронхитом.


Сигарета: Организм, если ты нас примешь, на зубах и пальцах будет накапливаться желтый налет. А изо рта будет чувствоваться запах табака … Он обязательно понравится твоим органам.


Зубы: Мы считаем, что все здоровые зубы – белые. И мы не хотим быть желтыми, да и запах табака нам не нравится.


Бензоперен: Дорогой организм, подружись со мной. Я ничего плохого не сделаю. Правда у меня есть друг, его зовут Рак. Мы с ним неразлучные друзья. Рак- это болезнь , но он ведь не выглядит опасным, правда?


Организм: Да, он выглядит не опасным, и даже милым


Мозг: Что ты! Рак погубит всех нас - это смертельная болезнь.


Легкие: Уходи вместе со своим другом.


Печень: Я очищаю кровь. Если ты будешь курить, то мои клетки изменятся и я не смогу помогать тебе.


Сердце: Никотин заставляет меня работать быстрее, а я так кручусь как белка в колесе. А если я не выдержу и останавлюсь…


Организм: Наверное, я….


Учитель: Подожди организм, решая вопрос о твоем здоровье и о том как к тебе будут относится окружающие. Давай вместе с ребятами научимся принимать решения и посчитаем все плюсы и минусы.


Работаем с деревом решения. (Все, что для организма хорошо, помогает вырасти – отмечаем красным плодом, все, что плохо для организма – черным плодом)



Итак, проблема состоит в том, чтобы курить или не курить

+ Будут считать крутым

+ Будут считать взрослым

- Появятся болезни

- Ухудшается самочувствие

- Будут страдать окружающие

- Желтые зубы

- Дурной запах

КУРИТЬ




+ Крепкое здоровье

+ Воспитывается сила воли

+ Здоровый

+ Красивые белые зубы

+ Экономия денег

+ Увеличится продолжительность твоей жизни

- Подумают, что трус

НЕ КУРИТЬ

Итак, организм, какое решение принимаешь? (ученики выносят решение – не курить)

Преимущества отказа от курения:

-Вы сэкономите деньги

-Вы успеете сделать на работе больше, так как не будете выходить на перекуры

-Ваш дом, волосы, вещи…, все что вокруг будет пахнуть лучше

-Ваше дыхание будет свежим

-Вы забудете о желтых пятнах на пальцах

-У вас больше не будет прожженных пятен на вещах и мебели

-По утрам ваш рот не будет пахнуть пепельницей

-Вы улучшите свое здоровье

-Вы будите меньше посещать врачей и уменьшите расходы на лечение


Работа в группах: настольная игра: «Курение преступление перед собой».


Итог урока:


Люби и уважай самого себя. Помни, что ты самое дорогое, единственное и неповторимое существо на свете. Тебе дан бесценный дар: жить, знать, мыслить, выбирать, действовать, трудиться, любить, наслаждаться. Используй этот дар для самого себя и тех, кого ты любишь. Чтобы у тебя его не отняли, будь разумен.


Выбирайте свободу от курения уже сегодня!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Табакокурение- преступление перед собой

Автор: Потехина Мариэлла Васильевна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145834

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "конспект урока " Курение- преступление  перед собой" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-kurieniie-priestuplieniie-pieried-soboi"
    ["file_id"] => string(6) "145827"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419000344"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства