лишайников, микроскопы, лупы.
Этап урока и его цель | Форма / приемы | Деятельность Педагога | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия (УУД) |
1. Подготовительный. | | Выбираются объекты урока (деревья,камни), на которых можно наиболее наглядно осуществить показ разновидностей лишайников. Знакомится со специальной литературой. Составляет подробный план урока. | Отвечают на вопросы предшествующих уроков. Например: 1. -Какие группы организмов мы с вами изучили? (Бактерии, грибы, водоросли) - Какие организмы вы видели на экране? - Почему водоросли относят к низшим растениям? - К какой группе по способу питания относятся водоросли? (автотрофам) - Какое вещество содержится в клетках водоросли? (пигмент хлорофилл) - Какой процесс происходит на свету в клетках водоросли на свету и что в результате этого процесса образуется? (фотосинтез, органическое вещество) - Чем отличаются бурые водоросли от зеленых? - К какой группе по способу питания относятся грибы? (Гетеротрофам) - Почему некоторые грибы могут жить только вблизи деревьев? (Симбиоз корней деревьев и нитей грибницы.) - Что такое симбиоз? Условия жизни лишайников. Работают с карточками. |
Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи между объектами. Коммуникативные: осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации. Регулятивные: учатся самостоятельно подбирать материал для занятия. Личностные: формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности. |
2.Организационный момент (самоопределение к деятельности) Цель: организация обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке | Коллективная или фронтальная беседа | Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку. Настраивает на плодотворную работу. | Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей ( тетрадь, пишущие принадлежности, линейка), самостоятельность подготовки, настрой на урок | |
3. Актуализация знаний Цель: организация восприятия задания обучающимися Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания |
Вступительная беседа. Монолог с элементами беседы. Фронтальная беседа | Выступление учителя, в форме проблемной или поисковой беседы, увлекательного рассказа, во время которого, сообщаются основные сведения о лишайниках, выясняются личный опыт ребят, знания о лишайниках. Строение лишайников впервые изучили русские ботаники А.С.Фаминцин и И.Д.Баранецкий. | Включаются в деятельность по освоению содержания урока. Внимательно наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают необходимые данные. | Познавательные: Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям. Коммуникативные: адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации. Регулятивные: учатся контролировать и оценивать свои действия; учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем. Личностные: формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение. |
4. Воспроизведение нового знания. Цель: организация совместной деятельности педагога и учащихся. | Фронтальное обсуждение, сообщения учащихся. | Возможны познавательные задания: Рассмотрите еще раз лишайники. Как их можно классифицировать по внешнему виду? Где встречаются лишайники? Что вы знаете о «манне небесной»? (Приложение) Что такое симбиоз? | Делятся впечатлениями. Беседуют по теме урока Называют редкие и охраняемые грибы и лишайники. Выделяют экологические группы и жизненные формы лишайников. Объясняют особенности природоохранных мер по отношению к редким и охраняемым лишайникам. | Познавательные: строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении. Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Личностные: учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями. |
5. Первичное закрепление Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи | | Намечает применения материала урока в последующем учебном. | Доказывают, что тело лишайника – это два организма: одноклеточная водоросль и грибница гриба. | |
6. Рефлексия деятельности на уроке Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности | Диалог с учащимися по резельтатам урока | Организует беседе с классом: Достигнуты ли цели исследования? Попробуй устно оценить работу групп. Каковы общие впечатления от нашей совместной работы? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? А что мы с Вами не разобрали? «Роль лишайников в природе», «Роль лишайников в жизни человека». Вы должны поставить себе оценки за работу в пятибалльной системе и сдать листы самооценки с таблицы Комментирует оценки Выдает Домашнее задание | | Познавательные: строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении. Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Регулятивные: выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме. Личностные :учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями. |