kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Свидетельство о публикации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме: Лишайники

Просмотр содержимого документа
«Свидетельство о публикации»


Технологическая карта урока биологии в 5 классе.


Тема: Лишайники

Ф.И.О. учителя : Стрижевская Ольга Владимировна


Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок по типу ОНЗ (открытие новых знаний).

Форма организации урока: индивидуальная, парная, групповая

Продолжительность урока: 40 минут

Цели :



Образовательные цели:


  1. Ввести новые знания о симбиотическом организме (лишайнике), строении, жизнедеятельности.

  2. Сформировать представление учащихся о приспособленности лишайников к разнообразным условиям обитания.

  3. Осознание роли лишайников в природе, жизни человека.

  4. Подготовка учащихся к творческой деятельности.

  5. Обеспечение практической направленности учебного процесса.



Развивающие цели:


  1. Развитие образного мышления, памяти, речи.

  2. Развитие системного биологического мышления.

  3. Формирование умения объяснять отличительные признаки грибов и лишайников, применять знания в новой ситуации.



Воспитательные цели:


  1. Знакомство с разнообразием жизненных форм лишайников и их эстетическое значение.

  2. Воспитание бережного отношения к лишайникам, как биоиндикаторам экологической обстановки в данной местности.





Результаты:



Личностные



Метапредметные


Предметные


  • ценностное отношение к умению узнавать лишайники как биоиндикатора окружающей среды, осознание значимости данного умения для формирования экологического мировоззрения;

  • ценностное отношение к совместной познавательной деятельности


Познавательные и регулятивные универсальные учебные действия:

  • целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;

  • моделирование понятия;

  • умение структурировать знание (построение алгоритма)

  • ученик научится работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

  • составлять конспект параграфа учебника до или после изучения материала на уроке;

  • пользоваться поисковыми системами Интернета.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • умение управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

  • ученик получит возможность научиться разрабатывать план – конспект темы, используя разные источники информации;

  • готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников


Базовый уровень - по стандарту и программе учащиеся должны знать :

  • основные понятия, относящиеся с строению про- и эукариотической клеток;

  • строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;

  • понятие о симбиозе;

  • общую характеристику лишайников;

  • типы слоевищ лишайников;

  • особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

По стандарту и программе учащиеся должны уметь :

  • давать общую характеристику бактерий и грибов;

  • объяснять строение грибов и лишайников;

  • приводить примеры распространенности грибов и лишайников;

  • объяснять роль лишайников в природе и жизни человека.


Повышенный уровень:

  • составлять систематику лишайников;

  • характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах.



Базовые технологии: личностно-деятельностное обучение; технология развития критического мышления; методы проблемно-диалогического обучения (подводящий или побуждающий диалог); технология формирования коммуникативных действий ; активная рефлексивная деятельность; ИКТ.

Средства обучения: таблица «Лишайники», коллекция лишайников, фотографии

лишайников, микроскопы, лупы.


Этап урока и его цель

Форма / приемы

Деятельность

Педагога


Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия (УУД)

1. Подготовительный.


  1. Выбираются объекты урока (деревья,камни), на которых можно наиболее наглядно осуществить показ разновидностей лишайников.

  2. Знакомится со специальной литературой.

  3. Составляет подробный план урока.

Отвечают на вопросы предшествующих уроков. Например:

1. -Какие группы организмов мы с вами изучили? (Бактерии, грибы, водоросли) - Какие организмы вы видели на экране?

- Почему водоросли относят к низшим растениям?

- К какой группе по способу питания относятся водоросли? (автотрофам)

- Какое вещество содержится в клетках водоросли? (пигмент хлорофилл)

- Какой процесс происходит на свету в клетках водоросли на свету и что в результате этого процесса образуется? (фотосинтез, органическое вещество)

- Чем отличаются бурые водоросли от зеленых?

- К какой группе по способу питания относятся грибы? (Гетеротрофам)

- Почему некоторые грибы могут жить только вблизи деревьев? (Симбиоз корней деревьев и нитей грибницы.)

- Что такое симбиоз? Условия жизни лишайников.

Работают с карточками.



Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи между объектами.

Коммуникативные: осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации.

Регулятивные: учатся самостоятельно подбирать материал для занятия.

Личностные: формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности.


2.Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Цель: организация обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

Коллективная или фронтальная беседа

  1. Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку.

  2. Настраивает на плодотворную работу.


Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей ( тетрадь, пишущие принадлежности, линейка), самостоятельность подготовки, настрой на урок



3. Актуализация знаний

Цель: организация восприятия задания обучающимися


Введение нового знания.

Цель: организация совместного открытия нового знания





Вступительная беседа.













Монолог с элементами беседы.


Фронтальная беседа


Выступление учителя, в форме проблемной или поисковой беседы, увлекательного рассказа, во время которого, сообщаются основные сведения о лишайниках, выясняются личный опыт ребят, знания о лишайниках.


Строение лишайников впервые изучили русские ботаники А.С.Фаминцин и И.Д.Баранецкий.







Включаются в деятельность по освоению содержания урока.

Внимательно наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают необходимые данные.



Познавательные: Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям.


Коммуникативные: адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.


Регулятивные: учатся контролировать и оценивать свои действия; учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.


Личностные: формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.


4. Воспроизведение нового знания.

Цель: организация совместной деятельности педагога и учащихся.


Фронтальное обсуждение, сообщения учащихся.


Возможны познавательные задания:

  1. Рассмотрите еще раз лишайники. Как их можно классифицировать по внешнему виду?

  2. Где встречаются лишайники?

  3. Что вы знаете о «манне небесной»? (Приложение)

  4. Что такое симбиоз?


Делятся впечатлениями.

  1. Беседуют по теме урока

  2. Называют редкие и охраняемые грибы и лишайники.

  3. Выделяют экологические группы и жизненные формы лишайников.

  4. Объясняют особенности природоохранных мер по отношению к редким и охраняемым лишайникам.


Познавательные: строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении.


Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.


Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.


Личностные: учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями.


5. Первичное закрепление

Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи


Намечает применения материала урока в последующем учебном.

Доказывают, что тело лишайника – это два организма: одноклеточная водоросль и грибница гриба.


6. Рефлексия деятельности на уроке

Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности

Диалог с учащимися по резельтатам урока

Организует беседе с классом: Достигнуты ли цели исследования?

Попробуй устно оценить работу групп.

Каковы общие впечатления от нашей совместной работы?

Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

А что мы с Вами не разобрали? «Роль лишайников в природе», «Роль лишайников в жизни человека».

Вы должны поставить себе оценки за работу в пятибалльной системе и сдать листы самооценки с таблицы

Комментирует оценки


Выдает Домашнее задание


Познавательные: строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении.


Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.


Регулятивные: выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.


Личностные :учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Свидетельство о публикации

Автор: Стрижевская Ольга Владимировна

Дата: 24.04.2019

Номер свидетельства: 508341

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Получите свидетельство о публикации сразу после добавления работы"
    ["seo_title"] => string(73) "poluchitie_svidietiel_stvo_o_publikatsii_srazu_poslie_dobavlieniia_raboty"
    ["file_id"] => string(6) "445287"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1513693062"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Мошенничество в интернете."
    ["seo_title"] => string(27) "moshennichestvo_v_internete"
    ["file_id"] => string(6) "490402"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544610474"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Мошейничество в интеренте"
    ["seo_title"] => string(27) "mosheinichestvo_v_interente"
    ["file_id"] => string(6) "490404"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544610931"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Публикации методических материалов в СМИ "
    ["seo_title"] => string(46) "publikatsii-mietodichieskikh-matierialov-v-smi"
    ["file_id"] => string(6) "111140"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407137177"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Биология - наука о жизни. "
    ["seo_title"] => string(27) "biologhiia-nauka-o-zhizni-3"
    ["file_id"] => string(6) "232963"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442946998"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства