kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарный план урока биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

обучающиеся получают новые знания о лишайниках

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план урока биологии»



Сценарный план урока биологии в 5 классе

Предмет биология

Класс 5 класс

Тема урока Лишайники

Тип занятия Комбинированный, практико-ориентированный.

Цель урока: (для учителя): создание условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, ознакомление учащихся с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.


Планируемые образовательные результаты

Предметные

– формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов
– формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы


Метапредметные

Регулятивные УУД:

  1. формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  2. формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

Познавательные УУД:

  1. Формирование умения анализировать, сравнивать , обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

  2. формирование умения владеть смысловым чтением, Задавать вопросы на основе извлечённой из текста информации.

  3. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

Личностные УУД

Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.

Задачи урока:

  • Обучающие: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

  • Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.

  • Воспитывающие: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, интернет как источник информации, таблица “Лишайники”, коллекция натуральных объектов, гербарные материалы, лупы, фотографии различных лишайников, текст для чтения, листы самоконтроля и самооценки учащихся на уроке.



Основные понятия, изучаемые на занятии: лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, соредии, биоиндикаторы.

Вид используемых ИКТ: работа с компьютером





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организвционный этап

1 мин

Приветствие учащихся. Организация ребят для работы в группах. Формируем 6 групп по 4 человека. Правила работы в группах в Приложении 1.

Приветствуют учителя.

Формируют группы.

Вспоминают правила работы в группах


Коммуникативные УУД.

Формирование умения взаимодействовать со сверстниками


2.Актуализация знаний -

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.


2 мин.

Ребята, давайте вспомним, –

Какие царства живой природы мы с вами знаем?

Составьте схему на основе ваших знаний. ( Слайд 1)

Какой тип питания характерен для грибов?


Какой тип питания характерен для водорослей?


Что такое симбиоз?







Грибы ли могут вступать в симбиоз с корнями деревьев? Как он называется?

А с водорослями? Как называется такой симбиоз? Слайд2


А теперь посмотрите на коллекции живых материалов и на гербарии, которые лежат перед вами. У вас на столах лежат лупы. Рассмотрите эти организмы.

Эти же организмы вы видите на экране Слайд 3и на фотографиях, лежащих на столах.


Встречали ли вы эти организмы в природе? Как они называются?

К какому царству они относятся?

Кто они: грибы, мхи, водоросли или это группа организмов?


Составляют схему «Царства живой природы»

В результате на слайде образуется схема

Отвечают,что

Грибы - гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не могут их синтезировать самостоятельно, в отличие от водорослей.
Симбиоз — это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам, или одному из них и не наносит ощутимого вреда другому из них.

Микориза.



Затрудняются с ответом.



Высказывают разные предположения ((могут ответить-лишайники).







Учащиеся работают в группах, не могут дать однозначного ответа. Формулируют проблему.

Мы не знаем к какой группе живых организмов отнести лишайники.

- Лишайники похожи на растения, но не растения.

- Могут жить на камнях и скалах, зданиях, заборах.

Коммуникативные УУД.

Раскрывают полученные знания, оформляют мысли в устной форме

Познавательные УУД

Преобразуют информацию из одной формы в другую.

3. Постановка проблемы.

Определение цели урока.

4 мин









Составление плана решения проблемы.










Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами».слайд4

Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.

Почему лишайники сравнивают со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня на уроке.

Что вы должны знать об этих организмах, чтобы отнести их к какому либо царству или выделить в отдельную группу.


Оформите кластер.

Слайд5

Давайте сформулируем цель урока.

Слайд6


И для достижения этого сегодня мы совершим наше путешествие в виртуальный музей и узнаем много нового и интересного об этих организмах. На каждой станции, на которой мы будем останавливаться, вы будете работать в группах: слайд7

Учитель поясняет задачу каждой группе

Первая группа формулирует общее понятие «лишайник» и дает историческую справку о возникновении науки о лишайниках

Вторая группа познакомит нас с многообразием и распространением лишайников

Третья группа будет исследовать строение, питание лишайников.

Четвертая группа выяснит почему лишайники так неприхотливы и

Как они размножаются.

Пятая группа будет искать информацию о значении лишайников в природе и охрану лишайников.

Шестая группа будет искать информацию о применении лишайников.


Каждая группа получает рабочий лист с названием темы и заданиями, которые вам предстоит выполнить, а также вам предоставлены: тексты для чтения, электронные ресурсы, гербарии, и индивидуальные оценочные листы, которые вам потребуются на этапе закрепления материала.

Напоминает, что надо составить страничку рукописной книги «лишайники» и вывесить ее на доску.

Если задания понятны, можно приступать к работе.






















- Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются?

- Какие группы и формы лишайников бывают?

- Какую роль играют в природе и жизни человека?

Составляют кластер.

Формулируют цель урока.

























Группы по 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы.





Получают рабочие листы и начинают работать.


Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).





Формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.


4. Поиск решения проблемы. Работа в малых группах.

7 мин


Учитель, при необходимости, консультирует учащихся, контролирует ход работы.

Группы по 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы.

Получают рабочие листы и начинают работать.

(Тексты см. в приложении)


Оформляют страничку рукописной книги “Лишайники”

Познавательные УУД

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений.

Коммуникативные УУД.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли).

Регулятивные УУД

Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять ( в группе) план решения проблемы.

Заполнять рабочие листы

5. Решение проблемы.

Обсуждение результатов.


18мин


Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы)


Обобщает все сказанное каждой группы и представляет информацию на слайде.

Во время выступления учащихся учитель показывает слайды №,8,9,10,11, 12, 13, 14.











Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была проблема?


Итак, мы познакомились с новым материалом, заслушали выступающих , оценили странички рукописной книги. Вспомните, для чего мы все это делали?

Какой же вывод вы можете сделать на основе полученной информации?

Почему их называют «растения-сфинксы»

Предлагает составить синквейн «Лишайники»








Физкультминутка

2мин

Отчет групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения.

Зачитывают выводы

Остальные заслушивают выступающих, отвечают на вопросы, выполняют задания в парах. Приложение2

Оценивают подготовленные рукописные странички, оформляют их маркером и вывешивают на доску.







Повторяют вопрос и отвечают на него.

Учащиеся отвечают: Чтобы решить проблему! Мы не знали, к какой группе живых организмов можно отнести лишайники.

Такое строение и способ питания не имеет ни один организм. Таким образом, лишайники нельзя отнести ни к одному царству живой природы, т. к. это особая группа симбиотических организмов, состоящие из нитей грибницы и клеток водорослей.


Составляют синквейн.




Выполняют упражнение

Коммуникативные УУД.

Составлять тезисы выступления.

Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД

1. формирование умения владеть смысловым чтением , выделять главное.

2. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации.

3. Озвучивают результаты работы, сравнивая с изображением на интерактивной доске.

4.Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему).

Регулятивные УУД

Умение слушать учителя и одноклассников, задавать и отвечать на вопросы.

6. Закрепление знаний.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

5 мин.



Ребята, у вас на столах лежат листы самоконтроля. Приложение3

Работайте над ними самостоятельно, а затем мы проведем самоконтроль и самооценку.

Обратите внимание

При выполнении теста можно воспользоваться онлайн тестом и компьютер вам выдаст оценку.

Лист самооценки ученика Приложение 4.

На работу дается 5мин, а затем на экране высвечиваются правильные ответы. Подсчитайте свои баллы.

Слайд

Самостоятельная работа учащихся.

Проводится самоконтроль и самооценка. Учащиеся подсчитывают свои баллы.

Регулятивные УУД.

1. формировать умение адекватно оценивать свои знания и умения.

2. формировать умение определять степень успешности своей работы


7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

3 мин.




Учитель предлагает вспомнить тему урока, цели, проблему над которой работали ученики, оценить меру продвижения каждого учащегося к цели, поставленной в начале урока

Ребята, мы на сегодняшнем уроке выполнили серьезную работу. Мы изучили новые для нас организмы, совершив путешествие в виртуальный музей.

В конце урока определите, как вы оцениваете свою работу? Отметьте в ваших листах самооценки.

1. Я работал активно/ пассивно.

2. Своей работой я доволен/ не доволен.

3. Урок для меня показался интересным/ скучным.

4. Материал урока мне был понятен/ не понятен;

5. Материал урока я усвоил / не усвоил.

Уч-ся отмечают наиболее трудные и понравившиеся этапы урока,

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы

Определили тему, проблему, гипотезу, план работы, источники информации, выполнили задания, создали продукт –странички рукописной книги “лишайники”, сумели сделать вывод.

Ребята работают в листах самооценки.

Личностные УУД.

Называют тему урока, цели, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы.

Познавательные УУД.

Анализ, построение логической цепи рассуждений.

Личностные УУД

Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

8. Домашнее задание

1мин

Учитель подводит итоги урока, отмечает, сколько учеников по результатам самооценки и самоконтроля получили “отлично”, “хорошо” и “удовлетворительно”.

Комментирует Д/з (Слайд 24)

1) Параграф №19,вопросы после параграфа.(для тех, кто недостаточно усвоил материал по результатам самоконтроля и самооценки).

2) Попробуйте найти лишайники возле своего дома. Зарисуйте их в тетради, определите форму слоевища . Сделайте вывод в тетради о чистоте окружающей вас воздушной среды.(для тех, кто усвоил материал на хорошо)

3) Для тех, кто материал усвоил отлично: Составьте кроссворд на тему “лишайники”.

Записывают задание в тетрадь.

Коммуникативные УУД.

Осуществляют взаимный контроль записей домашнего задания в дневнике.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Сценарный план урока биологии

Автор: Пономарев Вячеслав Георгиевич

Дата: 20.03.2019

Номер свидетельства: 503909

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства