kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока биологии в 5 классе ""Процессы жизнедеятельности клетки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие направлено на достижение метапредметных результатов обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Процессы жизнедеятельности клетки»





Урок биологии в 5 классе

«Процессы жизнедеятельности клетки»


Пояснительная записка к уроку


УМК:И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова «Биология 5 класс», Вентана-Граф», 2012

Тема урока: Процессы жизнедеятельности клетки.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Предмет: биология

Класс: 5

Номер урока: 8-й урок в теме «Биология - наука о живом мире» (глава 1, содержит 9 уроков).

Цель урока: достижение метапредметных результатов обучения через организацию работы с содержанием учебного материала урока.

Задачи урока:

  1. Формировать способность работать с понятиями (метапредмет «знание») через организацию работы учащихся с учебным материалом.

  2. Формировать способность к схематизации (метапредмет «знак»),через организацию работы учащихся с учебным материалом.

  3. Формировать коммуникативные УУД через организацию парной работы и способностей верно выражать свои мысли и определять понятия.


Позиция учителя по педагогическим приоритетам, ценностям, технологиям с

логическим выходом на тему урока.


Данный урок разработан для учащихся 5 класса, обучающихся по ФГОСам, причем, подростки в начальной школе обучались по стандартам первого поколения. Опыт работы с ними показал, что УУД в них слабо сформированны, также как и не достигнуты метапредметные результаты обучения. Для успешного достижения требуемых ФГОСАМи результатов обучения, необходимо срочно наверстать упущенное. Поэтому проводимые занятия направлены, в первую очередь, на достижение метапредметных результатов обучения.

Метапредметы (знание-знак-проблема-задача) – фундаментальные единицы, которые равно выделяются в любой дисциплине и позволяют освоить собственно познавательный процесс, не запомнить информацию, а словно переоткрыть ее. У каждого метапредмета своя задача:

• «знак» - формирование у школьников способности схематизации;

• «знание» - формирование способности работать с понятиями;

• «проблема» - формирование у школьников собственной позиции относительно данного события;

• «задача» - решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.

Содержание предмета в этом классе чрезвычайно перенасыщено биологическими понятиями, трудно доступными для понимания пятиклассников. Для осознания, понимания и лучшего запоминания детьми трудного материала и применяются приемы схематизации материала, а также формируется умение работать с понятиями.

Схематизация помогает, также, включать новый материал в уже имеющуюся у ребенка систему знаний. Дети учатся работать с информацией (формируются познавательные УУД), учатся «прекодировать» информацию из одного вида (текстового), в другой (схемы), а затем учатся «читать» эти схемы и вновь переводить информацию в словесную форму (устная речь). Создание схем помогает также, при обучении детей правилам создания определений понятий, чего дети совсем не умеют делать, так как получают понятия только в готовом виде.

Именно метапредметы «знак» и «знание» должны вначале освоить подростки, чтобы успешно обучаться далее, осваивать основы наук. Ведь курс биологии в пятом классе уже не пропедевтический, он содержит строго научную информацию, а абстрактно-логическое, понятийное мышление у детей еще не сформировано.

При моделировании метаурока происходит следующее:

1.Ученик не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, «переоткрывает» открытие.

2. Ученик открывает сам способ работы с понятием.

Структура метапредметного урока включает в себя обязательные элементы:

• этап мобилизации внимания, вызов интереса;

• целеполагание – формулирование самими учащимися целей урока;

• включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность, в основе которой проблема – понимание дефицита имеющихся у обучающихся знаний или умений;

• коммуникацию – взаимообмен информацией участников процесса;

• самооценку и взаимное оценивание – результаты самопроверки и взаимопроверки;

• рефлексирование по поводу содержания и деятельности на уроке.

Метапредметное образование согласуется с такими принципами построения урока в рамках системно-деятельностного подхода как, принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности; принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик; принцип целостности – формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.


Цель применения ИКТ на уроке.

На данном уроке используется презентация, которая ускоряет работу на уроке, экономит время учителя и детей. С помощью данной презентации учитель обобщает результаты работы детей и помогает им выстраивать схему процесса жизнедеятельности клетки. Кроме того, демонстрируемые иллюстрации помогают реализовать принцип наглядности в обучении.


Используемое оборудование: компьютер, экран, стаканы, пипетка, ванночки, скальпель, йод, мука, семена подсолнечника, клубень картофеля.




















Конспект урока


Слайд


Деятельность учителя


Деятельность ученика


1 этап урока:Этап мобилизации внимания, формирование интереса(1мин.)


Цель этапа учителя:

Мотивировать учащихся к работе, вызвать интерес, мобилизовать внимание.

Цель этапа ученика:

Настроиться на работу, актуализировать знания.


Учитель, начиная урок, напоминает детям, что они не только изучают биологию как учебный предмет, но и учатся учиться.

В том числе, учатся работать с информацией, переводить ее из текстовой формы в схематическую и обратно в текстовую, в устный рассказ. Учатся работать с понятиями, давать определения.

Следят за мыслью учителя. Вспоминают содержание предыдущих уроков, упражнения по выработке УУД, которые выполняли вместе с учителем.


2 этап урока: Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность

(в основе которой проблема – понимание дефицита имеющихся у обучающихся знаний или умений с выходом наличностное целеполагание через осознание своих затруднений)(14мин.)


Цель этапа учителя:

1. Организовать осознание учащимися целей своего обучения и способов достижения целей.

2. Актуализировать знания детей, продолжить работу по формированию познавательных УУД, работу с метапредметами «знак» и «знание».

3. Развивать способности к анализу информации, критическое мышление.

Цель этапа ученика:

1. Определить свой уровень освоения учебного действия.

2. Определить свои цели освоения способов работы с информацией.

3. Осознание содержания и форм своей учебной деятельности (при получении знаний не в готовом виде, а, добывая их самостоятельно).


Учитель обращается к детям с вопросами:

- Как мы узнаем, овладели ли мы этими умениями, действиями, которые пригодятся нам при изучении любого предмета?

Дети предполагают:

- Надо попробовать это сделать.

- Нужно выполнить выполнить задания.

- Попробовать дать самому определение чего-либо.

- Попробовать составить схему по какому-то тексту.


- Кто-то из вас хочет проверить себя, определить, насколько хорошо вы овладели учебными действиями и содержанием учебного материала?

Желающие поднимают руки и учитель выбирает из них четырех учащихся, которые будут выполнять задания на доске.


Дети получают задания и работают у доски, по мере готовности заданий, ученики рассказывают о результатах своей деятельности и отвечают на вопросы учителя.

Задания для работы у доски:

Выполняют задания.

  1. Рассмотри результаты опытов по определению в природных объектах различных веществ, и поясни. Какие именно вещества были обнаружены тем или иным способом.

Ученик дает объяснение опытам, проделанным учителем заранее или прямо перед ним:

1. Йодная проба на содержание крахмала в клубне картофеля.

2. Обнаружение жира в раздавленных семенах подсолнечника.

3. Обнаружение в муке белка и крахмала.

  1. Составьте схему взаимоподчинения и взаимосвязи понятий: атом, вещество, тело, молекула.

Ученик составляет схему:

Тело →Вещество →Молекула →Атом


  1. Составь схемы: «Виды веществ» и «Состояния веществ»

Схема:

Виды веществ




Неорганические:

Вода

Минеральные соли


Органические:

Белки

Жиры Углеводы







Состояния веществ

жидкое

твердое

газообразное


  1. Составь схему «Вещества клетки». Приведи примеры этих веществ и поясни, какие функции выполняют в клетке указанные вещества.

Схема:

Вещества клетки





Органические:

Белки (клейковина)

Жиры (масла)Углеводы (крахмал)



Неорганические:

Вода

Минеральные соли










Пока учащиеся у доски выполняют задания 2-4, учитель и учащиеся заслушивают подростка, выполнявшего первое задание. Организует обсуждение результатов работы.

Учащиеся следят за выступлением товарища, делают дополнения. Оценивают результат работы.

Педагог просит детей дать определение понятию «Вещество».

Но, поскольку, в предыдущем параграфе, в котором изучаются вещества клетки, определения не дается, дети испытывают затруднения.

Тогда учитель предлагает заслушать ученика, выполнявшего второе задание и, руководствуясь созданной схемой, дать требуемое определение.

Дают свои определения.






Дети справляются с заданием. Дают определение:

«Вещество – это составная часть тел, то, из чего состоят тела»


Далее детям предлагается проанализировать выполнение заданий 3 и 4. Происходит обсуждение работ.

Анализируют задания. Высказывают свои мнения, обсуждают результаты.


Учитель продолжает обсуждение проделанной работы:

- У всех ли получилось дать определение?

- Если бы вы выполняли задания у доски, смогли бы вы все сделать правильно?

- Почему?

- Что нужно делать, чтобы лучше получалось?

Оценивают свой уровень освоения учебного действия.

Предполагают, что необходимо еще тренироваться, выполнять задания, чтобы освоит хорошо учебное действие.


Учитель соглашается с мнением детей и предлагает продолжить работу над дальнейшим освоением биологических понятий.

Открывают учебники, параграф 7 «Процессы жизнедеятельности»


3этап урока:Формирование способности работать с понятиями (3 мин.)


Цель этапа учителя:

1. Обучение смысловому чтению, пониманию и анализу прочитанного.

2. Обучение созданию определений.

Цель этапа ученика:

1. Учиться понимать изучаемый текст, анализировать определения.


Учитель напоминает детям, что сейчас они изучают клетку и предлагает дать определение клетки.

Дают определение клетки как наименьшей части живого организма. Вспоминают, что организмы бывают одноклеточные и многоклеточные.


Благодарит детей за определение и предлагает найти в учебнике на стр. 29 расширенно, научное определение клетки. Спрашивает, что нового появилось в этом определении, по сравнению с уже им известным.

Указывают выделенные авторами учебника свойства клетки «… служит основной единицей строения и жизнедеятельности организма».


Учитель спрашивает детей, понятно ли им это определение.

Отвечают, что понятно.


Тогда учитель просит пояснить, как они это понимают:

- Что значит «Клетка – единица строения организма»?

- Как можно выразить эту мысли другими словами?

Происходит обсуждение.

Объясняют, как они понимают выражение. Приходят к выводу, что выражение означает то, что организмы состоят из клеток.


Учитель просит учащихся найти на стр. 29 еще одно определение клетки: «Клетка – живая система» и, прочитав соответствующий абзац, пояснить, как они поняли это определение.

Дети, прочитав абзац, дают пояснения.


Педагог благодарит ребят и просит выделить в тесте признаки системы.

Он напоминает им, что понятие система может быть отнесено не только к живым телам, но и к неживым объектам. Для того, чтобы понять, что же в мире является системой, нужно уметь выделять ее признаки.

Дети испытывают затруднения. Мыслят. Ищут в тексте критерии системы.

В процессе совместного поиска выделяются критерии системы:

  1. Состоит из частей.

  2. Части взаимосвязаны.


4 этап урока:Формирование у школьников способности схематизации(14мин.)


Цель этапа учителя:

1. Учить смысловому чтению.

2. Формирование обобщенного системного представления о мире.

3. Вырабатывать навык работы со схемами.

Цель этапа ученика:

1.Обучатьсяанализутекста и схематизации понятий жизнедеятельность и обмен веществ.



Продолжая урок, учитель предлагает вернуться к первому определению клетки и обратить внимание на вторую часть определения «…клетка – единица жизнедеятельности организма».Он предлагает подросткам объяснить, как они понимают это выражение.

Предлагает дать определение понятию «жизнедеятельность».

Испытывают затруднения.


Педагог спрашивает детей, как можно разрешить создавшее затруднение.

Дети предполагают, что нужно поискать информацию в учебнике.


Учитель просит учащихся прочитать первый абзац параграфа и выяснить, что же ученые понимают под жизнедеятельностью.

Дают ответы в виде перечисления признаков жизни организма.


Учитель настаивает на более детальном анализе текста и выделении одного понятия, которое может характеризовать жизнедеятельность.

Работая активно с текстом, анализируя его, дети выходят на понятие «процессы».

1

Учитель благодарит за работу и открывает на экране первый слайд презентации, чтобы произошла визуализация и мысленная схематизация материала.

Рассматривают изображение, осознают и анализируют схему.

Жизнедеятельность


Процессы



Далее детям предлагается еще поработать со схемой и расширить ее:

- Как это можно сделать?

Дети отвечают, что теперь можно назвать те процессы, происходящие в организме, которые отражают его жизнедеятельность. И называют эти процессы.

2

Происходит обсуждение и учитель демонстрирует следующий слайд, который содержит перечисление процессов, которые назвали дети, использовав имеющиеся знания, и проанализировав текст учебника.


Далее педагог просит детей вспомнить изученное ранее понятие «обмен веществ» и подумать над тем,есть ли какая связь между понятиями «жизнедеятельность» и «обмен веществ».

Вспоминают и дают определение понятия «обмен веществ».

Указывают, что часть процессов жизнедеятельности входят и в понятие «обмен веществ».

3

Уточняет, какие именно процессы входят в понятие «обмен веществ» и как это можно отразить на нашей схеме.

Демонстрирует следующий слайд, отражающий соотношение исследуемых понятий.

Отвечают на вопросы.

4

Продолжая работу, педагог предлагает учащимся вспомнить и открыть в тетрадях схему обмена веществ, которую они создали несколькими уроками ранее.

На экране показывается соответствующий слайд.


Педагог просит детей «прочитать схему»

«Читают» схему, то есть переводят информацию в форму устной речи, рассказа о том, что понимается под обменом веществ, какие процессы сюда входят.


Далее учитель предлагает детям вновь вернуться к первому абзацу параграфа и выяснить, как расширяет наше понимание обмена веществ данный текст, какие еще процессы обмена веществ там описываются.

Читают и анализируют текст.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы.


5 этап урока:Коммуникация – взаимообмен информацией участников процесса, самооценка и взаимное оценивание (6мин.)


Цель этапа учителя

1. Организовать работу в малых группах.

2. Продолжить работу над навыками схематизации.

3. Выработка навыков самопроверки и взаимопроверки.

Цель этапа ученика

1. Учиться взаимодействовать в малой группе.

2. Учиться анализировать текст и схематизировать информацию.



Педагог предлагает детям проговорить, что это за процессы и где они происходят.

Дети, выполняя задание на бланках для индивидуальной работы с заготовками схемы, вносят туда дополнения к ранее сделанной схеме, извлекая дополнительную информацию из учебника. Сначала они работают в парах, затем сверяют свои схемы в четверках, объединившись двумя партами.

Находят указанные процессы и определяют их место протекания – внутри клетки. Совместно ищут способ внесения новой информации в схему.

5- 8

Далее следует обсуждение проделанной работы. По мере обсуждения материала, учитель демонстрирует следующие слайды, последовательно раскрывающие процессы обмена веществ, происходящие внутри клетки.

Показав итоговый слайд, учитель просит желающих «прочитать» его.

Участвуют в обсуждении, сверяют свою работу с «эталоном» на слайде, «читают» схему.


6 этап урока:Решение разных задач и освоение способов их решения.(4 мин)


Цель этапа учителя:

1. Закрепление умений работы с текстом.

2. Формирование аналитического мышления.

3. Организация открытия учениками нового знания.

Цель этапа ученика:

1. Учиться работать с текстом.

2. Решать поставленные учителем задачи.


Переходя к следующему материалу, учитель просит детей проанализировать еще два понятия, входящие в более крупное понятие «жизнедеятельность»: «рост» и «развитие».

Находят в учебнике соответствующий материал и с его помощью дают определения:

Рост – увеличение размеров.

Развитие – приобретение новых качеств.

9


Учитель демонстрирует слайд с рисунком клетки на разных стадиях жизни и просит определить, какие процессы: роста или развития изображены.

Исследуют рисунок на слайде и в учебнике. Высказывают и аргументируют свои мнения.


После того, как в беседы выясняется, что здесь можно наблюдать и рост и развитие системы. Учитель просит выделить признаки процессов.

Выделяют признаки.

Признаки роста: увеличеие размеров.

Признаки развития: изменение вакуолей.


Учитель задает резюмирующий вопрос:

- Как же можно отличить молодую клетку от старой?

Выделяют признаки отличий.


Исследуя понятия далее, педагог задает следующий вопрос:

- Какие новые свойства приобретает растущая клетка?

Пользуясь первой схемой, как подсказкой, дети находят ответ:

- Способность к размножению – делению.

10-12

Далее следует беседа, актуализирующая знания детей:

- Что такое размножение?

- Как клетки размножаются?

- Какую главную задачу должна решить клетка в процессе деления?

- Где в клетке хранится наследственная информация?

На доске демонстрируются слайды с делящейся клеткой.

Дают определения понятий, отвечают на вопросы.






Отвечая на этот вопрос дети вспоминают принцип «матрешки», изученный ранее:

«Клетка – ядро – хромосомы – ДНК – гены».


Актуализировав знания детей, учитель предлагает им выяснить, как же клетка обеспечивает передачу всего своего наследственного материала, хромосом от материнской клетки к дочерней.

Для этого предлагается провести моделирующий эксперимент. Желающие ученики (два человека) приглашаются к доске, где на стол учитель выкладывает 20 карандашей и предлагает представить. Что это хромосомы делящейся материнской клетки. Детям предлагается разделить их между двумя дочерними клетками так, чтобы в каждую из них попала вся информация, имеющаяся в материнской клетке.

Пытаются выполнить задание. Делают ошибки, обсужают их вместе с кдлассом. Находят верное решение.


Обсудив результаты, учащиеся вместе с учителем приходят к идее копирования наследственной информации.



7 этап урока:Рефлексирование по поводу содержания и деятельности на уроке(3мин.)


Цель этапа учителя:

1. Обобщение материала, организация рефлексии деятельности.

2. Формирование обобщенного системного представления о живой природе, ее жизнедеятельности.

Цель этапа ученика:

1. Подведение итогов занятия.

2. Выстраивание «схемы мира» в сознании.


Подводя итоги и обобщая материал, учитель предлагает детям показать связь процессов: Обмен веществ – Рост - Размножение

Раскрывают смысл процессов. Показывают их взаимосвязь.


Почему мы называем клетку живой, биосистемой?

Отвечают на вопрос, обобщают, закрепляют материал.


Покажите взаимосвязь частей клетки.

Раскрывают смысл взаимосвязи частей клетки.


8 этап урока: Домашнее задание


Учить пар.7, отвечать устно на вопросы.

В тетрадях восстановить схему «Обмен веществ клетки».

Записывают задание в дневник.


















































Приложения

  1. Текст параграфа учебника.

  2. Задания для работы у доски.

  3. Карточки для индивидуальной работы.

  4. Диск с записью презентации.


Просмотр содержимого документа
«бланки для индивидульной работы»

































Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Жизнедеятельность клетки

Жизнедеятельность клетки

Жизнедеятельность Процессы

Жизнедеятельность

Процессы

Жизнедеятельность Процессы Пита-ние Дыха-ние Выде-ление Раздражи-мость Размно-жение Рост Развитие

Жизнедеятельность

Процессы

Пита-ние

Дыха-ние

Выде-ление

Раздражи-мость

Размно-жение

Рост

Развитие

Жизнедеятельность Процессы Пита-ние Дыха-ние Выде-ление Раздражи-мость Размно-жение Рост Развитие Обмен веществ

Жизнедеятельность

Процессы

Пита-ние

Дыха-ние

Выде-ление

Раздражи-мость

Размно-жение

Рост

Развитие

Обмен веществ

Вода Органические вещества Кислород Минеральные соли Углекислый газ Вода Вредные вещества

Вода

Органические вещества

Кислород

Минеральные соли

Углекислый газ

Вода

Вредные вещества

Перемещение веществ

Перемещение веществ

Перемещение веществ     Химические реакции Обмен веществ

Перемещение веществ

Химические реакции

Обмен

веществ

Перемещение веществ     Химичес-кие реакции Образование веществ Обмен веществ Выделение энергии Распад и окисление веществ

Перемещение веществ

Химичес-кие реакции

Образование веществ

Обмен

веществ

Выделение энергии

Распад и окисление веществ

Перемещение веществ Рост и развитие     Химичес-кие реакции Образование веществ Обмен веществ Выделение энергии Распад и окисление веществ

Перемещение веществ

Рост и развитие

Химичес-кие реакции

Образование веществ

Обмен

веществ

Выделение энергии

Распад и окисление веществ

Деление клетки

Деление клетки


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока биологии в 5 классе ""Процессы жизнедеятельности клетки"

Автор: Алексеева Нина Сергеевна

Дата: 11.01.2019

Номер свидетельства: 494827

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Энергетический обмен."
    ["seo_title"] => string(25) "enierghietichieskiiobmien"
    ["file_id"] => string(6) "282960"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453744314"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства