Методы работы: словесный частично-поисковый, наглядный.
Ход урока:1.Проверка знаний и умений.
Проверка знаний о видах экологических ресурсов по вопросам:
1 .Раскройте понятие « ресурсы среды».
2.Какие вы знаете типы ресурсов?
3.Как взаимосвязаны понятия «ресурсы» и «условия среды»?
2.Изучение нового материала.
1.Связи между населяющими сообщество организмами, представленные в форме пищевой сети; пищевые цепи как каналы потоков вещества и энергии; трофические уровни сообщества. (объяснение учителя)
Учитель: Организмы, входящие в состав экосистем, связаны друг с другом пищевыми отношениями. По типу питания различаются следующие группы:
А.Автотрофы (их еще называют продуцентами). Это зеленые растения, создающие в процессе фотосинтеза органические вещества. Продуценты аккумуляторы солнечной энергии.
Б.Гетеротрофы. Эти организмы не способны сами создавать органические вещества, живут за счет использования органических веществ и энергии, синтезированных автотрофами. Все животные и человек-гетеротрофы.
В.Редуценты. Они тоже сами не создают органических веществ, а живут за счет энергии, полученной при разложении остатков мертвых растений и животных. Это многочисленные грибы, микроорганизмы.
3.Работа в малых группах. Работа с диском «Зеленый пакет»
. Раздел « Природная среда» подраздел «Биологическое разнообразие» «Пищевая пирамида».
Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает задание.
Задание: Пользуясь перечнем видов, связанных пищевыми связями, постройте три схемы:
1 группа-(Река и долина)
1.схема - пищевая цепь с указанием видов, которыми питаются рыбы.
2.схема - пищевая цепь с указанием видов, для которых рыба служит пищей
3схема-общая схема пищевой сети, с указанием рыб.
2группа - (Лес)
1схема-пищевая цепь с указанием видов, которыми питаются еж.
2схема-пищевая цепь с указанием видов, для которых еж является пищей.
3.общая схема пищевой цепи, с указанием ежа.
3-группа. «Луг»
1.схема - пищевая цепь с указанием видов, которыми питаются суслики.
2.схема - пищевая цепь с указанием видов, которые питаются сусликами.
3 .схема - общая схема пищевой цепи, с указанием сусликов.
4.группа.
1.схема - пищевая цепь с указанием видов, которыми питаются крысы.
2.схема - пищевая цепь с указанием видов, которые питаются крысами.
3.схема - общая пищевая цепь с указанием крыс.
2.Поток вещества и поток энергии; источники энергии, необходимой организмам; пирамиды численности и биомассы . ( объяснение учителя )
Учитель :В наземных экосистемах только незначительная часть биомассы, потребленной животными, используется для создания собственной массы, те есть для увеличения собственной массы. Эта величина для большинства животных не превышает 10 %.Таким образом, если заяц съел 10 кг растительной массы, то за счет этого его собственная масса увеличится только на 1 кг, а потом поедая 1 кг зайчатины, лисица увеличит свою массу только на 100 грамм, или на 0,01 от биомассы растений, съеденных зайцем .Если изобразить биомассы растений, зайца и лисицы графически, то мы получим так называемую пирамиду биомасс (графический рисунок).
3
2
1
Пирамида биомасс:1.-биомасса зеленых растений
2.-биомасса растительноядных животных
3.-биомасса хищных животных
Существует три типа экологической пирамиды:
1Пирамида чисел (на каждом уровне откладывается численность отдельных организмов).
3 3-птицы
2 2-личинки насекомых
1 1-дерево
3 3-паразиты птиц
2 2-дятлы
1-дерево дупло
Пирамида биомасс: Продуценты (растения) крупные и живут долго,
На суше: отсюда и устойчивая пирамида с широким
основанием.
В водной среде
Весной В остальное время года
Причина: в период « цветения» (весной) масса растений превышает массу потребителей. В остальное время наоборот, так как в воде живут растения в основном малых размеров и с коротким жизненным циклом.
Пирамида энергии. Единиц условной энергии остается.
100
1000
10000
100000
1000000
Единиц условной энергии запасают растения в процессе фотосинтеза. Организмы, получающие пищу через одинаковое число этапов, считаются одним трофическим уровнем. В БГЦ (биогеоценоз) пищевые цепи переплетаются , образуя трофические связи.
Таким образом, при переходе от одного звена пищевой цепи к другому биомасса стремительно уменьшается. Тогда возникает вопрос , а куда девается остальные 90 % съеденной биомассы?
Для того, чтобы ответить на данный вопрос, необходимо разобраться в сущности процессов фотосинтеза и окисления органических веществ.
Известно, что в процессе фотосинтеза в хлорофилловых зернах клеток листьев происходит образование органических веществ из неорганических соединений- воды и углекислого газа. Процесс этот эндотермический, то есть идет с поглощением большого количества энергии, которая поступает в растения в виде видимых лучей Солнца. Поглощенная энергия аккумулируется в синтезированных соединениях в другой форме -в форме энергии химических связей.(формула фотосинтеза)При разложении органических соединений на более простые аккумулированная энергия освобождается и выделяется в виде тепла. Так происходит, например , при горении органических веществ (дров, каменного угля, торфа ).В организмах живых существ, как и при горении, сложные органические вещества подвергаются окислению, а выделившаяся при этом энергия тратится на движение, размножение, поддержание температуры тела, в конце концов она излучается в окружающем пространстве в виде тепловых(инфракрасных ) лучей. Поскольку инфракрасные лучи не улавливаются растениями, то эта энергия уходит безвозвратно в мировое пространство.
В пищевых цепях энергия переносится вместе с биомассой от одного звена к другому, и в каждом звене большая ее часть теряется в виде теплового излучения. Таким образом, в каждом звене уходит в среднем около 90 % всей энергии и только 10 % задерживается в организме в виде химических связей вновь синтезированных органических веществ. Следовательно КПД организмов 10%. Растительноядные животные поедают не всю биомассу растений. Несъеденная часть отмирает и поступает в почву в виде опада. В почву поступают также трупы животных. В общей сложности вместе с опадом трупами животных в почву переходит более 90 % запасов энергии, аккумулированной в органических веществах.(схема биологического круговорота)
ПРОДУЦЕНТЫ
(ЗЕЛЕНЫЕ РАСТЕНИЯ)
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА КОНСУМЕНТЫ
(ПОЧВА,ВОЗДУХ, ВОДА) (ЖИВОТНЫЕ)
РЕДУЦЕНТЫ
(БАКТЕРИИ, ГРИБЫ)
Учитель .Роль энергии в жизненных процессах биосферы можно сравнить с с водяным колесом и потоком воды. Колесо символизирует запасы вещества в биосфере: оно непрерывно крутится, оставаясь на месте и не изменяясь. То же самое происходит и с веществом биосферы: не изменяясь количественно, оно находится в состоянии непрерывного круговорота. Но колесо само по себе не будет вращаться, необходим постоянный поток воды. Вода , раз совершив работу, уходит и повторно не возвращается к колесу. Стоит прекратиться потоку воды -остановится и колесо. Поток энергии через биосферу играет точно такую же роль. Он «крутит колесо» круговорота веществ и обеспечивает тем самым существование и развитие биосферы. Стоит прекратиться потоку энергии- встанет и «колесо жизни» биосферы.
тест:
1.Перенос питательных веществ и энергии в экосистеме характеризуют три термина:
А.Трофический уровень, пищевая сеть, консументы
Б.Пищевая цепь, пищевая сеть, трофический уровень
В.Пищевая цепь, продуценты, трофический уровень
2.Трофический уровень определяется как совокупность:
А.Продуцентов, консументов , редуцентов
Б. Организмов, объединенных типом питания
В.Автотрофов и гетеротрофов.
3.Трофическая цепь, пищевая цепь, цепь питания есть:
А.Взаимоотношения между организмами, которые приводят к устойчивому воспроизводству особей
Б.Взаимоотношения между организмами, через которые в экосистеме происходит трансформация веществ и энергии
В.Взаимоотношения между организмами, которые сводятся к обмену информацией
4. При переходе с одного уровня на другой, часть энергии обязательно теряется. Особенно велики потери при переносе энергии:
А.От травоядных к хищным животным
Б.От растения к травоядным животным
В.От солнца к растениям.
5. Закон однонаправленности потока энергии утверждает, что:
А.Энергия, усваиваемая продуцентами, передается по цепи питания без изменений
Б.Энергия ,усваиваемая продуцентами, рассеивается или вместе с их биомассой необратимо передается консументам первого, второго и так далее порядков, а затем редуцентам с падением на каждом из трофических уровней в результате дыхания.
В.Энергия ,усваиваемая продуцентами, увеличивается в цепи питания.
6.Последовательность цепи питания имеет следующий вид: